Русский национальный характер в контексте процессов формирования и развития политической жизни России

Военная система России во все времена существенно отличалась от западноевропейской. Это прежде всего проявлялось в комплектовании русской армии, в основе которого был положен принцип «повинности», обязательности военной службы, долга каждого русского человека защищать свое Отечество. Русская армия практически всегда была национальной по своему составу, хотя в ее рядах было много и инородцев. Но она никогда не знала наемничества и вербовки. Воинские формирования из инородцев были в основном иррегулярными, а приглашение иностранцев на русскую военную службу было закреплено присягой, как и служба российских подданных.

Первое регулярное российское войско (стрельцы) было создано еще в XVI в. Иваном Грозным. Большая же часть армии в то время состояла из земского ополчения, созывавшегося в военное время. Летописи того времени не отмечают позорных фактов грабежей и насилия со стороны русских воинов, которыми богата история наемных западноевропейских армий, а их военное искусство не знает подвигов, которые могли бы сравниться с подвигами русского войска.

Рекрутская система комплектования, введенная Петром I, равномерно распределилась на все православное население России. Такой принцип основывался не на материальных, а духовных началах. В связи с этим от всех, кто отбывавал воинскую повинность, требовались высокие нравственные качества. Русской национальной особенностью являлся и принцип содержания армии в кадровом составе в мирное время. По схожим принципам, в частности, на основе всеобщей воинской обязанности, комплектовались и Вооруженные Силы СССР. Эта система показала свою жизнеспособность в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В начале 90-х гг. нравственное разложение общества сказалось и на Вооруженных Силах. Престиж их резко упал, принцип всеобщей воинской обязанности стал давать серьезные сбои, что досталось в наследство и Российским вооруженным силам.

Важнейшей национальной особенностью подготовки русской армии являлось требование обучать войска тому, что необходимо на войне. Рациональный подход к обучению войск был характерен для нее издавна, но как система он появился в петровский период. Еще более ярко этот подход проявился в суворовской «науке побеждать». Он просматривается в теоретических трудах и военной деятельности М.И.Драгомирова. Его придерживался М.Д.Скобелев. В Советской Армии это был один из ведущих принципов обучения, к сожалению, постепенно утерявший свое значение. Нынешнее состояние российской армии также мало способствует его применению.

Несомненная особенность русской армии заключалась во взаимном доверии личного состава и их полководцев, командиров всех степеней и рангов. Вся суворовская система подготовки войск основывалась на заботе о воинах. Известно отеческое отношение к солдатам М.И.Драгомирова, М.Д.Скобелева. И солдаты с величайшим уважением и доверием относились к таким военачальникам. В Советских Вооруженных Силах подобные отношения с воинами отличали Н.Я.Ватутина, Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского и др. К сожалению эта традиция слабо приживается в сегодня.

Одной из ярких особенностей русской армии, обусловленной характером нашего народа, была способность ее воинов к самостоятельности, отсутствие приверженности к шаблону в боевых действиях. Благодаря именно ей, прославили русское оружие П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, М.И.Кутузов, П,С,Нахимов и др. Во время русскояпонской войны наши войска начали стихийно, вопреки действующему уставу, применять приемы «рассыпного строя», снижающие потери от массированного пулеметного огня, а также впервые в мире вести стрельбу артиллерии с закрытых огневых позиций и другие, ранее неизвестные тактические приемы. Много примеров инициативы, самостоятельности воинов дает нам Великая Отечественная война. Однако эта черта не получила развития в боевых действиях наших войск в Афганистане и Чечне. Видимо, отсутствие поддержки общества и сомнения в справедливости этих войн наложили отпечаток на инициативу и активность воинов.

Традиционной национальной особенностью русской армии было развитое чувство коллективизма, взаимной поддержки и выручки ее воинов, которое обусловлено общинным укладом жизнедеятельности нашего народа. Коллективизм и взаимопомощь выросли из его прошлого, из его нелегкой судьбы, из постоянной необходимости совместными усилиями выходить из многочисленных бед и военных угроз. На их основе формировались готовность русских воинов к самопожертвованию, их доблесть, войсковое товарищество и другие черты, проявляющиеся в наиболее трудные времена истории России. Коллективизм и взаимовыручка определенным образом сказывались на специфике строительства русской армии и ведении ею боевых действий. Они делали русского воина стойким в сомкнутом строю и в обороне, когда он чувствовал локоть товарища, что получило отражение в построениях войск, закрепленных в боевых уставах. Благодаря этим качествам, наша армия нередко совершала на войне то, что всеми до этого признавалось невозможным и поражало как союзников, так и противников.

Высочайшие морально-психологические качества, делавшие армию надежным оплотом безопасности России, показывало и русское офицерство. Однако, резкая социальная дифференциация царской армии и наличие в рядах ее офицерского корпуса значительного числа иностранцев, не понимавших, а порой и ненавидевших русского солдата, были серьезным препятствием во взаимоотношениях между ними. Поэтому связующим звеном здесь выступал унтерофицерский состав, который фактически являлся хозяином казармы. Это были добросовестные служаки, но их ретивость в службе доходила порой до фанатизма и изуверства по отношению к солдатам, примеров чему можно немало найти в произведениях русских писателей. Вместе с тем унтерофицеры были профессионалами высокого класса. Не случайно из их рядов вышли видные советские военачальники С.М.Буденный, Б.М.Думенко, Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, В.И.Чапаев и др. К сожалению, традиция подготовки высоко-квалифицированных младших командиров постепенно утрачивалась в Советской Армии и совершенно забыта в нынешней.

Вне всякого сомнения, и солдаты, и офицеры как русские люди несли в себе не только достоинства, но и недостатки характера своего народа. Небрежность и неаккуратность в исполнении, невнимательность, легковесное отношение к делу, беспечность, вольности в соблюдении требований дисциплины и вообще законов, знаменитое «авось», «небось» и «как-нибудь» создавали предпосылки для пренебрежительного отношения к русскому воину. Этим в немалой степени было обусловлено и грубое отношение офицеров к солдатам, генералов к офицерам, да и в целом недоверие царского правительства к войскам, чем объясняется то, что боевые уставы русской армии XIX - начала XX вв. жестко регламентировали каждый шаг офицера и генерала, фактически снимая с них при соблюдении уставов всякую ответственность за исход воевых действий. Это предполагало шаблон в их ведении, неприемлемый душе русского воина, либо толкало наиболее инициативных офицеров на нарушение уставных требований.

Серьезным препятствием на пути развития военного искусства в России являлась чрезмерная доверчивость нашего народа в сочетании с некритическим усвоением правящей элитой чужого военного опыта и ее четко выраженная прозападная ориентация. Военная политика России со всей очевидностью была подчинена интересам европейских союзников, которые откровенно эксплуатировали ее колоссальные людские ресурсы, мужество русских воинов, Особенно позорным это явление стало в годы империалистической войны. Используя экономическую зависимость царского правительства и долготерпение нашего народа, союзники настойчиво требовали от России помощи в критические для себя моменты. Убедительный пример этому гибель армии генерала А.В.Самсонова в Восточной Пруссии во имя спасения Парижа. Однако «чудо на Марне» приписала себе французы, про русских даже и не вспомнив. Когда же помощь была нужна русским войскам, союзники цинично и вероломно отказывали. Причем и в годы Второй мировой войны союзники не спешили с военной помощью Советскому Союзу, но упорно требовали ее от него. За это они отблагодарили тем, что даже не пригласили российское правительство и ветеранов на празднование 50-летия высадки союзных войск во Франции.

Из этого необходимо сделать выводы. Прагматизм и цинизм нынешних «доброжелателей» России настораживает и вызывает большие сомнения в их искренности. Факты сегодняшнего дня со всей очевидностью показывают, что слепое доверие к Западу может дорого обойтись России.

Исследование некоторых аспектов влияния характера русского народа на обеспечение военнополитической стороны безопасности России от внешних угроз, сопровождаются далее анализом того, как эти особенности отражаются в механизме обеспечения внутренней безопасности страны.

С осознанием сущности государства, в политическом сознании русского народа сформировалось и представление о преступлении политического характера, что привело к учреждению политической полиции. Деятельность ее, на опиралась на особенности российской действительности, в том числе и на менталитет народа, что обусловило приоритет безопасности государственной на общественной и личной. Это ярко проявилось уже в Уложении 1649 г., где недонесение об антиправительственных заговорах каралось смертью. Причем, если за преступления, направленные против государственных интересов, наказания были весьма жесткими, то преступления против личности правительство мало заботили.

При обеспечении государственной безопасности самодержавие весьма эффективно использовало особенности общинной психологии русского народа, что проявлялось в насаждении «круговой поруки», которая неизменно вело к тотальному доносительству. Эффективность этой системы заключалось в том, что государство строго следило за своими подданными, а подданные так же бдительно следили друг за другом. Такая своеобразная полицейская психология настолько укоренилась в государственном аппарате и во всех слоях населения, что попытки в последующем избавиться от нее оказались малоуспешными. Рецидивы этой психологии видны и сегодня.

Для контроля за населением самодержавие активно использовало православную церковь, консерватизм которой прочно привязывал ее к сильной светской власти. Вместо того, чтобы стать заступницей народа, церковь во многом способствовала уродливому разбуханию светской власти и даже превращению России в полицейское государство, став его неотъемлемой частью и верной служанкой.

Превращению России в политический режим с гипертрофированным перекосом безопасности в сторону сугубо государственной способствовала и такая черта русского народа, как противопоставление закона и морали, что на уровне государства обусловливало устойчивый российский недуг – беззаконие. Вплоть до судебной реформы 1864 г. наша страна не знала независимого судопроизводства. Юстиция была лишь ответвлением административной системы, поэтому главной ее заботой было проведение в жизнь не законности и правопорядка, а воли самодержавия и охрана его интересов. До реформы российская юриспруденция не проводила различий между законами, указами и административными распоряжениями. Неразвитость юридической традиции и судебной системы давала большие преимущества бюрократическому аппарату.

К сожалению, необходимо констатировать, что и сегодня, в условиях декларированной демократии, нельзя похвалиться даже элементарным законопослушанием всех слоев нашего общества. Причем, недобрый пример подает здесь правящая элита страны, которая, во-первых, сама не отличается образцом строгого исполнения законов, во-вторых, позволяет игнорировать их региональным лидерам, предопределяя правовую анархию, в третьих, всю репрессивную машину государства направляет на пресечение правонарушений рядовых граждан, не замечая вопиющих фактов преступлений и коррупции в высших эшелонах власти и в предпринимательской элите, связанной с властной верхушкой. И надо отметить, что большую роль в правовом разложении нашего народа играют российские СМИ, весь арсенал своих возможностей пускающих на защиту своих небезупречных в правовом отношении хозяев.

Склонность русского народа к максимализму, ярко проявившаяся в революционной деятельности радикальной интеллигенции, обусловила возникновение в России такого уродливого явления, как политический терроризм. Здесь хотелось бы выделить особенность, которая прослеживается через всю нашу историю: любая либерализация, связанная с ослаблением центральной власти России, неизбежно ведет к дестабилизации, политическому и правовому хаосу, ярчайшим проявлением чего является терроризм. Он в свою очередь вызывает ответную реакцию властей, которая также отличалась всегда свойственным русскому характеру максимализмом.

Все эти проявления максимализма в политической жизни России, как со стороны революционных экстремистов, так и властей, привели, как уже отмечалось, к резкой радикализации российского общества и во многом обусловили политический экстремизм, который, получив своеобразный «пассионарный толчок», привел к революциям, свержению самодержавия, демократической республики, установлению диктатуры пролетариата, гражданской войне, массовым репрессиям и затух только в 50-е гг. XX в. Единственно, что както успокаивает: у русского народа, видимо, уже не осталось энергии на новую радикализацию и может быть сегодня возникают предпосылки для конструктивного решения проблем обеспечения безопасности России без насилия и войн.

В контексте этого в диссертации рассматриваются некоторые проблемы современной российской безопасности. При этом отмечается, что практически на протяжении всего существования нашего государства его политика в области обеспечения безопасности была связана с «мессианской» мифологией, будь то идея «Москва - третий Рим» при монархии, зовущая к объединению всех православных под эгидой России, или идея мировой социалистической революции в советский период. Эта политика, основанная на династийных, религиозных или идеологических догмах, нередко приводила к драматическим последствиям. В настоящее время Россия с большим трудом пытается уйти от подобной практики. Но, отказавшись от нее, она никак не может разобраться в приоритетах своей безопасности, понять, откуда исходят угрозы, определить потенциальных противников и союзников, суть российских национальных интересов и их специфику, не провоцируя недоверие и конфликты с соседними государствами.

Несмотря на все трудности государственного становления в новых исторических условиях, Россия остается великой державой и вполне способна вести открытую, честную, твердую и взвешенную как внутреннюю, так и внешнюю политику. Поэтому ее политика в области безопасности должна стремиться к тому, чтобы обоснованно и достойно выражать и отстаивать свои национальные интересы, не противопоставляя при этом себя другим государствам. А поскольку безопасность - дело общегосударственное, то она должна обеспечиваться проведением единой государственной политики, согласованной, скоординированной, сбалансированной системой мер, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. В связи с этим, в отличие от политики обеспечения безопасности, основанной на приоритете защиты государственных интересов, необходимо гармоничное сочетание интересов безопасности всех ее объектов, ибо без обеспечения безопасности личности не будет надежной безопасность ни государства, ни общества, так же как без обеспечения надежной безопасности государства невозможна безопасность личности и общества.

Безопасность носит интегральный характер, т.е. выступает результатом усилий государственных институтов, законодательных, исполнительных, судебных властей, всех регионов и местных органов власти и управления, общественных организаций, граждан, сил и средств, имеющихся в распоряжении государства, иными словами, всех элементов системы безопасности. В связи с этим возникает ряд важнейших политических проблем, связанных с обеспечением безопасности России. Вопервых, необходим надежный механизм интеграции всех элементов системы безопасности. Во-вторых, актуальным становится обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности страны, предотвращение ее дезинтеграции. В-третьих, необходимо поддержание стабильности на территории России на основе ее Конституции и законов. В-четвертых, огромное значение в настоящее время имеет преодоление глубочайшего внутреннего кризиса, что возможно лишь на основе серьезных политических и социально-экономических преобразований. В-пятых, многонациональность России не позволяет обойтись без реализации прав и защиты интересов национальных меньшинств и представителей народов из бывших союзных республик, а также российских граждан в ближнем и дальнем зарубежье. И, наконец, в-шестых, безопасность страны не может быть надежной без обеспечения ее защиты от любых внешних угроз, в том числе и военных, что предполагает поддержание необходимого и достаточного оборонного потенциала, а также построение стабильной системы отношений во всех областях жизни общества.

Обычно, когда речь идет об угрозах национальной безопасности, имеются в виду прежде всего внешние источники таких угроз. Современные тенденции мирового развития по сравнению с периодом «холодной войны» приобрели более сложный и многогранный характер. Суть этих изменений в прекращении глобальной конфронтации, проходившей под знаком борьбы двух противоположных социальных систем, что заложило предпосылки конструктивного сотрудничества государств на региональном и глобальном уровнях. Явно обозначилась тенденция к формированию международного сообщества, регулируемого на основе норм международного права. Но вместе с тем, в мире попрежнему весомую роль играет ядерное сдерживание и военносиловой фактор. Специфика мирового развития проявляется в том, что на смену угрозе мировой войны пришла угроза эскалации локальных войн и вооруженных конфликтов, способных перерасти во всемирный пожар.

Перечисленные тенденции современного мирового развития усложнили проблему обеспечения внешней безопасности России, что проявляется, во-первых, в неопределенности, а нередко и непредсказуемости развития международной обстановки, что порождает ряд новых угроз; во-вторых, в видоизменении некоторых ранее существовавших угроз; в-третьих, в добавлении к внешним угрозам тех, которые совсем недавно были внутренними, т.е. отношений с бывшими союзными республиками (Балтией, Грузией, Украиной и др.), складывающихся не совсем благоприятно; в-четвертых, в возникновении новых для России угроз, связанных с международной преступностью (мафия, наркобизнес, терроризм и др.). Многие из этих угроз носят потенциальный характер. Более того, большинство из них может быть нейтрализовано или ослаблено через локализацию кризисных явлений, укрепление государственных институтов России, ее экономического и оборонного потенциалов, связей на международном уровне.

Безусловно, предупреждение и предотвращение внешних угроз тесно связаны с решением внутренних проблем безопасности. К тому же, специфика переживаемого периода такова, что основные угрозы безопасности находятся как раз внутри страны. К наиболее опасным из них относится переживаемый страной затяжной и глубокий общий кризис. Старая система управления государством, основанная на полновластии КПСС, разрушена. Вместе с ней разрушена и образующая ее подсистема управления экономикой и политикой. В сущности новая государственность, задуманная на принципах демократии, дает серьезные сбои. Отсюда и своеобразные по своему характеру угрозы, связанные с формированием нового федерализма и взаимоотношений Центра с регионами, напряженностью в социально-экономической сфере, организованной преступностью и коррупцией, пронизывающими всю страну и т.д.

Чтобы надежно обеспечить безопасность важно не только знать источники угроз, видеть их, но и иметь четкое представление, как на них реагировать. Иначе говоря, необходимо иметь общую стратегию безопасности.

Анализ документов и литературы по проблеме обеспечения безопасности России позволяет выделить основные положения общей стратегии безопасности: адекватность реакции на угрозы безопасности их специфике и масштабам, ее своевременность и упреждающий характер; обеспечение прогнозирования, позволяющего осуществить превентивные меры по предотвращению и нейтрализации угроз; оптимальное сочетание интересов общенациональной и внутринациональной безопасности, сопряжение национальной системы безопасности с глобальной и международными региональными, а также национальными системами безопасности других стран, прежде всего с соседними; рациональное и эффективное использование сил и средств, привлекаемых для решения задачи обеспечения безопасности; гарантированное обеспечение военно-политической безопасности страны и др.

Перечисленные положения современной стратегии безопасности учтены в Концепции национальной безопасности РФ, принятой в январе 2000 г., в которой, помимо них определяются также задачи по обеспечению суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации; подъему экономики; проведению независимого и социально ориентированного экономического курса; преодолению научно-технической и технологической зависимости; совершенствованию системы государственной власти; обеспечению неукоснительного соблюдения законности; подъему и поддержанию на достаточно высоком уровне военного потенциала государства и др.

Отдавая приоритет в обеспечении безопасности мирным средствам, Россия, как и любая другая страна, обладает правом на вооруженную защиту своих жизненно важных интересов, на индивидуальную и коллективную оборону, предусмотренную уставом ООН, в случае агрессии против нее или ее союзников. В этой связи ее военный потенциал должен поддерживаться на уровне, адекватном степени угроз, с учетом реальных материальных возможностей и людских ресурсов. И приоритетным направлением в сфере военнополитической безопасности, исходя из этого, является коренное реформирование Российских вооруженных сил. Однако нынешнее их состояние не соответствует этому предназначению.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности на всех уровнях в системе исполнительной власти образуются федеральные органы безопасности, составной частью которых является и Федеральная служба безопасности (ФСБ) России, осуществляющая в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности России и непосредственно реализующая основные направления своей деятельности контрразведку, борьбу с преступностью и разведку[12]. Функционирование органов безопасности России сегодня непосредственно связано с процессом ее радикального реформирования, что вполне закономерно, т.к. система обеспечения безопасности не только находится под прямым или косвенным воздействием различных общественнополитических процессов, но и формируется вместе с государством и его политической системой, поэтому вполне естественно, что на нее серьезное влияние оказывают и национальные традиции, культура и характер народа.

Формирование новой российской государственности предопределило необходимость создания и новой системы безопасности, что сопряжено с рядом обстоятельств. Во-первых, этот процесс идет в сложных и противоречивых условиях демократизации, формирования новых социально-политических, экономических и духовных основ государственности. Их влияние, с одной стороны, требует определения ценностей, выдвигающихся в центр защитного воздействия создаваемой системы безопасности, каковыми должны стать свободное развитие человека и общенациональные интересы России, а с другой - внедрение таких форм и методов работы органов госбезопасности, которые соответствуют принципам и процедурам демократического правового государства и предполагают обеспечение гарантий законных прав и интересов человека. Во-вторых, система ее безопасности формируется в условиях глубокого общего кризиса, что ведет к реанимации старых угроз и порождает новые, повышает уязвимость жизненно важных интересов субъектов безопасности как от внутренних, так и внешних угроз. Этот кризис не только качественно ухудшает и осложняет условия для деятельности органов безопасности, но и стимулирует появление новых задач в этой сфере, что требует создания эффективных современных механизмов для обнаружения и предупреждения порожденных этим кризисом угроз безопасности страны.

В период формирования демократического государства не исключается возрастание опасности политического противоборства. С одной стороны, проявляется радикализм сторонников реформ, их стремление в соответствии с характером нашего народа все крушить и строить заново. С другой - ответная реакция оппозиции, стремящейся с тем же русским темпераментом бороться против реформ любыми средствами. К тому же общий кризис порождает преступность, стимулирует сращивание криминальных структур с государственными, в связи с чем резко повышается роль всех сил обеспечения безопасности по защите интересов личности, общества и государства. Создание современной системы безопасности России опирается на ее историю, национальные традиции, характер народа, что проявляется в отказе от скомпрометировавших себя или устаревших подходов к обеспечению безопасности, в признании необходимости выработки надежной правовой основы для ее функционирования, в принятии на высшем государственном уровне основополагающих нормативноправовых документов, регулирующих вопросы безопасности России, реформирование ее основных элементов, в том числе вооруженных сил и спецслужб.

Особое значение в работе по совершенствованию российской системы безопасности имеет разработка новых концептуальных подходов к ее обеспечению, согласно которой эта система должна функционировать как единый комплекс государственных органов, тесно взаимодействующих со всеми структурами общества (общественно-политическими, социологическими, информационно-аналитическими, научными и др.).

В формирующейся системе обеспечения безопасности органы ФСБ России занимают четко определенное законодательством страны место, роль, которое закреплено, в Федеральном Законе "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и в Положении о Федеральной службе безопасности РФ. После принятия указанных документов ФСБ России основательно изменила свой статус, т.к. на нее теперь возложена не только контрразведывательная функция, но и функции борьбы с преступностью, разведывательная, а также функция правоохранительного органа. В связи с этим органы безопасности призваны теперь не только противодействовать скрытым угрозам интересам личности, общества и государства с помощью сил и средств, характерных для спецслужб, но и пресекать их с помощью мер правового воздействия.

Новая политическая и социальноэкономическая ситуация, сложившаяся в последние годы в России,требует и новых подходов к такому важному вопросу, как отношение органов безопасности к политике. Российское законодательство запрещает сотрудникам органов безопасности служить политическим интересам той или иной партии, общественной организации или движения. Но, вместе с тем, необходимо помнить, что ФСБ - это орган федеральной исполнительной власти, призванный проводить государственную политику в сфере безопасности. Поэтому, в этом смысле, органы безопасности и, в частности, их сотрудники быть вне политики не могут. Их профессиональная ориентация должна быть направлена на проведение политики государства. Такой подход базируется и на реалиях сегодняшнего дня, и на историческом опыте России, ее национальных традициях, особенностях психологии нашего народа.

Коренные изменения в жизни современного российского общества, становление России как суверенного государства обусловили и новые подходы к обеспечению ее внутренней и внешней безопасности. В настоящее время страна идет по пути формирования стратегии безопасности, направленной на обоснованное выражение и защиту своих национальных интересов и приоритетов, обеспечение нормального функционирования и развития всех государственных и общественных институтов, личности, надежную их защиту от реальных и потенциальных угроз. Обеспечение надежной безопасности России предполагает создание системы, включающей в себя правовые основы защиты личности,общества и государства,определяющей задачи, функции этой системы, силы и средства обеспечения безопасности и механизм их функционирования и взаимодействия, основанный как на учете современных реальностей, так и исторического опыта Российского государства, характерных особенностей его народа.

В заключении подводятся итоги диссертации, делаются общие теоретические выводы, обобщения и даются некоторые практические рекомендации, вытекающие из них.

Прежде всего автором констатируется, что, несмотря на всю противоречивость и неоднозначность толкования в научной литературе, национальный характер существует. Он передается из поколения в поколение путем социализации и усвоения культуры своего народа. Изменяясь в процессе исторического развития, национальный характер сохраняет фундаментальные, архетипические свойства народа, позволяющие увидеть его национальную специфику. Это продукт взаимодействия многих факторов, одним из которых выступает политическая жизнь.

Отражением сложной и противоречивой истории России выступает национальный характер русского народа, который формировался вместе со становлением и развитием российской государственности, обусловленной природно-географическими, социокультурными и иными факторами, при этом и сам активно воздействуя на них. В число этих факторов входит и политическая жизнь России, имеющая свою специфику.

Особенности исторического развития России, на которые существенное влияние оказал и характер народа, предопределили ее политическую жизнь, тяготеющую к системоцентризму, тоталитарным формам решения общественных проблем. Это ярко проявляется в том, что любые попытки уйти от этих далеких от демократического идеала отношений, немедленно ведет к дестабилизации общества, дезорганизации существующих государственных институтов, падению и без того низкого уровня жизни, общественной морали, к коррупции, беззаконию и другим антисоциальным явлениям и, в конечном итоге, к возврату к традиционным тоталитарным формам отношений. Одной из причин живучести этой тенденции, по мнению автора, выступает характер русского народа, являющийся важным фактором формирования социального строя России и его сохранения.

Социальный строй, в свою очередь, оказывал влияние на формирование и развитие русского характера в его позитивных и негативных проявлениях. Но именно характер нашего народа в силу специфики отношений к власти и закону не допускал безусловного следования их тоталитарным установкам. Русские люди, как правило, не обременяли себя пунктуальностью в службе, действуя нередко вопреки жестким властным предписаниям, что смягчало гнет системы на народ.

Особенности диалектики русского характера и политической жизни России позволяют сделать вывод, что в процессе исторического развития сформировался своеобразный политический характер русского народа. В его основе лежит «вотчинная», системоцентристская, охранительная, тоталитарная психология с ее приматом государственной власти, поглощением общества, подавлением личности, но вместе с тем с внешне пассивным неприятием этой власти народом, выступающими важнейшими факторами нестабильности. Это позволяет констатировать, что опасность для России кроется не столько в ее институтах, сколько в самих русских людях, превращающих любой строй в тоталитарный. Подобные тенденции прослеживаются в политическом поведении всех слоев российского общества, но особенно рельефно в поведении русской интеллигенции, которая, согласно устоявшимся взглядам, является интеллектуальной основой формирования национального характера народа, но поведение которой пост провоцирует тоталитаризм.


   
 
  • Опубликовано: 25 февраля 2013 /
  • Просмотров: 16400
  •  (голосов: 2)
Выбор работ
Реклама
О нашем учебном сайте

Для всех студентов и даже нерадивых,

Для умных аспирантов и девушек красивых,

Для тех, кто изучает языки,

Для всех, кому нужны курсовики

(дипломы, авторефераты, диссертации),

Для будущих философов, психологов, юристов,

Для правоведов, сварщиков, экономистов,

Для всех, кто к знаниям стремится,

Учебный добрый сайт ну очень пригодится.