Русский национальный характер в контексте процессов формирования и развития политической жизни России

Научная новизна исследования заключается:

- в постановке проблемы, которая в исследованиях социально-философской тематики практически не затрагивалась;

- в попытке с социально-философских позиций разобраться в сущности и содержании категории «русский национальный характер», доказать ее научность, выявить социально-культурную специфику, а также место и роль в российской политической жизни;

- в раскрытии механизма взаимодействия характера русского народа и политической жизни России, его влияния на судьбы российских реформ и современное состояние общества;

- в обосновании положения о том, что особенности взаимовлияния русского национального характера и политической жизни в контексте социально-исторического развития России позволяют говорить о своеобразии политического поведения нашего народа, т.е. о русском политическом характере ;

- в анализе особенностей отражения русского характера в политике обеспечения безопасности России и деятельности государства по формированию военнопатриотических качеств нашего народа;

- в некоторых теоретических выводах и практических рекомендациях, в которых делаются попытки дать методологические ориентиры в осмыслении периодически возникающих кризисов российской государственности и поиска путей выхода современной России из общественно-политического и нравственного тупика, ставящего под угрозу само существование русского народа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обобщающие подходы, раскрывающие сущность и содержание русского национального характера как научной категории, специфику его формирования и развития, а также место и роль в российской политической жизни.

2. Обоснование объективной обусловленности взаимовлияния русского национального характера и политической жизни России, способствующего формированию на этой основе специфического русского политического характера.

3. Доказательства существенного воздействия характера русского народа на ход и исход российских реформ, современное социально-политическое состояние нашего государства.

4. Аргументы, подтверждающие отражение русского национального характера в политике обеспечения безопасности России и влияние ее на формирование патриотических и военнопрофессиональных черт народа.

5. Теоретические выводы и практические рекомендации, имеющие, по мнению диссертанта, методологическое значение для осмыслени современного состояния России и выхода ее из кризисного состояния.

Научное и практическое значение работы обусловлено:

- значимостью социально-философского подхода к проблеме для понимания как механизма взаимовлияния национального и политического в историческом процессе в целом, так и особенностей развития современного российского общества;

- определенным вкладом в разработку проблемы, связанной с изучением национальных особенностей русского народа;

- некоторыми методологическими рекомендациями по выработки и реализации реального курса современных реформ, который невозможен, да и опасен без учета специфики русского характера, его сильных и слабых сторон;

- настоятельной необходимостью осознания и определения национальных интересов России и решения вопросов обеспечения ее безопасности в условиях сложившейся геополитической ситуации на основе изучения политического опыта нашего государства в исторической ретраспективе в контексте особенностей социально-культурного развития русского народа;

- потребностями этнического просвещения русского народа, пробуждения его исторической памяти, воспитания патриотизма, уважения к другим народам, их традициям и национальной культуре.

Апробация диссертации. Основные теоретические вывод и практические положения диссертации были осуществлены автором в научных сообщениях, сделанных на VIII(1995 г.), IХ(1996 г.), ХI(1999 г.) Международных конгрессах, проводимых Международным фондом изучения проблем науки и богословия имени П.А.Флоренского, при разработке программ курсов «Социология», «Политология» и спецкурса «Политологические аспекты безопасности» для курсантов и слушателей Института ФСБ России, а также в ряде публикаций, общим объемом около 20 п.л. Материалы диссертации широко использовались диссертантом в процессе проведения занятий со студентами и аспирантами социологических специальностей Санкт-Петербургском государственного морского технического университета, а также со студентами факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Некоторые положения исследования апробированы в научно-практической разработке, подготовленной в марте 1998 г. коллективом кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Института ФСБ России, возглавляемым в то время диссертантом, по заказу правительства Ленинградской области для парламентских слушаний по проблеме безопасности Российской Федерации на тему: «Меры по противодействию политическому экстремизму на региональном уровне». Основное содержание диссертационного исследования, его наиболее важные теоретические положения, выводы и практические рекомендации изложены в монографии «Русский национальный характер в контексте политической жизни России», изданной в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете в 1999 г.

Структура и объем диссертации. Исходя из поставленной цели, сформулированной проблемы, задач, а также логики исследования, определена и внутренняя структура диссертации, состоящая из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, на основе анализа научной и публицистической литературы раскрывается степень ее разработанности, формулируются цель диссертации, объект и предмет исследования, его основные задачи, определяются теоретико-методологические основы научного познания поднятой проблемы, раскрывается новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость, апробация основных положений и выводов.

Первая глава «Теоретические и методологические основы исследования взаимосвязи русского национального характера и политической жизни России» изложена в двух параграфах.

В первом параграфе «Национальный характер как научная категория. Становление и развитие представлений о характере русского народа в отечественной общественной и научной мысли» на основе развернутого анализа результатов научных исследований, отечественной и зарубежной литературы констатируется, что одной из особенностей народов является их национальный характер. Его изучение сводится в основном к изучению национальной культуры с психологической точки зрения. Причем здесь можно выделить два подхода. Первый, личностно-центрированный (психологический), нацеленный на изучение поведенческих характеристик культуры. Второй, культуроцентрированный (культурологический), связанный главным образом с исследованием норм и ценностей, характерных для той или иной культуры. Первый подход предполагает использование в научных исследованиях эмпирических и психоаналитических методов, в то время как второй – количественных и экспериментальных. Оба эти подхода в определенной мере дополняют друг друга, однако, как показала практика, они только поставили вопросы о национальном характере, но не дали ответа на главный вопрос, что же он собой представляет. К тому же, современные исследования западных этнопсихологов сильно опосредуются спецификой таких наук, как социальная география и ландшафтоведение, биология и физиология, этнология и этология, социология и политология, что способствует проникновению в этническую науку методологических принципов и методов исследований этих наук.

Отечественные исследования национального характера совмещают как психологический, так и культурологический подходы. И это вполне естественно, т.к. черты характера нации являются во многом результатом ее культурной социализации, проявлением специфики национальной культуры, которая оказывает существенное влияние на психологию народа. В России исследование этой проблемы было предметом внимания литераторов, этнографов, этнопсихологов и связано с формированием русской национального самосознания, в развитии которого можно выделить ряд этапов.

Первый этап восходит от истоков русского народа к XI в., когда в «Слове о законе и благодати» Илариона впервые указывается на достойное место Руси в мировой истории как христианского государства. Однако процесс всестороннего ее расцвета замедляется феодальной раздробленностью, в результате которой она попала под иго монголотатарских завоевателей, что сильно затормозило процесс общественно-политического и культурного развития русского народа, его национального самосознания.

Второй этап связан с освобождением Руси от монголотатарского ига и со становлением Московского централизованного государства (XIV-XVII вв.). Куликовская битва, положившая этому начало, вызвала сильнейший всплеск национального самосознания нашего народа. Этот этап знаменуется оформлением русского религиозного мессианства, обоснованием идеи единого Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром - Москвой, что получило концентрированное выражение в доктрине «Москва - третий Рим».

Третий этап открывается эпохой модернизации и реформирования России, начатой Петром I, и связывается с возникновением нового центра России - Петербурга (конец XVII - начало XIX вв). По определению В.Г.Белинского, отсюда для России начинается “время сознания" себя в “европеизме”. На этом этапе национальное самосознание становится объектом познавательного интереса русских просветителей, преемниками которых стали декабристы, отмечавшие значение воздействия национального фактора на русское общество и вслед за А.Н.Радищевым считавшие крепостное право унижением национального достоинства русского человека.

Четвертый этап развития самосознания русского народа охватывает XIX в. и ориентирован на более сложные и динамичные идеи, сформулированные новой генерацией российской общественной мысли либерального, демократического и народнического направлений. Продолжателем гуманистических традиций русской мысли в первой половине XIX в. явился П.Я.Чаадаев, без учета творчества которого трудно оценить специфику развития национального самосознания нашего народа. А это время складываются два важнейшие общественно-политические течения русской мысли – славянофильство и западничество. И хотя славянофилы акцентировали внимание на национальном своеобразии России, а западники тяготели к восприятию опыта Европы, и те, и другие желали процветания своей родины и посильно содействовали этому. На данном этапе к изучению национального характера обратилась и русская наука, что было обусловлено необходимостью теоретического осмысления феномена этнического сознания народов России.

Важнейшим этапом подъема русского национального самосознания явился конец XIX - начало XX вв. Он ознаменовался войнами и революционными потрясениями, переоценкой ценностей, но вместе с тем породил русский культурный ренессанс на основе нового синтеза отечественной и европейской мысли. Расцвет русской культуры этого периода явился результатом как возрождения глубинных традиций славянства, идущих от Древней Руси, так и влияния более близких ориентиров национального духа, представленных творчеством Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева и др. Именно на этот этап приходится систематизированное философское обоснование В.С.Соловьевым Русской идеи, развитой представителями русского культурного ренессанса начала XX в.(С.Н.Булгаков, В.И.Иванов, Л.П.Карсавин, В.В.Розанов и др.). Традиция исследования темы русского национального характера ярко представлена в трудах Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, Г.П.Федотова и др.

В конце XIX в. в России широкое распространение получил марксизм, придавший русскому самосознанию качественно новые, интернационалистские черты. Вместе с тем происходит его серьезная радикализация, вызвавшая обеспокоенность передовой русской общественности, получивщую свое отражение в сборнике «Вехи» (1909 г.), в котором выдвигалась мысль о пересмотре традиционных ценностей русской интеллигенции. Не интеллигенция, по мнению авторов сборника, должна "вернуть долг народу", а народ и общество должны защитить духовные основы национальной культуры.

На этом этапе идет и процесс дальнейшего изучения этнических проблем русскими учеными. Наиболее ярким его представителем выступает философ Г.Г.Шпет. Итогом его исследований было то, что он по сути подошел к формулированию ведущего принципа материалистической психологии - принципа социального детерминизма, согласно которому ключом к пониманию психологии народа служат его культура, история, конкретная социальная действительность, определяющие содержание коллективного духа нации, представляющего собой ни что иное, как народный характер. Заслугой Г.Г.Шпета явилось выдение этническую психологии из социальной, что имело важное методологическое значение для изучения этнических проблем.

В диссертации подчеркивается, что русское национальное самосознание формировалось как российское. Это было обусловлено полиэтничностью России и открытостью русской культуры. Свидетельством этому служит то обстоятельство, что носителями русского национального самосознания выступали не только русские, но и представители других народов, связанных с Россией общностью исторических судеб.

После Октябрьской революции наш народ приступает к реализазации социалистической идеи, воплотившей в себе его представления о воле, справедливости, коллективизме с марксистским вариантом социализма, получившим в то время широкое распространение в обществе. Но, к сожалению, воплощение этой идеи в жизнь сопровождалось отрицанием ряда ценных качеств русской идеи, ослаблением, в частности, «горизонтальных связей» российской культуры с европейской. Одновременно в обществе насаждалось отношение к русской культуре как к чемуто второстепенному, что способствовало подрыву духовных корней русского народа и создавало условия для национальнокультурной деградации. В вопросах изучения основных направлений русской мысли наши ученые не могли сравниться со своими западными коллегами, т.к. у нас отсутствовала какаялибо система педагогических и исследовательских русских центров, каковых достаточно много на Западе.

Первыми после Октября предприняли шаги к серьезному анализу кризиса русского национального самосознания российские ученые и публицисты, оказавшиеся в эмиграции. Оберегая истоки русской культуры, они сохранили и ее интеллектуальную связь с западной культурой. Русское зарубежье (Н.А.Бердяев, И.А.Бунин, С.П.Дягилев, И.А.Ильин, В.В.Кандинский, Н.О.Лосский, С.В.Рахманинов, Г.П.Федотов, Ф.М.Шаляпин и др.) - это целое явление отечественной культуры ХХ в..

В послеоктябрьский период формируется советская этническая наука. Интерес к ней был стимулирован рядом обстоятельств. Во-первых, социальным заказом на решение вопросов национального развития народов, связанных с процессом создания и укрепления многонационального советского государства. Во-вторых, задачей разработки проблем межнационального взаимодействия народов в условиях формирования нового общественного строя, создания многонационального общества и его унификации. В-третьих, идейной борьбой за доминирование марксистского мировоззрения, идеологизацией целей развития советского общества, что затрагивало и этнические проблемы.

В целом для развития этнической науки в советский период было характерно стремление доказать, что этнический фактор - явление преходящее и должно быть подчинено формированию новой исторической общности - советского народа. Проявление же этничности рассматривалось либо как пережитки исторического прошлого, либо как националистические происки. Самым благоприятным полем для исследований этого этапа был интернационализм. И только к 80-м гг. исследования, затрагивающие социальные, политические, духовные и психологические аспекты национальной проблематики, получают достаточно широкое распространение. И все же серьезных исследований, связанных с изучением характера русского народа, было мало, что свидетельствует о недооценке в этот период роли и значения национальных факторов в общественной жизни. Но, несмотря на это, русская мысль продолжала жить и составляла важнейший компонент советской культуры.

Резкое обострение межнациональных противоречий в СССР в конце 80-х - начале 90-х гг. и этнические неурядицы в современной России вызвали возрастание спроса на знание реального положения дел в сфере национального. Это, в свою очередь, позволило убрать с пути исследования этнических проблем ограничения, имевшие место в недавнем прошлом. Однако в целом отечественная этническая наука серьезно отстала от зарубежных исследований в этом направлении и не смогла своевременно сориентироваться в практическом решении этнических проблем. Распад СССР и образование суверенной России обусловили возникновение принципиальных проблем, связанных с возрождением национального самосознания русского народа, определением его места и роли в национальной структуре нового государства и мировом сообществе. Это во многом предопределило основные направления современных исследований этнических процессов в России.


   
 
  • Опубликовано: 25 февраля 2013 /
  • Просмотров: 16404
  •  (голосов: 2)
Выбор работ
Реклама
О нашем учебном сайте

Для всех студентов и даже нерадивых,

Для умных аспирантов и девушек красивых,

Для тех, кто изучает языки,

Для всех, кому нужны курсовики

(дипломы, авторефераты, диссертации),

Для будущих философов, психологов, юристов,

Для правоведов, сварщиков, экономистов,

Для всех, кто к знаниям стремится,

Учебный добрый сайт ну очень пригодится.