Идеология искусственной универсализации мирового сообщества как основа глобализации

Процесс формирования концепции универсализма в предметном поле социальной философии осложняется комплексным характером глобализации, ее полиструктурной и многофункциональной природой. Тем не менее, накопленный теоретический и эмпирический материал, опыт реальной социальной политики в условиях европоцентризма и глобализации создают необходимые предпосылки для ее системной рефлексии и выведения концепций универсализации на уровень самостоятельного исследования, используя методологические основания социальной философии.

Более полную картину изученности исследуемых проблем дал анализ диссертаций, часть из которых была рассмотрена для формирования более полной научной картины исследуемой проблемы[2].

Современные периодические научные издания («Вопросы философии», «Философские науки», «Социс», «Полис») также неоднократно обращались к проблеме универсализации, в основном в виде глобализации, или же рассматривали какую-либо сторону этого многоликого явления. Кроме того, диссертантом были детально проанализированы статьи, публикуемые в научном журнале «Теория и история», ведущие статьи которого основываются на двухпроектном анализе современных глобализационных проявлений, что значительно помогло организовать исследование в методологическом плане.

Анализ научных работ по теме диссертации дает основания сделать следующие выводы:

1) большинство исследователей различных проявлений искусственного объединения мирового сообщества анализируют универсалистские теории с позиций конкретной науки, что создает методологическую базу для изучения проблемы, однако несколько сужает, по мнению диссертанта, сущность самого явления;

2) универсалистские тенденции современности, например, европоцентризм, не исследуется с позиции принципиального различения двух проектов науки, различаемых по методологическому основанию как метафизический и диалектический, что не дает возможности делать достаточно обоснованные выводы относительно ее причин и следствий;

3) несмотря на широкое представительство проблематики трансформации современных социальных процессов в зарубежных и отечественных исследованиях, глобализация остается пока не концептуализированной в рамках интегративной социально-философской парадигмы.

Таким образом, актуальность и практическая значимость вопросов, связанных с причинами возникновения и сущностью универсалистских концепций, а также слабая научная разработанность в социально-философском разрезе позволили выявить проблему и избрать темой исследования «Идеология искусственной универсализации мирового сообщества как основа глобализации».

Объектом исследования являются универсалистские концепции.

Предметом исследования выступает универсализация как одна из ведущих тенденций истории и современности по искусственному объединению мирового сообщества.

Цель исследования: провести социально-философский анализ современного истоков и сущности универсалистских тенденций, в связи с их онтологическими основаниями и социокультурной идентичностью обществ.

Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач.

1. Показать, что идеология универсализации всегда реализуется в рамках определенный модели мира, что дает искаженное представление о социальной реальности,

2. Исследовать европоцентризм как наиболее известную универсалистскую концепцию, которая основывается, несмотря на амбициозные претензии субъектов европоцентризма, на недооценке роли и значения неевропейских народов.

3. Определить совокупность субъективных факторов и объективных условий, которые определяют характер исторического развития обществ, придавая им устойчивость или ведя их к гибели, что предполагает учет интересов не только европейской цивилизации, ведь любая универсалистская идеология является унификацией и стандартизацией культуры, направленной на уничтожение национальных культур,

4. Показать, что современные проявления глобализации является проявлением универсализма и подлежит всестороннему изучению с точки зрения специфики субъектности каждого типа общества в целях усиления преимуществ, сильных сторон каждого из двух типов субъектности.

5. Показать, что кризис европоцентризма является закономерным явлением и представляет собой следствие завышения значимости стандартов жизни индивидуалистических обществ, что, в свою очередь, связано с пониманием современного состояния человечества, как тотального доминирование капиталистической миросистемы.

6. Исследовать альтернативные универсализму концепции, доказывая несостоятельность универсалистких теорий, в том числе и проявлений современной искусственной глобализации как несущих угрозу всему мировому сообществу.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются философские методы и принципы научного познания. Достижение поставленной цели осуществляется на основе принципов диалектики: развития, всеобщей связи явлений, на базе диалектического проекта науки.

Решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов: системного структурно-функционального, деятельностного; а также методов: синтеза, анализа, методов логического и исторического анализа, индукции, дедукции и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

· Показано, что научное познание такого явления, как европоцентризм, существенно в плане реализации двух основных моделей мира: космической и универсалистской.

· Показано, что совокупность субъективных факторов и объективных условий воздействуют на историческое развитие каждого общества, придавая ему специфику и характер устойчивости или ведя его к гибели, что имеет свою специфику в индивидуалистическом и коллективистическом обществах и наиболее ярко проявляет себя в условиях глобализации.

· Доказано, что единство объективных условий и субъективных факторов устойчивого развития в основных сферах общественной жизни предполагает возможным элиминировать отклонения от нормы естественноисторического процесса, что и обеспечивает устойчивое историческое развитие общества, а устойчивость общественного развития выступает как гарантия выживания человечества и предполагает изменение сущности европоцентризма как основе глобализационных процессов.

· Освещается, что неоднозначность оценки любых универсалистских идеологий предоставляет возможность эксплуатировать их в интересах определенных субъектов, а закономерность естественных глобализационных процессов далеко не оправдывает европоцентризм как основу для давления на самодостаточные культуры и народы, вплоть до потери ими своей идентичности.

· Показано, что устоявшийся европоцентризм, как и любая универсалистская идеология, является следствием целенаправленного искажения исторического прошлого для оправдания агрессивной политики так называемых «демократических» стран по отношению ко всему «неевропейскому миру», что также взято на вооружение и идеологами искусственной глобализации, а потому кризис европоцентризма является закономерным явлением, поскольку в его основе находится пренебрежение историей, менталитетом и традициями огромной части человечества.

· Доказано, что одной из причин кризиса европоцентризма, которая все больше выдвигается на первый план, становится неизбежное соперничество между субъектами глобализации, потому что в основе их политики находится потребительский принцип развития, что характерно для индивидуалистических обществ.

· Выделены основные тенденции интеграция и унификация обществ на основе виртуализации социальных связей с последующим выделением наднационального мегаобщества из атомизированных масс. Проведен анализ основных теорий глобализации и выявлена их универсалистская основа.

· Доказано, что формы глобализации и других универсалистских идеологий во многом определяются субъектами глобализационного давления, которые, основываясь на законах индивидуалистического общества, стремятся навязать свои стандарты всему остальному миру, который постепенно теряет свою многополярность, а глобализационные методы становятся все более откровенными и агрессивными.

· Показано, что хотя носителями универсалистской идеологии являются различные так называемые «демократические страны», методы глобализации в целом совпадают, поскольку они преследуют одну цель – подавление всего национального, особенно это касается стран, в основе которых – исторически сложившиеся коллективистские традиции.

· Установлено, что реализуемый проект глобализации, как продолжения европоцентризма, имеет основания в индивидуалистическом способе воспроизведения обществ берет свои истоки в европоцентризме и опасен для коллективистских социумов, как несоответствующий их типу развития и полностью подрывающий систему их культурных универсалий.

· Раскрывается тезис, что основы стабильности современной системы, ее жизнеспособность и деятельность неправомерно объявляются производными от состояния Европы, политической воли и интеллекта, полученных в результате политики паразитирования и используемых в основном в интересах верхушки.

· Приводятся аргументы в пользу того, концепция «общечеловеческих ценностей» является по своей сути универсалистской и связана и с продолжением углубления раздела стран на субъектов и объектов глобализации.

· Доказано, что кризис, в поразивший не только страны «второго и третьего мира» в последние десятилетия, носит в большей степени субъективный характер, т.е. он является следствием целенаправленной деструктивной политики сторонников универсализации мирового сообщества и безответственных политиков в нашей стране, а значит, решение современных проблем мирового сообщества во многом связано с тем местом, которое займет Россия как активный противовес любым искусственным универсалистским концепциям

Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическая значимость полученных в диссертации результатов определяется возможностью их использования для проведения исследований в рамках проблематики социальной философии. Предложенные в диссертации подходы и решения могут быть использованы: как методологическая основа для исследования путей преодоления системного кризиса, характеризующего развитие современный мир; для построения целостной законченной концепции развития мирового общества; для дальнейшего анализа тенденций и закономерностей развития индивидуалистического и коллективистского обществ с целью рационального управления и регулирования этими процессами; в педагогической практике.

Объем диссертации и ее структура. Диссертация включает в себя: введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список использованных источников.


   
 
  • Опубликовано: 6 июня 2015 /
  • Просмотров: 10161
  •  (голосов: 1)
Выбор работ
Реклама
О нашем учебном сайте

Для всех студентов и даже нерадивых,

Для умных аспирантов и девушек красивых,

Для тех, кто изучает языки,

Для всех, кому нужны курсовики

(дипломы, авторефераты, диссертации),

Для будущих философов, психологов, юристов,

Для правоведов, сварщиков, экономистов,

Для всех, кто к знаниям стремится,

Учебный добрый сайт ну очень пригодится.