Русский национальный характер в контексте процессов формирования и развития политической жизни России

Определенную роль в преобразованиях современного российского общества играет религия, среди направлений которой одно из видных мест занимает православие. В советский период религия была вытеснена на периферию общественной жизни, а сегодня переместилась чуть ли не в центр общественного внимания. И власть, и оппозиция активно используют ее, выставляя важнейшим средством духовно-нравственного возрождения общества. Это связано с тем, что после обвала социалистических идеалов и ценностей в обществе начался катастрофический процесс духовной деградации народа. Образовавшийся мировоззренческий вакуум требовал заполнения. В нынешней ситуации эту функцию взяла на себя религия. Главной причиной резкого повышения интереса к ней стали не конфессиональные ценности, а отмежевание от авторитарной идеологии, стремление отстоять свою духовную, мировоззренческую автономию. Отвергая жесткую догматическую систему, человек часто не задумывается о конкретном вероисповедании, которое он готов принять, предпочитая называть себя «верующим вообще». Об этом говорит хотя данные социологических опросов, которые фиксируют значительное число не только «верующих вообще», но и приверженцев причудливых эклектических систем - культа НЛО, астрологии, разного рода языческих представлений и т.д. Это говорит о том, что образовавшийся мировоззренческий вакуум заполняется сегодня не только ценностями «цивилизованных» религий. Страну заполонили чуждые характеру нашего народа псевдорелигии. Это является свидетельством того, что рост внимания к религии сегодня вряд ли можно назвать «религиозным возрождением России». Большинство нашего народа либо индифферентно, либо скептически относится к конкретным религиозным течениям, довольствуясь весьма общими и смутными представлениями о религии. Истинно верующих, по данным социологических опросов, в стране не более 15%. Поэтому делать ставку в возрождении России на религию вряд ли оправданно, хотя ее положительный потенциал использовать целесообразно.

Таким образом можно констатировать, что сегодня российское общество находится в стадии надлома и крайне разобщено. Конечно, отсутствие общественной активности и сплоченности, классовых выступлений создает иллюзию некоего «социального мира» и относительного спокойствия. К сожалению, дело обстоит иначе. Это скорее всего признак глубочайшего разложения общества. А если люди не в состоянии решать свои проблемы сами, они ищут того, кто будет действовать за них. Пассивность и разобщенность народа - прямой путь к насилию и диктатуре. История России яркое тому свидетельство.

Говоря о тенденциях развития характера нашего народа в контексте современных политических изменений, следует обратить внимание еще на один существенный момент. Глубочайший кризис, охвативший наше государство и общество в последнее десятилетие, привел к тому, что в России резко снизился индекс развития человеческого потенциала (ИРПЧ), ведущими показателям которого являются ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и реальный душевой валовый внутренний продукт (ВВП), которые в совокупности отражают три главных качества жизнедеятельности общества - здоровую жизнь, знания и достойный человека уровень жизни.

Так вот по всем этим показателям в России наблюдается существенное снижение в сравненении с советским периодом. Обвальное снижение этих показателей и привело к заметному падению ИРЧП России. Так, в 1992 г., т.е. в самом начале реформ, он позволял ей относиться к группе развитых стран и занимать 52-е место среди 174 государств, но уже к началу 1995 г. Россия перешла в группу стран со средним уровнем развития, оказавшись отброшенной на 119 место[7].

Все это свидетельствует прежде всего о негативной направленности социальных процессов в России, а также о вхождении российского общества в зону повышенного социального риска, не способствующего устойчивости его социально-экономического и политического развития. Временные экономические трудности, вызванные непродуманными реформами, вряд ли способны разрушить человеческий потенциал страны. Но если эти реформы направлены в ущерб благополучию народа, то они ведут к общему регрессу, который может так разрушить человеческий потенциал, что лишит перспектив развития даже такую державу, как Россия.

О неблагоприятной социальной-политической обстановке в стране свидетельствует и ее анализ на основе исследования неравенства доходов с помощью кривой Лоренца и коэффициента Джини[8], который свидетельствует, что том, что для первой половины 90-х г. была характерна тенденция к усилению неравенства. Доля доходов беднейшей группы населения за 4,5 года уменьшилась в 2 раза, а доля доходов богатых возросла более чем в 1,5 раза. В результате разрыв в уровнях доходов между этими группами населения в 1995 г. по сравнению с 1991 увеличился почти в 9 раз. Соответственно коэффициент Джини в 1991 г. по сравнению с 1995 также возрос почти в 1,5 раза, что стало закономерным результатом высоких темпов инфляции, падения производства, а это в свою очередь обусловило плохо предсказуемые социальнополитические, техно-генные и даже экологические последствия. Ведь ясно, что в такой ситуации богатые думают не о благе страны, тем более не о народе, а о сохранении своих достояний, всячески уходя от налогов и переводя деньги за рубеж. Ну, а бедным, к сожалению, так же не до благополучия страны, ибо они любыми средствами, в том числе и противозаконными, пытаются выжить. И ставшие страшной реальностью наших дней техногенные катастрофы и экологические катаклизмы, обусловлены отсутствием у государства средств на их предупреждение. По сути дела нынешняя политика реформ является разновидностью социально-экономического и политического насилия.

Таким образом, общественная практика свидетельствует, что современная политическая жизнь России самым неблагоприятным образом отражается в характере русского народа, что ведет к его деградации и даже исчезновению как этноса. Но вместе с тем не только политическая жизнь влияет на характер народа, но и сам он в состоянии определенным образом влиять на нее. Это дает надежду, что жизненные силы русского народа, его характер способны переломить неблагоприятные тенденции современного общественного развития и, как уже неоднократно было в российской истории, возродить страну на новой качественной основе.

Глава третья «Влияние национального характера русского народа на политическую жизнь России» посвящена выяснению роли характера русского народа в складывании и функционировании основных составляющих политической жизни России а также анализу его влияния российских реформ, в том числе и на ход современного реформирования страны. Структурно глава подразделяется на три параграфа.

В первом параграфе «Роль русского национального харак-тера в формировании политических отношений и политического сознания российского общества» отмечается, что одним из элементов политической жизни, во многом обусловленной влиянием характера русского народа, являются политические отношения, которые играют в обществе значительную роль, определяя тип политической организации, способы взаимодействия между субъектами. Их анализ позволяет выяснить состояние общественного процесса в целом, а также степень его демократизации, материальных возможностей общества и человека, уровень их политической культуры и политический характер. Формирование политических отношений - процесс длительный и многогранный, обусловленный различными факторами, в том числе и национальным характером народа.

Дошедшие до нас письменные источники отмечают у восточных славян природную неистовость, неумение подчинять страсти общему делу единства. Эта особенность национального характера сохранилась на протяжении всей истории России. Одним из свидетельств этому явилось призвание варягов. Образование древнерусского государства и принятие христианства создали предпосылки для единства народа и развития общества, упорядочили в какойто мере стихию русского характера, но привели к ряду обстоятельств, которые постоянно тяготели над нашим народом. Во-первых, произошло противопоставление власти и народных масс и в силу этого отчуждение между ними. Во-вторых, освященная церковью монархическая власть стала наднациональной и русский народ, уверовав в ее божественную природу, проникся идеями самодержавия, наложившими серьезный отпечаток на его характер. И, в-третьих, наложение на русскую историю двух противоположных начал - правителей, пришедших с Запада, и православия, привнесенного с Востока, привело к извечному противопоставлению Запада и Востока в общественной жизни России.

Призыв варягов говорит и о склонности русского народа к самоустранению от проблем обеспечения порядка на своей земле. Это подтверждает вся история нашего государства. Исторически сложилось так, что власть всегда была внешним, фактором развития нашего народа, безгосударственного, анархического по своей сути. Но, с другой стороны, будучи по своей сути народом, склонным к анархизму, он создал самую огосударствленную и бюрократическую общественную систему, где все превращено в орудие политики.

И противоречивость русского характера, проявлявшаяся, с одной стороны, во внешней покорности, а, с другой, в свободе духа формировали в обществе системоцентристские отношения. В какой-то степени это объясняется тем, что управлять труднопредсказуемым народом, весьма сложно. Здесь нужна жесткая рука, способная решительно наводить порядок на необъятных российских просторах. В целом же метания от рабской покорности к буйству, максимализм и анархизм негативно сказывались на политических отношениях в обществе. Российская история свидетельствует России о постоянной борьбе между ее прошлым и настоящим, что является серьезным пороком общества, лишающим его нравственной основы, исторической памяти и ведущим к деградации личности.

Огромную роль в формировании политических отношений в России сыграла способность русского народа к высшим формам опыта, его высокий творческий потенциал. Реализация этого свойства нашего народа способствовала его жизнеспособности, умению находить пути казалось бы из тупиковых ситуаций. Но вместе с тем эта черта характера способствовала некритическому копированию чужого опыта, в том числе и политического. Примером этому является хотя бы марксизм, проникновение которого в Россию и попытка реализации на практике внесли поистине роковой раскол в наше общество. На почве российской действительности произошла его русификация. Большевизм как ортодоксальное проявление марксизма сохранил в себе и приумножил традиции русской государственности с ее тоталитарными тенденциями и русской интеллигенции с ее максимализмом. В условиях России марксизм - это далеко не русское явление – приобретает русский облик.

Под флагом марксизма стали развиваться события в России в 1917 г. На волне всеобщего хаоса и развала большевики оказались единственно реальной силой, способной справиться с ситуацией. При этом они опирались на революционный энтузиазм народа, а также на целый ряд факторов, способствовавших победе.

При созидании нового общества наш народ не смог избежать сползания к тоталитаризму, но со временем он ослабевал, и к 80-м гг. режим носил скорее авторитарный характер. С началом «перестройки» пошел бурный процесс демократизации общества, прерванный переворотом и развалом СССР, что повлекло за собой ввержение страны в экономический и правовой хаос, социальную напряженность и национальные конфликты, беспринципную борьбу за власть. К тому же ликвидация Советской власти, както обеспечивавшей защиту общества от коррупции, разграбления, преступности и национального позора, явилось величайшей ошибкой, которую в пассивном созерцании допустил наш народ.

Ликвидация Советов как органов народовластия не способствовала укреплению власти в стране. Вместо них, безусловно, не лишенных недостатков, но достаточно последовательно отстаивавших интересы трудящихся, в обществе воссоздавались все те же системоцентристские политические отношения, но уже направленные на поддержку номенклатуры, криминализированных «новых русских» и подавление трудящихся под флагом персоноцентризма. Об этом свидетельствует и Конституция РФ, которая фактически отдала всю власть в руки Президента. Однако, несмотря на это, президентская власть оказалась весьма неэффективной. И одной из причин этого явилось влияние на политические отношения России еще одной черты русского характера - неуважения к закону, его противопоставление морали, которая ныне так же полностью девальвировалась. Все это свидетельство того, что современные политические отношения, складывающиеся в российском обществе под влиянием, наряду с другими факторами, и русского национального характера, нельзя квалифицировать как позитивные. Они, к сожалению, репродуцируют не самые лучшие черты политических отношений нашего исторического прошлого, подретушированные внешними признаками демократии.

Формирование российской государственности, складывание политических отношений обусловили и определенный тип политического сознания общества, которое характеризует субъективную сторону политики, т.е отношение общественных групп, конкретного человека к государственному строю, политическим партиям и движениям, другим общественным группам, людям, происходящим общественно-политическим процессам.


   
 
  • Опубликовано: 25 февраля 2013 /
  • Просмотров: 16395
  •  (голосов: 2)
Выбор работ
Реклама
О нашем учебном сайте

Для всех студентов и даже нерадивых,

Для умных аспирантов и девушек красивых,

Для тех, кто изучает языки,

Для всех, кому нужны курсовики

(дипломы, авторефераты, диссертации),

Для будущих философов, психологов, юристов,

Для правоведов, сварщиков, экономистов,

Для всех, кто к знаниям стремится,

Учебный добрый сайт ну очень пригодится.