Идеология искусственной универсализации мирового сообщества как основа глобализации: социально-философский анализ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Герасименко Анастасия Алексеевна

Идеология искусственной универсализации мирового сообщества как основа глобализации: социально-философский анализ

Специальность 09.00.11. – социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

кандидат философских наук, доцент

Яценко Михаил Петрович

Красноярск, 2008.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. УНИВЕРСАЛИЗМ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

§1. ИСТОКИ ИДЕЙ УНИВЕРСИАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

§2. СУЩНОСТЬ ЕВРОПОЦЕНТРИСТСКОЙ МОДЕЛИ МИРА КАК ПРЕДТЕЧИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

§3. СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ КАК ВЕДУЩИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ЕВРОПОЦЕНТРИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

ГЛАВА 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ПОПЫТКА РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

§1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК НАРУШЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

§2. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ КРИЗИСА УНИВЕРСАЛИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

§3. АЛЬТЕРНАТИВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСАЛИСТСКИХ ТЕОРИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

В современном мире все более явными становятся такие аспекты ее развития, которые не укладываются в сложившиеся представления о всемирной истории, социуме и цивилизации в целом. Исследователи констатируют современный этап глобализации как переход не просто на новый этап универсализации и виртуализации исторического развития, а в новое системное состояние социума, когда формируются принципиально отличные от существующих доселе и признаваемых за всеобщие, существенные, необходимые и достаточные характеристики социальной эволюции в целом. Однако во многом указанные трансформации связаны с попытками универсализации мироустройства, которые периодически возникали в мировой истории.

Глобализация осуществляется на основе культурной интеграции, объединения политических процессов и попытки использования достижений отдельных цивилизаций другими народами. С этой точки зрения, глобализация – объективно необходимый исторический процесс, сопровождающий человеческое общество с тех самых пор, как оно вышло из животного мира. Этот процесс протекал на основе жизнедеятельности и взаимоотношений человеческих индивидов, овладевающих ресурсами земли.

Но сущность процесса современной интеграции человечества не исчерпывается только вышеуказанными параметрами. Как широкое социально-историческое явление, данный процесс представляет собой единство противоречивых тенденций, включающее в свое содержание глобализм, антиглобализм, интеграцию и суверенизацию, национальный и религиозный радикализм, сотрудничество и противостояние одних обществ другими.

Полноценный анализ современного процесса всех универсалистских тенденций, в том числе и глобализации, с точки зрения философско-мировоззренческой проблематики невозможен вне понимания места и роли гносеологии в современной науке. Дело в том, что анализируемая нами познавательная ситуация до настоящего времени не имела прецедента ни в истории науки, ни в истории философии. Это связано с тем, что сущностные характеристики универсализации в различных проявлениях, в том числе европоцентризма и современного этапа глобализма, в их глубоком, категориальном выражении до сих пор не были актуализированы под специальные современных проблем. Данная гносеологическая ситуация имеет две основы: 1) во-первых, основные представления о глобализации длительное время были подчинены концептуально-идеологическому противостоянию материализма идеализму и потому значительно упрощали исследовательскую ситуацию, что сказывается на современном мышлении; 2) во-вторых, в силу стремительно усложняющихся социокультурных параметров современной науки на первый план в качестве «инновационных» предметных областей исследования вышли науковедение и методология науки, однако они подменили собой подлинно социально-философский уровень исследования науки, хотя в определенной мере и были связаны с ним[1].

Область исследований универсалистских концепций определяется взаимосвязью основных понятий, которые – в той или иной степени имеют отношение к этому неоднозначно-противоречивому явлению. Находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают общество как единую систему, как целое, как особый организм, обладающий не только свойствами, присущими отдельным его частям, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из них. Причем, это целое больше не только количественно, но и качественно, т. е. у системы как целого есть такие качества, свойства, которых нет ни у одной из составляющих частей. Поэтому для понимания сущности универсалистских концепций нужно изучить не только источники и формы их, но и выявить особые свойства обществ как целостных организмов, сформировавшегося в результате различных глобализационных проявлений.

Таким образом, универсализм как особая концепция мироустройства вызывает интерес ученых – представителей различных научных направлений, что связано основными мировыми тенденциями и значительно актуализирует данное диссертационное исследование.

1. Ведущим, по нашему мнению, эффективным базисом в познание сущности современных социальных процессов, в том числе и различных проявлений универсалистских концепций, является четкое разграничение двух исследовательских подходов (диалектического или метафизического), однако пока в этом направлении идут лишь первые наработки.

2. Идеологи универсалистских концепций часто оправдывают свои методы по объединению мирового сообщества под эгидой западных государств необходимостью решения проблем, связанных с общечеловеческими угрозами, однако, как показывает практика, подобный подход является своеобразным прикрытием для вполне конкретных экспансистских притязаний.

3. Проблемы с идентификацией различных универсалистских концепций, которые идеологами их часто искусно маскируются под вполне закономерные тенденции различных социумов к общности, предполагает необходимость исследований универсализации с учетом интересов всех членов мирового сообщества как равноправных.

Таким образом, выявление причин и определение сущности интегрированного, глобализированного мира особенно важно для выработки нового подхода в направлении формирования более конструктивных взаимоотношений внутри мирового сообщества в двадцать первом веке.

Степень разработанности проблемы

Диссертантом были проанализированы исследования различных научных направлений. Это связано со спецификой диссертации, в которой обозначаются проблемы, имеющие отношение к разнообразным проявлениям универсалистских теорий, провоцирующим различные симптомы общественных кризисов, а также затрагивающих широкий круг проблем социальной философии, онтологии, политологии, социологии и т.д.

Можно отметить, что, несмотря на явный интерес ученых к различным аспектам европоцентризма и глобализма, число фундаментальных отечественных исследований данного явления незначительно. Исследователи, констатируя кризисные явления в современной жизни, склонны недооценивать плюралистические стратегии субъектов глобализации и разнонаправленные эффекты ее процессов. Социально-философский подход к проблеме универсалистских концепций, в первую очередь европоцентризма и современного глобализма не получил до настоящего времени полного теоретико-эмпирического оформления.

Диссертационная работа во многом обусловлена исследовательскими традициями социальных наук в направлениях критики империализма и колониализма в классическом марксизме, обоснования модернизации и развития, раскрытия принципов постиндустриализма и информационного общества, обоснования логики международных отношений в послевоенной политологии. Анализируя стремительно меняющийся во второй половине ХХ в. мир, пронизанный этническими и религиозными конфликтами, испытывающий индустриальные и информационные изменения, свидетельствующий о распаде старых и появлении новых государств, академическое сообщество конструировало различные объяснительные модели таких трансформаций.

Принципиальное значение для диссертационного исследования имели работы ведущих российских исследователей сущности глобализации: М.Г.Делягин, Н.С.Розов, Н.Н.Савельев Н.М.Чуринов. Обращение к работам В.П.Казначеева, А.Н.Кочергина, В.Г.Немировского, Е.А.Спирина, А.Д.Урсула, было вызвано необходимостью анализа теоретико-методологических аспектов роли глобализации в общественном развитии.

Отечественные ученые сравнительно недавно стали анализировать проявления универсалистских теорий в основном в виде европоцентризма, что во многом связано с засильем ангажированных исследователей, представляющих западный опыт как однозначно положительный. Вместе с тем, значительная часть исследователей во многом опираются на традиционный методологический базис советской школы: А.Г.Дугин, А.С.Панарин, А.А.Кара-Мурза, А.Н.Чумаков и др.

Для решения задач, поставленных в диссертации, большое значение имел анализ работ российских ученых, акцентировавших свое внимание на глобальных проблемах мирового сообщества, что в той или иной степени согласуется с темой данного исследования. Особое место в данном ряду занимают Л.П.Карсавин, Н.А.Бердяев, А.Ф.Лосев, П.А.Сорокин, И.А.Ильин, Э.В. Ильенков, И.Л.Солоневич и другие отечественные мыслители, которые исследовали общественные проблемы, используя широкий диапазон научного инструментария философии, социологии и политологии.

Определенный результат был получен диссертантом в результате анализа работ философов и историков, которые раскрывают различные аспекты специфики современных социально-политических процессов. Для этих работ характерны принципы отхода от традиционных направлений постижения современной общественно-политической реальности посредством монолинейного, формационного подхода к истории (А.И.Уткин, А.Г.Яковлев, Т.В.Мусиенко, В.И.Пантин, Ю.И.Семенов и др.).

Для понимания исходных положений характеризующих сущность различных проявления универсалистских тенденций диссертант обращается к работам отечественных философов (Б.В.Бирюков, В.С.Готт, А.Д.Урсул и др.), высказывавших идею единства мира в информационном плане.

Зарубежные ученые, учитывая свои интересы и позиции собственных стран, определяли сущность различных тенденций, связанных с попытками универсализации мирового сообщества исходя из различных, часто противоположных позиций: К.Раслер, В.Томпсон, Ф.Фукуяма, Д.Сорос, А.Дж.Тойнби, А.Этциони, Р.Коллинз, Р.Глоссон, Д.Бентли, Д.Медоуз, С.Браун, П.Дж.Бьюкенен.

Идеи универсалистского толка, посвященные исследованиям различных аспектов постиндустриального общества, позднее были пересмотрены и дополнены теориями мировой капиталистической системы и глобализации. По Валлерстайну, изолированные друг от друга отдельные общества заменяются образом мировой системы, где в едином способе разделения труда вынуждены объединяться и утверждать себя все общества и правительства, предприятия и университеты, культуры и классы, домохозяйства и индивиды. Единая мировая система задает форму отношений между социальными неравенствами в мировом масштабе и состоит из трех основных элементов: рынок, государственные структуры, препятствующие свободным рыночным отношениям, и особая организация социального пространства, позволяющая усилить эксплуатацию центром периферийных и полупериферийных стран. Именно последний из упомянутых элементов является принципом организации глобального неравенства в полной конфликтов мировой системе (И. Валлерстайн). Против этой теории, представляющей глобализацию как институциализацию мирового рынка, в частности, возражает У.Бек, называя ее линейной аргументацией, не позволяющей поставить и исследовать вопрос о том, не порождает ли мировой рынок незаметно и невольно космополитические конфликты и идентичности.

Процесс формирования концепции универсализма в предметном поле социальной философии осложняется комплексным характером глобализации, ее полиструктурной и многофункциональной природой. Тем не менее, накопленный теоретический и эмпирический материал, опыт реальной социальной политики в условиях европоцентризма и глобализации создают необходимые предпосылки для ее системной рефлексии и выведения концепций универсализации на уровень самостоятельного исследования, используя методологические основания социальной философии.

Более полную картину изученности исследуемых проблем дал анализ диссертаций, часть из которых была рассмотрена для формирования более полной научной картины исследуемой проблемы[2].

Современные периодические научные издания («Вопросы философии», «Философские науки», «Социс», «Полис») также неоднократно обращались к проблеме универсализации, в основном в виде глобализации, или же рассматривали какую-либо сторону этого многоликого явления. Кроме того, диссертантом были детально проанализированы статьи, публикуемые в научном журнале «Теория и история», ведущие статьи которого основываются на двухпроектном анализе современных глобализационных проявлений, что значительно помогло организовать исследование в методологическом плане.

Анализ научных работ по теме диссертации дает основания сделать следующие выводы:

1) большинство исследователей различных проявлений искусственного объединения мирового сообщества анализируют универсалистские теории с позиций конкретной науки, что создает методологическую базу для изучения проблемы, однако несколько сужает, по мнению диссертанта, сущность самого явления;

2) универсалистские тенденции современности, например, европоцентризм, не исследуется с позиции принципиального различения двух проектов науки, различаемых по методологическому основанию как метафизический и диалектический, что не дает возможности делать достаточно обоснованные выводы относительно ее причин и следствий;

3) несмотря на широкое представительство проблематики трансформации современных социальных процессов в зарубежных и отечественных исследованиях, глобализация остается пока не концептуализированной в рамках интегративной социально-философской парадигмы.

Таким образом, актуальность и практическая значимость вопросов, связанных с причинами возникновения и сущностью универсалистских концепций, а также слабая научная разработанность в социально-философском разрезе позволили выявить проблему и избрать темой исследования «Идеология искусственной универсализации мирового сообщества как основа глобализации».

Объектом исследования являются универсалистские концепции.

Предметом исследования выступает универсализация как одна из ведущих тенденций истории и современности по искусственному объединению мирового сообщества.

Цель исследования: провести социально-философский анализ современного истоков и сущности универсалистских тенденций, в связи с их онтологическими основаниями и социокультурной идентичностью обществ.

Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач.

1. Показать, что идеология универсализации всегда реализуется в рамках определенный модели мира, что дает искаженное представление о социальной реальности,

2. Исследовать европоцентризм как наиболее известную универсалистскую концепцию, которая основывается, несмотря на амбициозные претензии субъектов европоцентризма, на недооценке роли и значения неевропейских народов.

3. Определить совокупность субъективных факторов и объективных условий, которые определяют характер исторического развития обществ, придавая им устойчивость или ведя их к гибели, что предполагает учет интересов не только европейской цивилизации, ведь любая универсалистская идеология является унификацией и стандартизацией культуры, направленной на уничтожение национальных культур,

4. Показать, что современные проявления глобализации является проявлением универсализма и подлежит всестороннему изучению с точки зрения специфики субъектности каждого типа общества в целях усиления преимуществ, сильных сторон каждого из двух типов субъектности.

5. Показать, что кризис европоцентризма является закономерным явлением и представляет собой следствие завышения значимости стандартов жизни индивидуалистических обществ, что, в свою очередь, связано с пониманием современного состояния человечества, как тотального доминирование капиталистической миросистемы.

6. Исследовать альтернативные универсализму концепции, доказывая несостоятельность универсалистких теорий, в том числе и проявлений современной искусственной глобализации как несущих угрозу всему мировому сообществу.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются философские методы и принципы научного познания. Достижение поставленной цели осуществляется на основе принципов диалектики: развития, всеобщей связи явлений, на базе диалектического проекта науки.

Решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов: системного структурно-функционального, деятельностного; а также методов: синтеза, анализа, методов логического и исторического анализа, индукции, дедукции и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

· Показано, что научное познание такого явления, как европоцентризм, существенно в плане реализации двух основных моделей мира: космической и универсалистской.

· Показано, что совокупность субъективных факторов и объективных условий воздействуют на историческое развитие каждого общества, придавая ему специфику и характер устойчивости или ведя его к гибели, что имеет свою специфику в индивидуалистическом и коллективистическом обществах и наиболее ярко проявляет себя в условиях глобализации.

· Доказано, что единство объективных условий и субъективных факторов устойчивого развития в основных сферах общественной жизни предполагает возможным элиминировать отклонения от нормы естественноисторического процесса, что и обеспечивает устойчивое историческое развитие общества, а устойчивость общественного развития выступает как гарантия выживания человечества и предполагает изменение сущности европоцентризма как основе глобализационных процессов.

· Освещается, что неоднозначность оценки любых универсалистских идеологий предоставляет возможность эксплуатировать их в интересах определенных субъектов, а закономерность естественных глобализационных процессов далеко не оправдывает европоцентризм как основу для давления на самодостаточные культуры и народы, вплоть до потери ими своей идентичности.

· Показано, что устоявшийся европоцентризм, как и любая универсалистская идеология, является следствием целенаправленного искажения исторического прошлого для оправдания агрессивной политики так называемых «демократических» стран по отношению ко всему «неевропейскому миру», что также взято на вооружение и идеологами искусственной глобализации, а потому кризис европоцентризма является закономерным явлением, поскольку в его основе находится пренебрежение историей, менталитетом и традициями огромной части человечества.

· Доказано, что одной из причин кризиса европоцентризма, которая все больше выдвигается на первый план, становится неизбежное соперничество между субъектами глобализации, потому что в основе их политики находится потребительский принцип развития, что характерно для индивидуалистических обществ.

· Выделены основные тенденции интеграция и унификация обществ на основе виртуализации социальных связей с последующим выделением наднационального мегаобщества из атомизированных масс. Проведен анализ основных теорий глобализации и выявлена их универсалистская основа.

· Доказано, что формы глобализации и других универсалистских идеологий во многом определяются субъектами глобализационного давления, которые, основываясь на законах индивидуалистического общества, стремятся навязать свои стандарты всему остальному миру, который постепенно теряет свою многополярность, а глобализационные методы становятся все более откровенными и агрессивными.

· Показано, что хотя носителями универсалистской идеологии являются различные так называемые «демократические страны», методы глобализации в целом совпадают, поскольку они преследуют одну цель – подавление всего национального, особенно это касается стран, в основе которых – исторически сложившиеся коллективистские традиции.

· Установлено, что реализуемый проект глобализации, как продолжения европоцентризма, имеет основания в индивидуалистическом способе воспроизведения обществ берет свои истоки в европоцентризме и опасен для коллективистских социумов, как несоответствующий их типу развития и полностью подрывающий систему их культурных универсалий.

· Раскрывается тезис, что основы стабильности современной системы, ее жизнеспособность и деятельность неправомерно объявляются производными от состояния Европы, политической воли и интеллекта, полученных в результате политики паразитирования и используемых в основном в интересах верхушки.

· Приводятся аргументы в пользу того, концепция «общечеловеческих ценностей» является по своей сути универсалистской и связана и с продолжением углубления раздела стран на субъектов и объектов глобализации.

· Доказано, что кризис, в поразивший не только страны «второго и третьего мира» в последние десятилетия, носит в большей степени субъективный характер, т.е. он является следствием целенаправленной деструктивной политики сторонников универсализации мирового сообщества и безответственных политиков в нашей стране, а значит, решение современных проблем мирового сообщества во многом связано с тем местом, которое займет Россия как активный противовес любым искусственным универсалистским концепциям

Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическая значимость полученных в диссертации результатов определяется возможностью их использования для проведения исследований в рамках проблематики социальной философии. Предложенные в диссертации подходы и решения могут быть использованы: как методологическая основа для исследования путей преодоления системного кризиса, характеризующего развитие современный мир; для построения целостной законченной концепции развития мирового общества; для дальнейшего анализа тенденций и закономерностей развития индивидуалистического и коллективистского обществ с целью рационального управления и регулирования этими процессами; в педагогической практике.

Объем диссертации и ее структура. Диссертация включает в себя: введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список использованных источников.


 
Страница 1 из 8 | Следующая страница
 
 
  • Опубликовано: 3 марта 2015 /
  • Просмотров: 13293
  •  (голосов: 1)
Выбор работ
Реклама
О нашем учебном сайте

Для всех студентов и даже нерадивых,

Для умных аспирантов и девушек красивых,

Для тех, кто изучает языки,

Для всех, кому нужны курсовики

(дипломы, авторефераты, диссертации),

Для будущих философов, психологов, юристов,

Для правоведов, сварщиков, экономистов,

Для всех, кто к знаниям стремится,

Учебный добрый сайт ну очень пригодится.