Диссертация. Вербальная агрессия в школьной речевой среде (Часть 1 из 2)

Насмешка (колкость)

Речевой жанр "колкость" выделяет К.Ф. Седов, определяя его как "комплимент со знаком минус", продиктованный "стремлением (часто не вполне осознанным) сказать собеседнику неприятное". (73, С.193) Возможно, целесообразнее будет обозначить соответствующий такому определению речевой жанр как "насмешка", поскольку:

1. Данное слово является стилистически более нейтральным;

2. Имеет более широкое лексическое значение, включающее в том числе значение "колкость". Синонимы насмешки (Александрова; С.196): "колкость, шпилька, зубоскальство; издевка (разг.) скрытая: ирония язвительная, злая: сарказм". Толкование в "Словаре русского языка" С.И. Ожегова (С.357): насмешка - "обидная шутка, издевка"; колкость (С.260) - "колкая насмешка, язвительное замечание".

3. Это слово обозначает речевое (-ые) действие (-я), присущее (-ие) речи обоих полов (что вытекает из анализа лексического значения).

Вербальная агрессия выражается здесь через осмеяние объекта, основными способами которого являются ирония и сарказм. В первом случае перед нами скорее скрытая, неявная вербальная агрессия, поскольку ирония, как известно, определяется как "тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме" (Ожегов; С.232). Во втором случае речевая агрессия проявляется более открыто, сильно, так как сарказм, по определению (Ожегов; С.642), представляет собой "язвительную насмешку, злую иронию". Однако в том и другом случаях это целенаправленная речевая агрессия.

Следует отметить, что насмешка предполагает не просто преднамеренность и коммуникативную целенаправленность, но и искусность речевого воплощения, особую словесную изощренность. Этим она отличается от оскорбления. Поэтому, как справедливо указывает К.Ф. Седов, "в этом жанре большое значение имеет подтекст, намек". (73, С.193)

Реальный пример воплощения и иллюстрации различия этих двух способов создания насмешки в одной речевой ситуации (диктофонная запись XVI): "Пальцем попишешь!" - насмешка ученика в адрес уронившего ручку одноклассника (пример саркастической насмешки). Реакция учителя на то же действие школьника: "Очень культурное / поведение / товарища / на уроке //" (пример иронической насмешки).

Речевая агрессия в насмешке выражается не только через ее конкретное содержание, но и через форму - в особой (иронической, язвительной, ехидной) интонации и в особом темпе (с намеренным, утрированным растягиванием слов, иногда замедленно, с искусственными паузами, многократными словесными повторами и т.п.). Например: "...И еще (иронично) // одна // загадка в пятом "бэ" // (подчеркнуто торжественно) Пропала (!) тетрадь (!) Метова (!)" (запись III).

Другой пример - когда речевая агрессия проявляется через насмешку только фонационно (в многократном и быстром повторе одних и тех же неприятных для адресата слов), без использования иронии или сарказма (запись XV).

Насмешка относится к оценочным речевым жанрам. Однако в некоторых ситуациях она может по форме напоминать этикетные (по классификации Т.В. Шмелевой) жанры: например, в ситуации, когда насмешка внешне строится как комплимент ("Какой ты у-умный!") или приветствие ("Здра-авствуйте, уважаемый!" - опоздавшему на урок; "А вот и они пожаловали!" - однокласснику, к которому относятся негативно).

Ссора

Бытовая ссора - один из наиболее распространенных и, одновременно, сложных, комплексных жанров (гипержанров), который является ярким отражением ситуации конфликтного взаимодействия индивидов и включает самые разные речевые жанры (жанроиды - в терминологии Горелова-Седова), где имеет место вербальная агрессия.

Участники ссоры почти всегда хорошо знакомые и равные в социальном отношении люди (родственники, друзья, одноклассники и т.п.). Именно социальная и психологическая близость коммуникантов предполагает соблюдение каждым из них определенных норм взаимодействия.

Конфликт, предшествующий ссоре, возникает тогда, когда, по мнению одного из собеседников, другой нарушает эти правила, которые очень часто являются субъективными, принятыми и соблюдаемыми в узкой речевой среде, в определенных ситуациях общения.

По структуре "классическая" ссора представляет собой чаще всего диалог, в котором происходит постоянная, хотя и не всегда быстрая и последовательная смена ролей говорящего и слушающего. Если же один из участников такого диалога по каким-то причинам претендует на доминирующую роль говорящего (чаще всего - "обвинителя"), то ссора приобретает монологический характер.

Характеризуя тот или иной гипержанр, в том числе бытовую ссору, целесообразным представляется описывать не отдельные входящие в него жанры (например, оскорбление, угрозу, насмешку и т.д.), а целые речевые стратегии и внутрижанровые тактики, как это делает К.Ф. Седов. Так, он выделяет три стратегии речевого поведения в ситуации конфликта, которые бессознательно выбираются говорящим и соответствуют типу его языковой личности (73, С.191):

1. Инвективная - демонстрирует пониженную семиотичность: коммуникативные проявления здесь становятся отражением эмоционально-биологических реакций. Эмоциональный катарсис достигается преимущественно при помощи прямой вербальной агрессии.

2. Куртуазная - отличается повышенной степенью семиотичности речевого поведения, тяготением к этикетизации - стремлением говорящего к этикетным формам социального взаимодействия. Психологическая разрядка достигается, главным образом, путем демонстрации обиды.

3. Рационально-эвристическая - опирается на рассудочность, здравомыслие, заставляющее проявлять негативные эмоции в непрямых, косвенных формах и достигать разрядки чаще всего через иронию (смеховой катарсис).

Если попытаться соотнести выделенные коммуникативные стратегии с рассмотренными выше уровнями речевого общения, то можно сказать, что инвективная стратегия в целом соответствует примитивному уровню; манипулятивная в ряде случаев используется на манипулятивном уровне общения; рационально-эвристическая приближается к конвенциональному уровню, но не достигает его, поскольку допускает проявления вербальной агрессии.

По данным констатирующего эксперимента, школьники используют в ссорах чаще всего инвективную стратегию; реже - рационально-эвристическую; очень редко - куртуазную, что, вероятно, объяснятся низкой степенью социализации у них вербальной агрессии и повышенной конфликтностью, свойственной данному возрасту.

Внутрижанровые тактики представляют собой "различные сюжетные ходы в разворачивании фабулы внутри жанра, объединяющие конкретные темы и достаточно обобщенные мотивы в целостное ритуальное действие". (13, С.149) В ссоре можно выделить, по крайней мере, восемь таких тактик, большинство из которых строятся на использовании речевых жанров (субжанров), в которых, так или иначе, присутствует вербальная агрессия (13, С.150-151):

1. Тактика возмущения - применяется, как правило, в начале ссоры как негативная эмоциональная реакция на поступок собеседника.

2. Тактика насмешки - чаще всего строится на использовании иронии; возникает в любом повороте ссоры.

3. Тактика колкости - по семантике близка к насмешке, но в отличие от нее в большей степени строится на косвенном выражении интенции (намек, подтекст).

4. Тактика упрека - имеет место на любой стадии развития ссоры.

5. Тактика обвинения - рассматривается как разновидность упрека; отличие - в силе негативной интенции, заложенной в высказывании.

6. Тактика демонстрации обиды - напоминает 1 и 4, но отличается тем, что недовольство говорящего высказывается не по поводу какого-либо действия адресата, а по поводу его речевого поведения, которое считается оскорбительным.

7. Тактика оскорбления - возникает обычно в кульминации ссоры и предполагает употребление инвективной лексики - от зоосравнений до табуированных слов.

8. Тактика угрозы - возникает чаще всего в высших по накалу стадиях ссоры.

Следует отметить отсутствие жесткого соотношения внутрижанровых тактик и речевых стратегий. Если же рассматривать их с точки зрения видов и форм проявления вербальной агрессии, то можно сказать, что инвективная личность, как правило, использует открытую и достаточно сильную вербальную агрессию в форме оскорблений, прямых угроз, грубых требований, враждебных замечаний и т.п. Куртуазная личность чаще демонстрирует более слабую речевую агрессию - скрытую, косвенную, иногда непереходную, которая может реализовываться в скрытом упреке, косвенном осуждении, враждебном намеке, реже - через насмешку. Рационально-эвристическая личность тяготеет преимущественно к открытой, но не очень сильной речевой агрессии, которая выражается чаще всего в насмешках.

Вместе с тем, сложно безоговорочно согласиться с точкой зрения И.Н. Горелова и К.Ф. Седова, что каждая из выделенных тактик развития ссоры может быть классифицирована и в качестве "самостоятельного одноактного жанра (субжанра)" (13, С.151), поскольку, некоторые из них, например, тактики возмущения и демонстрации обиды могут строиться на использовании одного общего жанра - например, упрека. Кроме того, для возмущения и обиды сложно однозначно выделить и четко сформулировать дифференциальные жанрообразующие признаки. По нашему мнению, эти тактики являются скорее способами вербального выражения определенных эмоциональных состояний, которые могут включать один или несколько речевых жанров.

Рассмотрим типичный пример ссоры, которым может служить речевая ситуация XIV из диктофонных записей (текст - см. Приложение 1). Оба коммуниканта демонстрируют наиболее частую для речевой среды школьников инвективную стратегию общения, где имеют место прямые, явные и сильные по "шкале интенсивности" проявления вербальной агрессии - категорическое побуждение, угроза, прямое оскорбление.

Сначала говорящий использует тактику возмущения поступком нарушившего "правило территории" товарища, в которой одновременно присутствует и скрытая угроза ("Я сказал!"). Одноклассник реагирует на это тактикой демонстрации притворной обиды на "незаслуженную" грубость в свой адрес, где также имеет место речевая агрессия (вопрос произносится резко повышенным тоном). Далее "хозяин парты" демонстрирует тактику оскорбления, которое усиливается категорическим требованием "восстановления его территориального права".

Здесь мы наблюдаем кульминацию ссоры, поскольку после этой реплики его одноклассник понимает, что добился своей цели (разозлить, вызвать раздражение), и теряет интерес к ситуации, используя тактику скрытой насмешки. Его ответная реплика по содержанию является не категорическим побуждением, демонстрирующим желание избавиться от собеседника, а скорее иронически-враждебным замечанием, содержание которого приблизительно формулируется как "я тебе ничего не делаю, а ты - такой странный - почему-то злишься".

В рамках исследования жанра бытовой ссоры, помимо основных стратегий речевого поведения и внутрижанровых тактик, рассматриваются также основные и наиболее типичные средства отрицательного речевого воздействия на адресата.

Наиболее четко и последовательно это делается М.Ю. Федосюком, который выделяет три группы приемов, цель которых - негативным образом "повлиять на сознание, поведение и эмоции адресатов" в ситуации ссоры, "когда один из собеседников стремится любой ценой досадить другому, воздействовать на него, взять верх над ним" (91, 14-15):

1. Средства, отрицательное воздействие которых достигается через содержание высказывания: обобщенная неодобрительная характеристика действия адресата; представление ситуации не как единичной, но как повторяющейся, типичной ("Вечно ты ноги у входа не вытираешь!" и т.п.); резкое неприятие слов собеседника, намеренное усиление негативной оценки ("Ты говоришь глупости" и т.п.); использование отрицательно оценочных существительных (типа "идиот", "ничтожество", "подлец" и т.п.); утверждение о несамостоятельности поступков или суждений адресата (например, "Заразили тебя эти подлецы" - в значении "навязали свое мнение"); утверждения о низменных мотивах действия собеседника ("…Тебе всегда в чужие дела надо влезть" и т.п.).

2. Приемы, эмоциональное воздействие которых обусловлено особенностями речевого поведения говорящего: различные формы отказа от продолжения разговора ("Уходи отсюда, я не могу тебя больше видеть!" и т.п.); угроза ("Я сейчас все это твое шматье в окошко повыкидываю!" и т.п.); осознанное нарушение норм речевого этикета (например, употребление местоимения "ты" вместо "вы"); обозначение собеседника местоимением не 2-го, а 3-го лица. "Партнер по диалогу как бы демонстративно игнорируется, к нему относятся так, будто его нет". (91, С.18).

3. Приемы, воздействие которых обусловлено стилистической окрашенностью языковых средств: употребление слов и выражений со сниженной и негативной окраской ("Ты привык жить в этом своем клоповнике целым кагалом" и т.п.); употребление эмоционально и стилистически окрашенных слов и выражений, не соответствующих общему стилю речи (например, использование слов "явиться" вместо "прийти", "не желать" вместо "не хотеть").

Ценность такого подхода к описанию проявлений вербальной агрессии - в выделении различных оснований для классификации, емком обобщении эмпирических наблюдений, привлечении обширного речевого материала.

Однако более целесообразным и методологически оправданным представляется рассмотрение выделенных типов высказываний в рамках жанрового подхода. Обоснование этого является, на наш взгляд, следующее: во-первых, подход к изучению вербальных проявлений агрессии с точки зрения теории речевых жанров расширяет круг аспектов исследования, позволяя рассматривать не только целенаправленную, инициативную речевую агрессию (как у М.Ю. Федосюка), но и поведенческую, инструментальную.

Во-вторых, этот подход позволять более четко и последовательно определить реальные коммуникативные условия и обстоятельства использования того или иного средства отрицательного речевого воздействия, его место среди проявлений вербальной агрессии. Так, многие из выделенных приемов могут использоваться одновременно в нескольких жанрах, отмеченных речевой агрессией.

Например, неоправданное обобщение случившегося может использоваться и в упреке, и в колкости, и во враждебном замечании. Отказ от продолжения разговора может выступать как форма враждебного замечания, категорического требования, грубого отказа. Использованием отрицательно оценочных существительных, слов со стилистически сниженной окраской и сознательным нарушением этикетных норм отмечены такие жанры, как оскорбление, угроза, враждебное замечание. С другой стороны, некоторые названные приемы (например, угроза) могут быть выделены в самостоятельные жанры.


   
 
 
  • Опубликовано: 23 апреля 2012 /
  • Просмотров: 28619
  •  (голосов: 1)
Выбор работ
Реклама
О нашем учебном сайте

Для всех студентов и даже нерадивых,

Для умных аспирантов и девушек красивых,

Для тех, кто изучает языки,

Для всех, кому нужны курсовики

(дипломы, авторефераты, диссертации),

Для будущих философов, психологов, юристов,

Для правоведов, сварщиков, экономистов,

Для всех, кто к знаниям стремится,

Учебный добрый сайт ну очень пригодится.