Идеология искусственной универсализации мирового сообщества как основа глобализации: социально-философский анализ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной диссертации решался комплекс задач, связанных с социально-философским анализом европоцентризма: истоки, проблемные моменты, симптомы кризиса, а также европоцентризма как предтечи глобализации.

Выводы, которые представляется возможным сделать из данного исследования, состоят в следующем.

· Истоки глобализации как идеи универсализации мирового сообщества во многом связаны с тем, что в индивидуалистическом типе общества, господствует принцип навязывания принятой шкалы ценностей.

· Решить проблемы аксиологического несоответствия универсалистской картины мира реальной социокультурной действительности можно посредством исследования ценностной шкалы, исторически сложившейся в условиях формирования конкретного общества.

· Познание истоков идеологии универсализации мирового сообщества – это важная предпосылка углубленного понимания современности и одна из основ предвидения и оценки перспектив общественного развития в разрезе европоцентризма и глобализации.

· Европоцентризм как социокультурный феномен носит исторический характер и включает в себя как закономерные, естественные стремления социумов к интеграции, так и искусственные тенденции к унификации мира.

· Анализ европоцентризма как социокультурного явления приобретает максимально объективный характер, если он ведется с учетом принципиальной разницы в развитии индивидуалистических и коллективистских обществ.

· В основе европоцентризма находится определенная философская трактовка сущности исторической истины, как оформленного в определенную идеологию подбора ангажированных фактов.

· Результаты исторических исследований длительное время использовались в интересах только небольшого числа европейских стран, т.е. создавалась довольно фальсифицированная картина мира, оправдывающая давление европейской цивилизации на самодостаточные народы и культуры.

· Субъективный фактор оказался ведущим в социальных исследованиях, что стало основой для формирования ангажированной европоцентристской картины мира.

· Целенаправленная политика идеологов европоцентризма является своеобразным примером для всех сторонников универсалистских концепций, в частности, современной глобализации.

· Глобализация как самая активная попытка универсализации мирового сообщества является следствием нарушения законов объективного исторического развития.

· Именно на базисе объективной диалектики предоставляется возможность постигать сущность глобализации и его отрицательных последствий в плане социокультурного развития социумов.

· Наряду с естественными глобализационными процессами, в периодически в истории проявляются и попытки искусственной глобализации, которая несет угрозу социокультурной идентичности социумов.

· Устоявшийся европоцентризм как одна из самых распространенных универсалистских тенденций является следствием целенаправленного искажения исторического прошлого для оправдания агрессивной политики так называемых «демократических» стран по отношению ко всему «неевропейскому миру».

· Кризис европоцентризма и появление новых попыток универсализации мирового пространства является закономерным явлением, поскольку в его основе находится пренебрежение историей, менталитетом и традициями огромной части человечества.

· Одной из причин кризиса европоцентризма, которая все больше выдвигается на первый план, становится неизбежное соперничество между субъектами глобализации, потому что в основе их политики находится потребительский принцип развития.

· Примитивная европоцентристская дихотомия «цивилизованность (по-европейски) или варварство» доказала свою несостоятельность, что открыло путь плюрализму цивилизаций, и в связи с этим понятие общечеловеческого единства снова проблематизируется.

· Чем больше наступающий Запад злоупотребляет софизмами, выдавая собственные ценности и интересы за общечеловеческие, тем труднее нам пробиться к подлинному понятию общечеловеческому, ибо сами поиски в этом направлении могут ставиться под подозрение.

· Вместо европоцентристского мира, в котором доминирующие позиции занимают основополагающие параметры западной рационалистической цивилизации, возникает новая всепланетарная цивилизация на началах органического сочетания единства и неделимости мирового сообщества, с одной стороны, диверсификации и плюрализма народов, культур, религий т.д., с другой.

Человечество стоит на пороге качественно нового и потому неведомого периода своего развития. С одной стороны, заканчивается эпоха изменения природы: aнтропогенная нагрузка приблизилась к объективному пределу, и человек начинает решать эту проблему путем приспособления себя к окружающей среде. С другой стороны, технологии вырвутся из-под общественного контроля, как это было при переходе от феодализма к капитализму, неся на плечах уже не просто новые общественные отношения, но и новый облик всего человечества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акиндинова Т.А. Глобализация как имманентный процесс в культуре // Глобализация и культура. Аналитический подход: Сб. науч. материалов. СПб., 2003.

2. Алаев Л.Б. «По последним данным разведки мы воевали сами с собой» (к вопросу об основном противоречии нашей эпохи) // Восток (ORIENS). 2002. №4.

3. Алексееева Т.А. Обсуждение «новой философской энциклопедии» (материалы заочного «круглого стола» // Вопросы философии. №1-2003.

4. Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития. Таганрог: ТИУиЭ, 2000.

5. Антонов Д. А. Основные типы общественного прогресса / Д.А.Антонов // Теория и история. – 2004. - № 2.

6. Аристотель. Политика // Соч. в 4-х т. Т. 4. М., 1983.

7. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопросы философии.— 1995.— №1.

8. Балахонский В.В. Глобализация и глобализм в контексте угроз современной цивилизации // Глобализация: pro et contra: Материалы Международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006.

9. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.

10. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.

11. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.

12. Бентли Д. Межкультурные взаимодействия и периодизация всемирной истории // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

13. Бжезинский Э. Великая шахматная доска /З.Бжезинский. М., 1998.

14. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991.

15. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. Кн. 2. М., 1989.

16. Бородин А.А. Аксиология процесса социальной эволюции в глобализирующемся мире // Глобализация: pro et contra: Материалы Международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006.

17. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв., в 3 т., М., 1986, т. 2 «Время мира», М., 1992.

18. Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.

19. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terr Fantastica, 2003.

20. Валлерстайн И. Современная миросистема. В 3 т. (Wallerstein, 1974

21. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М., 1990.

22. Вебер М. Протестантская этика. Части 2-3. М., 1973.

23. Вестник Российского Философского Общества. 2004. №4.

24. Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». № 2 (10), 2003. ISBN 5-9296-0140-2 Северо-Кавказский государственный технический университет

25. Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании Просвещения // Общественные науки и современность. 2004. №2.

26. Вяземский Е. «Историческая наука и историческое образование: некоторые проблемы теории и методологии.// Преподавание истории №3, 2001.

27. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

28. Гельвеций К.А. Об уме // Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1973.

29. Гилрой П. Черная Атлантика: современность и двойное сознание [Gilroy, 1993].

30. Гильдебранд Д. фон. Новая вавилонская башня Избранные философские работы. СПб., 1998.

31. Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: (становление и развитие). М.: Мысль, 1984.

32. Грин В. Периодизация в европейской и мировой истории // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

33. Грин В. Периодизируя всемирную историю // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

34. Грякалов А.А. Контекст глобализации и философия события // Глобализация: pro et contra: Материалы Международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006.

35. Гудсблом Й. История человечества и долговременные социальные процессы: к синтезу хронологии и фазеологии // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. –Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

36. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. ТАНАИС. М., ДИ-ДИК, 1994.

37. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1989.

38. Гумницкий Г.Н., Зеленцова М.Г. О «плюрализме» в философии и познании истины // Вестник Российского философского общества. 2005. №2.

39. Гуревич А.Я. К дискуссии докапиталистических формациях: формация и уклад // Вопросы философии. –1968. -№2.

40. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопр. Философии. –1992. -№7.

41. Давидович В.Е. Судьба философии // ВФО. 2003. №1.

42. Даллмар Ф. Глобальная этика: преодоление дихотомии «универсализм»-«партикуляризм» //Вопросы философии.–2003 –№3.

43. Даллмар Ф. Глобальная этика: преодоление дихотомии «универсализм»-«партикуляризм» //Вопросы философии.–2003 – №3.

44. Делягин М. Глобализация // Глобалистика. Диалог. М., 2003.

45. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.

46. Демина Л.А. Парадигмы смысла. М., 2005.

47. Джагдиш Бхагвати. В защиту глобализации. – М.: Ладомир, 2005.

48. Диалектика процесса познания. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985.

49. Доклад Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура о межсекторальной стратегии в области философии – Исполнительный совет ЮНЕСКО. 171 сессия, Париж, 28 февраля 2005 г. // Вестник Российского философского общества. –2005. -№4.

50. Дубровский С. В. Глобальная пирамида как результат исторического развития, характеристик социума и состояния среды // ОНС, 2002. – №4.

51. Дугин А. Без идеи России не будет // ЛГ 15-21 декабря 2004

52. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. – М.: «Арктогея», 1997.

53. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991

54. Евзеров Р.Я. Право народов на самоопределение в контексте современного развития // Преподавание истории и обществознания –2002 -№5

55. Ефимов А.А. Историчность как атрибут социальной жизни: философский анализ. Волгоград, 2005;

56. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.

57. Зайцев Д.Ф. Альтернативы глобализации: досугово-игровая и образовательно-познавательная модели информационного общества // // Глобализация: pro et contra: Материалы Международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006.

58. Захаров А. E Pluribus Unum. Очерки современного федерализма. М.: Московская школа политических исследований, 2003.

59. Зенько А.А. Понятие социальности // Теория и история. №2, 2003.

60. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1996.

61. Зиновьев А. Идеологическая глобализация. Американцы претендуют на роль правителей человечества // Независимая газета. 26.02. 2002.

62. Зэлдин Т. Все о французах. М., 1991.

63. Иванов Н. Упадок востока и установление мировой гегемонии Западной Европы // Восток, 1994, №4.

64. Иванова Н.Л. Социально-культурные функции естественных наук. – Киев: Наукова думка, 1977.

65. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.

66. Изгорская А. Социально-философская реконструкция геополитических концепций // Война и геополитика. 3-й вып. «Время мира»/ под ред. Н.С.Розова. – Новосибирск, НГУ, 2003.

67. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. С-Пб., 1994.

68. Имперское сознание… после империи (размышления над книгой В.К.Кантора) // Вопросы философии. – 2008. – №9.

69. Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Глобальный конфликт XXI в. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий // Полис. №6. 2001.

70. Исакова Н.В. Феномен глобальности в философии Русского космизма. Кубанский госун-т., 2005.

71. Исупов К.Г. Проблемы глобализации на фоне русской мысли (предварительные соображения) // Глобализация: pro et contra: Материалы Международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006. С. 44.

72. Итоговая резолюция IV Российского философского конгресса «Философия и будущее цивилизации», состоявшегося в Москве 24-28 мая 2005 года // Вестник Российского философского общества. –2005. -№4.

73. Кайзерлинг Г. фон. Америка. Заря Нового мира. СПб.: Санкт-Петербургское философское общества, 2002.

74. Калашников В.Д. Научная теория и научная история // Теория и история. №1, 2002.

75. Калиниченко П.А. Государство, право и европейская интеграция в контурах целостного мира // Философские науки. 2005. №12.

76. Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. – М.: РОССПЭН, 2008. – С. 536.

77. Караш Ю. Европа бросает вызов Америке // Независимая газета. 29.03.2002.

78. Касавин И.Т. «Эволюционный органицизм» и перспективы новой эпистемологии // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1988-1989. М.: «Наука», 1989.

79. Качоха В. К.Поппер: альтернатива обществу будущего // ВФ-№6-2002

80. Кесседи Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. №1 –2003

81. Кефели И.Ф. Социальная природа глобализма // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

82. Кивенко Н.В. Отражение и его роль в организации живых систем. – Киев: Наукова думка, 1972.

83. Князев Н.А. Философские основы проектного анализа науки // Теория и история. –2004. – №3.

84. Коллинз Р. Конфликт с применением насилия и социальная организация: некоторые теоретические следствия из социологии войны // Война и геополитика. Выпуск 3. Время мира. Новосибирск, 2003.

85. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2002.

86. Кондаков «По ту сторону» Европы // Вопросы философии -№6-2002.

87. Коротаев А.В., Крадин Н.Н., Лынша В.А. Альтернативы социальной эволюции (вводные замечания) // Альтернативные пути к ивилизации. М., 2000.

88. Косолапов Н.А. Политико-психологическая типология конфликта // Форум. – 1997. – № 1.

89. Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. –2005. –№2.

90. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях/ под ред. и Н.А.Лапина и Л.А.Беляевой. - М., 1994.

91. Кудашов В.И. Достоинство философа в современном мире (Субъективные заметки по поводу III Российского философского конгресса) // Теория и история. №1, 2002.

92. Кууси П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988.

93. Лавров С. Возврата к «холодной войне» не будет // Известия. –2005. 11.02.

94. Лапкин В.В., Пантин В.И. Геоэкономическая политика и глобальная политическая история. М.: «Олита», 2004.

95. Лейбин В.М. Глобальность и уникальность в современном мире // Вестник ВФО. – 2005. - №1.

96. Лекторский В.А. Новая философская энциклопедия. Т. 3. М.: Мысль, 2001.

97. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке / М. Лернер. Т. 1. М., 1992.

98. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990.

99. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.

100. Макнил В. Меняющийся образ всемирной истории // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

101. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983.

102. Марков С. Глобализация политических институтов // Глобалистика. Диалог. М., 2003.

103. Марков, Б. В Человек и глобализация мира / Б.В.Марков // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. – Сб. статей. – Вып. I / Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. – СПб.: «Петрополис», 2001.

104. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. М., 2001.

105. Марцева Л.М. Особенности хозяйственного освоения пространственно-временных границ российской цивилизации (Опыт сопоставления) // Теория и история. – 2002. – №1;

106. Матвеева, С.Я., Шляпентох В.Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000.

107. Мегатренды мирового развития. Под редакцией М.В. Ильина, В.Л. Иноземцева – М., «Экономика», 2001,

108. Медоуз Д.Л. За пределами роста // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 5.

109. Межуев В.м. проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Полития. №3.

110. Мизес Л. фон. Теория и история. М., 2001.

111. Микешина Л.А. Новые образы познания реальности // М.: РОССПЭН, 1997.

112. Миронов В.Н. Философия истории Фридриха Ницше // Вопросы философии –2005. -№11.

113. Михайловский А.В. Борьба за Карла Шмита. О рецепции и актуальности понятия политического // Вопросы философии. – 2008. – №9.

114. Мохаммад Хатами. Ислам, диалог и гражданское общество. М.: «Российская политическая энциклопедия» 2001.

115. Нарочницкая Н. Освобождение от мифов // ЛГ 19-25 мая 2004 г.

116. Нарочницкая Н.А. Развитие интеграционных процессов в Европе и России. М., 1997.

117. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1990.

118. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Вопросы философии. 1989. -№5.

119. О системе ценностей // В.П.Кохановский, М.К.Шумейко. Методология гуманитарного познания Генриха Риккерта. Ростов-н/Д.: Изд. СКНЦ ВШ, 2004.

120. Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986.

121. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –4-е изд., М.: Азбуковник, 1997.

122. Ойзерман Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, 1982.

123. Оленьев В.В., Федотов А.П. Глобалистика на пороге ХХI века //Вопросы философии.– 2003. – №4.

124. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М.: Весь мир, 1997.

125. Осипов Г.В. Социологическое понимание новых геополитических и социальных реалий в XXI веке // Вестник РФО-№3 –2005.

126. Панарин А. С. Философия истории: Учеб. пособие / А. С. Панарин. М., 1999.

127. Панарин А.С. Глобализация // Глобалистика. Диалог. М., 2003.

128. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2002.

129. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность ХХI века. // «Москва», №№ 4-7. – 2002.

130. Пантин В.Г. Циклы и волны глобальной истории – Доклад на семинаре «Философско-методологические исследования процессов глобализации». Секция «Глобалистика» // Вестник Российского философского общества. – 2005. - №4.

131. Пискорская С.Ю. Репрезентация и отражение // Теория и история-2004-№3.

132. Платонов О.А. Тайна беззакония. М.: Алгоритм, 2005.

133. Плетухина Е.Г. Принцип всеединства и фундаментальные свойства человеческого бытия. Саратов, 2005

134. Плосконосова А.П. Роль правящей элиты в реконструкции социальной реальности // Философские науки. 2005. №12.

135. Плотникова Л.И. Учение о ноосфере как идеальный проект гармонизации социоприродного взаимодействия. Чита, 2005.

136. Поланьи К. О вере в экономический детерминизм // «Великая трансформация» Карла Поланьи. Прошлое, настоящее, будущее. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.

137. Поляков Ю. Зачем вы, мастера культуры? // 13-19 июля 2005 г.

138. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М: «Рефл-бук», 2000.

139. Пригожин И. Наука, цивилизация и демократия // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1988-1989. М.: «Наука», 1989.

140. Проблемы глобализации в Китае // Вестник Российского философского общества. – 2005-№4.

141. Прозерский В.В. Глобализационные процессы в истории культуры // Глобализация и культура. Аналитический подход: Сб. научных материалов. СПб., 2003.

142. Прохоров М.М. Парадоксы деятельности.// ВФО. 2003. №1.

143. Пушков А. Столкновение экстремизмов // ЛГ. 19-25 апреля 2006. №16.

144. Пфаненштиль И.А., Пфаненштиль Л.Н. Россия и глобализация: проблемы и перспективы// Культура информационного общества. Красноярск, 2003.

145. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. // Вопросы философии –1994. – №4.

146. Рамфал Ш. Необходима политика обеспечения мирового порядка / Ш.Рамфал. Internationale Politik. Глобальное управление. 1998. №11.

147. Раслер К., Томпсон В. Великие державы и глобальная борьба: итоговая модель // Война и геополитика. 3-й вып. «Время мира»/ под ред. Н.С.Розова. – Новосибирск, НГУ, 2003.

148. Рожанский И.Д. Наука в контексте античной культуры//Наука и культура. М.: Наука, 1984.

149. Розов Н. // Война и геополитика. 3-й вып. «Время мира»/ под ред. Н.С.Розова. – Новосибирск, НГУ, 2003.

150. Русаков В.М. Проблема рационального и иррационального в современной философии // ВФО. 2003. №1.

151. Руссо Ж.Ж.. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Трактаты. М., 1969.

152. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. М.: Флинта: Наука, 2003.

153. Симонян Р.Х. От национально-государственных объединений к региональным // Вопросы философии -№3. –2005.

154. Скворцов Л.В. Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание. М.: ИНИОН, 2000.

155. Смотрицкий Е. Экологическое сознание. Днепропетровск, 2001.

156. Собель М. Мир, который они создавали вместе: ценности черных и белых в Вирджинии XVIII в. [Sobel, 1987];

157. Соловей И.В. Конструирование «политической реальности» в дискурсе политического субъекта // Философские науки-№11. –2005.

158. Сорос Д. Кризис мирового капитализма. М.: ИНФРА-М, 1999.

159. Социальная психология в современном мире / под ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект пресс, 2002.

160. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие / Под общей ред. проф. Андрущенко В. П., проф. Горлача Н. И. – Харьков. Институт востоковедения и международных отношений. Харьковский коллегиум. Кафедра истории, философии и политических наук, 1996.

161. Степин В. С. Философия и поиск новых ценностей цивилизации . –Доклад на IV Российском философском конгрессе 24-28 мая 2005 г. Москва. // Вестник Российского философского общества. – 2005-№4.

162. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. – М.: Наука, 1996.

163. Степун Ф.А. Нация и национализм // Степун Ф.А. Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000.

164. Стернз П. Периодизация в преподавании мировой истории: выявление крупных изменений // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

165. Стиглиц Д. Глобализация и ее разочарование \ Полит. РУ 27 января 2004 г. \

166. Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. –2004. №7.

167. Стрельченко В.И. Образовательные альтернативы глобализации // Философия человека и современное образование. СПб., 2006.

168. Субетто А.И. Просвещенный либерализм или капиталократия нал «мертвыми душами» России. – СПб., 2004.

169. Сулягин Ю.А. Человек в зеркале глобализации (социально-философский анализ) // Глобализация: pro et contra: Материалы Международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006.

170. Сэд Э. Культура и империализм Said, 1993];

171. Тагор Р. Избранные произведения в 2-х тт. Т. 2. Ташкент, 1991.

172. Такаки Р. Другое зеркало: история поликультурной Америки [Takaki, 1993];

173. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

174. Тернер Дж., Дольч Н. Классические положения геополитики // Война и геополитика. 3-й вып. «Время мира»/ под ред. Н.С.Розова. – Новосибирск, НГУ, 2003.

175. Тимофеев А.И. Концепции народного духа у Г.Гегеля и И.Ильина // Россия: прошлое, настоящее, будущее. –Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 16-19 декабря 1996 г. СПб., 1996.

176. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

177. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

178. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1991.

179. Уилле Дж., мл. Морская Азия, 1500-1800: интерактивное появление европейского господства [Wills, 1993];

180. Устюгова Е.Н. Глобализация и культура: исторический контекст // Философские науки. 2005. №12.

181. Уткин А. Глобализация // Глобалистика. Диалог. М., 2003.

182. Федерализм. Энциклопедический словарь. М., 1997.

183. Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России. // Вопросы философии. – 2005. – №11

184. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

185. Федотова В.Г., Федотова Н.Н. Вторая великая трансформация: политические и экономические основания нашего времени. Послесловие к монографии; Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализации. Новая всемирно-политическая экономия. М.: Прогресс-Традиция, 2007.

186. Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. «Глобальный капитализм: три великие трансформации» // Вопросы философии – 2008. – №8.

187. Федотова Н.Н. Мультикультурализм и политика развития / Журнал социологии и социальной нтропологии. – 2006. – №3.

188. Философско-методологические исследования процессов глобализации. – Семинар. Секция «Глобалистика» // Вестник Российского философского общества. – 2005. - №4.

189. Форрестер Д. Мировая динамика. М.: ООО Издательство АСТ. СПб., 2003.

190. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

191. Фуко М. Ницше, Фрейд, Маркс // Кентавр. М., 1994. №2. С. 50.

192. Фукуяма Ф. Конец истории? // Философия истории. Антология. М., 1995.

193. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.

194. Хелд Д. Гольдблатт Д., Макрю Э., Перратон Д. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура. М., 2004

195. Хобсбаум Э. Мировые войны ХХ века: значение и последствия. // Война и геополитика. Выпуск 3. Время мира. Новосибирск, 2003.

196. Ходжсон М.Г. Замысел и путь ислама: сознание и история в мировой цивилизации. В 3 т. [Hodgson, 1974. vol. 1. p. 35].

197. Хруцкий К.С., Самарин А.Г. Российский электронный философский журнал – журнал для России и для будущего России // Вестник Российского философского общества. 2005. №2.

198. Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса / Отв. Ред. Э.В.Сайко. М., 2003

199. Цофнас А.Ю. Печаль Фукуямы в пространстве аксиологических координат // Вопросы философии. –2005. -№11.

200. Цуканов А.Л. Федерализм: глобальный подход к проблеме //Полис. №2. 2004.

201. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2004.

202. Чуринов Н.М. Виды социального прогресса // Культура информационного общества. Красноярск, 2003.

203. Чуринов Н.М. Историческая идеология и историческое сознание // Теория и история. №2(5). 2004.

204. Чуринов Н.М. Коллективизм и индивидуализм и их теоретизирование в западной традиции // Теория и история-2004-№3.

205. Чуринов Н.М. О государстве и идеологии // Теория и история – 2004. – №3.

206. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: Философские очерки. Издание второе, дополненное. Красноярск, 2003.

207. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

208. Шептулин А.П. Категории диалектики. М: «Высшая школа», 1971. С. 169.

209. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // И.Г.Фихте, А.Шопенгауэр. Немецкая классическая философия. Т. 2. М.: ЗАО «ЭКСМО-Пресс»; Харьков: Фолио, 2000.

210. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1998.

211. Штегмайер В. Основные черты философии ориентации // Стратегии ориентации в постсовременности. СПб., 1996.

212. Шулов В.И. Терроризм. Социально-философский анализ. Пермь, 2005.

213. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.

214. Юрьев А.И. Хотят ли русские войны // Власть. – 2003. – №10.

215. Яворский Дм. Дифференциация и интеграция мировоззрений: экзистенциальный и исторический опыт. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. СПб., 2004. – Т. 20.

216. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991.

217. Gustave Le Bon, The Crowd (New York The Viking Press, 1960).

218. Kenneth Minogue, «How Civilizations Fail», New Criterion, April 2001.

219. Wallerstein I. Capitalisme et economie-monde (1450-1640), P., 1980.


[1] См.: Князев Н.А. Философские основы проектного анализа науки // Теория и история-2004-№3. С. 141.

[2] Исакова Н.В. Феномен глобальности в философии Русского космизма. Кубанский госун-т., 2005; Ефимов А.А. Историчность как атрибут социальной жизни: философский анализ. Волгоград, 2005; Плотникова Л.И. Учение о ноосфере как идеальный проект гармонизации социоприродного взаимодействия. Чита, 2005; Плетухина Е.Г. Принцип всеединства и фундаментальные свойства человеческого бытия. Саратов, 2005 и др.

[3] Чуринов Н.М. Коллективизм и индивидуализм и их теоретизирование в западной традиции // Теория и история-2004-№3. С. 51.

[4] Князев Н.А. Философские основы проектного анализа науки // Теория и история. –2004. – №3. С. 142.

[5] Исупов К.Г. Проблемы глобализации на фоне русской мысли (предварительные соображения) // Глобализация: pro et contra: Материалы Международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006. С. 44.

[6] Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2002. С. 510-511.

[7] Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. М., 2001. С. 95.

[8] Устюгова Е.Н. Глобализация и культура: исторический контекст // Философские науки. 2005. №12. С. 62-63.

[9] Устюгова Е.Н. Глобализация и культура: исторический контекст // Философские науки. 2005. №12. С. 63.

[10] Акиндинова Т.А. Глобализация как имманентный процесс в культуре // Глобализация и культура. Аналитический подход: Сб. научных материалов. СПб., 2003. С. 55-60.

[11] Устюгова Е.Н. Глобализация и культура: исторический контекст // Философские науки. 2005. №12. С. 64.

[12] Там же. С. 66-67.

[13] Gustave Le Bon, The Crowd (New York The Viking Press, 1960), p. 13.

[14] См.: Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.

[15] Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 63-90.

[16] См.: Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994. С. С. 22-31.

[17] Пригожин И. Наука, цивилизация и демократия // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1988-1989. М.: «Наука», 1989, С. 14.

[18] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Вопросы философии. 1989. -№5.

[19] Шпенглер О. Закат Европы. М., 1998.

[20] Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: Философские очерки. Издание второе, дополненное. Красноярск, 2003. С. 143.

[21] Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М.: Ладомир, 2004. С. 56.

[22] Стернз П. Периодизация в преподавании мировой истории: выявление крупных изменений // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 164.

[23] Форрестер Д. Мировая динамика. М.: ООО Издательство АСТ. СПб., 2003. С. 19.

[24] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 41.

[25] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 70-71.

[26] Грин В. Периодизация в европейской и мировой истории // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. –Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 65-66.

[27] Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1990.

[28] Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2002. С. 510.

[29] Цит. по: Stroker E. Husserls Idea of Phenomenology as the Foundational Theory of Science // Stroker E. The Husserlian Foundations of Science. – Wash. D.C.: University Press of America, 1987. 40-60 p.

[30] Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1991. С. 41.

[31] Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 11990. С. 240.

[32] Касавин И.Т. «Эволюционный органицизм» и перспективы новой эпистемологии // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1988-1989. М.: «Наука», 1989. С. 228.

[33] Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии.— 1994.— №4. С. 14-34

[34] Качоха В. К.Поппер: альтернатива обществу будущего // Вопросы философии.-№6-2002. С. 49-50.

[35] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

[36] Нарочницкая Н.Н. Освобождение от мифов // Литературная газета. -2004 г. - 19-25 мая.

[37] Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991. С. 324.

[38] Чуринов Н.М. Совершенство и свобода. Красноярск, 2001. С. 264.

[39] Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2002. С. 115.

[40] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв., в 3 т., М., 1986, т. 2 «время мира», М., 1992. С. 580-581.

[41] Вебер М. Объективность познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. – М.: Юрист, 1995.

[42] Долльфюс О. Система Мир // МЭИМО, 1995, 6. С. 77.

[43] Макнил В. Всемирная история (McNeill, 1979, p.295.

[44] В этом можно удостовериться, просмотрев обзор лучших программ курса, опубликованного под эгидой Ассоциации мировой истории: Литература и программа по курсу мировой истории для американских колледжей и университетов / Под ред. К. Рейли [Reilly, ed., 1985]

[45] См.: Ходжсон М.Г. Замысел и путь ислама: сознание и история в мировой цивилизации. В 3 т. [Hodgson, 1974. vol. 1. p. 35].

[46] Грин В. Периодизация в европейской и мировой истории // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 68.

[47] Грин В. Периодизируя всемирную историю // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 147.

[48] Там же. С. 73.

[49] Валлерстайн И. Современная миросистема. В 3 т. (Wallerstein, 1974)

[50] Грин В. Периодизация в европейской и мировой истории // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 69.

[51] Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. – М.: «Арктогея», 1997. С. 162.

[52] Собель М. Мир, который они создавали вместе: ценности черных и белых в Вирджинии XVIII в. [Sobel, 1987]; Уилле Дж., мл. Морская Азия, 1500-1800: интерактивное появление европейского господства [Wills, 1993]; Сэд Э. Культура и империализм Said, 1993]; Такаки Р. Другое зеркало: история поликультурной Америки [Takaki, 1993]; Гилрой П. Черная Атлантика: современность и двойное сознание [Gilroy, 1993].

[53] См.: Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. –1990. №;3.

[54] meshkova-article. htm

[55] См.: Прозерский В.В. Глобализационные процессы в истории культуры // Глобализация и культура. Аналитический подход: Сб. научных материалов. СПб., 2003. С. 48-52.

[56] Степун Ф.А. Нация и национализм // Степун Ф.А. Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000. С. 942.

[57] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 3 т. Т. 3 «Время мира». М., 1992. С. 93.

[58] Иванов Н. Упадок востока и установление мировой гегемонии Западной Европы // Восток, 1994, №4. С. 5

[59] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв., в 3 т., М., 1986, т. 2 «Игры обмена», М., 1988. с. 568.

[60] Там же. С. 123.

[61] Wallerstein I. Capitalisme et economie-monde (1450-1640), P., 1980, p. 324.

[62] Кефели И.Ф. Социальная природа глобализма // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

[63] Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России. // Вопросы философии. –2005. -№11.- С. 8.

[64] Кантор В.К. «Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России». – М.: РОССПЭН, 2008. – С. 535-536.

[65] Там же. – С. 506.

[66] Там же. – С. 493.

[67] Грин В. Периодизируя всемирную историю // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 143.

[68] Гудсблом Й. История человечества и долговременные социальные процессы: к синтезу хронологии и фазеологии // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 117.

[69] Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. ТАНАИС. М., ДИ-ДИК, 1994. С. 278.

[70] Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2002. С. 551.

[71] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 76.

[72] Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

[73] Устюгова Е.Н. Глобализация и культура: исторический контекст // Философские науки. 2005. №12. С. 67.

[74] Калиниченко П.А. Государство, право и европейская интеграция в контурах целостного мира // Философские науки. 2005. №12. С. 120-121.

[75] Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2004. С. 319.

[76] Калиниченко П.А. Государство, право и европейская интеграция в контурах целостного мира // Философские науки. 2005. №12. С. 122.

[77] Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 2004. С. 242.

[78] Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. –2005. –№2. –С. 3.

[79] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

[80] Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. С.97.

[81] Кууси П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. С. 56.

[82] Аристотель. Политика. Афинская политика. М., 1997 и др. изд.

[83] Аристотель. Политика // Соч. в 4-х т. Т. 4. М., 1983. С. 379.

[84] Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: Философские очерки / САА.- Красноярск, 2001.

[85]Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: Философские очерки / САА.- Красноярск, 2001. С. 53.

[86] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 167.

[87] Чуринов Н.М. Историческая идеология и историческое сознание // Теория и история. №2. 2004. С. 10.

[88] Диалектика процесса познания. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985.

[89] Чуринов Н.М. Историческая идеология и историческое сознание // Теория и история –2004. -№2. С. 10.

[90] См., например: Гуревич А.Я. К дискуссии докапиталистических формациях: формация и уклад // Вопросы философии. –1968. -№2. С. 118-119.

[91] Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: Философские очерки. Издание второе, дополненное. Красноярск, 2003. С. 87-88.

[92] Антонов Д. А. Основные типы общественного прогресса / Д.А.Антонов // Теория и история. – 2004. - № 2. С. 58-78.

[93] Социология. Наука об обществе. Учебное пособие / Под общей ред. проф. Андрущенко В. П., проф. Горлача Н. И. – Харьков. Институт востоковедения и международных отношений. Харьковский коллегиум. Кафедра истории, философии и политических наук, 1996.

[94] Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. – М.: Наука, 1996. – С. 13.

[95] Симонян Р.Х. От национально-государственных объединений к региональным // Вопросы философии -№3. –2005. С. 22.

[96] Руссо Ж.Ж.. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Трактаты. М., 1969.

[97] Гельвеций К.А. Об уме // Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1973.

[98] Кууси П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. С. 65-66.

[99] Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М.: Ладомир, 2004. С. 40.

[100] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // И.Г.Фихте, А.Шопенгауэр. Немецкая классическая философия. Т. 2. М.: ЗАО «ЭКСМО-Пресс»; Харьков: Фолио, 2000. С. 340.

[101] Пискорская С.Ю. Репрезентация и отражение // Теория и история-2004-№3. С. 156-157.

[102] Смотрицкий Е. Экологическое сознание. Днепропетровск, 2001.

[103] Рожанский И.Д. Наука в контексте античной культуры//Наука и культура. М.: Наука, 1984. С. 188-198.

[104] Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terr Fantastica, 2003. С. 327.

[105] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 56.

[106] Walzer M. Politics and Passion. Toward a More Egalitarian Liberalism. New Haven (Ct.), London, Yale Univ. Press, 2004, р. 31.

[107] Диалектика процесса познания. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985.

[108] Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. ТАНАИС. М., ДИ-ДИК, 1994. С. 423.

[109] Межуев В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Полития. 1999. №3. С. 110.

[110] Миронов В.Н. Философия истории Фридриха Ницше // Вопросы философии –2005. -№11. С. 174.

[111] Алаев Л.Б. «По последним данным разведки мы воевали сами с собой» (к вопросу об основном противоречии нашей эпохи) // Восток (ORIENS). 2002. №4. С. 52.

[112] Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях/ под ред. и Н.А.Лапина и Л.А.Беляевой. - М., 1994.

[113] Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопросы философии.— 1995.— №1. С. 52-69.

[114] Чуринов Н.М. О государстве и идеологии // Теория и история – 2004. – №3. С. 5.

[115] Тимофеев А.И. Концепции народного духа у Г.Гегеля и И.Ильина // Россия: прошлое, настоящее, будущее. – Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 16-19 декабря 1996 г. СПб., 1996. С. 67-69.

[116] О системе ценностей // В.П.Кохановский, М.К.Шумейко. Методология гуманитарного познания Генриха Риккерта. Ростов-н/Д.: Изд. СКНЦ ВШ, 2004.

[117] Устюгова Е.Н. Глобализация и культура: исторический контекст // Философские науки. 2005. №12. С. 60.

[118] Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1996.

[119] Лекторский В.А. Новая философская энциклопедия. Т. 3. М.: Мысль, 2001. С. 136.

[120] Ойзерман Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, 1982. С. 227.

[121] См.: Федтова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 227-327; Федотова В.Г., Федотова Н.Н. Вторая великая трансформация: политические и экономические основания нашего времени. Послесловие к монографии; Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализации. Новая всемирно-политическая экономия. М.: Прогресс-Традиция, 2007; Федотова Н.Н. Мультикультурализм и политика развития / Журнал социологии и социальной нтропологии. – 2006. – №3.

[122] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

[123] Панарин А. С. Философия истории: Учеб. пособие / А. С. Панарин. М., 1999. С. 85

[124] Этциони А.. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М.: Ладомир, 2004. – С. 2.

[125] Рамфал Ш. Необходима политика обеспечения мирового порядка /Ш. Рамфал. Internationale Politik. Глобальное управление. 1998. №11. С. 30

[126] Стрельченко В.И. Образовательные альтернативы глобализации // Философия человека и современное образование. СПб., 2006. С. 29-30.

[127] Стрельченко В.И. Образовательные альтернативы глобализации // Философия человека и современное образование. СПб., 2006. С. 30.

[128] Бородин А.А. Аксиология процесса социальной эволюции в глобализирующемся мире // Глобализация: pro et contra: Материалы Международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006. С. 130.

[129]Фукуяма Ф. Конец истории. Философия истории: Антология / Ф. Фукуяма. М., 1995. С. 10

[130] Фукуяма Ф. Конец истории. Философия истории: Антология / Ф. Фукуяма. М., 1995. С. 10

[131] Раслер К., Томпсон В. Великие державы и глобальная борьба: итоговая модель // Война и геополитика. 3-й вып. «Время мира»/ под ред. Н.С.Розова. – Новосибирск, НГУ, 2003. С. 539.

[132] Тернер Дж., Дольч Н. Классические положения геополитики // Война и геополитика. 3-й вып. «Время мира»/ под ред. Н.С.Розова. – Новосибирск, НГУ, 2003. С. 258.

[133] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 16.

[134] Там же. С. 51.

[135] Бжезинский Э. Великая шахматная доска /З.Бжезинский. М., 1998. С. 12.

[136] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 24.

[137] Там же. – С. 85.

[138] Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М.: Ладомир, 2004. С. 44

[139] Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3. С. 134-135.

[140] Соловей И.В. Конструирование «политической реальности» в дискурсе политического субъекта // Философские науки-№11. –2005. С.. 36.

[141] Цофнас А.Ю. Печаль Фукуямы в пространстве аксиологических координат // Вопросы философии. –2005. -№11.-С. 118.

[142] Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. Кн. 2. М., 1989. С. 278.

[143] Захаров А. E Pluribus Unum. Очерки современного федерализма. М.: Московская школа политических исследований, 2003.

[144] Цуканов А.Л. Федерализм: глобальный подход к проблеме //Полис. №2. 2004. С. 179.

[145] Степин В. С. Философия и поиск новых ценностей цивилизации. – Доклад на IV Российском философском конгрессе 24-28 мая 2005 г. Москва. // Вестник Российского философского общества. – 2005-№4. С. 15.

[146] Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990. С. 30.

[147] Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. // Вопросы философии –1994. – №4. С. 14-34.

[148] Тагор Р. Избранные произведения в 2-х тт. Т. 2. Ташкент, 1991. С. 259.

[149] Симонян Р.Х. От национально-государственных объединений к региональным // Вопросы философии -№3. –2005. С. 21-22.

[150] Плосконосова А.П. Роль правящей элиты в реконструкции социальной реальности // Философские науки. 2005. №12. С. 53.

[151] Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. С-Пб., 1994. С. 459.

[152] Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М.: Ладомир, 2004. С. 21-22.

[153] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 63.

[154] Балахонский В.В. Глобализация и глобализм в контексте угроз современной цивилизации // Глобализация: pro et contra: Материалы Международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006. С. 35-36.

[155] Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. С. 334-335.

[156] Прохоров М.М. Парадоксы деятельности.// Вестник РФО. – 2003. – №1. – С. 124.

[157] Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993.

[158] Макнил В. Меняющийся образ всемирной истории // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. –Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 21.

[159] Макнил В. Меняющийся образ всемирной истории // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 23.

[160] Там же. С. 20.

[161] Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. С. 175.

[162] Марцева Л.М. Особенности хозяйственного освоения пространственно-временных границ российской цивилизации (Опыт сопоставления) // Теория и история. №1, 2002. С. 17.

[163] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 115.

[164] Мохаммад Хатами. Ислам, диалог и гражданское общество. М.: «Российская политическая энциклопедия» 2001.

[165] Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб. 2003. С. 26.

[166] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 51.

[167] Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. –1992. -№7. С. 115.

[168] Цит. по: Stroker E. Husserls Idea of Phenomenology as the Foundational Theory of Science // Stroker E. The Husserlian Foundations of Science. – Wash. D.C.: University Press of America, 1987. 40-60 p.

[169] Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. – М.: «Арктогея», 1997. С. 65.

[170] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 113-114.

[171] Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. – М.: «Арктогея», 1997. С. 67.

[172] Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. С. 32.

[173] Грин В. Периодизируя всемирную историю // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 148.

[174] Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. С. 531-532.

[175] Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Глобальный конфликт XXI в. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий // Полис. №6. 2001. С. 139.

[176] Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 329-330.

[177] Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. –2004. №7. С. 96, 97.

[178] Хруцкий К.С., Самарин А.Г. Российский электронный философский журнал –журнал для России и для будущего России // Вестник Российского философского общества. 2005. №2. С. 185.

[179] Проблемы глобализации в Китае // Вестник Российского философского общества. – 2005-№4. С. 145-146. С. 148.

[180] Мохаммад Хатами. Ислам, диалог и гражданское общество. М.: «Российская политическая энциклопедия»2001.

[181] Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.

[182] Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России. // Вопросы философии. –2005. -№11.- С. 3-4.

[183] Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России. // Вопросы философии. –2005. -№11.- С. 4.

[184] Алексееева Т.А. Обсуждение «новой философской энциклопедии» (материалы заочного «круглого стола» // Вопросы философии. №1-2003, 24.

[185] Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России. // Вопросы философии. –2005. -№11.- С. 5-6.

[186] Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004. С. 120.

[187] Миронов В.Н. Философия истории Фридриха Ницше // Вопросы философии –2005. -№11. С. 173.

[188] Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Глобальный конфликт XXI в. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий // Полис. №6. 2001. С. 133.

[189] Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Глобальный конфликт XXI в. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий // Полис. №6. 2001. С. 136.

[190] Соловей И.В. Конструирование «политической реальности» в дискурсе политического субъекта // Философские науки-№11. –2005. С.. 39-40.

[191] Кудашов В.И. Достоинство философа в современном мире (Субъективные заметки по поводу III Российского философского конгресса) // Теория и история. №1, 2002. С. 96.

[192] Казьмин А.К. Философский принцип концепции эволюции человека // Вестник РФО 2004. №3 С. 105.

[193] Погорельская С.В. Конституция versus демократия? // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №7. С. 58-59.

[194] Погорельская С.В. Конституция versus демократия? // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №7. С. 61.

[195] Штегмайер В. Основные черты философии ориентации // Стратегии ориентации в постсовременности. СПб., 1996. С. 3–20.

[196] Социальная психология в современном мире / под ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект пресс, 2002. С. 34.

[197] Kenneth Minogue, «How Civilizations Fail», New Criterion, April 2001.

[198] Социальная психология в современном мире / под ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект пресс, 2002. С. 134.

[199] Социальная психология в современном мире / под ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект пресс, 2002. С. 33

[200] Там же. С. 14.

[201] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 93.

[202] Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 329-330.

[203] Лернер М. Развитие цивилизации в Америке / М. Лернер. Т. 1. М., 1992. С. 18

[204] Давидович В.Е. Судьба философии // Вестник РФО. 2003. №1. С. 32.

[205] Иванова Н.Л. Социально-культурные функции естественных наук. – Киев: Наукова думка, 1977.

[206] Кивенко Н.В. Отражение и его роль в организации живых систем. – Киев: Наукова думка, 1972.

[207] Рамфал Ш. Необходима политика обеспечения мирового порядка / Ш.Рамфал. Internationale Politik. Глобальное управление. 1998. №11. С. 30.

[208] Русаков В.М. Проблема рационального и иррационального в современной философии // Вестник РФО. 2003. №1. С. 33.

[209] Михайловский А.В. Борьба за Карла Шмита. О рецепции и актуальности понятия политического // Вопросы философии. – 2008. – №9. С. 163.

[210] Колпаков В.А. Кризис экономической науки как потеря ее жизненной значимости // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. XII. №2.

[211] Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. «Глобальный капитализм: три великие трансформации» // Вопросы философии – 2008-№8.

[212] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 71.

[213] Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. С. 475-476.

[214] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. –1994. -№1

[215] Калиниченко П.А. Государство, право и европейская интеграция в контурах целостного мира // Философские науки. 2005. №12. С. 124-125.

[216] Мегатренды мирового разыития. Под редакцией М.В. Ильина, В.Л. Иноземцева – М., «Экономика», 2001,

[217] Даллмар Ф. Глобальная этика: преодоление дихотомии «универсализм» –«партикуляризм» //Вопросы философии. №3 –2003. С. 14.

[218] Почепцов Г.Г. Информационные войны. М: «Рефл-бук», 2000. С. 21.

[219] Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. М.: Флинта: Наука, 2003.

[220] Федерализм. Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 199.

[221] Зэлдин Т. Все о французах. М., 1991. С. 599.

[222] Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М.: Ладомир, 2004. С. 71

[223] Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. 3-е изд., перераб. И доп. –М.: ИНФРА-М, 2003. С. 335.

[224] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 91-92.

[225] Письма римскому клубу. Письмо пятое. Социомеханика: постиндустриальный барьер вместо экологической катастрофы // Д.Форрестер. Мировая динамика. С. 346-347.

[226] Осипов Г.В. Социологическое понимание новых геополитических и социальных реалий в XXI веке // Вестник РФО-№3 –2005. С. 348.

[227] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 48.

[228] Семинар «Философско-методологические исследования процессов глобализации». Секция «Глобалистика» // Вестник Российского философского общества. – 2005. - №4. С. 128.

[229] Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России. // Вопросы философии. –2005. -№11.- С. 7.

[230] Кайзерлинг Г. фон. Америка. Заря Нового мира. СПб.: Санкт-Петербургское философское общества, 2002. С. 344.

[231] Андреева Т.Н., Косолапов Н.А. Ядерное сдерживание в условиях глобализации (политико-психологические аспекты проблемы) // Философские науки-№11. –2005. С. 19.

[232] Лунев С.И., Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. М.: Academia, 2001. С. 6.

[233] Брагина Е.А. Глобальна ли глобализация? // Восток (ORIENS). 2003. №5. С. 199.

[234] Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: начала, тенденции, перспективы. М.: ИВ РАН, 2002. С. 171

[235] Страда В. Глобализация и история // Новая и новейшая история. №6. 2002. С. 61.

[236] Загладин Н. Глобальное информационное общество и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №7. С. 16.

[237] Левин И.Б. Глобализация и демократия // Полис №2. 2003. с. 59.

[238] Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России. // Вопросы философии. –2005. -№11.- С. 18.

[239] Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии. №4. 2004. С. 60.

[240] Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 599.

[241] Кесседи Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. №1 –2003. С. 79.

[242] Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. – М.: «Арктогея», 1997. С. 160.

[243] Фукуяма Ф. Конец истории? // Философия истории. Антология. М., 1995.

[244] Зиновьев А. Идеологическая глобализация. Американцы претендуют на роль правителей человечества // Независимая газета. 26.02. 2002.

[245] Коллинз Р. Конфликт с применением насилия и социальная организация: некоторые теоретические следствия из социологии войны // Война и геополитика. Выпуск 3. Время мира. Новосибирск, 2003. С. 56.

[246] Сорос Д. Кризис мирового капитализма. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 114-115.

[247] Дугин А. Без идеи России не будет // Литературная газеьа. 15-21 декабря 2004 С. 4.

[248] Поляков Ю. Зачем вы, мастера культуры? // 13-19 июля 2005 г. С.3

[249] Платонов О.А. Тайна беззакония. М.: Алгоритм, 2005. С. 544-545.

[250] Цит. по: Медоуз Д.Л. За пределами роста // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 5. С. 80-86.

[251] Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004. С. 95.

[252] Осипов Г.В. Социологическое понимание новых геополитических и социальных реалий в XXI веке // Вестник РФО-№3 –2005. С. 33-34.

[253] См. особенно: Хелд Д. Гольдблатт Д., Макрю Э., Перратон Д. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура. М., 2004 (проблитанская интерпретация глбализма); Хардт М., Негри А. Империя. М., 2004 (антиглобалисткое исследование представителей левого движения в Европе); а также: Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003.

[254] Джагдиш Бхагвати. В защиту глобализации. –М.: Ладомир, 2005. – С. 17.

[255] Хобсбаум Э. Мировые войны ХХ века: значение и последствия. // Война и геополитика. Выпуск 3. Время мира. Новосибирск, 2003. С. 227.

[256] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 154.

[257] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 94.

[258] Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 333-334.

[259] Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России. // Вопросы философии. –2005. -№11.- С. 16.

[260] Бузгалин А.В. Альтерглобализм как феномен современного мира // Полис №2. 2003. С. 84.

[261] Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики», 1999. С. 86.

[262] Хруцкий К.С., Самарин А.Г. Российский электронный философский журнал – журнал для России и для будущего России // Вестник Российского философского общества. 2005. №2. С. 188-189.

[263] Исупов К.Г. Проблемы глобализации на фоне русской мысли (предварительные соображения) // Глобализация: pro et contra: Материалы Международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006. С. 46-47.

[264] Бородин А.А. Аксиология процесса социальной эволюции в глобализирующемся мире // Глобализация: pro et contra: Материалы Международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006. С. 131-132.

[265] Зайцев Д.Ф. Альтернативы глобализации: досугово-игровая и образовательно-познавательная модели информационного общества // // Глобализация: pro et contra: Материалы Международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006. С. 117-123.


 
Предыдущая страница | Страница 8 из 8
 
 
  • Опубликовано: 3 марта 2015 /
  • Просмотров: 13296
  •  (голосов: 1)
Выбор работ
Реклама
О нашем учебном сайте

Для всех студентов и даже нерадивых,

Для умных аспирантов и девушек красивых,

Для тех, кто изучает языки,

Для всех, кому нужны курсовики

(дипломы, авторефераты, диссертации),

Для будущих философов, психологов, юристов,

Для правоведов, сварщиков, экономистов,

Для всех, кто к знаниям стремится,

Учебный добрый сайт ну очень пригодится.