Философия. Крылова Е. Э

Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

Крылова Е.Э.

ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие

Часть I

История философских знаний. Классическая традиция философии

(древняя и средневековая философия)

Ярославль – 2005

Содержание

Предмет философии и специфика философского сознания.

I. Принципиальная исходная неочевидность философии.

1. Невозможность определения философии как науки.

2. Этимологичекое определение философии.

3. Двойственность философии.

II. Особенности философского сознания.

1. Мыслительная природа философии.

2. Специфика философского обращения к мысли.

3. Сущностные характеристики философии.

4. Социальный статус философии.

III. Философия и другие формы духовности: наука, искусство, религия, мифология.

1. Философия и наука.

2. Философия и искусство.

3. Философия и религия.

4. Философия и мифология.

5. Общая схема сравнения форм духовной деятельности человека.

IV. Философия и мировоззрение.

V. Основной вопрос философии.

Предмет и особенности философии истории. Начало философского мышления в древних восточных философиях.

I. История философии как раздел философского знания. Предфилософская культура и философия.

1. История философии как раздел философского знания.

2. Предфилософская культура и философия.

II. Философские системы Древнего Китая.

1. Условия возникновения и особенности древнекитайской философии.

2. Философия конфуцианства о человеке, его жизни и предназначении.

3. Моизм – философия мастерства аи солидарности.

4. Школа легистов: государство и человек.

5. Даосизм – школа пути и силы.

6. Натурфилософская школа: идеи единства природного и социального.

III. Философские системы Древней Индии.

1. Условия возникновения и особенности древнеиндийской философии; Веды, Веданги и Упанишады.

2. Радикальное учение джайнизма: идея свободы воли.

3. Философия и религия буддизма: страдание и очищение.

4. Материалистические системы древнеиндийской философии.

5. Философские системы индуизма: универсализм многообразия и эволюционизм.

Античная философия.

I . Условия возникновения и наиболее важные особенности античной философии.

1. Античная философия – исток европейской философии.

2. Важнейшие методологические модели генезиса античной философии.

3. Свойства и динамика античной философии.

4. Переход от предфилософского мифологического сознания к философии.

II. Основные школы и персоналии античной философии.

1. Первые школы греческой философии (ионийская и италийская философия).

2. Антропологической поворот в античной философии (софисты и Сократ).

3. Философские идеи Платона.

4. Универсальная философия Аристотеля.

5. Философия эпохи эллинизма.

Средневековая философия.

I. Становление средневековой философии.

1. Сложность определения средневековой философии.

2. Христианская вера и античная философия.

3. Фидеизм – мировоззрение патристики.

4. Схоластика как основа мыслительной культуры средневековья.

5. Западное и восточное богословие.

6. Новая богословская мысль и процессы христианизации.

II. Основные проблемы средневековой схоластики.

1. Новое понимание бытия, идеи монотеизма и креационизма.

2. Доказательства бытия Бога.

3. Божественный разум и божественная воля.

4. Эссенциализм и принцип индивидуации; проблема теодицеи.

5. Богопознание: откровение, вера, разум.

6. Средневековые представления о душе и человеке.

7. Идеи сакральной истории.

III. Реализм и номинализм. Теория «двух истин».

1. Богословский фундамент новых направлений.

2. Важнейшие характеристики средневековых реализма и номинализма.

3. Концепция двух истин.

Философия эпохи Возрождения.

1. Общая характеристика философии Возрождения.

2. Человек и изменения его образа жизни в период возрождения.

3. Специфика мыслительной культуры Возрождения.

4. Гуманизм как основа философии Возрождения.

5. Пантеистические идеи Возрождения.

Библиографический список.

Примерная тематика рефератов.

Глоссарий.

Предмет философии и специфика философского сознания

I. Принципиальная исходная неочевидность философии.

II. Особенности философского сознания.

III. Философия и другие формы духовности: наука, искусство, религия, мифология.

IV. Философия и мировоззрение.

V. Основной вопрос философии.

I. Принципиальная исходная неочевидность философии.

1. Невозможность определения философии как науки.

Знакомство с любой дисциплиной знания начинается с предварительного ответа на вопросы: «Что такое?…» (математика, физика, биология и др.) и «Какой предмет изучает данная дисциплина?» Поставленные в начале знакомства с философией, эти вопросы сразу же приобретают необычное значение и теряют свою очевидность.

Вопрос «Что такое философия?», как правило, имеет два непосредственных ответа. Эмоциональный: «Что-то сложное, мудреное, заумное». Удобно-практический: «Философия – наука …». При этом часто эти ответы странно сливаются и перепутываются в индивидуальном сознании. И не сразу становится ясно, что продолжить привычное определение фактически невозможно.

Хотя в истории философии нередко встречается ее аттестация как науки, только в марксистской философии можно найти приемлемую, казалось бы, формулировку такого ее определения. Здесь философия понимается как наука о наиболее общих законах природы, общества и человеческой мысли. Лапидарность (краткость, сжатость, тяжеловесная выразительность) этой формулировки не служит,однако, ясности понимания сути философии.

Более краткое изложение данного определения: «Философия – наука о наиболее общих законах всего», а, как известно, наука обо всем – это наука ни о чем. Т.е., стремясь максимально точно и привычно определить предмет философии, мы приходим к противоположному результату: делаем философию беспредметной. Это означает, что выбранный нами способ определения не подходит для философии, что она неопределима привычным образом, и что она не является собственно наукой (также как не является искусством, религией и т.п.)

2. Этимологическое определение философии.

Не будучи наукой, философия, однако, является источником знаний, строится как в той или иной степени рациональная система знаний, но подчиненная своей, а не научной методологии. Способы и пути ее определения должны быть специфическими. Характеристика особой ненаучной рациональности философии корениться уже в самом ее имени. Слово «философия» греческого происхождения и состоит из двух корней: «филио» – любовь, «софия» – мудрость. Философия – любовь к мудрости.

Как любовь к мудрости философия возникает в Древней Греции в VII – V вв. до н.э., приблизительно тогда же, когда формируются и первые школы мудрости на Востоке: в Древнем Китае и Древней Индии. По легенде первым человеком, назвавшим себя философом, был Пифагор. В соответствии с этим греки почти никогда не называли философию наукой, но часто именовали знанием – «эпистемэ».

3. Двойственность философии.

Но знание-мудрость не есть знание-наука. Мудрость гораздо более сложно определимое и многослойное явление, чем наука. Мудрость не может являться чем-то одномерным. Поэтому и философия оказывается необычной, неочевидной, иногда парадоксальной системой знаний. Основная ее характеристика – двойственность (двухполюсность, биполярность, двумерность, и даже двусмысленность, как обязательное наличие двух взаимодополняемых и взаимообуславливающих смыслов).

Параметры двойственности философии разнообразны. Их можно условно разделить на внешние и внутренние. Внешние связаны с положением и местом философии в социуме. Внутренние – с природой, сущностью самой философии.

А). Внешние параметры двойственности философии. К внешним параметрам двойственности философии относятся возникающие и функционирующие в обществе оценки ее роли и социального статуса и необычность ее положения в системе форм духовной деятельности людей.

а). Первые колеблются от абсолютно позитивной до абсолютно негативной оценки философии, когда она понимается либо как самое божественное занятие человека, важнейший (если не главный) инструмент прогресса и спасения человечества, либо как недопустимая гордыня человеческого духа, болезненная самоуверенность нашего разума.

б). Второе определяется тем, что достаточно часто философия выступает не в собственном облике, а через другие формы духовности: науку, искусство, религию, мифологию и даже важнейшие мифологемы обыденного сознания. Немецкий романтик XIX века Ф.Шлейермахер говорит, что философия любит выступать в чужих одеждах. При этом, как говорит другой немецкий философ М.Хайдеггер, это не случайный маскарад, а одно из фундаментальных свойств философии, заключающееся в том, что она может найти действительное прибежище там, где ее не ожидается (например, в деятельности художника или жизни мудрого человека), и отсутствовать там, где она должна быть (например, на занятиях по философии, философских конференциях, в учебниках и других ее академических формах).

Б). Сущностная двойственность философии. Двойственный внешний облик философии определяются двойственностью внутренней, присущей ее строению, организации, сущности.

а). Философия заявляет себя, прежде всего, текстами, и главным принципом ее построения оказывается представленное этими текстами теоретическое рассуждение. Оно всегда является субъектно-объектным размышлением, имеет два полюса: субъект и объект. Субъект – познавательное начало мира, психолого-теоретико-познавательное Я. Объект – вещь (отношение, состояние и др.) являющиеся предметом познания. Те или иные способы анализа нераздельности субъекта и объекта, описание тех или иных аспектов этой взаимодополняемости и образуют философскую теорию.

б). В мировоззренческом отношении философия двойственна, поскольку она соединяет в себе научно-теоретическое знание и духовно-практическую ценностную ориентацию, или логику и нравственность. В этом единстве философия предстает не столько знанием, сколько теоретически оформленной «стратегией жизни». Не случайно И.Кант определил философию как учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком»[1].

в). В аксиологическом (ценностном) отношении философская мысль также двойственна. Важнейшей ее ценностью, тем, к чему она всегда стремится, является свободная и одновременно ответственная мысль. Это мысль, которая не регламентируется извне, а организуется только на основе собственных, ее природой определяемых законов и правил. Это критически организованная мысль. Философия – это критика. Не случайно И. Кант назвал свои основные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

г). Историческое развитие философии также говорит о ее двухмерности, поскольку представляет собой многоголосие разнообразнейших школ и воззрений, которые в длительной исторической перспективе собираются все же в единую традицию философствования, в единую логику становления и развертывания мировой мудрости. Развитие философской мысли монологично и плюралистично одновременно.

д). Эти и подобные параметры двухаспектности философии укоренены в одной ее фундаментальной двойственности. Философия – всегда осмысление отношения «мир – человек». Именно отношения, и не отдельно мира, или человека. И не просто отношение «вещь – индивид», а мира как целого (совокупной панорамы действительности) и человека как носителя предельных духовных возможностей, как представителя рода «человек». Отношения, в котором мир и человек открываются друг другу в своей подлинности, сущности, а не случайной видимости.

Вывод. Философия – не наука, но особая система знаний: знаний об отношениях различных смысловых полюсов. Понятно, что это знание должно являться специфическим. Если сказать предельно кратко, это знание баланса. В двух смыслах этого слова: знание балансирующее и знание о сбалансированном. В первом случае речь идет об особом типе мышления и сознания, когда мысль едина, но подвижна между несводимыми полюсами. Во втором – о знании баланса между…миром и человеком, логикой и нравственностью, свободой и ответственностью и т.п. и т.д.


 
Страница 1 из 40 | Следующая страница
 
 
  • Опубликовано: 9 октября 2013 /
  • Просмотров: 43082
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Педагогическая антропология
  • Автореферат. Концептуализация понятий «язык» и «родной язык» в языковой картине мира
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Диссертация. Концепты Mind, Heart, Soul в современном английском языке
  • Автореферат. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте
  • Диссертация. Функционально-языковые возможности англо-русской морфологической модели (Часть 2 из 2)
  • Автореферат. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины х1х в
  • Автореферат. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б. Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»)
  • Диссертация. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты
  • Выбор работ
    Реклама
    Компания СКН. Инверторные кондиционеры Mitsubishi Electric MSZ-FH VEHZ по отличной цене!
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.