Государственное регулирование экономики

Министерство образования Российской Федерации

ГОУ ВПО «Братский государственный технический университет»

О.А. Чикишева

 

Государственное регулирование экономики


Учебное пособие

Братск 2003

Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / О.А. Чикишева. - Братск: ГОУВПО «БрГТУ», 2003. - 190 с.

Учебное пособие предназначено для изучения дисциплины «Государственное регулирование экономики» студентами экономических специальностей.

Содержит теоретический материал по дисциплине, практические примеры по экономике России и других стран, список рекомендуемой к изучению литературы.

Рецензенты: О.С. Ковалевская, канд. экон. наук, доцент каф. ЭиМС БрГТУ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 6

1.1. Классическая теория о роли государства в экономике 6

1.2. Социалистические теории о роли государства в экономике 8

1.3. Кейнсианский подход к определению роли государства в экономике 10

1.4. Неоклассический и неолиберальный подходы к определению роли государства в экономике 15

Глава 2. ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 17

2.1. Государство и его функции 17

2.2. Исторические предпосылки возникновения системы государственного регулирования экономики и этапы ее развития 22

2.3. Цели и инструменты государственного регулирования экономики 26

2.4. Объекты государственного регулирования экономики 30

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 33

3.1. Сущность экономической политики, ее инструменты и виды 33

3.2. Несостоятельность государственной экономической политики и ее причины 42

3.3 Система государственных органов управления экономикой в России 46

ГЛАВА 4. ВЫСШИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 52

4.1. Сущность и содержание социально-экономического прогнозирования 52

4.2. Государственное экономическое планирование 60

4.3. Государственное экономическое программирование 64

Глава 5. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 68

5.1. Бюджетное регулирование экономики страны 68

5.2. Налоговое регулирование экономики 76

5.3. Особенности современной налоговой системы России 85

5.4. Фискальная политика государства 88

Глава 6. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 91

6.1. Научные подходы к проведению денежно-кредитной политики 91

6.2. Механизм регулирования денежно-кредитных отношений 94

6.3. Проблемы денежно-кредитного регулирования 99

Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 106

7.1. Государственный сектор в экономике 106

7.2. Государственное регулирование внешних эффектов 110

7.3. Государственное производство общественных благ 114

7.4. Государственное производство частных благ 117

7.5. Государственные предприятия в переходной экономике 120

Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА 126

8.1. Методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность 126

8.2. Государственное регулирование цен 128

8.4. Государственные закупки товаров и услуг. Государственные заказы 133

8.5. Амортизационная политика 135

8.6. Государственная поддержка малого бизнеса 136

8.7. Промышленная политика государства 139

Глава 9. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 146

9.1. Конкуренция и монополизм в экономике России 146

9.2. Содержание, виды и модели антимонопольной политики 149

9.3. Специфика антимонопольного регулирования в России 154

9.4. Регулирование естественных монополий 159

Глава 10. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА 163

10.1. Рынок труда как объект государственного регулирования экономики 163

10.2. Функции Федеральной службы занятости населения 167

10.3. Механизм государственного регулирования рынка труда 168

Глава 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 176

11.1. Проблема социальной ориентации экономики 176

11.2. Уровень жизни населения 178

11.3. Социальная политика государства 184

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 188

 

ВВЕДЕНИЕ

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не занималось вопросами регулирования социальной сферы, финансовых отношений, предпринимательского сектора, не проводило активной налогово-бюджетной политики, не защищало конкуренции, не решало проблем экологического характера, не разрабатывало стратегии экономического роста. Необходимость вмешательства государства в регулирование экономических процессов уже не является предметом споров между представителями разных экономических школ - споры разворачиваются вокруг глубины и форм государственного регулирования экономики. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвященные этой теме.

Изучение экономической роли государства, его функций, инструментов и методов государственного вмешательства в регулирование экономики, последствий такого вмешательства является неотъемлемой составной частью экономического образования в развитых странах. Не менее, а может, даже более актуально изучение данных проблем в России, поскольку в странах с развитой рыночной экономикой эволюционно сформировалось оптимальное соотношение рынка как саморегулирующейся системы и механизмов макроэкономического регулирования экономики, а в России найти такое соотношение еще предстоит, многие инструменты экономической политики российского государства находятся пока в состоянии становления.

Цель изучения дисциплины «Государственное регулирование экономики» состоит в том, чтобы дать студентам целостное представление о теоретических основах государственного регулирования экономики, конкретизировать и углубить их знания, полученные в процессе освоения экономической теории, привить им государственный подход при оценке экономической ситуации и принятии экономических решений.

Основными задачами изучения курса являются:

- формирование представления о государстве как активном участнике экономической жизни страны;

- приобретение знаний в области анализа и прогнозирования тенденций изменения форм, методов, механизмов воздействия государства;

- уяснение сущности и механизмов государственного регулирования;

- ознакомление с сущностью, методами и проблемами экономической политики, с принципами ее реализации и пр.

В данном учебном пособии рассматриваются различные аспекты государственного регулирования экономики, начиная с оценки роли государства представителями различных экономических школ и учений и заканчивая конкретными направлениями регулирования таких сфер, как социальная, денежно-кредитная, а также предпринимательство и малый бизнес, рынок труда, антимонопольная политика и т.д.

В учебном пособии освещены не все направления государственного регулирования экономики, а лишь важнейшие. Это подготовит студентов к более глубокому изучению отдельных инструментов экономической политики государства в других дисциплинах.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

1.1. Классическая теория о роли государства в экономике

По мере развития рыночных отношений среди теоретиков и представителей частного предпринимательства стал формироваться взгляд на государственное вмешательство в экономику как на излишнее ограничение. Господствовала очень узкая трактовка полигосударства, по которой оно осуществляло лишь функцию «ночного сторожа», охраняющего имущество граждан и правопорядок. Философские представления о свободе (экономической, политической и др.) заложили основу теоретической концепции свободной экономики с ограниченной властью государства. Идеи экономического либерализма наиболее полно выразил основатель классической экономической теории Адам Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.).

С именем А. Смита в экономической теории неразрывно связано понятие «невидимой руки» в рыночной системе. Согласно экономическим взглядам А. Смита, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого - личный (корыстный) интерес. Индивидуум, преследуя частный интерес (собственную выгоду), действует в интересах общества. Экономическая система функционирует под влиянием воли рынка и потребителя. Когда по той или иной причине ответная реакция на воздействие рынка оказывается недостаточной или несовершенной, возникает необходимость, чтобы правительство скорректировало это воздействие или дополнило ответную реакцию системы таким образом, чтобы она лучше соответствовала общественным интересам.

А. Смит полагал, что стремление к получению и возрастанию частной прибыли служит одновременно интересам общества и выступает как главный стимул экономического развития. Следовательно, общественный интерес выступает как производная от частного интереса и автоматически реализуется тогда, когда индивидуум движется к собственному интересу. При этом конкуренция будет способствовать соблюдению рыночного принципа экономической эффективности. В общественном сознании господствовала концепция, девизом которой было «Iaissez faire» (пусть каждый идет своим путем). Согласно ей рыночная конкуренция позволяет рациональному индивиду максимизировать прибыль при условии невмешательства государства в хозяйственную жизнь.

Если же реакция рынка нежелательна с социальной точки зрения или не является морально оправданной и здоровой, не обеспечивает справедливости, то необходимо пресечь воздействие рынка. Даже самые ярые сторонники свободного рынка в рамках теоретического анализа допускают экономическую деятельность государства. В условиях экономики любого типа государство, по мнению А. Смита, незыблемо сохраняет за собой классические функции регулирования в целях обеспечения экономической стабильности, национальной безопасности страны, укрепления государственности.

Существует ряд услуг, например национальная оборона, образование, защита людей и собственности, в отношении которых нельзя с уверенностью полагаться на рынок. Здесь с объективной неизбежностью должно действовать государство. Однако А. Смит отводил государству второстепенное значение по масштабам влияния на экономику и по сравнению с задачами, которые решают частные фирмы в ответ на требование рынка. Он считал основным регулятором сам рынок, «невидимая рука» которого направляет частных предпринимателей на производство того, что желательно обществу. Поэтому рынку следует предоставить неограниченную свободу, а деятельность государства - ограничить.

В то же время А. Смит не был доктринером или наивным романтиком, не учитывающим экономических реалий. Он осознавал необходимость участия государства в формировании самонастраивающейся рыночной экономики, что и нашло яркое отражение в его исследованиях. А. Смит прозорливо выступал против мелочной опеки государством товарного производства, а также излишней цеховой регламентации, которые тормозили развитие производительных сил.

Идеи А. Смита имели сильное воздействие на экономистов и правительства большинства стран с рыночной экономикой в XVIII-XIX вв. Укоренился классический тезис о том, что большинство экономических задач выполняет рыночный механизм, а государству отводится дополняющая и регулирующая роль. Видные экономисты XIX в. Дж.С. Милль и Н. Сениор выдвинули доктрину «свободной торговли», согласно которой отстаивали полную свободу предпринимательства и торговли, невмешательство государства в дела частного сектора. По их мнению, сторонникам государственного вмешательства следовало предоставлять доказательства, обосновывающие неизбежность таковых действий.

С тех пор общепризнанным длительное время являлось мнение, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Взгляды А. Смита и его последователей представляют собой классический подход к теоретическому исследованию роли государства в экономике.

1.2. Социалистические теории о роли государства в экономике

Значительная дифференциация населения, имущественное неравенство и явная несправедливость часто в теории ассоциировались с частной собственностью на капитал и неразвитым государством. Теории английского утопического социализма (С. Сисмонди, Р. Оуэн, Ш. Фурье) и марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) возникли как альтернатива классической экономической мысли.

Социалисты, борясь против частной власти, выступали за государственную собственность, хотя она сама по себе не дает решения проблемы частной власти. Любая организация противится внешнему вмешательству, стремится сохранить монополию на информацию и т.д., поэтому независимо от формы собственности контроль государства не всегда соответствует общественным интересам. Тем не менее социалисты пытались обосновать нерыночные пути достижения общественного блага и всеобщей справедливости.

К. Маркс осуществил переход от теории утопического социализма к революционной теории марксизма, воплощенной на практике в ряде стран. Главной идейной базой марксизма выступала идея революционной экспроприации экспроприаторов и полного огосударствления экономики. Марксистская теория, опираясь на эту идею, обосновала практическую модель планово-социалистической организации экономики. Экономическая деятельность государства рассматривалась ими, во-первых, как содержание исторической формы общественной (в масштабе общества) организации производства и потребления; во-вторых, как определяющий сектор в экономической системе в целом.

Теория марксизма исходила из признания решающей роли крупных предприятий, которые, ввиду тенденции к капиталистической концентрации производства и капитала, обладают большими техническими возможностями. Крупные частные предприятия имеют достаточную экономическую власть и напрямую не подчинены государству. Более того, само государство выступает их «исполнительным комитетом», т.к. лоббирование частных интересов правительству было присуще фирмам во все времена.

Согласно социалистическим теориям, государству отводилась господствующая роль в организации всех хозяйственных процессов. Еще в «Экономико-философских рукописях» К. Маркс рассматривал коммунизм как новый общественный строй, основанный на «уничтожении частной собственности и замены ее общностью имущества». Идеи полного огосударствления и формирования односекторной модели экономики основоположники марксизма обосновывали в «Манифесте Коммунистической партии». К. Маркс в 1875 г. в работе «Критика Готской программы» обосновал периодизацию в развитии общества при переходе от капитализма к коммунизму, материальной основой выделения которой послужил процесс формирования экономики государственного типа.

Развитие марксистских позиций нашло отражение и в работе Ф. Энгельса «Принципы коммунизма». Автор этой работы обосновывал необходимость ликвидации частной собственности и укрепления общественного уклада экономики как в промышленности, так и в сельском хозяйстве посредством национализации. Государственный сектор экономики должен был формироваться в ходе социалистического обобществления и укрепляться по мере вызревания социалистического (коммунистического) общества. Государственному управлению экономикой предстояло быть всесторонним, охватывающим все фазы воспроизводственного процесса - производство, распределение, обмен и потребление.

1.3. Кейнсианский подход к определению роли государства в экономике

Эффективное функционирование социально ориентированной рыночной экономики невозможно без регулирующей роли государства. История показывает, что даже в период господства либеральных теорий были созданы антимонопольные законы, федеральные комиссии и комитеты по регулированию отдельных отраслей, образована Федеральная резервная система, т.е. существовали различные формы вмешательства государства в экономику. Вмешательство государства в экономическую жизнь сложно и многообразно, оно обусловлено широким рядом факторов, обоснованию которых посвятили свои труды такие известные экономисты, как Дж.М. Кейнс, Дж. Бьюкенен, Р. Масгрейв, П. Самуэльсон, Дж. Шумпетер, К. Эрроу и другие.

Особенно важную роль в теоретическом осмыслении значения государства в рыночной экономике сыграли исследования выдающегося английского экономиста, лорда Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). В своем главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) он теоретически обосновал необходимость вмешательства государства в экономику для осуществления регулирующих функций.

Великая депрессия 30-х гг. послужила отправным моментом для критики неоклассических взглядов на самокорректирующуюся экономику. К этому периоду более ста лет господствовала непоколебимая идея о том, что производство само создает достаточный спрос (это соответствовало сущности закона Ж.Б. Сэя). Согласно образному выражению, принятие или неприятие человеком закона Сэя было до 30-х гг. «основным признаком, по которому экономисты отличались от дураков».

В годы Великой депрессии возникла практика государственного программирования экономики. Президент США Герберт Гувер в начале 1929 г. принял решение об усилении государственного регулирования экономики: были снижены налоги, увеличены государственные расходы. Он провел через Конгресс ряд программ: займов, помощи фермерам, чрезвычайных общественных и строительных работ, стимулирования инвестиций в промышленность, - которые в дальнейшем составили основу для «Нового курса» Рузвельта.

Однако «Новый курс» не сразу принял на вооружение теорию Дж.М. Кейнса, были предложены несколько теорий регулирования:

1) теоретики «власти монополий» утверждали, что необходимо поощрять крупные корпорации, снижать цены для увеличения реальной покупательной способности;

2) сторонники инфляционной теории считали, что инфляция опаснее безработицы, т.к. дефицит бюджета усиливал рост цен;

3) сторонники теории «налогообложения прибыли» полагали, что нераспределенную прибыль корпорации следует уплатить в виде дивидендов для повышения покупательской способности;

4) сторонники увеличения денежной массы придерживались позиции, что расширение денежной массы обязательно вызовет рост инвестиций и производства;

5) сторонники теории «вековой стагнации» считали, что капитализм как общественный строй не имеет шансов на выживание и единственно возможным выходом из кризисной ситуации может быть расширение средств государственного вмешательства и контроля за основными макроэкономическими параметрами.

В 1933 г. Дж. Кейнс опубликовал статью в «New York Times», в которой изложил основы своей теории. Он обосновал, что при высоком уровне безработицы (25% работоспособного населения в 1933 г.) и низком объеме производства депрессию усиливает недостаточная покупательная способность. Следовательно, для увеличения инвестиций необходимо государственное стимулирование спроса. Дж.Кейнс придавал чрезвычайное значение росту национальной покупательной способности на основе государственных расходов, финансируемых займами.

Кейнсианское учение о регулировании экономики противоречило устоявшимся неоклассическим постулатам, опровергало закон Ж.Б. Сэя и иллюзии самокорректирующейся экономики. По мнению Дж. Кейнса, «идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы, и когда ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».

Анализ депрессивной экономики позволил Дж. Кейнсу сделать вывод о том, что капиталистической экономике свойственно не стремление к росту и равновесию, а склонность к циклам, периодическому дисбалансу и стагнации. На базе устоявшихся классических схем невозможно было найти решение возникших в экономике проблем. Доказав, что экономика не способна выйти из состояния спада самостоятельно, Дж. Кейнс отверг ортодоксальную точку зрения, опирающуюся на малые государственные расходы и бездефицитный бюджет.

При отсутствии достаточного спроса в условиях депрессии низкие процентные ставки не смогут обеспечить требуемый уровень инвестиций и стимулировать спрос. Достичь полной занятости и полного использования производственных мощностей возможно через искусственно стимулируемый государством высокий уровень совокупного спроса. С помощью государственного регулирования и государственных расходов Дж. Кейнс полагал возможным воздействовать на динамику спроса.

Эффективный спрос он предлагал обеспечить путем регулирования денежной массы и ставки процента, что позволило бы одновременно влиять на динамику инфляции и занятости. Для кейнсианской модели характерна вера в то, что государственные меры в рамках налоговой и финансовой политики обеспечивают повышение спроса и ликвидацию безработицы, а приостановление роста спроса приведет к сдерживанию инфляции.

Дж. Кейнс заложил фундаментальные основы современного понимания национального дохода, государственных инвестиций, государственной закупки товаров и услуг, налогообложения и нормы процента. Государственная политика рассматривалась им как средство обеспечения экономического равновесия совокупных спроса и предложения, вывода из кризисного состояния экономики и ее дальнейшей стабилизации, а государство - как крупный покупатель и производитель. Услуги государства имеют решающее значение, не только для отдельных отраслей, но и для общего экономического развития национального хозяйства.

Теория Дж. Кейнса не была безоговорочно воспринята американским правительством. В конце 1936 г. экономика начала медленно оживать, но сокращение государственных расходов, предпринятое Рузвельтом, как только кривая развития экономики пошла вверх, стимулировало новый спад. Значение спада 1937-1939 гг. трудно переоценить, т.к. он дал наглядное подтверждение концепции Дж. Кейнса, которая приобрела статус государственной доктрины.

Кейнсианская теория предполагала реализацию двух основных стратегий финансовой политики для стимулирования совокупного спроса:

- завышение правительственных расходов;

- сокращение налогов, увеличение свободных доходов потребителей и объемов частных инвестиций.

Влияние взглядов Дж. Кейнса на теоретические исследования первой половины XX в. было столь велико, что получило название «кейнсианской революции в политической экономии». Оно способствовало перевороту в классических воззрениях на рыночную экономику, доказало невозможность самоисцеления от экономического спада и заставило по-новому оценить экономическую роль государства. Потребности экономики реализовывались через рынок, но при этом государству отводилась роль общего руководства экономикой на благо общественных интересов.

Практические меры государственной политики, направленные на решение проблем безработицы, сопровождались увеличением государственных расходов над доходами, что увеличивало совокупный спрос. Установление прогрессивной системы налогов позволило обеспечить высокий исходный уровень государственных расходов. Это свидетельствовало о существенном повышении значимости государства в экономической жизни страны.

Вместе с тем, государственные расходы часто направлялись на закупку продукции частных фирм и корпораций, что отвечало не только интересам общества, но и корпоративным потребностям. Микроэкономическая теория исходит из того, что фирмы любой размерной структуры (за исключением олигополии и монополии) реагируют только на рынок и потребителей. В теории недостаточно учитывается реакция частного производителя на государственную экономическую политику, что не соответствует реальности и не в полной мере отражает хозяйственную практику.

Теоретические исследования последователей Дж. Кейнса -У. Бевериджа, С. Харриса, А. Хансена, Р. Харрода, Дж. Робинсон, А. Лернера и многих других - оказали существенное влияние на экономическую политику стран Западной Европы, способствовали усилению государственного вмешательства в воспроизводственный процесс, обеспечению его бесперебойного функционирования. В частности, английский экономист Джоан Робинсон (1902-1983 гг.) разработала подходы к обоснованию более полного воздействия государства на динамику экономических процессов.

Независимо от господствующих экономических доктрин правительство каждого государства несет ответственность за экономическое положение своей страны. Вмешательство государства в рыночную экономику осуществляется с помощью широкого набора средств и методов воздействия - через бюджет, налоги, кредитно-денежную политику, экономическое законодательство и другие экономические рычаги. В послевоенный период вмешательство государства в экономические процессы возросло и охватило практически все стороны общественного воспроизводства.

На практике экономическую политику, направленную, согласно идеям Дж. Кейнса, на регулирование совокупного спроса, проводило большинство развитых стран мира во второй половине XX века. Общепризнанно, что такая политика во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики в этих странах. Рыночная экономика большинства цивилизованных стран мира в этот период характеризовалась тенденцией к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономике.

Мировой экономический кризис 1970-1971 гг. вызвал нападки на кейнсианское учение со стороны неоклассического и неолиберального течений. В экономике стали преобладать принципы свободного рынка, конкуренции и открытой экономики, сбалансированного бюджета и снижения налогов для стимулирования предпринимательской активности, что означало закат кейнсианской экономической политики.

1.4. Неоклассический и неолиберальный подходы к определению роли государства в экономике

Представители неоклассического направления - последователи А. Смита, которых традиционно относят к классической школе, имеют схожие представления о роли государства и, как прежде, считают, что оно должно функционировать только в сферах, находящихся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Государство, по мнению сторонников неоклассической теории, стоит над экономической деятельностью, находится вне влияния или власти отдельной коммерческой фирмы. Деятельность фирмы подчинена непосредственно рынку и потребителю, поэтому она ограничена и не может выступать доминирующей силой по отношению к государству.

Целью государства в этих условиях является не корректировка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Конкуренция должна осуществляться в тех сферах, где она эффективна, а регулирующее воздействие государства - там, где оно неизбежно. В условиях рыночной экономики и демократического цивилизованного общества государство выступает как вспомогательный инструмент реализации предпочтений рядовых граждан, в то время как главным инструментом является рынок.

Неоклассическое направление выступало господствующим в мировой экономической мысли до 30-х гг. XX в. Кризис и Великая депрессия несколько ослабили позиции теоретиков либеральной экономики, однако их позиции вновь окрепли в 70-80 гг. ввиду чрезмерного государственного регулирования, которое стало препятствовать динамичному развитию общественного воспроизводства. Вместе с тем, за последнее столетие неоклассический образ государства несколько изменился, т.к. среди его функций нашлось место потребности в общем руководстве экономическими процессами. Эта функция осуществляется в интересах общества и находится на порядок выше конкретных экономических интересов.

В связи с этим не только актуализировались исследования в рамках неоклассического направления, но и усилились позиции течения, которое получило название «новый классический экономикс». В нем государственному вмешательству в экономику отводилась ограниченная роль, как и в классической политэкономии. Развитие теоретических взглядов неоклассического направления идет в русле классических традиций и во многом осуществляется на основе устоявшихся принципов.

В частности, представители неолиберального течения отстаивают прежний тезис о том, что только частное предпринимательство может обеспечить благосостояние населения. Главными современными теоретиками, отстаивающими независимость экономики от государства, выступают американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881-1973 гг.) и его последователь и ученик Фридрих фон Хайек (1899-1992 гг.), Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.).

Наиболее известны работы Людвига фон Мизеса: «Либерализм», «Человеческие действия: трактат об экономике», «Основания экономической науки: очерки методологии». Согласно Л. Мизесу, регулируемая экономика превращается в «царство произвола тех, кто составляет план», т.е. возникает «планируемый хаос». Абсолютными, истинными основаниями цивилизации, по его мнению, являются разделение труда, частная собственность и свободный обмен. Поэтому существование централизованно управляемой, регулируемой экономики неизбежно ограничено во времени.

Фридрих фон Хайек, английский экономист немецкого происхождения, продолжил исследования Л. Мизеса. Его основная работа - «Дорога к рабству», в которой он рассматривает отсутствие экономической свободы как предпосылку экономического рабства, а идеи государственной экономики и государственного сектора считает губительными по своей природе. Более того, Ф.Хайек считает, что чисто рыночная экономика более эффективна по сравнению с любой экономикой, допускающей вмешательство государства, - не только командно-административной, но даже смешанного типа.

Несколько иных позиций придерживается другой представитель неолиберального направления - Людвиг Эрхард, опубликовавший в 1956 году книгу «Благосостояние для всех». Это был не только известный теоретик, но и видный государственный и политический деятель бывшей Западной Германии. Предложенная им теория социально ориентированного рыночного хозяйства включала следующие положения:

1) свободная конкуренция и свободные цены;

2) равновесное соотношение спроса и предложения;

3) социальные гарантии со стороны государства.

Социально-ориентированное рыночное хозяйство было практически создано в Западной Германии, причем в этой стране была реализована двуединая задача - одновременно воплощены принципы экономического либерализма и принципы государственности (социализация экономики). Отдельная личность и домашнее хозяйство играют ведущую роль в частной экономике, что обуславливает особое внимание последователей этой теории к социальным, моральным и политическим факторам.

Представители социалистических течений обычно привлекают внимание к положению рабочих в тех отраслях, которые являются наиболее значимыми для национальной экономики (металлургия, автомобилестроение, нефтепереработка, угольная и др. отрасли). В результате осуществления политики по созданию так называемого «немецкого социального порядка» в стране было сформировано социально-ориентированное рыночное хозяйство с новым подходом к соотношению экономической свободы и государства. Социализация экономики как элемент государственной политики характерна не только для Германии, но и для других стран (Япония и государства Западной Европы).

Несмотря на более чем столетний успех неоклассической экономической теории, в последние несколько десятилетий экономисты стали исследовать новые области, расширяющие неоклассическую теорию, а в отдельных случаях и оппонирующие ей.


 
Страница 1 из 11 | Следующая страница
 
 
  • Опубликовано: 27 апреля 2015 /
  • Просмотров: 21544
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Автореферат. Совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий в условиях макроэкономической нестабильности
  • Автореферат. Разработка и внедрение системы антикризисного управления на промышленных корпорациях на основе формирования инвестиционных программ
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Методичка по предмету “Хозяйственное право”
  • Особенности формирования доходов физических лиц на малом предприятии
  • Изучение сущности и основ формирования финансовых ресурсов предприятия
  • Безопасность предпринимательства в контексте безопасности жизнедеятельности
  • Комп’ютеризована система обліку та контролю фінансів на прикладі Управління пенсійного фонду України Красно донського району Луганської області
  • Автоматизовані сістеми управління планово-економічного відділу підприємства
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.