Философия. Крылова Е. Э

6. Натурфилософская школа: идеи единства природного и социального.

Идея Дао необычным образом разрабатывается и в материалистически ориентированной школе «пяти элементов», или школе натурфилософов «Инь и Ян». Представители этой школы (Цзоу-Янь, Ван Чун, Дун Чжун Шу) были убеждены, что всё в мире находится в пути, движении, изменении, и в этом выражается вездесущесть Дао. При этом Дао понимается как универсальная природно-космическая сила.

А). Идея круговорота первоначал. Цзоу-Янь разрабатывает принцип кругового взаимопорождения и взаимоуничтожения пяти движущих начал (у-син). К этому принципу приводит живое созерцание природных явлений, которое открывает нам пять мировых первоначал: вода, огонь, дерево, металл, земля. Первоначала создаются небом, при упразднении хотя бы одного их них жизнь станет невозможна.

Круговорот пяти элементов определяется диалектикой космических сил Инь и Ян, которые входят в натурфилософские рассуждения почти в неизмененной мифологической форме. Исходное значение этих понятий: пасмурная и солнечная погода или теневая или солнечная сторона (какого-то природного явления).

Натурфилософы использовали бинарность этого мифологического противопоставления для философского выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений: свет и тьма, солнце и луна, огонь и вода, активность и пассивность, мужское и женское, небо и земля и т. п. Инь и Ян находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря чему создается и меняется материальный мир, а также общество, идеи, культура, мораль.

Сами же Инь и Ян – порождение Великого предела (Тайзи), границы бытия и небытия, порядка и хаоса, поэтому они обладают как бы «сквозной» силой: от всего Космоса до отдельного человека и, тем более, вещи.

Б). Естественность и разнообразие миропорядков. Диалектика Инь и Ян определяют «порядки» мироздания, в которых элементы мира сменяют друг друга согласно своей силе и качеству. Таких мировых «порядков» несколько. «Космогонический порядок»: дерево-огонь-вода-металл-земля. «Современный порядок»: металл-вода-огонь-земля. «Порядок взаимного порождения»: огонь-земля-металл-дерево-вода-огонь. «Порядок взаимного преобладания (или разрушения)»: земля-дерево-огонь-металл-вода-земля».

Правильность смены элементов определяет гармонию мира, поскольку вместе с природным существует круговорот моральных качеств пяти движущих начал. Сменяемости элементов соответствует смена династий и царств, что проявляется в прямой зависимости жизни государств от жизни природы. «Существование государства зависит от гор и рек. Если горы рушатся, а реки высыхают, то это предвестник гибели государства. Когда высохнут реки, горы неизбежно обрушатся. До гибели государства осталось не более десяти лет...»[38]

Вывод. Натурфилософская школа древнекитайской философии, сосредоточившая свои интересы на постижении природы, органично вписывалась в общую для Китая традицию приоритета нравственно-политического размышления. Образ природы сливается с образом Поднебесной, образ круговоротов природы с образом Дао. И природа представлялась не предметом естествознания, а мифологической и нравственной данностью мира.

Именно эта школа разрабатывала важнейшую идею древнекитайской философии: идею соритмичности природы и общества. Разработки этой школы включали в свои воззрения представители фактически всех школ китайской философии в качестве онтологической составляющей. Поэтому история развития этого направления – одна из самых длительных в китайской культуре.

III. Философские системы Древней Индии.

В созерцательно-психологической философии древней Индии есть два фундаментальных деления разнообразных направлений и школ. 1. Настика (он не существует, его нет) и астика (он есть, существует), различающиеся пониманием трансцендентного. Первый тип философских школ не признает существование трансцендентного мира (фактически бога) и жизнь после смерти. Второй – признает. Однако, это не совпадает полностью с различением теизма и атеизма. Различение настики и астики является исторически более ранним. 2. Позже возникает различение ортодоксальных и неортодоксальных школ по их отношению к Ведам – священным текстам, в которых осуществляется переход от предфилософии к философии.

Направления астики совпадают с ортодоксальными школами. Среди неортодоксальных есть как астики, так и настики. Традиции религиозной философии являются доминирующими в индийской философии, не случайно самые известные и дошедшие до наших дней ее ветви: индуизм и буддизм, – превратились в религиозные системы. Поскольку буддизм со временем практически уходит из Индии в более северные страны, то традиции астики и ортодоксии, приведшие, в конце концов, к возникновению индуизма, определяют характер исторического развития индийской философии..

1. Условия возникновения и особенности древнеиндийской философии; Веды, Веданги и Упанишады.

В развитии индийской философии можно выделить три основные этапа: ведический – первая половина I тысячелетия до н. э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновение раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический – вторая половина I тысячелетия до н. э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т. п. связей и отношений в форме варно-кастового деления общества); классический – с I тысячелетия н. э. и вплоть до XVII – XVIII века.

А). Веды и их значение для индийской философии. Веды – самые древние тексты индийской культуры, а значит и предфилософии. Ведическая литература – более широкое понятие, она оформлялась на протяжении почти тысячелетия (II – I вв. до н. э.) и отразила различные стадии развития мировоззрения древнеиндийского общества.

а). В целом Веды представляют собой священные тексты, которые были результатом откровения мудрецов (риши) и выражали идеологию брахманизма, а затем индуизма. Ведический комплекс составляют: собственно Веды или самхиты – сборники гимнов в честь богов (Ригведа и Самаведа), а также жертвенных формул, изречений, магических и заговоров на все случаи жизни (Яджурведа и Атхарваведа); Брахманы – мифологические, ритуальные и другие объяснения к самхитам; непосредственно примыкавшие к Брахманам Араньяки, или «Лесные книги» – поучения для лесных отшельников, ставших «на путь знания»; и, наконец, примыкающие к Ариньякам и Брахманам Упинишады – тексты эзотерического знания.

Составной частью Вед были также Веданги – совокупность текстов, посвященных различным отраслям предфилософской науки (фонетике, этимологии, метрике, астрономии т. д.), являющихся плодом не сверхъестественного откровения (шрути), а запоминания («смрити»).

б). Древняя ведическая литература, безусловно, отражала особенности социально-политической жизни Древней Индии. Формирование кастовой структуры общественной жизни шло параллельно с модификациями мифологического сознания, в целом по той же схеме движения от образно-личностного мифологического видения к безличностно-понятийному философскому рассуждению, о которой говорилось ранее.

Но философская мысль древней Индии была очень чутким камертоном перехода от родоплеменной мифологической мудрости к мудрости личностной. Возможно, именно условия кастовости сосредотачивали свободную мысль во внутреннем мире человека и его космической обращенности за границы конкретного социального существования. Индийские мудрецы особенно остро переживали процесс формирования собственного духовного мыслительного творчества, направленного на поиски бесконечной основы которого они и устремились.

в). Человек представал в их мысли величественным микрокосмом, соразмерным всему Космосу. «Космичность» внутреннего мира человека – предмет главного интереса древнеиндийской философской мысли. Размышления об этом предмете и составили ритуаловедческую традицию Брахман. Исследование ритуала, во-первых, постепенно формировало рефлексивную способность, поскольку утверждало некоторую степени сознательного и свободного выбора между ритуалами и формами служения богам. И, во-вторых, выявило в качестве истока мира космическую бесконечность. Но возможности этого исследования сдерживались крайним религиозным аскетизмом брахманизма, и в полной мере только реализовались в Упанишадах.

Б). Упанишады и первое философствование. Упинишады являются заключительной частью Вед, одним из самых замечательных образцов поэтического и философского творчества народов древней Индии. По разным данным всего имеется от 108 до 200 Упанишад создававшихся на протяжении более чем 2000 лет. Среди них есть самые признанные, классические, созданные в XIIIXII веках до н. э.: Брихадараньяка, Чхандогья, Айтарейя, Каушитаки, Кена, Тайттирия и др. Наряду с анонимными, в Упанишадах представлены и известные по именам авторы: Махидаса, Айтарейя, Сатьякама, Уддалаки и др.

а). Упанишады являются выдающейся попыткой поколебать длительное монопольное положение Брахманов в духовной жизни общества, сохранив при этом верность ведическим традициям. Именно из среды последователей Упанишад вышли первые «еретики» индийской культуры – шраманы, т. е. «совершающие усилия».

Поскольку это были усилия не только аскетического порядка, но и интеллектуального, именно шраманов можно считать первыми философствующими мудрецами Индии. Их деятельность способствовала тому, что в VI – V веках до н. э. возникают шраманские школы, а позже, на их основе появились основные философские системы Древней Индии. Так что именно Упанишады можно считать текстами самостоятельной философской традиции Индии, составляющими основу первой формы этой традиции – брахманизма.

б). Из предшествующего ведического корпуса Упанишады наследуют и делают собственно философскими фундаментальные идеи древнеиндийской культуры: сат-асат, Брахман – Атман, саман, дхарма, сансара (самсара), карма и др.

Согласно исходным представлениям древнеиндийской философии вначале мира было несущее (небытие) «асат», из которого зародилось сущее (бытие) «сат» и весь мир явлений и существ.

Далее выделяется универсальный принцип сущего, сначала в виде живого мифологического Бога – Брахмана (существа мужского рода), а затем, собственно в Упанишадах, в виде безличного сущего Брахмана или Брахмы (существо среднего рода). Это сущее есть генетическое и субстанциональное начало всего в мире. Брахман – это духовный абсолют и внепространственный и вневременой «зародыш» мира, разворачивающий из себя весь мир. Все вещи и стихии, все многообразные миры – суть Брахман. Брахман – образ-понятие, обозначающий мыслимый телесный и духовный предел мира.

Брахман недостижим силами обычного знания, но только религиозной интуицией. Эта интуиция открывает то, что Брахман – высшее блаженство и высшее самосознание, бесконечное космическое сознание. Поэтому есть Брахман воплощенный и невоплощенный, смертный и бессмертный, существующий и истинный и т.п. Невоплощенный Брахман – предмет веры, воплощенный – предмет философии.

Ранняя философская мысль Индии тонко осознавала, что подлинное постижение Брахмана, это постижение тех имен и ликов, под которыми он живет в мире, т. е. постижение сути творчества индивидуального сознания. Поиск такого универсального мирового начала приводит к формированию идеи Атмана – индивидуализированного в своем существовании универсально-космического бытия.

Прямое значение слова «Атман» – дыхание, душа, я сам. Атман выражает метафизическую сущность важнейшего жизненного процесса – дыхания. Он понимается как жизненный дух, Пуруша, мировая душа, индивидуальная душа, «Я», поскольку он многоуровневый: жизненно-телесный, жизненно-мыслительный, интеллектуальный, духовно-блаженный. Высший Атман – это Брахман.

в). Выделение Атмана как соначала мира связано с мифологической в своей сути концепции «огненного» рождения человека. Первоосновой, опорой бытия является пространство (саман). В этом пространстве жизни есть пять огней, на которых боги совершают жертвоприношения. Из них-то и рождается «зародыш» человека, символизирующего существо мира.

В круговороте тьмы существ, возникающих из пространства и возвращающихся в него, человек – огненная вершина. Он движется по двум путям: добра и зла, – совпадающим с движениями космических песнопений. Благодаря этому получает исходное знание: Ом, саман, удгитха (высший уровень сущности природы, жизненности), сат и асат, дхарма («то, что поддерживает», «то, что правильно», нравственные нормы жизни) т.д. Образ дыхания, так или иначе, входит в эти понятия и пронизывает их.

Поэтому человек – это возможность логико-теоретического развертывания гимнов-песнопений. В нем реализуется космогоническое отношение «имени» и «действительности». Действительность – первоначальная целостность и сущее – содержала в самой себе потребность стать многим, размножиться. Собственной волей и разумом действительность принимает решение жить именами, индивидуальностями, множеством точек творчества сознания.

В). Брахман и Атман – центральные понятия индийской философии. Космический круговорот предстает во взаимодополняющем движении Брахмана и Атмана.

а). Их взаимоотношение и является первой философской «проблемой» древнеиндийской философии, являясь фактически проблемой многого и единого. Атман, с одной стороны, более высшее и совершенное по отношению к Брахману начало, поскольку он действительность с именем. Но, с другой – «Поистине есть нечто большее, чем имя!»[39] Это исток всех имен – Брахман. Тогда Атман – мировое начало постольку, поскольку выражает пады (стопы) Брахмана. Только тогда Атман – весь этот мир.

Один из вариантов описания пад Брахмана в семичастной последовательности выглядит следующим образом: истина – познание – мысль – вера – стойкость – счастье – бесконечно большое. «Бесконечно большое» опирается на «собственное величие или даже невеличие»[40], в котором совпадают величие мира и мудреца. Атман и Брахман неразделимы. Принцип тождества важнейший в их соотношении, формула этого принципа: «это – ты». Благодаря этому тождеству идивидуализированное творчество сознания приобретает универсально-космический статус.

б). Именно поэтому Атман способен вносить в бесконечное философское творчество «я» всесовершеннейшие характеристики нравственной доброты, вечной философской молодости, истинной страстности и истинных замыслов. Мудрец, постигший Атман, обладает знанием, равновесным тому, которым обладает мир. Поэтому он получает право на учительство, которое не есть ни в коем случае прямое назидание. Он может указывать ученику «прямой путь» как к знанию, так и к «правильной жизни».

в). Через учительство индийские мудрецы связывают себя обязательством гармонизировать человеческое общество. Поэтому средоточием своих учений они делают учение о нравственном и психологически самоуглубленном пути человека, как прижизненном, так и посмертном. Это определяет этические идеи Упанишад, важнейшей из которых является проповедь должного знания и почитания, без которых недостижимо высшее блаженство и бесплоден ритуал. Знание восходит к постижению единства субъективного и объективного, т. е. Брахмана и Атмана. Почитание предполагает совокупность предписаний практического характера. К ним относятся, например, рассуждения о трех «ветвях» долга: 1 – жертвоприношения, изучение Вед, подаяние; 2 – подвижничество; 3 – ученичество, пребывание в доме учителя и умерщвление плоти в его доме.*

г). Именно в Упанишадах внятно оформляется фундаментальная модель древнеиндийской культуры: целое, бесконечное, универсальное «Я», которое не может быть воспринято в своей собственной природе, т. к. это не предмет для восприятия среди других предметов, а условие всякого другого восприятия, философского по преимуществу. Первоначально это предстает в образе Пуруши, а затем как универсальное единство космического и психического, проявляющегося в человеке, как высшие духовные проявления человека, становящегося практически богом и космосом.

Суть высших духовных проявлений человека описывается через понятия кармы (действие, поступок, получающий соответствующее вознаграждение) и сансары (или самсары – блуждание). Сансара – это круговорот жизни, в котором неизбежно и неизбывно реализуется карма – закон воздаяния. Человеческая жизнь – определенная форма бесконечной цепи перерождений. Закон кармы диктует постоянное включение в круговорот перерождений и детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней.

Совершенство человека – в понимании того, что круговорот жизни вечен. А познание есть стремление постичь единство Атмана и Брахмана, благодаря этому достигается высшее блаженство (ананда). Путем к блаженству является «мокша» - преодоление сансары и приобретение истинного вечного «Я». Основным средством достижения этого в Упанишадах становится йога.

д). Соотношение Брахман-Атман – это не только отношение первоначала и человека, но и отношение первоначала и отдельной вещи. Через это отношение: 1. вещественное начало мира приобретает также космическое и сакральное значение; 2. Принцип тождества дополняется элементами эволюционизма. Вещественное начало определяется как Пракритивеличественный антипод высвобождения от самсары и кармы. Благодаря Атману, Пракрити обусловлена вечным духом – Брахманом, и потому есть не просто сумма всех вещей мира, но «вещество» жизни, что делает мир наполненным многообразными взаимодействующими жизненными формами. Переход от одной формы к другой – не только круговорот, но и эволюция.

Г) Философия эпического периода. В эпический период философия Индии постепенно превращается в особую отрасль знания. Происходит различение «трайи-видья» («знание трех», т. е. трех ведических текстов – Ригведы, Самаведы и Яджурведы) и «анвикшика-тарка-видьям» (рационально-логического знания, собственно философского знания). Во многом этому способствует индийский эпос. Целью философии осознается достижение «Величия», а не Блага или Добра.

а). Главными источниками эпического развития философской мысли являются: 1. Эпическая поэма Махабхарата, создававшаяся с X в. до н. э. по V в. н. э., состоящая из 13 книг, содержащих 100000 стихов, написанных Вьясой. В целом – это сказание о родовых героях, где осуществляется синтез народных верований, мифологии пришельцев (греков, парфян, скифов), и брахманистской догматики Вед. 2. Поэма «Рамаяна», состоящая из 7 книг, написанная Вельмики, и в которой перемешиваются старые и новые боги, первопредки, различные политические культы. 3. Свод законов Ману – этический кодекс, дающий разъяснение по поводу прав и обязанностей различных варн, порядка жертвоприношений и наиболее важных моральных критериев.

В этих текстах окончательно определяется высшее божество – Вишну, которое, с одной стороны понимается как высшее бытие, а, с другой – предстает в виде действий двух богов: Кришны или Рамы. Отношение «Брахман-Атман» приобретает вид «Вишну-Кришна», или «Вишну-Рама». Важнейшим понятием становится понятие «Итихаса» – «то, что было на самом деле», выражающее обобщенный эпический историзм.

б). Наиболее известной на сегодняшний день является шестая книга Махабхараты – Бхагаватгита. Она есть выражение одной из важнейших модификаций йоги – йоги-шастры. Йога здесь сохраняет сугубо практическое, волевое, а не созерцательное, как в Упанишадах, значение. Это этико-волевое усилие, противостоящее любому соблазну. Поэтому йога – метод психологического воспитания, очищения от эмоциональных заблуждений, позволяющий непосредственно и истинно воспринимать реальность.

Согласно «Гите», на всех чувственно воспринимаемых вещах лежит печать преходящего, они постоянно стремятся стать иными, качественно неопределенными. Первичное же устойчивое бытие есть Брахман, вечный дух. Но поскольку он всегда в вещах, то неотличим от их конечности. Брахман одухотворение и олицетворение всего существующего. Поэтому и в сознании человека заложено нечто постоянное, и об этом свидетельствует постоянная неудовлетворенность индивидуального «Я», его стремление к вечности и бесконечности к величию Брахмана.

в). В этическом плане это означает, что для достижения состояния Брахмана и блаженства необходимы не жертвоприношения, а самопожертвование, жертва душою эмпирической в пользу души мудрой, свободный выбор себя через преодоление собственного эгоизма. Нравственное действие приобретает почти ригористический характер: оно не для человека, но во имя человека. В пользу высшей человечности отдается самолюбие и при этом не гарантируется никакое воздаяние.

Д). Общая характеристика классического периода индийской философии. Космологизм, универсализм, эволюционизм, психологизм, аскетизм и ригоризм – основные составляющие предфилософских и ранних философских идей древнеиндийской культуры. На их основе создается все многообразие школ классического периода развития древнеиндийской философии.

Причем, если космологизм и психологизм характерен для всех направлений, то универсализм, аскетизм и ригоризм принимаются не всеми. На этом основании уже в эпический период формируются школы антибрахманистского толка, вследствие чего в классический период происходит четкое разделение школ не только на настику астику, но и на ортодоксальные и неортодоксальные.


   
 
  • Опубликовано: 9 октября 2013 /
  • Просмотров: 43087
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Педагогическая антропология
  • Автореферат. Концептуализация понятий «язык» и «родной язык» в языковой картине мира
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Диссертация. Концепты Mind, Heart, Soul в современном английском языке
  • Автореферат. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте
  • Диссертация. Функционально-языковые возможности англо-русской морфологической модели (Часть 2 из 2)
  • Автореферат. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины х1х в
  • Автореферат. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б. Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»)
  • Диссертация. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.