Государственное регулирование экономики

9.4. Регулирование естественных монополий

В экономике современных государств всегда существуют такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразно - это так называемые естественные монополии. Естественными монополиями являются организации (коммерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно при отсутствии конкуренции ввиду технологических особенностей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены в силу невозможности полной замены их другими товарами. Создание конкурентной среды на рынке, независимо от уровня спроса, в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники. В естественных монополиях объем спроса в решающей степени задается технологией, а оборудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать.

Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для предприятий общественного пользования, к которым относят, в частности, предприятия электро-, водо-, газоснабжения, телефонную службу и т.д. Согласно Федеральному закону РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г., к ним относятся:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Предприятия естественной монополии при отсутствии регулирования превращаются в олигополии и при сокращении объемов производства устанавливают монопольные цены, что порождает рост цен в смежных отраслях. Поэтому в естественных монополиях признается доминирующее положение производителей, но методы регулирования выходят за пределы традиционного антимонопольного законодательства.

В мире наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность. Однако и там, где этой формы не существует, для управления естественными монополиями создаются специальные органы, осуществляющие прямой контроль для обеспечения баланса интересов производителей и потребителей. Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования.

Основным объектом регулирования в естественных монополиях являются цены и тарифы на их продукцию (услуги). Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию. Регулирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Регулируемые цены применяются всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В прежней системе цены на продукцию естественных монополий, хотя и рассчитывались на основе калькуляции издержек, то есть затратным методом, все же сознательно занижались; после либерализации они быстро стали повышаться, вызвав резкое удорожание продукции обрабатывающих отраслей. Это привело к инфляции, раскручиванию спирали неплатежей в промышленности, падению конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке и экспансии зарубежных поставщиков. В настоящее время регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий имеет первостепенное общенациональное значение. Подсчитано, что снижение цен на энергоресурсы на 10% приводит к снижению себестоимости конечной продукции на 18%.

Рост цен на продукцию естественных монополий не должен превышать индекса цен на промышленную продукцию. Для нейтрализации затратного механизма ценообразования вводится предельный уровень цен (тарифов) с параллельным ограничением отдельных статей затрат и пересмотром исходных нормируемых показателей. В результате для поддержания баланса интересов монопольных и обрабатывающих отраслей не только регулируются цены, но и контролируются издержки естественных монополий.

В комплекс мер регулирования естественных монополий входят также определение состава потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию тем или иным субъектом естественной монополии, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребности в производимом данным субъектом товаре; контроль за выполнением инвестиционных программ, использованием стабилизационных фондов, заключением некоторых видов сделок.

Эффективное регулирование естественных монополий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов и отсутствии лоббирования интересов монополистов в парламенте и правительстве.

Таким образом, антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их жесткое государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции.

Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет ряд существенных особенностей. Она формируется в условиях, когда в стране устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии становления, не преодолен государственно-административный монополизм. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции. Оно успешно может действовать только в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю. Отчасти этим и объясняется парадокс нынешней ситуации: система антимонопольного регулирования, являющаяся основополагающим механизмом развития экономики, особенно важным в переходный период, в России создана, а механизмы эти не работают или работают не в полной мере.

Кроме того, причинами недостаточной эффективности государственного регулирования в антимонопольной сфере являются неопределенность некоторых правовых основ деятельности МАП; отсутствие действенных инструментов пресечения нелегальных сговоров участников рынка в целях завышения цен, а также научно-обоснованных методов регулирования цен на продукцию и естественных монополий, и высокомонополизированных отраслей экономики в целом. Во многих регионах России вводятся незаконные ограничения на ввоз ряда продовольственных товаров, производимых за пределами данных территорий. Массовый характер приобрела практика предоставления региональными властями не предусмотренных законодательством льгот и преференций «своим» компаниям с одновременным ограничением деятельности других субъектов рынка. Эта практика фактического разрушения единого общероссийского рынка не встречает должного сопротивления со стороны федеральных антимонопольных органов.

Низкая эффективность применения антимонопольного законодательства в значительной степени связана с дефицитом норм ответственности за недобросовестную конкуренцию, включая завышение цен, дискриминацию потребителей. Многие предписания антимонопольных органов оспариваются в судах, и приблизительно 40% процессов завершается отменой этих предписаний, что обусловлено недостатком высококвалифицированных кадров, практически занимающихся антимонопольным регулированием.

В связи с множеством недостатков в сфере антимонопольного регулирования данная область находится под постоянным пристальным вниманием государства: проводятся парламентские слушания по данной проблематике, разрабатываются рекомендации по совершенствованию антимонопольной политики.

Глава 10. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

10.1. Рынок труда как объект государственного регулирования экономики

Главным элементом и фактором материального производства в любом обществе является труд. В производстве, основанном на частной собственности, рабочая сила превращается в товар и продается и покупается с учетом действия законов спроса, предложения, стоимости. Однако рабочая сила является особым товаром. На ее формирование и воспроизводство оказывают влияние не только общественные, но и естественно-биологические факторы. Использование рабочей силы в процессе труда дополняется издержками на ее подготовку и восстановление, которые общество обязано нести, чтобы не подорвать основу своего существования. Поэтому рынок труда не рассматривается в качестве обычного товарного рынка и регулируется государством.

Рынок труда - это система отношений по поводу купли-продажи рабочей силы, включающая отношения между нанимателями и наемными работниками и отношения каждого из них с другими субъектами в ходе передачи части собственных функций на основе добровольного отчуждения в их пользу части дохода, получаемого за использование рабочей силы. Рынок труда предполагает:

- экономическую свободу работодателей и работников;

- гибкую систему оплаты труда, которая отражает спрос и предложение рабочей силы по количеству и качеству;

- свободное перемещение рабочей силы.

Основными элементами механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, конкуренция между наемными работниками, между работодателями, между наемными работниками и работодателями.

Конъюнктура рынка труда - это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени, характеризующаяся соотношением спроса и предложения, то есть соотношением между свободными рабочими местами и незанятыми, а также активно ищущими работу в общественном хозяйстве гражданами. Это соотношение формирует границы и масштабы рынка труда, определенную направленность в движении работников в сфере обращения на этот рынок. Конъюнктура рынка постоянно меняется. Спрос и предложение рабочей силы в России часто не совпадают по причинам, в числе которых низкая территориальная и профессиональная мобильность трудовых ресурсов, недостаточная развитость рынка жилья, сохранение режима регистрации, различия в уровне жизни и др.

Субъектами социально-трудовых отношений являются наемные работники и их объединения, предприниматели и их союзы, государственные органы. Государство как субъект рынка играет особую роль. Оно может выступать и как предприниматель в государственном секторе экономики, и как инвестор многих программ. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.

Государство в лице законодательных органов разрабатывает законы и устанавливает общие правила поведения для всех субъектов рынка труда. Государство регулирует рынок труда в целях оптимизации предложения и спроса на рабочую силу, сдерживания роста и сокращения периода безработицы, обеспечения свободного перемещения работающих по стране, смягчения социальной напряженности в обществе. Для этого проводится активная политика содействия занятости, развертывания инфраструктуры рынка труда, развития рынка жилья, выравнивания условий жизни, социального обеспечения временно не работающих, усиления контроля за соблюдением трудового законодательства. В результате находится та равнодействующая, которая служит базой решения и основой механизма регулирования рынка труда , куда включается и система социальной защиты.

В России регулирование занятости осуществляется на основе нового федерального закона «О занятости населения в РФ», вступившего в действие с 1 февраля 2003 года. В соответствии с действующим законодательством к трудовым ресурсам относятся: трудоспособное население в трудоспособном возрасте, то есть мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины в возрасте от 16 до 54 лет, за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1-й и 2-й групп, неработающих мужчин в возрасте от 50 до 59 лет и женщин в возрасте от 45 до 54 лет, получающих пенсию по старости на льготных условиях; мужчин в возрасте 60 лет и старше, подростков моложе 16 лет, работающих на предприятиях и в организациях разных форм собственности.

К занятому населению относятся следующие граждане:

- работающие по найму (контракту) за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов производственных кооперативов, фермеров и членов их семей, участвующих в производстве;

- избранные, назначенные или утверждаемые на оплачиваемую должность;

- военнослужащие и некоторые другие категории граждан.

Государство предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. В этих целях разрабатываются государственные, общественные, региональные, отраслевые программы занятости; определяются территории и предприятия, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. В странах с развитой рыночной экономикой существуют государственные учреждения, осуществляющие на регулярной основе посреднические операции между гражданами, ищущими работу, и работодателями на рынке труда, - биржи труда.

Государственное регулирование данной сферы стимулирует повышение эффективности производства, способствует переливу рабочей силы из одних секторов экономики в другие в соответствии с общественными потребностями (происходит распределение резервов рабочей силы в перспективные отрасли хозяйства).

Краткий анализ рынка труда в России. Предстоящий период 2003-2005 годов будет благоприятным с точки зрения предложения рабочей силы. Увеличение численности занятых в экономике будет определяться следующими причинами:

- приростом численности трудоспособного населения, особенно в 2003 году (718 тыс. человек);

- сокращением неформальной занятости населения, которая вызвана изменениями в системе налогообложения малого бизнеса, легализацией заработной платы, связанной с введением накопительной составляющей пенсии, будущие размеры которой зависят от инициативы и экономической активности работника;

- миграционным приростом населения, главным образом из стран ближнего зарубежья (стран СНГ и Балтии), который, согласно прогнозным оценкам, превысит за рассматриваемый период 327 тыс. человек (из них более половины - лица трудоспособного возраста).

Прогнозируемый устойчивый рост экономики и инвестиций будет способствовать увеличению спроса на труд. Численность занятых в экономике в 2002 году составила 64,7 млн человек. В целом в 2003-2005 гг. прогнозируется увеличение численности занятых в экономике с 65 до 65,9 млн человек.

В 2002 году сохранилась тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом предприятий и организаций на кадры, как за счет демографических факторов, так и за счет ускорения структурных преобразований в экономике.

Безработица, рассчитанная по методологии МОТ, в период 2003-2005 гг. будет носить преимущественно не системный, обусловленный спадом производства, а структурный характер. Возрастет доля фрикционной безработицы. Численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ, в 2002 году составила 6,2 млн человек (8,7% от экономически активного населения).

В 2003-2005 гг. будет происходить рост числа безработных с 6,7 млн человек (9,3% от экономически активного населения) до 6,8 млн человек (9,4% от экономически активного населения). Это объясняется тем, что в рассматриваемом периоде трудоспособного возраста достигнет сравнительно многочисленный контингент молодежи 80-х годов рождения, что приведет к некоторому обострению ситуации на рынке труда.

Численность регистрируемых безработных в 2002 году составила с 1,3 млн человек, прогнозируется ее увеличение до 1,6 млн человек в 2005 году, а доля регистрируемой безработицы в общей численности безработных, определяемых по методологии МОТ, составит в 2003-2005 гг. 21%, 22% и 24 % соответственно. Во многом это будет связано с повышением размера минимального пособия по безработице (20% от прожиточного минимума плюс доплаты на лиц, находящихся на содержании безработных).

10.2. Функции Федеральной службы занятости населения

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Безработица порождает целый комплекс проблем: снижается уровень жизни, теряются квалифицированные кадры, растет социальная напряженность в обществе, снижаются налоговые поступления, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал, и т.п. Поэтому государство вводит обязательные нормы защищенности граждан от безработицы. Безработным гражданам гарантируется социальная поддержка, бесплатные профессиональная ориентация, подготовка, повышение квалификации по направлению службы занятости, медицинское обслуживание, возможность участия в оплачиваемых общественных работах с учетом возрастных и иных особенностей.

В этой связи особую роль в сдерживании безработицы играет Федеральная служба занятости населения (ФСЗН) - система государственных органов, созданная для проведения единой государственной политики занятости на всей территории страны. В ее состав, наряду с федеральным, звеном входят службы занятости населения республик в составе России, а также центры занятости в краях, областях, автономных образованиях, городах и районах. Первичным звеном ФСЗН являются районные и городские центры. Они выполняют следующие функции:

- анализируют состояние и дают прогноз занятости, оценивают местный рынок труда, готовят предложения соответствующим органам государственного управления по формированию программ занятости;

- ведут учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, регистрируют безработных, оказывают им помощь в подборе работы и трудоустройстве;

- обеспечивают население достоверной, полной и оперативной информацией о возможностях трудоустройства, профессионального обучения и переобучения;

- осуществляют учет свободных рабочих мест на соответствующей территории;

- обеспечивают профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; оказывают работодателям помощь в подборе необходимых им работников, консультируют их и обеспечивают информацией о состоянии рынка труда;

- проводят профессиональную ориентацию населения;

- обеспечивают в пределах своей компетенции социальную защиту незанятого населения.

Для обеспечения эффективно действующего механизма реализации государственных гарантий занятости населения службой занятости, прежде всего областными (городскими, районными) центрами занятости, необходима информация всех ее звеньев о состоянии рынка труда. Решению этой проблемы способствует компьютеризация сбора, обработки и распространения информации о состоянии рынка труда. На каждом уровне управления трудовыми ресурсами и занятостью населения организуются локальные базы данных о высвобождаемых работниках, незанятом трудоспособном населении, свободных рабочих местах, вакантных должностях.

10.3. Механизм государственного регулирования рынка труда

Государственное регулирование рынка труда - это особая форма и сфера регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы, направленного:

1) на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости;

2) достижение наибольшего соответствия предложения рабочей силы в разрезе отраслей и регионов спросу на нее в количественном и качественном отношении;

3) смягчение последствий безработицы.

Характеризуя вмешательство государства в функционирование рынка труда, можно классифицировать осуществляемые меры по разным признакам: по направлениям регулирования выделяют меры административные и экономические, по способу воздействия - меры прямого и косвенного влияния.

Административно-законодательные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров. Они охватывают также регламентацию порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего дня, ведение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни.

К государственным мерам, воздействующим на величину и структуру спроса на рабочую силу, относится создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели, а ее сокращение приведет к образованию дополнительных рабочих мест. В среднем по разным странам данный показатель составляет 35 часов, в России - 40 часов для мужчин, 36 часов для женщин. Применение такой меры, как сокращение продолжительности рабочей недели, в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволит снизить уровень безработицы, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.

Предусматривается приоритетное предоставление вакантных рабочих мест гражданам России. Для использования иностранной рабочей силы работодатель должен получить разрешение, а иностранный гражданин - иметь подтверждение на право трудовой деятельности. С работодателей взимается плата за каждого привлекаемого иностранного работника.

Весьма нетрадиционной является административная мера защиты молодежи посредством снижения возраста выхода на пенсию по старости. Данная мера была опробована в Швеции, Испании, ФРГ и дала положительный результат. В России применение данной меры затруднительно, так как это приведет к дополнительным государственным расходам и, кроме того, еще не гарантирует освобождения рабочих мест пенсионерами в связи с низким уровнем выплачиваемых пенсий. Но ее можно рассматривать как перспективную, поскольку новой, то есть рыночной, экономике требуются новые, адаптированные к рынку, получившие соответствующее образование кадры, имеющие теоретические знания и желающие применить их на практике.

Одним из средств регулирования величины и структуры предложения рабочей силы является ограничение совместительства. Количество рабочих мест, как правило, больше количества людей, их занимающих, из-за совместительства, поэтому меры, ограничивающие совместительство, позволяют получить вакантные рабочие места. Ставки подоходного налога, существенно возрастающие в зависимости от числа мест работы человека, позволяют снизить спрос на рабочие места со стороны тех, кто уже имеет работу.

Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест. Эта мера вызывает негативную реакцию со стороны работодателей, поскольку обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения по состоянию здоровья. Поэтому данная защитная административная мера дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу названным группам людей. Это, прежде всего, различные налоговые льготы, выплата субсидий.

Одним из средств, регулирующих структуру предложения, является организация профессиональной подготовки и переподготовки населения. В странах в развитой рыночной экономикой уже несколько десятилетий создается и совершенствуется механизм для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Это обусловлено ускорением НТП, глубокими структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями к качеству трудовых ресурсов. Стихийный рынок труда уже не обеспечивает своевременного приспособления структуры предложения рабочей силы к изменению структуры спроса на нее. В результате наблюдается рост безработицы при одновременно острой нехватке кадров нужной квалификации. Государство участвует в подготовке квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования с учетом требования рынка и прогноза потребности в рабочих кадрах, обеспечивает поддержку образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку кадров на межотраслевой и межрегиональной основе, стимулирует частный сектор к обучению и переобучению сотрудников.

Немаловажную роль в этом играют средства, направляемые на профессиональное обучение безработных. Средства, направляемые на решение проблем занятости населения, образуются за счет средств государственного, республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других поступлений и предназначен для финансирования мероприятий по содействию занятости. Анализ структуры расходования этих средств показал, что около половины средств расходуется на выплату пособий по безработице и лишь 17% - на профессиональное обучение безработных.

Экономические методы - это помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, создание новых государственных предприятий, размещение государственных заказов, организация общественных работ, льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей к сохранению и созданию рабочих мест, осуществлению профессионального обучения кадров.

Важное место среди экономических методов занимают программы по созданию новых рабочих мест. Значительная часть вновь создаваемых рабочих мест, финансируемых центрами занятости, относится к сфере надомного труда. Эти места чаще всего предназначены для инвалидов и женщин, имеющих детей, и создаются, как правило, либо в отраслях, производящих товары народного потребления, либо в сфере услуг. Такая структура создаваемых рабочих мест отвечает как интересам и профессиональным склонностям социально уязвимых групп, так и задачам структурной перестройки экономики.

При всей значимости различных программ, как показывает анализ деятельности региональных центров занятости, все же наибольшее число рабочих мест обеспечивает развитие малого предпринимательства, в том числе и таких его форм, как индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств. По данным Госкомстата России, в среднем на одном малом предприятии занят 21 человек, то есть предприниматель, организовавший малое предприятие, обеспечивает работой 20 человек. В 2002 году доля занятых на малых предприятиях в общей численности рабочей силы в России составляла 9,97 %, в то время как в Чехии - 37%, в Грузии - 58%. В США малый и средний бизнес обеспечивает 53% рабочих мест, в Италии - 80%, во Франции - 69%. Это еще раз подтверждает, что решение проблемы безработицы напрямую связано с развитием малого предпринимательства. В рамках программ поддержки предпринимательства организуется обучение незанятого населения основам предпринимательской деятельности. Направление на учебу осуществляется органами по труду, занятости, организациями образования и другими - в целях поддержки предпринимательства. Финансирование обучения производится за счет средств фонда занятости населения.

Как показывает практика, целесообразно разрабатывать программы стимулирования самостоятельных форм занятости в приоритетных зонах в разрезе отраслей и территорий на всех уровнях: республиканском, региональном, местном. В программе должны быть предусмотрены конкретные меры поддержки малого предпринимательства: финансовая помощь и гарантии кредитования, широкие налоговые льготы, помощь в налаживании субподрядных отношений с крупными предприятиями и в обеспечении производственными помещениями, гарантии от давления монополистов, теневой экономики, рэкета, а также от самоуправства и бюрократизма управленческого аппарата. Очень важно обеспечить дифференцированный подход к лицам, решившим открыть собственное дело. Особая роль в реализации этого принципа принадлежит государственным службам занятости, которые должны разрабатывать региональные программы поддержки малого предпринимательства с учетом конкретных условий и возможностей данного региона.

Во всех промышленно развитых странах, имеющих продолжительный опыт политики занятости, существует способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда. Это организация общественных работ под контролем исполнительной власти субъектов РФ, местных самоуправлений при участии служб занятости на предприятиях, в учреждениях и других организациях независимо от форм собственности. Органы исполнительной власти и службы занятости в регионах ежегодно определяют объемы и виды общественных работ с учетом количества и состава незанятого населения. Финансирование общественных работ осуществляется за счет средств предприятий, в которых организуются эти работы, при необходимости привлекаются средства субъектов РФ, фонда занятости. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют целенаправленные меры по организации общественных работ, созданию специализированных мероприятий для их проведения, предоставляют льготы по налогам предприятиям, активно содействующим организации общественных работ.

В числе экономических специализированных мер особое место в развитых странах принадлежит созданию хозяйственных учреждений так называемой защищенной занятости - специализированных предприятий для инвалидов. Такие предприятия менее конкурентоспособны, чем обычные, из-за низкой производительности труда, поэтому требуют финансовой поддержки со стороны государства. Однако они дают инвалидам возможность работать, поэтому рассматриваются как эффективная мера для трудоустройства данной социально уязвимой группы.

Меры по регулированию заработной платы можно рассматривать как общий экономический способ определенного регулирования спроса и предложения на рынке труда. Воздействие на предложение рабочей силы очевидно, поскольку величина заработка во многом определяет и сферу приложения труда, и стремление работать в нескольких местах. С другой стороны, государство, проводя или поддерживая определенную политику в области заработной платы, может влиять на величину и структуру спроса на рабочую силу. Его вмешательство может быть административным и экономическим. Влияние на продолжительность рабочего дня и оплату единицы рабочего времени носит административный характер. В большинстве развитых стран государство регламентирует минимальную заработную плату.

Основной функцией федеральных органов власти РФ в регулировании вопросов оплаты труда является законодательное установление в стране применительно к территориальным и отраслевым особенностям минимальных размеров оплаты труда, в основе которых должен лежать рассчитанный научными методами прожиточный минимум, а также порядок индексации прожиточного минимума и применение единой тарифной сетки. В России минимальная тарифная ставка, или ставка 1-го разряда тарифной сетки, равна 450 рублей. Предприятия или организации могут самостоятельно, исходя из своих возможностей, повышать ставки и оклады сверх установленных минимальных размеров, а понижать не могут. Централизованный пересмотр размеров минимальной оплаты труда должен осуществляться периодически по мере появления соответствующих экономических предпосылок и в соответствии с законодательством.

Министерство труда и социального развития РФ совместно с центральными экономическими ведомствами (Министерством экономики, Министерством финансов и др.) разрабатывают: методические рекомендации для предприятий и организаций по повышению эффективности материального стимулирования, применению форм и систем оплаты труда; единую методику оценки сложности труда работников для дифференциации ставок и окладов; социальные нормативы для расчета потребительских бюджетов, используемых для определения минимальных размеров оплаты труда.

Вопросы регулирования оплаты труда, находящиеся в компетенции отраслевых министерств и ведомств, осуществляются с помощью тарифных соглашений, заключаемых ими не реже одного раза в два-три года с соответствующими профсоюзными комитетами. К числу этих вопросов следует отнести:

- принятие отраслевых программ по обеспечению согласованных темпов роста оплаты труда;

- разработка систем дополнительных льгот и гарантий;

- создание резервных фондов оплаты труда, предназначенных для оказания помощи трудовым коллективам предприятий, не обеспечивающим установленного государством роста минимальной оплаты труда и др.

Меры прямого, непосредственного влияния осуществляются путем реализации государственных программ, направленных на отдельные, специфичные точки рынка труда, то есть имеют выборочную направленность и воздействуют в основном на предложение труда. Существует и комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: это налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика государства. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру, причем воздействие оказывается, как правило, на условия регулирования спроса на труд. При разработке системы государственного регулирования занятости населения огромное значение приобретают способы как прямого, так и косвенного экономического воздействия на процессы занятости населения и ситуацию на рынке труда для обеспечения комплексного применения и приоритетного использования тех форм и методов, которые в зависимости от характера проблемы и конкретных условий ее проявления позволяют достичь требуемого результата.

В нашей стране регулирование рынка труда не является сильной стороной деятельности правительства и не получило адекватного современному уровню социально-экономического развития страны отражения в правительственных документах. В настоящее время идет активный поиск модели регулирования данного рынка. В зависимости от выбора средств выделяют три варианта политики государства в области занятости: активный, пассивный и умеренно-пассивный.

Активный вариант предполагает интенсивное использование инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой и бюджетной политики. Пассивный вариант сводится в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости.

Опыт стран с развитой экономикой показывает, что механизм саморегулирования рынка труда необходимо дополнить государственным регулированием для решения проблем занятости, то есть приоритетным вариантом является умеренно-пассивный вариант, хотя выбор варианта в конечном итоге зависит от состояния экономики в конкретно-исторический момент, от степени государственного вмешательства в регулирование экономических процессов, от финансовых возможностей государства и пр.

Сегодня основными мерами по реализации политики занятости в России, определенными Федеральной целевой программой содействия занятости, являются:

- поддержка и поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые рабочие места;

- профессиональная подготовка, ориентация;

- поддержка самозанятости, временной занятости, общественных работ;

- поддержка граждан с особыми потребностями (с ограниченной трудоспособностью, уволенных с военной службы, длительно безработных, освобожденных из мест заключения, молодежи);

- регулирование миграционных потоков;

- защита отечественных производителей от внешней конкуренции.

В нынешних условиях обнаруживаются свойственные рыночной экономике тенденции роста качества труда, творческой инициативы, а также совершенствование знаний и навыков работников, которые, в свою очередь, повышают требования к условиям и содержанию труда. Однако все эти процессы проявляются в существенно осложненных формах под воздействием переходного состояния нынешней российской экономики. Поэтому проблемы занятости необходимо решать, отталкиваясь от реальных условий, а не методами воспроизведения опыта других государств, причем главным образом тех, где уже давно утвердилась нормально функционирующая рыночная экономика. Содержание политики в области занятости не должно исходить из последней как самоцели, т.е. необходимо обеспечить занятость не ради нее как таковой, а в целях повышения эффективности производства, полноценной реализации права человека на труд, создания достойных условий его жизни.


   
 
  • Опубликовано: 27 апреля 2015 /
  • Просмотров: 21545
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Автореферат. Совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий в условиях макроэкономической нестабильности
  • Автореферат. Разработка и внедрение системы антикризисного управления на промышленных корпорациях на основе формирования инвестиционных программ
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Методичка по предмету “Хозяйственное право”
  • Особенности формирования доходов физических лиц на малом предприятии
  • Изучение сущности и основ формирования финансовых ресурсов предприятия
  • Безопасность предпринимательства в контексте безопасности жизнедеятельности
  • Комп’ютеризована система обліку та контролю фінансів на прикладі Управління пенсійного фонду України Красно донського району Луганської області
  • Автоматизовані сістеми управління планово-економічного відділу підприємства
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.