Философия. Крылова Е. Э

а). Неортодоксальные школы (отвергающие авторитет Вед) включают в себя как направления настики: локаята (чарвака) и адвижика, так и направления, соединяющие элементы настики и астики: джайним и буддизм. Ортодоксальные школы, принимающие авторитет Вед), стоящие на позициях астики, подразделяются на школы, основанные непосредственно на текстах Вед, и школы, основанные на достаточно независимых основаниях. К первым относятся: миманса, придающая особое значение ритуальной стороне Вед, и Ведента, придающая особое значение спекулятивной стороне Вед. Ко вторым – санкхья, йога, ньяя и вайшешика.

Лицо индийской философии в классический период определяют буддизм, противостоящий брахманизму, и философские системы индуизма, наследующие и перерабатывающие философию брахманизма.

б). Брахманизм – прежде всего религия. Но в брахманизме был заложен и огромный философский потенциал, что определило возможность его модернизации. Возникая из ведических традиций, брахманизм все же не остается равен им, видоизменяет их, включая в себя даже элементы атеизма. В нем создается эволюционная и пантеистическая картина мира, который создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (практрити) и в вечном круговороте вечно возвращается в эту первоматерию.

Если буддизм стремится дистанцироваться от брахманизма, то в индуизме происходит сплав брахманизма, мифологии, повсеместно возникающих новых культов и достижений философской мысли. Вследствие своей многопланровости и разнородности он легко распространяется среди всех этнических слоев разнородного индийского общества.

в). Но на характер зрелой индийской философии повлиял не только брахманизм. Исходным священным текстом индуизма является созданная в эпический период Бхагаватгита. Это определило возникновение вишнуистских и шиваистских систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть бог Вишну или Шива, предстающие в обликах Кришны или Рамы.

Кроме того, становление индуизма и буддизма повлияли шактизм (шакти – мощь, сила, в мифологии – жена Шивы) и тантризм (Тантра – ткань, текст). Шактизм – учение о божественной силе, половой энергии, творящей мир и священные события, связующей чистое сознание и материю. Тантризм – тайная наука о ритуалах, разрабатывающая систему экзотерических (имеющих внешнее выражение) практик, часто использующих сексуальные контакты между людьми для достижения Абсолюта. В основе учения тантризма лежит идея человека-микрокосмоса.

г). Если в буддизме главной персоной и, одновременно, главным понятием является «Будда» (пробужденный), то или тот, кто понимает и открывает безосновность и иллюзорность видимого мира, то в индуизме важнейшим понятием является «буддхи» (бодрствовать, замечать, познавать). Это понятие содержит в себе положительный познавательный потенциал и обозначает познавательную способность и тонкую субстанцию всех умственных процессов. Буддхи – средство для постижения мира с помощью восприятия, ума, интеллекта, рассуждения и др. Буддхи позволяет увидеть универсальную связь: «сат» – «чит» – «ананда» (Бытие – Знание – Блаженство), которая равносильна идее бога.

д). Основной формой изложения философии в классический период становятся сутры. (Сутра – буквально: нить, переносно: афористическое высказывание). Сутры являются своеобразной формой умозаключений, которые используются для организации и систематизации мыслительного материала.

Отдельные сутры содержат утверждения философского характера о каких-то определениях или правилах, совокупность сутр – трактат – излагает законченную умозрительную концепцию. Сутры, составленные основателями школ, являются основой для дальнейших интерпретаций и комментариев, определяющих развитие школы.

Вывод. Истоком индийской философии является брахманистская религиозная мысль. Поэтому для учений Древней Индии характерно смешение религиозных спекуляций и философских рассуждений. Брахманизм, переработанный Упанишадами, создает возможность дальнейшего традиционалистского и нетрадиционалистского развития индийской мудрости. Исходные представления Упанишад определяют сущностную характеристику индийской философии: индивидуальное глубокое интеллектуально-психологическое созерцание, соразмерное космосу.

Мир понимается в индийской философии не совокупностью природных явлений и вещей, а пространственно-космической бесконечностью – Брахманом. Человек предстает не «игралищем чувств», а носителем Атмана, души мира, выразителем Брахмана. Брахман и Атман находятся в нераздельном единстве, тождестве, являясь фактически объектом и субъектом, чистым бытием и чистым сознанием, миром и душой индивида, творящим началом и во многом иллюзорным творением и т.п.

Философия, мысль – не «интеллектуальный церимониал», сопровождающий церимониал нравственно-политический, а мощное, проникающее в глубины мира видение, главными предметами которого являются сансара и карма. Познание одна из ипостасей дыхания жизни мира и человека.

Чем более та или иная реальная форма «дыхания» удалена от Брахмана, тем более она иллюзорна, тем плачевней ее сансара и трагичней карма. Школы индийской философии различаются, прежде всего, по степени признания этой иллюзорности и пониманию природы сансары и кармы. В самом общем виде можно сказать, что ортодоксальные направления оставляют эту характеристику за миром природы и человеческой жизни, а неортодоксальные – полагают иллюзией самих Брахмана и Атмана; ортодоксальные сохраняют универсализм, космологизм и аскетизм брахманизма, неортодоксальные – обращаются к этическим и гуманистическим сторонам жизни.

2. Радикальное учение джайнизма: идеи свободы воли.

Джайнистское учение основано Махавирой Вардхаманой, жившем в VI в. до н.э. Он происходил из богатого кшатрийского рода. В возрасте 28 лет он покинул родной дом и после 12 лет аскезы и философских рассуждений пришел к принципам нового учения. После этого он начал заниматься проповеднической деятельностью. Его учение долгое время существовало лишь в устной традиции и лишь только в V в. н. э. был составлен текстовой канон этой философии.

Вардхаману называют также Джина (Победитель – имеется в виду победитель над круговоротом перерождений и кармой.) Согласно джайнисткой традиции он был только последним из 24 учителей – тиртхакаров (творцов пути), учение которых возникло в далеком прошлом.

А). Дуализм джайнизма. Важнейшей чертой джайнизма является дуализм. Это проявляется и в понимании мироздания, и, особенно, в этических воззрениях.

Мир – космос – вечный, несозданный и неуничтожимый содержит два основных компонента: дживу (душа) и адживу (недуша). Он упорядочен. И основой этого порядка является душа, способная делиться на мельчайшие частицы, проникать повсюду в неодушевленный мир и вновь собираться в единую душу. Этими процессами и упорядочивается Космос. Они, в пределе, определяют все формы подвижности, которыми он пронизан. Подвижность космоса оттеняется особой средой покоя, образующий особый буферный компонент мира.

Сущность человеческой личности также двояка: материальна (аджива – недуша) и духовна (джива – душа). Единая душа способна распадаться на множество частиц, которые облекаются в различные материальные оболочки, и могут переходить из тела в тело. Благодаря этому непосредственному смыканию души с любым сколь угодно малым и удаленным телом, становится возможным непосредственное (минуя чувства и разум) познание прошлого, настоящего и будущего, по сути дела – особое духовное видение.

Главное, что открывается этому видению – карма. Именно она является связующим звеном между душой и недушой. Она понимается не как закон, а как особая тонкая материя, соединяющая душу с материей. Соединение души с неживой материей и приводит к созданию индивида. Карма определяет характер этого соединения и чередует одну за другой его формы, образуя цепь жизней и перерождений.

Джайнисты различают 8 форм, видов карм, которые имеют в основе два фундаментальных качества: добро и зло. Злые кармы портят душу. Добрые – как бы бережно поддерживают ее в цепи перерождений. Но только когда человек постепенно преодолеет действие злых и добрых карм, произойдет его освобождение от пут сансары и он достигнет высшего блаженства.

Б). Освобождение человека. Джайнисткая мысль ищет пути радикального освобождения человека от кармы. На этом пути она приходит к радикальному устранению дилеммы «Брахман – Атман». В Джайнизме острое ощущение творчества собственного сознания перерастает в острое ощущение усилий по собственному освобождению. Основной дилеммой становится дилемма «закабаление – освобождение».

Джайнисты верят, что человек обладает достаточной духовной мощью для достижения подлинного блаженства и свободы. При помощи своей духовной сути человек может контролировать свою материальную суть и управлять ею. Он сам может определить, что есть добро и зло, и к чему отнести всё, что встречается в жизни.

Главными деяниями духовной сути человека являются аскеза и совершение благих деяний. Это составляет основу джайнистской этики, традиционно называемой три драгоценности (триратна). К ним относятся: правильное понимание (обусловленное правильной верой); правильное познание (рождающее правильное знание); правильная жизнь. Первые два принципа связаны с джайнистской доктриной, третий с аскезой. Суть аскезы – освобождение души от сансары. Ее цель – личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам: никто ему не может помочь и никому он помочь не может. Человек противостоит миру, будучи зависимым от кармы, он все время отвоевывает себя у нее.

С течением времени в джайнизме сформировались два направления, отличавшиеся, прежде всего, пониманием сути аскезы и радикализмом в отстаивании идеи личного спасения. Ортодоксальные взгляды отстаивали дигамбары (одетые воздухом, отвергающие одежду) и шветамбары (одетые в белое).

Вывод. В джайнизме, как в большинстве неортодоксальных направлений этическая составляющая доминирует по отношению к онтологической. Дуалистическая джайнистская этика может быть названа эгоцентричной, но при этом в значительной степени оптимистичной и жизнеутверждающей. В человека переносится божественная мощь тождества «Брахман – Атман». Пределен и беспределен в мире только человек. Бог – всего лишь душа, когда-то жившая в материальном теле, и освободившаяся от него и от кармы. Такой Бог не творец, не искупитель, не судья, а воплощающаяся через человека душа.

3. Философия и религия буддизма: страдание и очищение.

Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях, сохранивших традиции добрахманистской культуры, в VI веке до н. э. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама (примерно 583 – 483 гг. до н. э.), сын правителя Шакьев из Капилаваста (Южный Непал).

А). Будда – легенды о жизни. По легенде родители, боясь исполнения дурных предзнаменований при рождении сына, оградили его от всех мирских тягот, и всю первую часть своей жизни он провел среди прекрасных дворцовых покоев, в атмосфере как богатства, так и благожелательности и учености, не отказывая себе ни в каких удовольствиях.

а). Но в возрасте 29 лет он все же оказался за стенами дворца и получил в мирской жизни четыре знаменитых предзнаменования: он увидел старика, больного и умершего, что открыло ему трагизм реальной жизни, а затем монаха, что показало ему дальнейший путь. И, несмотря на то, что он был счастливо женат и у него родился сын, Гаутама уходит из семьи и дворца, уходит в «бездомность».

Многие годы он следует монашеской аскезе, но понимает ее бессмысленность, неспособность быть путем спасения. В возрасте 35 лет он, искушаемый, садится под дерево (позже названном деревом бодхи – просветления), приняв твердое решение не вставать, пока не достигнет совершенства, и в результате достиг пробуждения, постигнув правильный путь жизни, отвергающий крайности аскезы и роскоши. Поэтому впоследствии он стал называться Буддой, т.е. пробужденным или Архатом, т.е. достойным и посвятил себя проповеднической деятельности.

б). Очень скоро мировоззрение Гаутамы приобрело религиозные формы и превратилось в буддизм. В религиозной буддийской мифологии образ Будды гораздо более объемный, чем личность Гаутамы. Сиддхартха может предположительно считаться основателем философии буддизма. Будда как основатель буддийской религии именуется Шакьямуни (мудрец из рода Шакьев). Шакьямуни последний из 24 ботхисатв (священные, просветленные, нематериальные существа – боги, прообразы для людей). Посредством своих земных родителей он воплощается в Гаутаму, что проповедовать в мире, погруженном во мрак страдания и неведения. Воплощается и по просьбе богов, и своему собственному решению.

Б). Буддийские представления о мироздании. Буддизм, является религией, философией и нравственным учением. Но парадоксальным для европейского сознания образом не знал ни Бога, ни бессмертия души, ни свободы воли. При этом буддизм говорил о божествах и божественности, о посмертной судьбе человека и о его уникальной значимости.

Буддизм находится в оппозиционном диалоге с брахманизмом. Доведя до парадоксального логического конца ведические традиции понимания мироздания буддизм столкнулся с очень сложной этической проблемой. Брахманистский мир индифферентен к проблемам нравственности, равнодушен к различению добра и зла. Ведический универсализм и аскеза одновременно контрастировали и согласовывались с кастовой реальностью обычной жизни и имели слишком «скромный» гуманистический и этический потенциал (видимо, это и заставило Гаутаму сесть под дерево). Буддизм отказывается от универсализма, аскетизма, кастовости.

а). Понятие «брахма» в буддизме заменяется понятием «шунья» – пустота («шуньята» – пустотность), которая составляет основу и суть мира. Поэтому ни для одного события в мире невозможно однозначно указать причину, возможно лишь показать совокупность условий того или иного события.

Для этих условий нужно искать «условия условий» и так до бесконечности, не достигая конечных оснований. Факты материального и духовного существования человека безосновны. Всё возникает из ничего и туда же возвращается. Мир в целом «огромный лабиринт без плана». Бытие не требует для своего объяснения ни бога-творца, ни свободно творящих сознания и воли. В нем всё подобно иллюзии.

б). То, что мы можем воспринять и выразить в образах и словах, и понятиях есть лишь определения человеческого представления, окрашенные особенностями его бренной жизни. На деле же всё сущее – движение дхарм, полностью непостижимое для человека в силу несовершенства его познания.

Понятие «дхарма» заменяет в буддизме понятие «Атман» и, одновременно, меняет свое содержание. Дхарма – не нравственный закон и долг, а наименьший уровень реальности. Дхармы – вечные и неизменные элементы сущего, своеобразные «вспышки» психофизической энергии, которые в более позднем буддизме понимаются даже как нереальность. А состояния человеческого сознания, создающие представления, есть неустойчивые продукты привычки, памяти и воображения, смутно передающих исчезающее существование и движение дхарм.

Дхармы – объяснение как тела, так и души. Буддизм отрицает не только бессмертие души, но и ее самостоятельное, отдельное существование. Душа, как и тело, есть процесс мгновенного взаимодействия конечных и постоянно изменчивых дхарм, комбинация которых составляет то, что в обыденном мнении принято считать телом, ощущением, переживанием, – все, что выражает жизнь, а значит и душу.

Поэтому душа и тело не образуют чего-то постоянного и устойчивого и противопоставленного друг другу. Они находятся в постоянном и непрерывном изменении, состоянии рождения и смерти. И человек, как правило, не отдает себе отчета в том, что жизнь – это бесконечно волнующийся океан, образуемый волнами счастья и несчастья, совершенства и несовершенства и т. п., и что за этим непрестанным движением невозможно обнаружить никакой основы.

В). Буддизм об уникальности человека. При этом человек занимает в буддизме совершенно особое место среди всех живых и мифологических существ. И через человека объясняется Бог, а не наоборот. Боги – также результат движения дхарм, только совершенно особый, и участь их не во всем завидна.

а). Боги, как и люди, – не творцы мироздания. Боги не свободны, поскольку именно они в полной мере подчинены действию безличного мирового порядка: сансаре и карме. Этот порядок сделал богов богами. И они, как боги, лишены необходимости и возможности испытать блаженство очищения и спасения. У богов, в отличие от человека, нет выбора.

Человек имеет в некотором смысле более высокий статус, чем боги. В отношении его карма и сансара приобретают необычный смысл. Карма – не долг и ответственность, а немотивированные импульсы, которые побуждают нас что-либо делать или думать. Эти импульсы возникают как результат предшествующих привычных действий или поведенческих моделей. Но поскольку нет необходимости следовать каждому импульсу, наше поведение не является строго детерминированным. Его ориентиром является особый нравственный, поведенческий идеал – «ахинса» (ахимса), т.е. непричинение ничему вреда, терпимость.

б). В буддизме идея перерождения предполагает многообразие форм человеческой жизни и неповторимость индивидуальности. Сансара – переход от одной неповторимой жизни к другой, а не движение одной и той же сущности (Атмана или «я», перманентного, неизменного, отдельного от тела и ума) через чуждые внешние формы.

И самое главное, человек способен на нирвану (угасание, остывание, затухание) – высшее состояние сознания, в котором угасает и успокаивается всё чувственное. Неточными характеристиками нирваны могут быть свобода, покой, блаженство и отрешенность, но точного определения ей дать нельзя. Нирвана противоположна сансаре, она – выход из цепи перерождений. Достигший нирваны становится буддой.

Г). Этическая суть буддизма. Философия и религия буддизма объединены этической задачей. Создание этического учения Будда-Гаутама, видимо, считал своей главной целью. Для такой нравственной доктрины не пригодны ни традиционные религиозные представления, связанные с существованием сверхъестественного существа – Бога, ни материалистические, атеистические представления, отвергавшие Бога. Моральный ригоризм первых и моральный нигилизм вторых одинаково безнравственны, лишают человека свободы морального выбора и действия.


   
 
  • Опубликовано: 9 октября 2013 /
  • Просмотров: 43074
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Педагогическая антропология
  • Автореферат. Концептуализация понятий «язык» и «родной язык» в языковой картине мира
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Диссертация. Концепты Mind, Heart, Soul в современном английском языке
  • Автореферат. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте
  • Диссертация. Функционально-языковые возможности англо-русской морфологической модели (Часть 2 из 2)
  • Автореферат. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины х1х в
  • Автореферат. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б. Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»)
  • Диссертация. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.