Государственное регулирование экономики

Глава 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

11.1. Проблема социальной ориентации экономики

Каждая социально-экономическая модель преследует определенные цели. Согласно Конституции РФ Россия является социально ориентированным государством и строит социально ориентированную рыночную экономику, то есть экономику, функционирование которой направлено первоочередным образом на удовлетворение потребностей населения, семьи, исходя из социальных запросов. И законодательная и исполнительная власти призваны обеспечить соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.). Государственной защите также подлежат бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, бесплатное жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.

Одним из «провалов» рынка является невозможность установления социальной справедливости в обществе. Государство для снятия социальной напряженности, вызванной социальной несправедливостью, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов вмешивается в сферу перераспределения доходов. Социальная справедливость в сфере экономики - это соответствие системы экономических отношений (преимущественно отношений распределения доходов) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. Она часто ассоциируется членами общества с равным распределением доходов, но это противоречит экономической эффективности, так как такое распределение снижает стимулы к высоко эффективному труду, позволяющему получать более высокие доходы. Экономическая эффективность - это способ действия, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости, проявляясь в значительной имущественной дифференциации общества.

Опыт нашей страны и развитых рыночных держав доказал, что «несправедливая экономическая эффективность» сегодня имеет объективное преимущество перед «неэффективной социальной справедливостью», так как эффективная экономика в состоянии компенсировать несправедливость совокупным продуктом в размерах, достаточных для поддержки малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ.

Развитие современной рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности посредством перераспределения доходов.

Перераспределение доходов правительство осуществляет прямыми и косвенными способами, включающими:

1. Трансфертные платежи. Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Они направлены на поддержание семей с низким уровнем дохода и выплачиваются за счет средств государственного бюджета. Наиболее уязвимыми являются многодетные и неполные семьи, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они прежде всего становятся объектами социальной поддержки в виде пособий, компенсаций и других выплат. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

2. Регулирование цен на социально важную продукцию.

3. Индексация фиксированных доходов и трансфертных платежей. Это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности населения, особенно его социально уязвимых групп с фиксированными доходами.

4. Обязательный минимум заработной платы. Гарантия минимума заработной платы имеет исключительное социальное значение, так как образует базу для оплаты труда на всех предприятиях во всех сферах народного хозяйства, а также пересчета пенсий и пособий.

5. Прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

Осуществляя первичное перераспределение доходов с помощью данных мер, государство дает возможность группам населения с низкими доходами и не имеющим доходов повысить свою долю в потреблении благ, сделать ее более справедливой и достойной человека. Но при этом правительство пытается избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих слоев населения и подрыва у экономически активной части населения стремления к высокодоходной деятельности. Стремление к равенству доходов, воплощающему социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности, так как происходит подрыв стимулов к эффективной работе.

11.2. Уровень жизни населения

Важнейшим показателем жизни людей и одновременно оценочным критерием социальной политики государства является уровень жизни населения. Уровень жизни - степень удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения - зависит как от развития потребностей социальных групп и отдельных людей, так и от количества и качества производимых и потребляемых ими жизненных благ и услуг. Уровень жизни трудно выразить с помощью одного критерия, для этого применяется совокупность качественных и количественных показателей:

1. Денежные доходы населения. Они включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности и от собственности, доходов от оказанных на сторону различных услуг, пенсий, стипендий, пособий и др.

При разработке социальных программ на долгосрочную перспективу используют такой показатель, как рациональный потребительский бюджет; это теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ, услуг в их определенном, целесообразном с научной точки зрения, наборе. В условиях тяжелой экономической ситуации, снижения жизненного уровня широко используется понятие минимального потребительского бюджета, с помощью которого определяется минимальная общественно необходимая граница доходов семьи, обеспечивающих ей при данном уровне экономического развития социально приемлемое удовлетворение материальных и культурных потребностей. В варианте повышенного стандарта он обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы и включает 250 наименований товаров и услуг, объединенные в три укрупненные потребительские корзины, - по продуктам питания, непродовольственным товарам, услугам. В варианте пониженного стандарта минимальный потребительский бюджет является показателем прожиточного (физиологического) минимума.

Минимальный потребительский бюджет используется для проведения мероприятий по сокращению малообеспеченности, для оценки дифференциации потребления населения и служит основой для регулирования процесса улучшения благосостояния населения, нуждающегося в поддержке государства. Прожиточный минимум предназначается для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и пенсии по старости, а также для определения стипендий и других социальных выплат. Федеральные законы создают правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты населения.

Прожиточный минимум исчисляется на основе потребительской корзины. Институтом питания определен набор из 25 видов необходимых продуктов питания, перечень непродовольственных товаров и услуг не конкретизируется и принимается по отношению к общей стоимости продовольственной корзины. Прожиточный минимум в США включает 400 наименований товаров и услуг, во Франции - 200. Прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины. Он исчисляется для различных социальных групп по международной методологии, устанавливается законом.

Величина прожиточного минимума определена в соответствии с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. №201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», методическими рекомендациями по ее определению (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. №192), постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. № 36/34 "Об утверждении методики исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации".

В 2002 году прожиточный минимум в среднем на душу населения оценивался в размере 1795 рублей с ростом по отношению к 2001 году на 19,7 процента. В разрезе социально-демографических групп населения его величина для трудоспособного населения составила 1945 рублей, для пенсионеров - 1368 рублей и для детей - 1793 рубля.

Динамика прожиточного минимума в среднем на душу населения будет определяться, прежде всего, общей динамикой потребительских цен. В 2003 году прожиточный минимум в среднем на душу населения прогнозируется на уровне 2065 рублей с ростом по отношению к 2002 году на 15 процентов. В разрезе социально-демографических групп населения его величина для трудоспособного населения достигнет 2235 рублей, для пенсионеров - 1575 рублей и для детей - 2055 рублей.

Прожиточным минимумом фиксируется официальная черта бедности.

Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1991 году, пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. Вводится новый стандарт - минимальная часовая оплата труда, которая приближается к величине прожиточного минимума трудоспособного человека (по стандартам ООН она должна быть не ниже 3 долл. в час). В России это обязательство не выполняется в полной мере: минимальный размер оплаты труда составляет всего 450 рублей в месяц, то есть приблизительно 14 долл. в месяц. По оценкам специалистов, доля граждан России с доходами ниже прожиточного минимума в 2002 году составила 33%. Но следует отметить, что в последние годы наметилась положительная тенденция роста денежных доходов населения. В 2002 году номинальные денежные доходы населения по сравнению с 2001 годом увеличились на 127,7%, реальные - на 109%, среднемесячная заработная плата одного работника увеличилась номинально на 136%, реально - на 117,4%, на 10% уменьшилось число граждан, чей доход ниже прожиточного минимума.

При переходе к рыночной экономике в России произошли и далее происходят значительные изменения в структуре денежных доходов населения, что отражено в табл. 4.

Таблица 4

Структура денежных доходов населения России в 1990-2002 гг., % к итогу

Денежные доходы

1990 г.

1993 г.

1996 г.

2002 г.

Оплата труда

От предпринимательской деятельности и собственности

Социальные трансферты

74,1

12,9

13,0

58,0

24,8

17,2

43,4

43,8

12,8

64,3

19,5

16,2

Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается инициатива, творчество, предприимчивость, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

2. Структура и уровень потребления населением основных видов благ и услуг в расчете на 1 человека или семью из 4-х человек в натуральном выражении. Для того чтобы понять, насколько рассчитанный уровень потребления соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормативами потребления, выработанными с учетом рекомендаций науки о питании. Так, например, хлеба и картофеля рекомендуется потреблять примерно 80 кг в год на одного человека, фактически же в 2001 году россиянин потреблял около 110 кг хлеба и 100 кг картофеля, то есть имело место перепотребление. Овощей желательно потреблять 150 кг в год, фруктов 70-80 кг, мяса - 60-70 кг, фактическое потребление составило: овощей - 90 кг, фруктов - 50 кг, мяса - 45 кг, то есть по этой группе товаров наблюдалось недопотребление.

3. Имущественные и денежные накопления

4. Уровень смертности, заболеваемости, средняя продолжительность жизни. К примеру, средняя продолжительность жизни мужчин в России в 1990 году составляла 67 лет, а в 2001 году - примерно 60 лет, женщин - соответственно 73 и 72 года. Это на несколько лет ниже, чем в Швеции, США и ряде других стран.

5. Количество свободного времени. Оно определяется, прежде всего, рабочим временем, то есть продолжительностью рабочей недели. Так, сорокачасовая рабочая неделя считается приемлемой, а тридцатипятичасовая - желаемой.

6. Количество и качество предоставляемых общественных благ, к которым относят блага и услуги, получаемые населением от государства бесплатно или за определенную плату, либо в натуральном выражении, либо в виде специальных выплат.

7. Дифференциация доходов. Денежные доходы распределяются между разными людьми семьями неравномерно. При переходе от централизованно управляемой экономики к рыночной дифференциация обладает тенденцией к углублению.

Для ее количественной оценки применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 6), при построении которой по оси абсцисс откладывают доли семей (в % от общего их количества, Д) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода, С).

Если бы доходы всех семей были одинаковы, то кривая Лоренца заняла бы положение линий абсолютного равенства и превратилась в прямую, являющуюся биссектрисой. Чем сильнее кривая отклоняется от этой прямой, чем больше область между ними, тем выше степень неравенства доходов.

Одним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является квинтильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% (20%) наиболее высокооплачиваемых граждан и 10% (20%) - наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, то есть чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к единице. При выравнивании доходов общества этот показатель стремится к нулю.

Государственное регулирование экономики

Рис. 6. Кривая Лоренца

За цифрами (см. табл. 5) стоят серьезные проблемы в обществе, выражающиеся в нарастании социальной напряженности, акциях протеста, забастовках, недоверии правительству, что не может не отражаться на экономическом развитии страны. Поэтому правительство должно при разработке основ социальной политики учитывать дифференциацию населения и способствовать ее снижению.

Таблица 5

Распределение доходов населения и уровень дифференциации

Доли в доходе

Россия

2000 г.

Польша

1995 г.

Бразилия

1994 г.

США

1992 г.

20% самых богатых

60% «среднего класса»

20% самых бедных

Квинтильный коэффициент

Коэффициент Джини

6,3

47,2

46,5

7,4

0,378

8

53

39

4,9

0,272

2

31

67

33,5

0,634

4

52

44

11

0,480

11.3. Социальная политика государства

Социальная политика - политика государства, направленная на ослабление дифференциации доходов и имущества населения, смягчение неравенства в распределении доходов, предотвращение социальных конфликтов.

Современная экономическая ситуация диктует необходимость выработки новых механизмов реализации социальной политики. На этапе кризисного развития социальное управление выполняет прежде всего функции защиты, а также более справедливого распределения его бремени без ущерба для стимулирования трудовой и предпринимательской деятельности активных граждан. По мере адаптации широких слоев к рыночной экономике значение государства в регулировании материальных условий жизни снижается.

Стратегическими целями социальной политики являются:

1) достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

2) обеспечение эффективной занятости населения;

3) гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

4) переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи;

5) нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

6) существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Исходя из постановления Правительства РФ « О программе социальных реформ в РФ на период до 2010 года» намеченные цели социальной политики будут реализовываться поэтапно. Наиболее важные задачи, стоящие перед правительством РФ в социальной сфере на современном этапе, - это стабилизация жизненного уровня населения и поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов; сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого качества, которое соответствует потребностям общественного производства; сокращение дифференциации доходов населения; формирование эффективной системы социальной защиты; развитие отраслей социальной сферы.

Важное значение в современной экономике имеет создание эффективной системы социальной защиты населения, которая позволяла бы использовать потенциал каждого человека. Под социальной защищенностью подразумевается система экономических отношений, гарантирующая каждому человеку достаточный уровень жизни для использования его способностей и обеспечивающая его необходимыми благами при утрате тех или иных способностей.

В настоящее время основную работу по социальной защите населения выполняют: государственные органы социальной защиты населения, специализированные общественные и профессиональные организации, негосударственные коммерческие и предпринимательские структуры, фонды благотворительности и милосердия, религиозные организации и пр.

Слагаемыми системы социальной защиты являются:

- защита от безработицы;

- обеспечение пособий для нетрудоспособных, инвалидов, обездоленных групп населения;

- доходы от трудовой деятельности или пособия, обеспечивающие нормальный уровень жизни;

- минимальное обеспечение жильем, услугами культуры и здравоохранения, возможностями отдыха, получения образования и других услуг.

Главной задачей здесь является не столько выявление слагаемых системы социальной защиты, сколько решение вопросов, связанных с формированием эффективной защиты в условиях переходной экономики. Десятилетний опыт в данной сфере показал, что основными принципами новой концепции социальной защиты должны стать:

1. Всеобщность социальных прав в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям и группам населения.

2. Переход к новой модели, основанной на высокой цене рабочей силы и платности удовлетворения возрастающих нужд населения. При этом из общественных фондов потребления обеспечивается минимальный гарантированный уровень материальных благ для всех слоев населения. Более высокий уровень потребления должны получать главным образом социально незащищенные слои населения.

3. Изменение направленности в политике социальной защиты: главными должны быть не дотации, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения, личной ответственности граждан за свое материальное благополучие.

4. Широкое применение в практике социально-экономического планирования и управления системы научно обоснованных социальных нормативов. Их необходимо дифференцировать по регионам на основе единой методологии с учетом специфики регионов. Государственные органы должны взять на себя обеспечение равного гарантированного доступа всех граждан к образованию, здравоохранению, жилью, предоставляя эти услуги бесплатно в четко определенных нормативами размерах.

5. Адресность государственной социальной поддержки на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий.

В России система социальной защиты включает прежде всего социальную поддержку отдельных слоев и групп населения, систему социального обеспечения, социальную реабилитацию. Социальная поддержка гарантирована следующим слоям и группам населения: инвалидам, престарелым, пенсионерам, студентам, безработным, людям с низким уровнем дохода, лицам, пострадавшим от военных действий, политических и социальных конфликтов. Система социального обеспечения включает: пенсионное обеспечение, сеть детских домов, интернатов, домов престарелых, бесплатную медицинскую помощь, помощь безработным. Кроме того, в систему социальной защиты России входит социальная реабилитация, причем эта проблема в наше время стоит особенно остро.

Слово «реабилитация» означает восстановление, возвращение утерянного. Принято говорить о восстановлении здоровья, прав, возвращении доброго имени. Существует целый ряд категорий невинно пострадавших лиц: жертвы противозаконных репрессий со стороны государственных органов и отдельных лиц - жертвы произвола, насилия, нарушения прав человека; жертвы войн, потерявшие здоровье, ставшие инвалидами, лишившиеся крова; лица, пострадавшие от катастроф, стихийных бедствий, аварий; инвалиды по болезни, жертвы эпидемий, пострадавшие от вредности производства; вынужденные переселенцы. Всем этим категориям лиц государство призвано оказывать всемерную помощь, стремясь к их полной социальной реабилитации.

Итак, социальная политика призвана обеспечивать удовлетворение нужд человека в соответствии с законом возвышения потребностей, а также уровнем развития экономики и возможностями государственного бюджета. Экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, решения наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов ее реализации с учетом более рационального использования финансовых и материальных ресурсов. Это позволит ощутимо улучшить материальное положение, условия жизни людей, демографическую ситуацию в стране, легче адаптировать население к рыночной экономике, укрепить веру людей в правильности и успехе провидимых Правительством РФ реформ.

В период до 2005 года усилия государства будут сосредоточены на решении экономических проблем, способствующих сокращению масштабов бедности, а также усилению адресности социальной поддержки малообеспеченных групп населения.

Основной формой адресной социальной поддержки населения останутся пособия, предоставляемые семьям, имеющим детей, семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума. Размеры пособия на детей в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2000 г. №122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" будут определяться ежегодно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. Федеральным законом от 30 мая 2001 г. №67-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено в качестве постоянной нормы выделение средств на текущую выплату пособий в полном объеме бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета целевым назначением.

Реализация указанных законов обеспечит стабилизацию финансирования пособий семьям, имеющим детей. При условии погашения задолженности по их выплате, в прогнозируемом периоде появится возможность для повышения размера ежемесячного пособия на детей. Кроме того, исходя из финансовых возможностей Фонда социального страхования Российской Федерации, будет осуществляться повышение размеров пособий, финансируемых Фондом.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики.- 1997.- № 6.

2. Бевентер Э., Хампе Й. Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях / Пер. с нем.- М.: Республика, 1993. - 176 с.

3. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. - М.: АОД, 1995. - 152 с.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

5. Гурина Е.В., Журавлев В.Г. Рынок. Государственное регулирование: Методическая разработка.- М.: ИПКгосслужбы, 1995. - 25 с.

6. Государственное реулирование рыночной экономики: Учебное пособие. - М.: Дело, 2001. - 280 с. - (Сер. «Наука управления»).

7. Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ (доклад министерства науки, промышленности и технологий РФ и Межведомственного аналитического центра) // Вопросы экономики.- 2002.- № 6.

8. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Макроэкономика.- СПб.: Экономическая школа, 1994.

9. Ершов М. О стереотипах в экономической политике // Вопросы экономики.- 2001.- № 12.

10. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.

11. Илларионов А.В. Бремя государства // Вопросы экономики.- 1996.- № 9.

12. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. Учебный курс по основам экономической теории: Лекции, упражнения, тренинги.- М.: ООО «ГНОМ-ПРЕСС», 1998. - 320 с.

13. Конституция Российской Федерации.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999. - 48 с.

14. Корнаи Я. Путь к свободной экономике / Пер. с анг.- М.: Экономика, 1990. - 149 с.

15. Курс предпринимательства: Учебник для вузов / Под ред.

В.Ф. Горфинкеля, В.А. Швандара.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.- 439 с.

16. Курс экономики: Учебник. - 3-е изд., доп. / Под ред.

Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 716 с. - (серия «Высшее образование»).

17. Лукьянчикова Н.П. Экономическая теория государства: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. - 80 с.

18. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс: принципы, проблемы, политика: В 2 т.- М.: Республика, 1992.

19. Налоговый кодекс Российской Федерации.

20. Нуреев Р., Рунов А. Россия: неизбежна ли деприватизация? // Вопросы экономики.- 2002.- № 6.

21. Обзор основных тенденций Российской экономики (Экономические обзоры ОЭСР) // Вопросы экономики.- 2002.- № 5.

22. Олейник А. Институциональная экономика. Теория государства // Вопросы экономики.- 1999.- № 11.

23. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной и экономики: Учебное пособие.- М.: Юристъ, 1999. - 272 с.

24. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева.- М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996.

25. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов / Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - 352 с.

26. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с анг.- М.: Международные отношения, 1993.

27. Резников Л. Еще раз к итогам реформационного пятилетия // Российский экономический журнал.-1997.- № 3.

28. Самсон И. Придет ли Россия к рыночной экономике? // Вопросы экономики.- 1998.- № 8.

29. Современная экономика. Общедоступный учебный курс.- Ростов-н/Д: Издательство Феникс, 1999. - 672 с.

30. Фишер С., Дорнбуш. А., Шмалензи Р. Экономика.- М.: «Дело ЛТД», 1993.

31. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Е.А. Черныш, Н.П. Молчанова, А.А. Новикова, Т.А. Салтанова. - М.: ПРИОР, 1999. - 176 с.

32. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. - М.: Юристъ, 2001. - 320 с.

33. Шмелев Н. Монетарная политика и структурные реформы в экономике постсоветской России // Вопросы экономики.- 2002.- № 5.

34. Шумейко В. Государство и экономика в контексте реформационного процесса // Российский экономический журнал.- 1995.- № 10.

35. Экономика: Учебник для вузов / Под ред. Булатова А.С.-М.: Издательство БЕК, 1997. - 816 с.

36. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред.

Камаева В.Д. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.

37. Эклунд К. Эффективная экономика - шведская модель / Пер. со швед.- М.: Экономика, 1990. - 18 с.

38. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 367 с.


 
Предыдущая страница | Страница 11 из 11
 
 
  • Опубликовано: 27 апреля 2015 /
  • Просмотров: 21618
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Финансовое право. Учебное пособие
  • Комп’ютеризована система обліку та контролю фінансів на прикладі Управління пенсійного фонду України Красно донського району Луганської області
  • Разработка системы рационального управления бюджетными средствами для решения социальных проблем
  • РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА, ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
  • Автореферат. Разработка и внедрение системы антикризисного управления на промышленных корпорациях на основе формирования инвестиционных программ
  • Методичка по предмету “Хозяйственное право”
  • Автореферат. Совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий в условиях макроэкономической нестабильности
  • Особенности формирования доходов физических лиц на малом предприятии
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.