Философия. Крылова Е. Э

Нравственность – это не особое учение о бытии, она должна быть пригодной для того, чтобы адресоваться к любому страждущему. Будда ищет свой «средний путь», избегая крайностей как брахманистского аскетизма, так и чрезмерно эмоционально-чувственного отношения к жизни.

а). Ядром нового учения становятся «четыре благородные истины».

1. Страдание есть универсальное свойство мира и человеческой жизни, прежде всего. Оно охватывает всё: рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладанию вещами и их потеря – всё проникнуто страданием.

2. Имеется причина страданий. С одной стороны – это объективное движение дхарм, сансара и карма, с другой – безмерная привязанность человека к жизни, удовлетворению чувственных страстей (жажда – тршна).

3. Можно прекратить страдания еще и в настоящей жизни. Нужно переключить эгоистические стремления воли, направленные на внешние предметы и направить вовнутрь, для разрушения всех иллюзий, в том числе иллюзий абсолютного «я», «Атмана», т. е. устранить жажду, войти в состояние понимающего спокойного разума.

4. Есть путь избавления от страданий. Это благой восьмеричный путь, ведущий к нирване. Этапы этого пути:

1. правильная вера – признание четырех благородных истин как фундаментальной основы внутреннего самосовершенствования; 2. правильная решимость – отказ от дурных намерений, вражды к ближним и т. п.; 3. правильная речь – результат правильной решимости, честность, воздержания от лжи, клеветы, оскорблений и т. п.; 4. правильное поведение – отказ от причинения зла всему живому, воровства, в целом, удаление дурных желаний; 5. правильный образ жизни – обеспечение своих потребностей честным трудом и выполнением буддийских заповедей; 6. правильное усилие – постепенное вытеснение дурных намерений благими; 7. правильное направление мысли – взгляд на вещи, подлежащие вытеснению из сознания, как на чуждые, для чего и необходимо познание; 8. правильное сосредоточение – принятая в йоге психотехника, характеризуемая четырьмя степенями погружения (джхана) в нирвану – медитационная практика.

б). Восьмеричный путь Будды включал целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно завершаться нравственным и духовным очищением человека в свете истины, достижению подлинной продуктивной автономности человека, в конечном счете, нирваны.

Нирвана негативно означает отсутствие желаний и прекращение потока сознания. Позитивно, она – не поддающееся определению и расчленению единство интеллекта, чувства и воли. В ней сливается истинное понимание, нравственное совершенство, абсолютная несвязанность. Нирвана – невыразимая гармония, согласованность внутреннего мира, делающая необязательным мир внешний.

При этом происходит не утверждение «Я», а, наоборот, раскрытие его реального несуществования, не трагическое преодоление мира, а его созерцательное снятие. Собственно нирвана достижима после смерти. При жизни человека это означает отсутствие конфликта человека и мира и прекращение существования потока сознания в его прежнем качестве. Поток сознания вечен, как и жизнь, изменение его качества предполагает, прежде всего, преодоление «эго» и отрешенность от себя в виде помощи ближним.

в). Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание – состояние бытия проявленного, освобождение – непроявленного, в конечном счете, несуществования. То и другое выступает в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма – как космическая реальность. Психологическая и космическая реальность в буддизме отождествляются через характеристику освобождения, т.е. несуществования.

Любое существование – всегда нетождественность (разлад). Поэтому ранний буддизм понимает жизнь как страдание, преодолению которого и служит средний (срединный) путь, помогающий избегать крайностей – как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравстсвенно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.

А образ нетождественности в позднем буддизме начинает соотноситься не только со страданием, но со своеобразной красотой, наполняющей человеческую жизнь. Дзэн-буддизму приписывается высказывание: «Истинная красота есть преднамеренное частичное нарушение симметрии».*

Д). Концепция личности. Мировоззренческим центром буддизма оказывается концепция бытия личности, ищущей подлинности мира и собственной жизни. Историческое развитие буддизма связано именно с этим аспектом его воззрений. К наиболее важным идеям этой концепции можно отнести следующие:

а). Буддизм утверждает принцип личности, наполняя принципиально иным содержанием брахманистские идеи. Личность неотделима от окружающего мира, но не вследствие тождества Брахмана и Атмана, поскольку оно не устраняет принципиальной противоположности духовного и материального.

Преобладающим бытием в мире является своеобразный психологический процесс, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического. Особые потенциальные силы, таящиеся в целостности духовно-материального бытия, соразмерны человеку, но их характер определяется не сансарой, а нирваной. Психическая активность человека оказывается конечной причиной бытия. Поэтому человек уникален.

б). В брахманизме через понятие Атмана провозглашается тождественность и единство людей в Брахмане (Абсолюте). Для буддизма все существа равны в том смысле, что все они имеют одинаковые возможности стать буддой. Буддизм говорит, что каждый индивидуален. Даже став буддой, он сохраняет свою индивидуальность. Не существует неизменное «я», или Атман, как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из жизни в жизнь как статуя на конвейере сансары. Но «я» существует, и не как плод фантазии, а как изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов.

в). Будда учил, что в текущую мировую эпоху появится 1000 будд. Последователи буддизма должны были ответить на вопрос о нравственно-религиозной задаче остальных людей. Поскольку стать буддой в текущей эпохе невозможно, следует стремиться к тому, что является практически достижимым, т. е. стремиться стать освобожденным человеком («архатом»).

Это определяется ограниченными возможностями человека. Будда учил, как стать буддой: необходимо следовать пути бодхисатвы, т. е. полностью посвятить себя оказанию помощи другим и самоусовершенствованию. (Ботхисатва и будда называются еще и «самантабхадра» – «всецело добрый».) Для этого требуется не только преодоление собственных проблем, но и собственных ограничений, чтобы максимально реализовать возможности по оказанию помощи ближним.

Поскольку вследствие свойственных человеку ограничений он не в состоянии оказывать другим максимальную помощь, особое внимание следует уделять раскрытию сердца индивидуума с помощью бодхичитты. Бодхичитта означает установку стать буддой, воспитание сердца для преодоления всех присущих личности ограничений с целью оказания насколько возможно большей помощи людям.

Тогда те 1000 будд, о появлении которых говорил Будда, рассматриваются как основатели мировых буддийских религий. Кроме них может появиться множество других будд-архатов, которые не будут основателями мировых буддийских религий; стать одним из этих будд возможно каждому. В будущей же эпохе будет иной будда: не Шакьямуни, а Майтрейя.

Е). Практика медитации. В интеллектуальной сфере буддизм создает собственные техники мысли и эрудиции, а также свой категориальный аппарат. Их цель – устранить различие между чувственной и рассудочной формами познания и добиться переживания целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полной самоуглубленности и, в конце концов, нирваны.

а). В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце. Поэтому устанавливается практика так называемого созерцательного размышления – медитации, которая служит не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психофизиологиии личности. Медитация определяет не знания человека, а его состояния. Знать можно только через сопереживание, не случайно в дзэн-буддизме формула подлинного познания: «Это – то».

б). В качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны дхьяны (спокойное, равномерное и беспрерывное сосредоточение мысли на одном объекте), получившие название буддийской йоги. Дхъяны – путь к достижению «самадхи» (соединение, собирание в единое). Самадхи – это состояние высшей собранности и гармонии, непосредственно предшествующее нирване. Это состояние, проходящие 4 стадии: освобождение от чувственных желаний, наслаждение созерцанием; преодоление сомнений и достижения радости и покоя; отрешение от этой радости и телесности – невозмутимость; избавление от сознания невозмутимости – полное безразличие и освобождение.

в). Этому способствует, во-первых, изменение в подходе к произнесению мантр – магических слогов и фраз. Ведическая традиция делает акцент на воспроизведение звука, поскольку звук считается вечным и обладающим собственной огромной силой. В буддийском подходе особое внимание уделяется развитию способности к концентрации с помощью мантр, а не звуку как таковому. Во-вторых, создание собственного понятийного аппарата, обозначающего реальность достижения нирваны.

Ж). Эволюция буддизма. В своем развитии буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н. э. – начале I тысячелетия н. э., однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н. э. практически исчез из Индии. Одновременно, начиная с III века до н. э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.

Начав с отрицания внешней брахманистской религиозности, буддизм в ходе своего развития приходит к ее признанию, отождествляя в понятии высшей реальности будду и нирвану. Различие в понимании этой реальности и формах обращения к ней породило многочисленные направления и секты, возникшие внутри буддизма. Наиболее крупными являются три ветви буддизма: Хинаяна (Малая или Скромная колесница), Махаяна (Большая или просторная колесница) и Ваджраяна (Алмазная колесница). Колесница – «движение ума», – путь мышления, чувства, действия и т. д., который ведет к определенной цели.

Хинаяна («учение старейших), говорит об абсолютном плюрализме дхарм, волнение которых создает поток сознания, открывающий отсутствие подлинной реальности в мире. Для человека предлагаются методы достижения скромной, а не высшей цели. Она существует для тех, кто просто работает над преодолением своих собственных проблем, т. к. для них было бы непосильно работать с целью преодоления всеобщих проблем. Это учение не для всех, а для тех, кто способен на личное самосовершенствование.

Махаяна делает завершенной идею шуньи – пустоты, говоря о нереальности самих дхарм и абсолютной неценности всего существующего. Нирвана начинает соотноситься с образом абсолютной великой простоты. Нравственным идеалом является не самосовершенствование, а сострадание и доброжелательность, реализованные в деятельном служении людям. Этот идеал предполагает даже отказ от нирваны во имя помощи ближним. Важнее стать ботхисатвой, чем буддой, поэтому это учение для всех.

На основе Махаяны возникает дзэн (чань)-буддизм и Ваджраяна, направление аналогичное индуистскому тантризму, под влиянием которого формируется ламаизм. Ваджраяна создает концепцию Аби будды – верховного единого божества, по отношению к которому отдельные будды являются формами его воплощения. Это делает возможной церковную организацию и церковное государство, объединяющее всех и возглавляемое далай-ламой (священником-океаном).

Вывод. Буддизм – неведическая неортодоксальная традиция индийской философии не является столь радикальным и аскетическим мировоззрением, как джайнизм, поскольку не принимает не только кастовости, но и универсализма брахманистской идеологии.

С самого начала буддизм выступил не только против внешних форм религиозной жизни и ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, прежде всего, брахманийско-ведийской традиции. Доведя до логической завершенности идеи брахманизма, буддизм переосмысливает и радикально меняет их содержание.

Приравнивая друг другу психологическую и космическую реальности, буддизм представляет единое бытие непостижимым волнением дхарм, и приписывает этому бытию два важнейших состояния: страдание (бытие непроявленное) и освобождение (бытие проявленное), достигаемое в нирване.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. В нем отсутствует четкая грань между идеалами религиозной и светской морали, смягчается и отрицается аскетизм в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма, как говорилось ранее, – абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса). Он проистекает из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности, составляющих основу как религии, так и морали. Поэтому отсутствует также и понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного.

В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности, которая рассматривается как проблема уникальности, неповторимости, духовной автономности человека. Это гуманистическое содержание буддизма послужило камертоном для изменений брахманизма, способствовало его возрождению в виде индуизма.


   
 
  • Опубликовано: 9 октября 2013 /
  • Просмотров: 43063
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Педагогическая антропология
  • Автореферат. Концептуализация понятий «язык» и «родной язык» в языковой картине мира
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Диссертация. Концепты Mind, Heart, Soul в современном английском языке
  • Автореферат. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте
  • Диссертация. Функционально-языковые возможности англо-русской морфологической модели (Часть 2 из 2)
  • Автореферат. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины х1х в
  • Автореферат. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б. Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»)
  • Диссертация. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.