Есть ли будущее у русской цивилизации?

Мир как хозяйство

Хозяйство — сложное и постоянно развивающееся образование, особый мир, творимый человеком. Своеобразным ключом к пониманию проблемы хозяйства служит теория человека. Человек — продукт двух миров; он связан с обеими сторонами Бытия. Человек создает мир-хозяйство для себя, и природа человека определяет суть творимого. Чтобы подойти к генезису учения о хозяйстве, нам предстоит обратиться к природе человека и его роли в процессе мироздания. Познание человека идет через познание мироустройства, элементом которого он является.

Прежде всего рассмотрим характер связи человека с Богом. В эзотерическом учении она (связь) характеризуется так: а) «Бог содержит в себе мир, а мир содержит в себе человека. Мир есть сын Бога, человек же внук его»; б) «Человек — существо божественное, которое следует сравнивать не с земными животными, но с существами божественными». О том, что эти характеристики связи человека с сакральной сущностью некогда входили в единое знание, свидетельствует традиция наших предков: славяно-русы называли себя внуками Дажьбога. Осознание родства человека с Богом ко многому его обязывает, и те, которые пренебрегают Правью, Навью и Явью, «недостойны быть Дажьбоговыми внуками».

Как видим, загадки человеческого бытия при всем желании нельзя раскрыть в пределах механистической парадигмы, согласно которой люди лишь высокоразвитые животные или машины, состоящие из органических элементов. Характерно, что русская научная мысль изначально не признала механицизм естественного отбора и видообразования Дарвина, согласно которому человек произошел от обезьяны. Учению Дарвина противопоставлялось принципиально иное понимание природы человека — «морфологический принцип» Н. Я. Данилевского: виды (типы) органического мира не развиваются посредством превращений и восхождения по ступеням единого процесса совершенствования. Они изменяются только в плоскости своего индивидуального существования по собственным имманентным законам, реализующим идеальные жизненные начала.

Если человек явление божественное, то с какими сакральными сущностями можно сопоставить его? Оказывается, он сравним с самим Богом: «Человек — это смертный бог, а небесный бог — бессмертный человек». Мир и человек — отражение друг друга. Бог правит миром совместно с человеком.

Какова же природа человека? Человек от природы двойствен. До телесного происхождения он уже существовал в мире сверхчувственного как духовный человек. Соотношение между двумя состояниями сущности человека таково: в сверхчувственном мире человек — само совершенство. В явленном мире он прообраз низшего человека и ему еще предстоит стать личностью. Человек бывает то тем, то другим, сообразно его мыслям и действиям. Таким образом, к человеку следует относиться как к духовно-материальному существу, в его жизни все имеет и ту, и другую сторону, между материальным и духовным нельзя провести четкой грани. Это положение возводит духовное начало в субстанцию сущности человека. «У каждого человека имеется свое, неповторимое восприятие объективной реальности. Трудно определить, какие причины вызвали это разнообразие, зачем Человеку понадобился свой сложный духовный мир. И неизвестно, возникает ли духовный мир в сознании человека, или, наоборот, в духовном мире возникает сознание».

Человек — «прежде всего душа; душа является средоточием наших мыслей, чувств; в душе рождается любовь. Душа — суть Искра Божья, исшедшая от истока, коим является Всевышний. "И мы на Земле, как искра"«. Индивид с утратой духовности, одной из составляющих его сущности, перестает быть человеком полноценным и не может стать личностью.

В земном человеке духовное начало необходимо для развития души, чтобы она стала разумней и лучше (душа имеет жизнь вечную, но на Земле ее пребывание временно). Но этим назначение духовного начала не исчерпывается: оно является тем ключом, который открывает человеку доступ к использованию огромной созидающей силы — энергии духа (душа подчиняется «Сверхдуше — Святому Духу», живущему в сердце человека). Чтобы энергия духа не применялась во вред, природой предусмотрена преграда: «силы животной природы могут использоваться как эгоистичным и мстительным, так и бескорыстным и всепрощающим; силы духа предоставляются лишь совершенно чистому сердцу». «Невозможно использовать духовные силы, если в операторе имеется хотя бы маленький оттенок эгоизма. Ибо, пока намерение не является полностью чистым, духовное будет трансформироваться в психическое и может произвести ужасный результат». В учении Буса Белояра о Пути Прави сформулирован нравственный идеал3: нужно стремиться жить так, чтобы слиться с богами в единую Правду, для чего необходимо иметь чистые души и светлые помыслы. В наше время понятие «чистая душа» развито Н. К. Рерихом. Чистая душа — душа без негативной психической энергии. В рассуждениях Рериха о чистой душе внимание акцентировано на позитивной роли положительных помыслов (любовь, совесть, сопереживание) и отрицательном воздействии негативных помыслов (эгоизм, жадность, безразличие). Важно направить устремления человека к знаниям и добру. «Бог присутствует в сердце человека как Истина, как знание об Истине, как Знание о том, что Правильно, что есть Правь. Бог присутствует в сердце как Совесть». «Если человек живет "по Правде", "по Совести", значит, он не утратил связь с Богом. Его душа обращается к Сверхдуше».

Совесть — этическая категория. Она выражает способность человека к самоконтролю, к моральной оценке собственных действий на основе понимания своей ответственности за совершаемые поступки. Совесть может проявляться в форме осознания нравственного значения своих действий или через эмоциональные переживания. Будучи активной ответной реакцией человека на требования общества, совесть является мощным внутренним двигателем нравственного совершенствования человека и одновременно выражает уровень его нравственного самосознания. Тайна человека — в его происхождении. Человек сотворен так, что в него вселены и формы из мира умопостигаемого: «он создан из духа и тела, природы вечной и природы смертной, дабы составленная таким образом тварь могла по причине своего двойственного происхождения увеличивать свои возможности и могущество». Двойственная природа человека привносит в его существование явное противоречие: тело живет по законам биологического времени; душа — вне пространства и времени, подчиняется законам вечности.

Из мира умопостигаемого, обители сущностей, человек наследует качества, которые присущи еще только Богу: душу, ум и способность творить небывшее — постигать и совершенствовать мир и себя самого посредством труда. Из этого вытекает еще одна очень важная посылка, объясняющая потенциальные способности человека мыслящего: то, что человек имеет в своей сути как существо духовное, он способен проявить в эмпирическом бытии, в чувственном мире. Человек создан как саморазвивающаяся субстанция. Он должен всегда к чему-то стремиться, развивать не только тело, но и дух.

Противоречие между внешним, чувственно-воспринимаемым миром и внутренними, ненаблюдаемыми мирами, которые носит человек в себе, разрешается в процессе конструирования людьми социального мира. Человек способен превратить возможный мир, который держит внутри себя, в действительность: в процессе творчества он использует закономерности не только чувственного, но и ненаблюдаемого мира, и создает новую реальность с совершенно иными, не существующими в природе свойствами. Социальный мир имеет свои атрибуты, отличные от атрибутов, по которым живет тело человека: жизнь социума протекает по законам социального времени. И человек, как существо общественное, также живет в социальном времени. Человек одновременно проживает две жизни: биологическую и социальную. В общественном существовании он способен продлить свою жизнь за пределы биологического времени. Но чтобы прикоснуться к вечности, его образ и деяния должны иметь социальное значение, выходящее за рамки текущего, уходящего, и навсегда остаться в настоящем: у вечности нет прошлого; вечности присуще только состояние настоящего, бытие в полном покое, без перехода в будущее.

Духовный мир формируется в общем эволюционном процессе, являясь результатом социального развития человека и общества. И хотя происходящее в духовном мире не всегда объясняется материальной потребностью, им определяются качественные характеристики сотворенного человеком мира, что отчетливо проявляется и в мире-хозяйстве: хозяйство — не только явление измененной человеческим трудом природы, оно в такой же мере и явление духа, более того, оно отражение силы человеческого духа. «Хозяйство не есть явление мертвой, материальной природы, оно насквозь пропитано духовной энергией человека». И сам «труд есть явление духа, а не материи, он имеет духовные основы». «Хозяйство есть обнаружение силы человеческого духа».

Способность к творческому труду дарована человеку из мира сверхчувственного, где властвует вечность. Труд не только продлевает его земную физическую жизнь, он делает жизнь человека собственно человеческой. Трудовая культура — это хозяйственно вызываемый рост жизни, и только в этой вновь сотворенной жизни действительно выражены обе стороны человеческого бытия: физическое существование и духовная жизнь. Человек — существо духовно-материальное; духовные основы имеет труд; духовной энергией человека пропитано хозяйство. Под воздействием духа формируются типы сознания, проявляются характерные психологические, нравственные и эстетические устремления человека. Дух является фактором образования ценностных ориентации человека, регулирующих характер и стереотип хозяйственного поведения. «Дух хозяйства есть опять-таки не фикция, не образ, но историческая реальность. Всякая хозяйственная эпоха имеет свой дух и, в свою очередь, является порождением этого духа».

Изучение проблемы духа и души никогда не ограничивалось сферой религиозного знания. Философская и научная мысль также пытаются познать их природу. О том, какое значение придавали познанию духовного начала человека самые выдающиеся умы, можно судить по предсмертному поступку Сократа, древнегреческого мыслителя. Сократ пострадал за истину: власть имущие сочли его философские рассуждения о мироздании, людях и сакральных сущностях опасными для греческого общества и по ложному обвинению приговорили к смерти. I Мудрец спокойно выпил приготовленную для него чашу с ядом и умер, окруженный учениками. В свой смертный час Сократ беседовал с учениками о сущности бессмертной души: в земном мире все изменчиво, все преходяще, вечна лишь душа.

Приведем несколько устоявшихся характеристик этого феномена, которые признают и используют представители разных областей знания: душа ближе к умопостигаемому бытию, это сверхчувственная реальность (по другой версии, душа - субстанция Тонкого мира); душа непорождаема и бессмертна, является категорией не времени, а вечности, она обладает уникальной способностью — прийти в земную жизнь и не отразиться в ощущениях; душа — самодвижущаяся субстанция, является началом всякого движения и возникновения; душа суть проявления бессмертного в смертном существе, она существует до того, как воплотиться в человеческом образе, и продолжает существование в мире сверхчувственного (соответственно, Тонком мире, том свете) после смерти человека. Смерть есть отделение души от тела, а жизнь — соединение души с телом. Душа снашивает много тел, она пользуется телом человека, исследуя что-либо с помощью чувств, и при этом стремится стать лучше и разумнее. Душа выполняет в жизни человека определенную функцию: через нее поддерживается связь с миром умопостигаемым. Душа является субстанцией Мирового разума. Итак, не только телу нужна душа, но и душе требуется тело.

Каналы связи с Высшим разумом сохранены, и не только через посредников — посвященных и сыновей Божьих. Согласно теории человека, люди связаны с Высшим разумом через процесс мышления, становясь таким образом причастным к изменению универсальной реальности. Информационное поле, в свою очередь, воспроизводится в результате деятельности человека. Поэтому человек вечен в той мере, в какой содействует порождению информационного поля Вселенной.

В литературе понятие «Тонкий мир» трактуется с большей определенностью, нежели мир сверхчувственный. В основании понятия «Тонкий мир» лежит гипотеза о материализации психической энергии, волновом варианте жизни. Это мир психической энергии, мир волновой формы жизни, которая протекает вне пространства и времени, подчиняется законам вечности. Философы обсуждают теоретическую возможность создания теории квантово-волнового мозга: «Согласно квантовому подходу, психические процессы, протекающие в головном мозгу, есть процессы квантово-волновой, а не классической сущности, которые осуществляются в пространстве и времени системой взаимосвязанных между собой нервных клеток квантового типа, образующих ветвящуюся иерархическую структуру». Волновой и материальные аспекты жизни взаимосвязаны между собой, как связаны Тонкий и физический миры. Душа — часть энергии Вселенной. В Тонком мире она проявляется в форме энергетического сгустка, в виде полей кручения. В физическом мире проявлением торсионных полей является инерция. Торсионные и ротационные геофизические поля рассматриваются и в качестве элементов внутренней структуры эфиросистемы Земли. Здесь мы находим их в мире психической энергии и в новом качестве. Процесс мышления наукой пока не разгадан. По одной из гипотез, человек мыслит, используя информационные возможности единого поля Вселенной. По мнению сторонников волнового варианта жизни, человек мыслящий обязан духу, который, войдя в тело новорожденного при первом его вдохе, включает в работу мозг. Мозг активизирует торсионные поля, ребенок начинает мыслить, человек становится человеком. Человек подпитывается энергией Тонкого мира через душу: хотя процесс мышления сам является источником энергии, при мышлении дополнительно используется и энергия Тонкого мира. Одновременно мозг, задействуя энергию физического мира, закручивает торсионные поля Тонкого мира и этим помогает духу в процессе мышления. Кроме того, мозг генерирует дополнительные торсионные поля Тонкого мира, формирует душу (биополя) в виде астрального, эфирного, ментального и других тел, помогающих человеческому организму в процессе его функционирования. Предположение о том, что для мышления нужна дополнительная внешняя энергия, высказывают и некоторые исследователи мозга. «Советский ученый Николай Кобозев, изучавший процессы мышления на атомном уровне, пришел к удивительному выводу: молекулярная материя мозга сама по себе не способна обеспечить мышление, для этого необходим внешний источник потоков так называемых фермионных частиц».

Войдя в тело человека, дух отделяется от Высшего разума, срабатывает принцип — реализуй себя сам. Высказывается предположение, что в прошлом у человека имелся специальный орган — «третий глаз», который принимал частицы сверхвысоких энергий Высшего разума. Вселившийся в тело современного человека дух обладает теми способностями, начальный потенциал которых определяется предыдущими воплощениями (карма). После смерти человека первым покидает тело дух в виде волнообразного облака, которое, как утверждают свидетели, может быть видимым. Удалось даже измерить его вес — 21 грамм.

Во всей Вселенной действует закон тройственного единства: сущность, проявление и вещество. Содержание этого закона изложено в Доктрине Глагола-Света Гермеса Трисмегиста. Троичность Бога (он в одно и то же время и разум, и сила, и материя) обусловила тройственную природу человека: он единство духа, души и тела. Дух и душа, видимо, соотносятся как сущность и проявление. Под душой в научном знании понимают систему биополей или тел человека, энергетический сгусток в виде полей кручения. Вокруг этого закрученного пространства содержится информация о функционировании человеческого тела (астральное тело) и о процессе мышления (ментальное тело).

Поскольку лишь отдельные люди обладают способностью видеть биополя (ауру), то в их существование в явленном мире мало кто верит. Однако с помощью современных технических средств отдельные формы невидимого, сверхчувственного мира становятся видимыми. Уже изобретен генератор биополя, позволяющий обычному человеку наблюдать свое биополе. Некоторые характеристики этого феномена удалось подтвердить экспериментально. Так, установлено, что аура имеет в физическом мире определенные свойства и материальные проявления, ее можно изучать.

Человек, хотя и наделен божественными качествами, но как явление сотворенное, т. е. имеющее начало, смертен. Будучи несовершенным, он не способен войти в сообщество с совершенным, вечным. Чтобы понять Бога, человеку нужно сделать себя подобным Богу, т. е. стать вечным. Отсюда извечное стремление человека обрести бессмертие, навсегда остаться в настоящем. Но он не может изменить свою двойственную природу и обречен подчиняться законам чувственного мира. Согласно древним преданиям, человек мог жить несколько кругов жизни (круг жизни — 144 года). Патриарх Богумир прожил более 900 лет.

Изобретательный ум человека ищет способы уйти от времени и пространства в вечность. Отдельный человек непрерывное существование обретает в человечестве как едином целом. На пути духовного, нравственного развития выдающиеся личности совершают такие великие деяния, которые по своему влиянию на общественное сознание далеко выходят за хронологические границы текущего времени и навечно остаются в его исторической памяти. Но такое дано не всем. Подсчитано, что за всю историю таких людей было не более 400.

В культуре буддизма отработана особая технология — периодическое вхождение в состояние «самати», когда, как полагают, душа сообщается с тем светом, но тело остается в обычном состоянии. В данном случае секрет долгожительства видят в замене отживших клеток новыми и предупреждении их ракового перерождения. Адепты достигают этого за счет специального воздействия на свое биополе. И такая возможность, видимо, не столь фантастична. Об этом свидетельствует феномен Хамбо-ламы. В 2002 году в Бурятии откопали нетленное тело Хамбо-ламы. 78 лет лама просидел в позе «лотоса» в деревянном ящике, причем около 40 лет тело хранилось, засыпанное солью, которая, как известно, разъедает кожу. Однако выглядит Хамбо-лама как живой. В теле до сих пор продолжаются физиологические процессы, его температура поддерживается в пределах 32 градусов. Экспертиза, которую проводили ученые, показала, «что органика кожи, волос и ногтей этого умершего человека не отличается от органики живого. Его суставы сгибаются, мягкие ткани продавливаются, а от тела исходит благоухание». Пока для науки феномен Хамбо-ламы — великая тайна. Как он добился такого состояния, непонятно и религиозным деятелям Бурятии.

Секрет долгожительства через вхождение в состояние «самати» также доступен не каждому. Беда в том, что желание жить вечно чаще приходит к людям эгоистичным, достигшим богатства и власти. Но эгоизм использует силы животной души, а данный метод обретения долгожительства пригоден только для людей с чистой душой и благими намерениями (благие деяния — это взаимопомощь, творчество и созидание). Поэтому ученые-энтузиасты ищут способы достижения вечной жизни, доступные каждому желающему, на генном уровне, через клонирование, т. е. получение генетически однородного потомства путем бесполого размножения.

Российский биолог Н. Н. Исаев нашел иной путь — разработал технологию задержки (остановки) старения, используя специально запрограммированную воду, и испытывает ее на себе и группе добровольцев.

На пути к бессмертию человек мыслящий уже давным-давно сделал первый и, безусловно, правильный во всех отношениях шаг: используя свой ум, силу духа и способность творчески переделывать мир природы, он создал систему жизнеобеспечения, мир-хозяйство, позволяющую ему уменьшить свою зависимость от сил природы и трудом продлить свою земную жизнь. Человеческая деятельность обрела специфическую форму социальной активности, в результате которой человек не только осваивает и преобразует окружающий мир, он сам преобразуется, становится более совершенным, развивает свою внутреннюю природу: приобретает качественно новую способность к труду, овладевает новыми знаниями, накапливает опыт нравственного и хозяйственного поведения. В русской культуре трудовая человеческая деятельность традиционно воспринимается как триединство — духовного смысла, общности цели и индивидуального творчества.

Согласно древней традиции, человека принято сравнивать с высшей сакральной сущностью. Попытаемся найти нечто сходное в их деяниях. Бог творит постоянно, совершенствуя созданный им мир: «не может существовать ни творец без творения, ни творение без творца». Бог творит словом. Человеку (по крайней мере, современному) такое не дано, хотя, он и научился уже продуктивно использовать огромную призывающую и созидающую силу своего слова. Творческое созидание и даже самый рутинный труд требуют от современного человека работы мозга, нервов, рук. Труд остается тяжелой обязанностью, прямой противоположностью развлечения. Человека принуждает к труду, прежде всего, страх голодной смерти: основная масса людей погибла и в наше время погибает не от войн и не от природных катаклизмов, а от слома системы жизнеустройства — хозяйства и государства. Хозяйство создает средства к жизни, а государство охраняет хозяйство от беспорядка, осуществляет правосудие, обеспечивает внешнюю безопасность. Как видим, человек-творец тоже зависит от своего творения, но зависимость эта имеет иное смысловое выражение.

Творческая способность человека уникальна. Он наделен сознанием и, в отличие от природы, в процессе созидания использует два источника самодвижущейся силы: причинность через необходимость (по примеру природы) и причинность j через свободу выбора. Поэтому сущность творимого человеком мира состоит в непрерывно рождающемся будущем. Но так как человек создал мир хотя и из вещества и сил природы, но отличный от природного мира, то его творение также не может существовать без творца.

Законы развития мира, сотворенного человеком, подобно законам природы, не зависят от воли человека. Однако эти законы выражают и другую связь, которой нет у естественных законов природы, — причинность через свободу творчества, и потому не отделены от субъективной, осознанной деятельности людей. Хозяйственные акты автоматически не осуществляются. Для этого требуется осознанная деятельность людей, причем необходим непрерывный творческий процесс. Человек сам обязал себя трудиться постоянно, и в этом он схож с Богом. Итак, Бог творит постоянно, и человек обязан трудиться постоянно. Состояние постоянной зависимости творения от творца и творца от творения переносится на мир-хозяйство и образует одну из его качественных характеристик: как явление, сотворенное существом рожденным и потому смертным, оно имеет начало и коней, но исчезновение хозяйства означало бы и уничтожение человечества.

Созданный человеком мир-хозяйство и един, и множествен. Сдерживающее единство и разнообразие, разъединяющее и обособляющее, — вот два начала, придающие ему движение. «Творить, создавать — значит быть своеобразным; быть тождественным с другими — значит быть звуком, усиливающим шум других звуков, но не образующим с ними никакой гармонии».

Разнообразие заложено в сущности мира-хозяйства как продукте труда и творчества народа, обитающего в определенной природно-климатической среде: хозяйственная жизнь является слоем культуры, созданной конкретным народом, в котором представлены приобретенные им хозяйственные навыки, традиционные виды деятельности, господствующие у него нравственные ценности, отражающие своеобразие понимания им окружающего мира, и его духовное состояние. Это придает каждому национальному хозяйству своеобразие, наделяет его определенным характером, делает конкретным, не сливаемым с другими национальными хозяйствами. Обретая состояние конкретного (напомним, конкретное образует совокупность научных знаний о предмете, оно — синтез многих определений), мир-хозяйство принимает свою особую форму сдерживающего единства, которое не позволяет содержанию разбегаться.

Форма концентрирует и обособляет один национальный мир-хозяйство от других. Имеются различия, грани и внутри самой формы, что отражается в структуре мира-хозяйства. Структура мира-хозяйства включает четыре полюса-начала, четыре источника живительной силы: природное; духовно-нравственное; экономическое (прежде всего, учетно-стоимостное); неэкономическое, но такого рода, без чего экономическое не может успешно функционировать (например, правовое пространство, судебная система и т. д.). Таким образом, хозяйство есть единство нескольких одновременно протекающих и взаимообусловленных общественных процессов, которые питают его энергией развития. Своеобразие каждого начала, их отталкивание друг от друга и взаимное притяжение формируют внутри мира-хозяйства множественность особого рода — сложность не сливаемых в одно целое разных источников развития. «Борьба есть здесь симптом глубочайшей связи, стремление каждой части подавить остальные — только признак напряжения жизни в целом». Различие присутствует и внутри каждого начала — источника движения. Оно тем значительнее, его грани обозначены тем ярче, чем большей сложности достигли общественные связи и сильнее напряжение хозяйственной жизни. Различие, разъединяя, гармонизирует разные стороны хозяйственной жизни, и тем самым способствует кристаллизации лучших ее достижений. Единство — вторая сторона существенного в мире-хозяйстве; без него жизненное напряжение, нашедшее выражение в разнообразии, не имея границ, уходило бы в пустоту. Единство выполняет функцию сдерживания. Оно должно сохраняться как между частями национального хозяйства, так и для связи его с мировым хозяйством. В национальном хозяйстве единство определяет общую направленность и сбалансированность разных источников движения. Им опосредовано и все то, что преодолевает границы особенного, национального и становится достоянием общечеловеческой трудовой культуры.

Так, общим для всех трудовых культур является наличие в рамках национального комплекса двух типов хозяйства: присваивающего и производящего, — которые могут в зависимости от их роли в системе жизнеобеспечения соотноситься в разной мере и принимать экономическую форму натурального или товарного производства. Однородность потребности людей и открытость мира предопределили и общую по отдельным направлениям эволюцию хозяйственной деятельности. Формирование в составе национальных производительных сил однотипных элементов обеспечило протекание технической, биотехнической, научной и информационной революций в форме общемировых процессов.

Имеется еще одна взаимосвязь, которую нельзя не учитывать. Единство во множестве предполагает конкретизацию различных типов хозяйства, сохранение их как явлений национальной культуры. Поскольку формы хозяйственной деятельности, производственные навыки, экономические, социальные, этнические, нравственные устои у каждого народа свои, особенные, то и общие тенденции, ставшие достоянием общечеловеческой экономической культуры, не могут себя реализовывать иначе, как через многовариантность социально-экономических форм национальных производящих хозяйств. Ни одна отдельная, локальная трудовая культура не способна представлять всю полноту общечеловеческой трудовой культуры, превратиться в универсальную.

Таким образом, мы можем выделить базовые характеристики сотворенного человеком мира. Проявление сущности хозяйства через единство четырех начал относит его к явлениям многопричинным, способным функционировать, развиваться и совершенствоваться лишь как единство многообразного. Метод познания таких явлений лежит за пределами формальной логики, он может основываться только на многозначной логике, но последняя в экономической науке фактически не используется, Мир-хозяйство является продуктом человеческого труда и творчества. Человек, в отличие от природы, создавая свой мир, использует два источника: необходимость и свободу. Необходимость, имеющая значение закона, не позволяет творчеству расточать энергию в пустоту. Творчество протекает в твердых берегах необходимости. Мир-хозяйство есть результат синтеза свободы и необходимости.

Человек одухотворяет свой мир. Хозяйство не только продукт труда, оно и продукт духовной жизни. Всякая хозяйственная эпоха имеет свой дух и, в свою очередь, является порождением этого духа. Духовностью определяются: направления и цели хозяйственной деятельности, выбор способов их достижения, социальный тип предпринимательства. Мир-хозяйство, рассматриваемый как результат и предпосылка творчества определенного народа, есть и психологический феномен; в необходимости учтена психология исторически конкретной хозяйственной эпохи, она содержит и напоминание о последствиях смены хозяйственного мировоззрения.

Человек создает свой мир-хозяйство не на пустом месте. Он творчески преобразует, видоизменяет природный, естественный мир, используя при этом производственный потенциал природы. Вот здесь и проявляет себя природное начало хозяйства, причем не просто проявляет, но заявляет о себе зримо и властно. Естественная среда, в которой обитает и творит данный этнос, по отношению к нему есть внешний активный фактор, и, в отличие от других условий производства, он присутствует всегда. Социальная эволюция общества находится в прямой зависимости от природной среды, в которой обитает этнос. Без учета такой зависимости нельзя достоверно представить прошлое, настоящее и будущее данного народа.

Хозяйство необходимо современному человеку для того, чтобы могло жить его тело, чтобы он мог размножаться в земной жизни вне зависимости от природной, естественной кормовой базы, уйти от зависимости, свойственной всем биологическим видам. Без тела и душа не может выполнять свою функцию в мире чувственном. Но это лишь одна сторона правды, она не затрагивает истинного предназначения человека в процессе миротворчества. Создаваемый человеком мир соответствует его двойственной природе, имеет два качественно различных уровня: материальный и духовный. Человек своим трудом создает материальные (вещественные) и духовные (невещественные) блага. Они имеют разное предназначение. Если исходить из сути человека, то приоритетную роль выполняет невещественное, духовное богатство: оно способствует его нравственному совершенствованию, духовному обогащению и готовит человека к выполнению его космической функции. Русская культура изначально признавала и ныне признает относительную ценность материального и абсолютную ценность духовного богатства. В западном мире, давно ушедшем в глубины материального, биологического, в абсолютную ценность возведено материальное богатство.

Человек одновременно работает на мир чувственный и на умопостигаемую реальность. По мере повышения производительной силы труда требуется меньше времени на создание условий физического существования, и человек все активнее включается в создание универсальной реальности в качественно разнообразных формах ее осуществления.

К такому деянию человека объективно побуждает его зависимость от космической жизни: «Человек все еще недостаточно сознает глубину своей связи с космической жизнью. Некогда он непосредственно чувствовал глубину этой связи и ощущал себя пребывающим в самых недрах космической жизни». По мере усложнения предмета человеческого творчества такая зависимость только возрастала: «Наше планетное хозяйство окружено со всех сторон опасностями. Наша агрикультура находится во власти космических сил, которыми она окружена. Перед человеком стоит задача создания космического хозяйства».

В наше время проникновение человека в тайны универсальной реальности начинает принимать форму потребности, осознанного запроса, необходимого для поддержания жизнедеятельности индивидов и сообщества в целом, и становится внутренним побудителем деятельности людей. Человечество выходит на качественно новый уровень существования и взаимосвязи с Вселенной.

Взаимодействие человека с природой в ее творческом преобразовании происходит на качественно различных уровнях. На уровнях первого порядка человек воспроизводит природные предпосылки своего существования. Этим обстоятельством определяется и характер его искусственных органов — орудий труда. Ныне человек все более выходит за пределы условий бытия своего организма, он начинает проникать в сущность иного, более высокого порядка. Труд человека из деятельности по воспроизводству его биологического существования превращается в деятельность по производству сверхорганических потребностей. В орудиях труда теперь воспроизводятся особенности микродвижения — квантового (бестраекторного) движения. Электронная техника преобразует основу технократической цивилизации. Человек получает возможность создать новый тип биосферы, состоящей из биологических организмов и технических средств, моделирует их свойства.

С выходом на качественно новый уровень существования и взаимодействия человека с природой существенно меняются многие аспекты его социального бытия: цели социального развития; предназначение хозяйства; социальная значимость способностей человека как субъекта, который «имеет основание в самом себе». На уровне взаимодействия первого порядка основная цель общества определяется потребностью воспроизводства природных условий бытия человека. Универсальные способности человека выступают преимущественно в качестве средства для достижения цели. На уровне взаимодействия второго порядка основной целью общества является реализация внутренних миров, развитие самого человека как субъекта множества миров. На передний план по социальной значимости выходят универсальные способности человека. Производство вещей и воспроизводство природных предпосылок существования человека превращаются в средство реализации универсальных возможностей человека. Срабатывает закон космической эволюции человека и природы: человек как результат развития природы становится средством превращения в действительность множества возможных миров, субъектом которых он является.

Итак, в процессе эволюции мир-хозяйство меняет свое социальное лицо и назначение. Пока человек не приступил к целеустремленному переустройству Вселенной, оно является основным и определяющим в деятельности человека. После такого перехода земное хозяйство превращается во вспомогательную функцию деятельности человека — преобразователя Вселенной, создающего космическое хозяйство.

Уже в наши дни мышление человека приобретает экономическое значение непосредственной производительной силы общества. Экономическую теорию не может не заинтересовать это новое явление. Вообще, чтобы не оказаться на обочине, она будет вынуждена формировать свои знания с учетом закономерностей не только символической, но и универсальной реальности, выводов философии о трансцендентности мира, человека и хозяйства. Мир — единство во множестве. Структура реальности включает несколько уровней. Человек сопричастен различным аспектам реальности. Для нашего исследования достаточно выделить три уровня: универсальная реальность — ненаблюдаемое начало, из которого возникает все сущее, в том числе и земной мир в двух вариациях его проявления — чувственно воспринимаемый и сверхчувственный. Форма ее бытия — квантовый вакуум; символическая реальность — мир объективируемых человеком возможностей, не реализованных в предшествующем цикле космической эволюции, иначе — новый тип бытия, созданный человеком; виртуальная реальность — один из видов символической реальности, который создается на основе компьютерной техники. Информационные технологии — средство формирования виртуальной реальности.

Человек един во всех формах своего бытия. Теперь уже очевидно, что он существует в природном мире и одновременно не только в нем. У него появились новые возможности для применения своих универсальных способностей. Современный человек живет и действует ниже своих эволюционных возможностей, у него большие и пока не проявленные способности к саморазвитию. Разработанные ныне виртуальные технологии позволяют конструировать символическую реальность на принципиально новых основаниях, включающих элементы человеческой деятельности и сознания. Большинство воздействий, состояний и событий, достигаемых в таких виртуальных реальностях, могут быть реализованы и уже используются в обычных символических реальностях, включая идеологические системы (манипуляция общественным сознанием — один из примеров этого). Появился новый стратегический ресурс социального развития: мышление превращается в реальную универсальную производительную силу общества. Использование этого стратегического ресурса становится основой мощи человечества, его истинным потенциальным богатством. Наши представления о системе образования изменятся в корне: необходимо обучить человека мыслить, развивать его мыслительные способности. Итак, учение о хозяйстве это учение о человеке хозяйствующем, о человеке, переустраивающем мир природы и вызывающем к жизни новые виды реальности. Структура реальности под воздействием человека претерпевает постоянные изменения.

Мир-хозяйство — явление многопричинное. Явленный мир-хозяйство — это реальный результат творчества, и он отличается от мира, задуманного человеком, в нем присутствуют и формы из универсальной реальности, он трансцендентен. Именно поэтому столь важно изучать созданную новую реальность.


   
 
  • Опубликовано: 6 апреля 2015 /
  • Просмотров: 23593
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Комп’ютеризована система обліку та контролю фінансів на прикладі Управління пенсійного фонду України Красно донського району Луганської області
  • Русский национальный характер в контексте процессов формирования и развития политической жизни России
  • Разработка системы рационального управления бюджетными средствами для решения социальных проблем
  • Федерализм и институциональные структуры межрегиональной интеграции в Российской федерации
  • Государственное регулирование экономики
  • Финансовое право. Учебное пособие
  • Особенности формирования доходов физических лиц на малом предприятии
  • Идеология искусственной универсализации мирового сообщества как основа глобализации
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.