Философия. Крылова Е. Э

4. Материалистические системы древнеиндийской философии.

Духовная и мировоззренческая оппозиция к Ведам не могла не достигнуть своего максимума в материалистически ориентированных системах, к которым относятся локаята (чарвака) и адживика. Но положение этих школ в древненидийской философии особенное. Всеми признается их существование и значительное влияние на другие, как ортодоксальные, так и неортодоксальные школы, но достоверного знания об этих системах не существует.

От этих школ не сохранилось подлинных текстов, и свидетельства об их основателях неясны и противоречивы. Взгляды материалистов можно лишь реконструировать на основе упоминаний, цитирований и жизнеописаний. Эти школы определенно заявляют о себе в середине 1 тысячелетия до н.э., но традиции их возникают гораздо раньше. По крайней мере, в Упанишадах упоминается учение Брихаспати как атеистическое, нигилистическое и ложное.

Адживика и локаята одинаково не принимают религии брахманизма и авторитета Вед, и, насколько можно судить, не принимают никакого догматизма, религиозности, не признают бога, бессмертия души и посмертной жизни (сансары и кармы). Но адживика в этом неприятии брахманистской традиции опирается больше на доведийские представления, а локаята обращается к наблюдаемой каждодневной реальности и здравому смыслу.

А). Школа адживики. Адживика (аджива – недуша, или от имени предполагаемого основателя Аджита) отрицает не только единое духовное начало, духовную причину, но и единое материальное начало. Она принимает теорию элементов: земли, воды, огня, воздуха и витальной силы. Все существующее есть взаимодействие этих элементов, и описать его можно только так, как оно открывается обычному взору: в понятиях приобретения и потери, радости и страдания, жизни и смерти.

Единственным общим законом является переход существующего из одной формы в другую. Переходы обусловлены исключительно индивидуальной природой меняющегося. Эта природа и есть судьба каждого отдельного явления и живого существа, которую нельзя изменить никакими внешними усилиями. Но судьба – не карма, она относится только к этой жизни. Поэтому можно добиться определенного согласия с судьбой, если обратится к знанию (естественнонаучному) и реализовать в нем тот творческий потенциал, который проявляется у людей в аскетизме – тапас (пыл, возвышенное телесно-эмоциональное напряжение).

Б). Школа локаяты. Согласно локаяте (лока – этот мир, идущий от этого мира) существующим можно считать только воспринимаемое органами чувств. Главный принцип существующего – принцип свабхавы, наличия индивидуальной природы каждой вещи, определяющей ее строение и судьбу.

Целью человеческого бытия, согласно локаяте, является забота о благополучии настоящего существования, а духовные искания и аскетизм – тщетны. Поздний вариант локаяты – чарвака даже приходит к гедонизму (мировоззрению наслаждений).

Вывод. Материалистические воззрения разрабатывались не только этими двумя школами, но входили и в другие системы, например, джайнизм и санкхью и даже имеются в Упанищадах. Но, в целом, они не заняли существенного места в индийской философии. Эти школы не только не разделяют духовного универсализма брахманистской традиции, но являются минимально психологичными и космологичными. Однако, в них сохраняется важнейшее для индийской культуры представление о мире как круговороте состояний и событий и фатализм по отношению к человеческой жизни.

5. Философские системы индуизма: универсализм многообразия и эволюционизм.

К началу новой эры традиционная брахманистская идеология вытесняется новой индуистской, развивающейся на основе шраманских школ. Этому способствовало возникновение неортодоксальных воззрений, прежде всего, как говорилось буддизма, а также заложенные в самом брахманизме возможности реформирования.

Философское обоснование индуизма заключается в шести системах – (шад-даршанах), в рамках которых возникает еще целый ряд философских школ. К этим системам относятся: Санкхья, Йога, Вайшешика, Ньяя, Миманса, Веданта. Несмотря на разнородность даршан, всех их связывает стремление найти путь, на котором можно достичь искупления (мукти) от пут самсары и закона кармы, а также признание организованной, действенно-активной картины мира.

А). Санкхья: эволюционная картина мира. Санкхья (число, перечисление, расчет) – одна из старейших школ индуизма. Основателем ее считается Капила (7 В. до н.э.) Но первый трактат этой школы, автором которого был Ишваракришна, относится лишь к IV в. н. э. Свое название санкхья получает потому, что строится как перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира.

Первые свидетельства об этой школе относятся к III в. до н. э. В этих свидетельствах санкхья называется учением о том, что «в основе мира есть нечто, что лишено сознания», поскольку санкхья учит, что существует первичная материальная первопричина мира – пракрити.

Исходный пункт теоретических построений санкхьи – учение о наличии следствия в причине. Следствие и причина понимаются как два состояния одной субстанции. И поэтому санкхья ищет первопричину не связанную непременно с богом, и такую, которая позволила бы представить эволюцию мира.

Сначала пракрити существовала в аморфной, нерасчлененной, но равновесной форме, а ее превращение в мир существ и предметов, которые воспринимаются чувствами, осуществилось под влиянием трех качественных элементов (гуна). К ним относятся: раджас (стремление), тамас (тьма) и саттва (ясность). В каждой вещи, согласно ее характеру преобладает один из этих трех элементов. В вещах, тяготеющих к красоте, мудрости и правде – саттва, все пассивное есть следствие тамас, а энергичное и агрессивное – раджас.

Но наряду с пракрити в санкхье признается существование абсолютной души (пуруши), которая независима от материальной основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить, несмотря на то, что она присутствует во всех вещах и существах. Все существует благодаря ее наличию.

При соединении пракрити и пуруши исконное равновесие мира нарушается, и возникают объекты мира. Первый продукт развития – «махат» («великое», единство), он же буддхи. Далее возникает двадцать пять исходных принципов, среди которых наравне с материальными (воздух, вода, земля и др.) существуют и духовные (интеллект, самосознание). Отношение между этими двумя рядами принципов сложное и понимается этой школой неоднозначно, что определяет ее модификации и историю.

Б). Йога как основа практики медитации и созерцания. Также достаточно поздно, во II столетии н. э. появилось и основное произведение йоги (соединение, участие, порядок, созерцание), созданное Патанджали, законченное крупнейшими комментаторами Вьяой и Вачаспати между 4 и 5 веками. Философской основой этого классического текста служит санкхья, но исходные более древние формы йоги имеют самостоятельные основания. Корни йоги в ведической идее достижения сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики. Упанишады предполагают йогу как средство сосредоточения. Эпос и буддизм также обращаются к йоге.

В широком смысле слова термин «йога» используется для обозначения медитационной практики в целом и во многом аккумулирует в себе положения о медитации различных ранее существовавших систем, в которые йога входила в качестве составной части. Это определяется тем, что философия йоги делает акцент на исследование психологических категорий и на практическом психологическом обучении.

В целом йога принимает исходное положение санкхья о дуализме пракрити и пуруши, а также систему двадцати пяти элементов. Но в йоге эти положения переориентируются на конкретные психологические вопросы. Центральной категорией становится читта (мышление, память), принимающая форму всех потенциальных психических состояний. Главная суть читты остается неизменной, а отдельные проявления являются деформациями ее развития. Практически известные психические состояния, которые непосредственно наблюдаемы, философия йоги называется клеша. Их она подробно перечисляет и анализирует.

Важным элементом всей системы является описание правил психологически ориентированной тренировки. Ее отдельные ступени содержат самообладание (яма), овладение дыханием при определенных положениях тела (асана), изоляцию чувств от внешних влияний (пратьяхара), концентрация мысли (дхарана) и, наконец, состояние отторжения (самадхи) – освобождение от телесной оболочки. В йоге подробно разрабатываются также технические аспекты этой тренировки.

Философия йоги, в частности на более поздних этапах развития, признает существование абсолютного существа, которым является Ишвара. Он по своей сути совершенен, т.е. владеет всеми возможными медитационными практиками, и помогает последователям своей школы добиться (при прохождении через все ступени психологического обучения) освобождения души из пут кармы и сансары.

Как универсальная система практических приемов овладения медитационными практиками, позволяющими добиться телесного здоровья и духовной гармонии, йога и используется всей индийской философией. В этом качестве она становится известной и популярной вне индийской культуры, являясь вместе с индуизмом и буддизмом ее своеобразной «визитной карточкой».

В). Своеобразный реализм вайшешики. Основателем школы вайшешики (различение, особенность) был Канада – I в. н. э. При своем становлении это материалистически ориентированная школа. Основные тезисы ее исходят из того, что существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе имеется, однако, устойчивый элемент ану (атом). Ану вечны, несотворимы и неуничтожимы. Обладают различными качествами – гуна, которых семнадцать.

Из всегда временного соединения ану возникают все предметы и существа. Перерождение является результатом вечного соединения и разъединения атомов. Этому служит и то, что ану шаровидны.

Всего в действительности выделяется семь видов реальности, которые являются объектами познания: первый, положительный – «дравья» (субстанция), последний отрицательный – «абхава» (небытие). Субстанция выступает в 9 формах, как осязаемых, так и неощутимых и несет в себе 24 качества. Некоторые формы субстанции имеют материальную основу (вода, огонь, земля, эфир), некоторые – нематериальную. Ко вторым относится, прежде всего, душа (атман), состоящая из психических качеств.

Душа нематериальна, вечна и бесконечна, существует в двух формах: ишвара или параматман – абсолютная и вездесущая, высшая и совершенная, а с другой стороны – атман – индивидуальная душа, странствующая в бесконечном коловращении жизней. Действия души, как и ума неощутимы, в отличие от 5 осязаемых типов движения, присущих материальным формам субстанции.

Все эти феномены выражаются категориями, понятиями. В познании главным является соотношение всеобщностей – сущностей и особенностей – явлений, предметов (например, «коровность» и конкретная корова). Поэтому вайшешика делит категории на общие (саманья) и частные (вишеша), (отсюда и название школы).

Частные содержатся во всех предметах и поэтому их можно различать и изучать. Всеобщие есть результат невоспринимаемых (прежде всего, умственных) действий субстанции, и обозначают нетелесные предметы. Но при всех качественных и количественных различиях все телесные и нетелесные вещи имеют общую сущность, ибо они состоят из субстанции.

Г). Ньяя: искусство рассуждения. С вайшешикой тесно связана школа ньяя (буквально – правило, переносно – логика). Обе системы в определенном смысле дополняют друг друга. Ньяя переняла метафизику вайшешики. Их нередко рассматривают как единую систему. Основателем ньяя считается Акшипада Готама (или Гуатама), чья деятельность относится к началу нашей эры.

Из всех ортодоксальных школ ньяя максимально критически настроена по отношению к традиции. Предполагая конечной целью человеческой жизни мокшу – освобождение, ньяя связывает ее со способностью к умозрению. На этой основе в данной школе формируется устойчивый интерес к гносеологической проблематике. В целом, это система, в которой делается упор на исследование метафизических вопросов при помощи логики.

Связь «Я» (Атмана) с объектами заставляет его привязываться, желать, действовать и т.п., вовлекаться в круговорот рождений и смертей, а значит страдать. Освободиться – значит прекратить страдания, и только. Достижения счастья, блаженства не имеет отношения к освобождению. Поэтому правильное познание – инструмент освобождения и основа свободной воли, которой наделен человек. Мокша, как и нирвана – вне сознания (как правило, страдающего). Но если нирвана – состояние уже и без-сознания, то мокша – состояние над-сознания, чистого мышления, достоверного познания (прамана).

Ньяя уделяет особое внимание средствам надежного, достоверного познания. Для его описания вводится несколько источников познания: чувствование (восприятие), заключение (вывод) и заключение посредством аналогии (сравнение, прежде всего, вещи с ее названием). В некоторых направлениях ньяя к ним прибавляется свидетельство, доказательство (шабда – слово) – часто ссылка на авторитет вед. В некоторых, прежде всего, материалистических, направлениях допускалось в качестве средств познания только чувствование.

В текстах ньяя подробно разрабатывались различные категории, например, сообщения, объект познания и т. п.; излагались принципы логического анализа; проблемы критерия истинности и др. Интересным является введение этой школой понятие силлогизма (умозаключения) необходимого для подтверждения правильности заключения. В большинстве направлений используется пятичленный силлогизм, например:

1. тезис (пратиджня) – На горе огонь,

2. довод (хету) – (потому что там) дым,

3. пример (удархарана) – где дым, там и огонь, как в очаге,

4. аппликация (упанаяна) – то же и здесь,

5. вывод (нигмана) – тогда это так (т. е. соответствует тезису).

В отличие от силлогизма европейской логики, здесь обязательным является пример. При исследовании категорий пример также является обязательным. Поэтому можно сказать, что хотя логика ньяи в сравнении с другими школами индуизма неонтологична, в сравнении с логикой европейской гораздо более укоренена в онтологии.

С помощью логики и ее законов могут быть определены условия истинности и методы истинного познания. С помощью познания определяется (а не просто отражается) мир как предметная реальность. Физический мир, создаваемый из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и эфира, понимается в своей предельной форме как мир объектов познания. Создается, сохраняется и разрушается этот мир богом, который есть бесконечное «Я», освободившееся «Я», выступающая как чистая субстанция, не связанная с сознанием.

Как по преимуществу логическая система ньяя, так же как и йога, входит в другие школы древнеиндийской философии.

Д). Ритуализм школы миманса. Первым сохранившимся текстом школы миманса (размышление, исследование) является трактат Джаймини с комментариями его последователей (между II в. до н. э. и II в. н. э.). Миманса первоначально была системой правил для понимания Вед, их критического исследования. Основной ее тезис: возврат к Ведам. Согласно этому учению, единственным путем освобождения от пути самсары и кармы является последовательное выполнение того, чему учат Веды.

Миманса не только воспринимает ведические тексты как высший авторитет, и видит в них сверхчувственную универсальную субстанцию, которая существует вечно и является абсолютной. Иногда эти тексты полностью идентифицируются с брахмой, но бог в мимансе упоминается редко, а поздние ее представители вообще отстаивают тезис о невозможности доказательства бога.

Такое отношение в Ведам связано с учением мимансы о звуках речи как изначально существующих субстанциях. Наша речь лишь выявляет эти звуки, но не производит их сама. Миманса создает необычно изощренную теорию вечных звуковых сущностей. Главной силой для создания этой теории является познание.

Миманса утверждает, что с помощью познания можно не только достичь правильного понимания сути вещей, но и постичь основополагающие метафизические понятия, с помощью которых исследуются источники правильного знания, Веды. Для этого, во-первых, необходимо, чтобы был предмет познания, и органы чувств находились в нормальном, неповрежденном состоянии. Тогда естественное знание и вера (отсутствие сомнений) соединяются в единое понимание. Это восприятие и истолкование.

Во-вторых, помимо такого непосредственного знания необходимо знание опосредованное, к которому, прежде всего, относится логика, как важнейший инструмент постижения Вед. Миманса признает некоторые понятия логики: чувственное восприятие, логическое заключение, сравнение.

Но существуют и другие, не связанные напрямую с логикой, источники правильного знания, направленные на смысловое «ядро» Вед. Это слово, очевидность (артхапати) и отсутствие (абхава), показывающее, что иногда не существует средств, для того, чтобы понять подлинное содержание ведического слова и ведических ритуалов. Поэтому Веды, безусловно, являются единственным универсальным и предельным источником познания.

Природа познания отлична от природы ритуалов, составляющих содержание Вед, но одновременно познание и ритуал - родственные явления. Миманса учит об особой потенциальной энергии, возникающей в душе при выполнении ритуала. Накопление этой энергии развивает способность и силу выполнять долг, что и обеспечивает высвобождение от кармы. Поэтому в текстах мимансы много места отводится не только различным изложениям отдельных ведических текстов, но и ритуалов, которые часто сопровождаются многими примерами.

Е). Философско-религиозный фундаментализм Веданты. Название школы Веданта буквально означает – конец Вед. В своей основе Веданта представляет систематическую обработку тезисов Упанишад, ведических текстов, часто на мистической основе. В этом качестве она является философско-методологической основой индуизма. (На рубеже 19-20 веков возникла даже так называемая «интегральная» Веданта.) Самым старым источником при изучении веданты является трактат Гадараяны (II в. н. э.), хотя ее корни – в Упанишадах.

Веданта отрицает положение о том, что мир является продуктом взаимодействия материальных сил, и единственной реальностью, из которой все выводится, признает лишь брахму, как абсолютную духовную сущность мира. Таким образом, утверждается принцип духовного монизма и единство бытия (Вселенная есть реальное единое целое, «одно без чего-то другого»).

Мир явлений, который мы воспринимаем чувствами – мир иллюзий (майя) и их трех качеств (гуна). Мир явлений только обман, кажимость, причина которой коренится в незнании (авидья). Незнание приводит к тому, что человеку мир представляется как настоящий, а брахма – как персонифицированное наивысшее существо (Иштвара).

Познавательные возможности индивидуальной души ограничены. Для нее характерно сложное соотношение иллюзорности и подлинной реальности. Различные уровни психологического состояния, выражающего это соотношение: бодрствование, сон, глубокий сон, запредельное состояние, – каждое из которых выражает различную степень вовлеченности в сансару.

Выход из круговорота рождений заключается в знании, ведении (видья), т. е. рассмотрении всего с точки зрения высшей истины (брахмавидья). Высшая истина – это тождество абсолюта-брахмана с познающим его субъектом-атманом, достигаемое в процессе познания и ведущее к освобождению. Это и есть истинное знание Вед, существовавших до начала мира и возникших из дыхания брахмана.

Путь к достижению этого знания состоит в соблюдении нравственного кодекса и, прежде всего, в медитации, которая понимается как концентрированное размышление о скрытых проблемах Упанишад. Способность к такой медитации – удел немногих. При ее выработке очень важна помощь учителя. Поэтому веданта строится как принципиально элитарное учение.

Вывод. Философия индуизма наследует две важнейшие философемы брахманистской традиции: универсальность мира, предстающая в органической связи Брахмана и Атмана (макрокосмоса и микрокосмоса) и круговорота жизни, от которого человек ищет спасения. Эти темы становятся в индуизме предметом знания, все больше рационализирующегося.

Картина мира, создаваемая на этих основаниях в индуистских школах, обладает характеристикой, часто определяемой как дуализм, но которая в европейской традиции именуются диалектикой. Это картина превращающихся (переворачивающихся) друг в друга противоположностей, оппозиций, полярностей, тождество которых намного превосходит их различие. К ним относится не только универсальное соотношение «Брахман – Атман», но и проявленное и непроявленное бытие, созидание и разрушение, потенциальное и актуальное, определенное и неопределенное познание и др.

Оппозиции – основа эволюции мира, но не восходящей, а круговой, неразрывно связанной с инволюцией (свертыванием, обратным развитием). Кроме того, с помощью оппозиций раскрывается не отдельно мир или человек, а разнообразные состояния жизни, в которых мира и человек соотнесены друг с другом. Отсюда и особая психологическая углубленность индийской мысли.

В индуизме эта углубленность интеллектуализируется, становясь пониманием, познанием, логикой. Поэтому важнейшим понятием становится понятие «манас» (ум), включающее в себя разнообразные аспекты способности постигать мира: интеллект, понимание, осмысливание и размышление и т.п. Манас – сила пробуждения и путь к блаженству.

Развивая познавательные способности, человек приближается к освобождению, поэтому в индуизме понятие «мокша» постепенно уступает место понятию «мукти», освобождение достигается знанием-искуплением. И, в целом, ритуаловедческое знание брахман заменяется системой основных установок поведения, противоположных буддийскому нравственному идеалу ахинсы. К этим установкам, помимо мокши и мукти, относятся: дхарма (нормы духовной жизни), артха (практическое правило поведения), кама (правила чувственной, эмоциональной жизни). Их гармоничное сочетание считалось важнейшим долгом представителей высших варн.

Философия индуизма делает завершенным в теоретическом отношении «космос» индийской философской мысли. Здесь не только создается своя система собственно метафизических понятий, и разрабатываются логико-познавательные, а не только метидативные практики, но и возникает определенное дисциплинарное различение внутри единой индийской мысли.

Условно можно сказать, что санкхья формирует индийскую отнологию, вайшешика – гносеологию, ньяя – логику, йога – психоанализ, миманса – герменевтику, веданта –методологию.

Общий вывод. Философская мысль Древнего Востока своеобразна и уникальна. И, как было сказано, она – не столько собственно философия, сколько мудрость – в слове описанный образ жизни и мысль мудреца. Она органично пронизана религиозным (но максимально не церковным) сознанием. Ее представители мало озабочены созданием самостоятельной теоретической «вселенной» философии, не соотносят ее с «идеальным планом» действительности, противопоставленным «реальному плану», не одержимы идей Абсолюта. И философия Индии, и философия Китая – это, прежде всего, философия жизни, и лишь потом философия идей.

Сосредотачиваясь на нравственно-политических (древнекитайская философия) и созерцательно-психологических (древнеиндийская философия) аспектах человеческой жизни, восточная мысль уже при своем становлении формулирует в качестве основной проблему человека. Но разработка этой проблемы ведется не в индивидуалистическом ключе. Отличительной чертой человека является его включенность в природно-космический и духовно-социальный универсум, и понимание приоритетов его жизни в восточной мысли всегда далеки от своеволия, бездумного каприза, случайного настроения и т.п.

Поэтому и онтологические аспекты этой философии связаны не столько с острой постановкой проблемы бытия, сколько с космологизмом, эволюционизмом в описании божественно-духовного универсума. В неизбывных эволюционных круговоротах этого универсума восточная мудрость стремиться «прописать» особую (непрометеевскую) культуру своеобразной безнапряженной, (не натужной, не рвущейся на пределе) духовности человека.


   
 
  • Опубликовано: 9 октября 2013 /
  • Просмотров: 43065
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Педагогическая антропология
  • Автореферат. Концептуализация понятий «язык» и «родной язык» в языковой картине мира
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Диссертация. Концепты Mind, Heart, Soul в современном английском языке
  • Автореферат. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте
  • Диссертация. Функционально-языковые возможности англо-русской морфологической модели (Часть 2 из 2)
  • Автореферат. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины х1х в
  • Автореферат. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б. Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»)
  • Диссертация. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.