Философия. Крылова Е. Э

Методологическую модель для этих апорий задаёт «Дихотомия» (деление на два). «Дихотомия» показывает несостоятельность идеи деления и, шире, идеи множественности. Ведь всякое деление должно начинаться с деления на два. Но для того, чтобы разделить на два необходимо третье, а чтобы выделить это третье, необходимо четвёртое и т.д. Значит, каждая вещь должна мыслиться как бесконечное множество вещей, причём не просто равнозначных как атомы, а находящихся в определённой сущностной субординации. Но тогда всякая вещь имеет как бесконечные размеры, так и не имеет размеров вообще. Это показывает, что идея множественности неправильна, т. е. приводит к противоречивым выводам.

То же самое можно сказать и о движении. Для того чтобы осуществилось движение, которое преодолеет некоторый путь, необходимо пройти сначала половину пути, затем половину половины, затем половину четверти и т.д. А значит, путь никогда не будет пройден. Предположив наличие движения, мы опять получили противоречие. Остальные апории по-разному это представляют. Например, апория «Стрела» утверждает, что движения нет, поскольку нет правильного понятия движения, и вообще его не может быть. Летящая стрела, двигаясь из начальной точки к конечной, постепенно находится в цепи точек, оставляющих её путь. Но, находясь в точке, стрела покоится, а не движется. Сумма точек покоя не может составлять движения.

Зенон исходит из того, что мы можем мыслить множественность и подвижность. Но это будет неверное с точки зрения законов мысли рассуждение. (И это действительно неверно, в том смысле, что не абсолютно верно.) Значит, верной будет мысль обратная (что совсем не обязательно). Причиной такой парадоксальности во многом явилось аксиоматическое отождествление «величины» и «телесности», и шире – мысли о предмете и самого предмета.

Зеноновская философия явила сложность, противоречивость, необычную логическую динамику нашей мысли, обозначила проблему понимания нами особенностей движения нашей собственной мысли, доведя её до парадокса, продемонстрировала изощрённость и изящество логики. И, кроме того, была предвосхищением многих математических проблем, прежде всего феномена «бесконечностно бесконечного».

г). Третий представитель этой школы, известные более как выдающийся полководец, а не философ, Мелисс (5 в. до н.э.) считал необходимым совсем не связывать бытие и телесность, в той натуралистической форме, в какой это делал Парменид. Бытие не универсальная «вещь», поскольку оно безгранично, бесконечно. А признать его ограниченным нельзя, поскольку это будет означать его неполноту и несовершенство, что невозможно для первоначала. И будет означать, что существует небытие, т.к. за границами бытия может быть только небытие.

Вневременное завершенное бытие Парменида Мелисс заменяет вечным во времени и бесконечным бытием. При этом он формулирует основной закон бытия – закон его сохранения: «Из ничего никогда не может возникнуть нечто»[71], который принимается всеми античными философами, независимо от того, принимали они учение о подлинном бытии или нет.

Вывод. Философия элеатов – самая сложная в ранней греческой философии. Не удивительно, что в одном из эссе выдающегося философа 20 века М. Хайдеггера Парменид предстает воплощенной неразгаданностью всей европейской философии. В этой школе предпринимается попытка создать монументальную мыслительную панораму тождественного самому себе космического бытия. Но панорама эта лишена мистической загадочности, запредельности и паранормальности. В ней выражена трудно представимая современным человеком первозданная простота и всеохватная полнота живого мира-космоса, в которой совпадает вечность и миг, которую Парменид называет «слиянностью, ненарушимой ничем» и «безнуждностью»[72].

Е). Поздняя физика: плюрализм первооснов. В целом ранняя физика являет собой очень вольное, созерцательно-удивленное философствование, наивное мыслительное любование миром, которому философ – вольный мудрец – придается почти безрассудно.

а). В логике единого внутреннего теоретического движения философии первые физики занимают вполне определённое место. Они обозначают четыре важнейшие проблемы-идеи этого движения. 1. Проблема первоначала. 2. Проблема соотношения первоначала и движения. 3. Проблема соотношения множественности вещей и исходного единства мира. 4. Проблема соотношения подлинного и неподлинного бытия; утверждение бытия и отрицания небытия.

Последняя проблема создаёт для ранней натурфилософии достаточно сложную мировоззренческую ситуацию. Первые физики стремятся проникнуть в тайну мироздания через его первооснову, в конечном счёте, в тайну единства бытия. Но, проникая в эту тайну, обнаруживают двойственность мира, подлинность и неподлинность бытия. А это значит, что идея первоосновы, в рамках которой первоначально понимался мир, начинает деформироваться.

Во многом ещё мифологичная, синкретическая картина мира расслаивалась. Философия начинает осознавать себя не просто отстранённым созерцанием удивлением, а многослойным, логическим в своей сути усилием. Мир же начинает восприниматься не следствием единого порождающего начала, а особым образом объединённой множественностью.

б). Это приводит к тому, что в поздней физике происходит отказ от поисков единого порождающего первоначала и допускается плюрализм материальных первооснов. Есть множество структурных элементов существующих вещей. Каждый из этих элементов обладает некоторыми, но не всеми характеристиками подлинного бытия. И, прежде всего, они все лишены характеристик единственности и неподвижности.

Через идею плюрализма первооснов решается и проблема соотношения первоначала и движения. Послепарменидовские досократики согласны с Гераклитом в том, что мир подвижен. Но они согласны и с Парменидом в том, что подвижность не может быть характеристикой мира, если он божественен и совершенен, ведь подвижность – всегда уничтожение и возникновение, всегда стремление к чему-то, что предполагает исходную недостаточность. Поэтому и возникает сомнение в идее первовещества, которая не может объяснить единства характеристик совершенства и подвижности.

Поздние физики как бы проверяют все основные параметры, по которым можно оценивать первоначало как первовещество: количество, качество, делимость (составные части). И приходят к представлению о множественности первооснов.

Такие первоосновы по Эмпедоклу представляются качественно различными, по числу ограниченными, до бесконечности делимыми. Это четыре стихии: земля, вода, огонь и воздух. Атомисты первовещества представляют качественно однородными, по числу неограниченными, неделимыми. Это – атомы (что собственно и означает – неделимые). У Анаксагора первовещества качественно различны, по числу неограниченны, до бесконечности делимыми. Ими являются «гомеомерии», или «семена вещей».

в). Все видимые движения определяются как соединение и разъединение этих первовеществ. Значит суть мира, «тайные сцепления», определяется не первовеществом, а чем-то особым, что обеспечивает и регулирует всю эту динамику мира. Существует некоторое невещественное, нематериальное начало, на которое переносятся характеристики единственности и неподвижности, и которое является при этом причиной, энергией, силой мира.

У Эмпедокла это – полумифические силы Любви и Вражды. У атомистов это –внутри самих атомов существующая необходимость движения, поскольку атомы располагаются в пустоте. У Анаксагора это – уже полностью выходящая за рамки вещественности особая мирообразующая сила – Нус (Ум или Дух).

Вывод. Если добавить ко всему сказанному, что поздние физики гораздо большее внимание, чем ранние, уделяют всему, что касается непосредственно человеческой жизни: этике, психологии, политике, эстетике, – то становится очевидным кризис натурфилософской позиции.


   
 
  • Опубликовано: 9 октября 2013 /
  • Просмотров: 43071
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Педагогическая антропология
  • Автореферат. Концептуализация понятий «язык» и «родной язык» в языковой картине мира
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Диссертация. Концепты Mind, Heart, Soul в современном английском языке
  • Автореферат. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте
  • Диссертация. Функционально-языковые возможности англо-русской морфологической модели (Часть 2 из 2)
  • Автореферат. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины х1х в
  • Автореферат. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б. Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»)
  • Диссертация. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.