Философия. Крылова Е. Э

3. Философия идей Платона.

Платон является самым выдающимся учеником Сократа. Это обстоятельство является не только фактом его биографии, но и определяет особенности возникновения и природу его философии. Он принимает духовную заповедь Сократа – самопознание – как главную жизненную и философскую задачу. Причем понимает эту задачу не только как индивидуальную, но и как бытийную, а значит и общечеловеческую, общегражданскую.

Самопознание, во-первых, задача государственная, а, во-вторых, теоретическая. Подлинной вершиной и кульминацией самопознания является знание духовного, идей. Теоретически организованное знание об идеях – это то, что может спасти сократовский рационализм от спрятанного в нем декаданса. Стремясь таким образом соединить эллинский дух с сократовским рационализмом, Платон создает первую в Европе серьезнейшую и глубочайшую систематическую философию.

А). Жизнь и творчество Платона. Годы жизни Платона: 427 – 347 до н.э. Имя «Платон» обозначает не только человека, но и целую эпоху. Платон – философ, писатель, создатель первой академии, человек во многом определивший политическую и культурную жизнь своего времени и да последующих времен. Поскольку он предстает перед потомками как воплощенный в отдельном человеке дух Древней Греции, то в Средние века за ним закрепилось имя «Грек».

Подлинное же имя Платона – Аристокл, которое ему дали предположительно по деду. Платон – это прозвище, данное то ли учителями гимнастики за крепкую фигуру с широкими плечами (он был борцом, победителем олимпийских игр), то ли учениками за его высокий лоб, символизирующий его высокие и обширные познания (платос – широкий).

Важнейшими вехами его биографии являются следующие события. 1. Достаточно бурная молодость, типичная для молодого афинского аристократа (гимнастика, пиры, стихосложение, обучение сложившейся к тому времени философии). 2. Знакомство с Сократом, перевернувшее жизнь Платона, который воспринял его не просто как теоретического учителя, а как вочеловеченную философию, самую справедливую форму жизни, живую модель мира. 3. Путешествия Платона и его попытки реализовать в Сиракузах свой политический идеал, чуть не окончившиеся для него трагически. 4. Создание собственной философской школы – Академии, названной по месту ее пребывания в саду древнегреческого героя Академа, и ставшей прообразом европейской системы образования.

Б). Идея как центральное понятие платоновской философии. Начиная с Платона, формируется и утверждается новый тип греческого философствования – философствование по идеям. Более всего этому способствовала жизненная и философская судьба Сократа. Слова Сократа, приведенные Платоном в диалоге «Критон»: «Я не способен повиноваться ничему из всего, что во мне есть, кроме того убеждения, которое после тщательной проверки представляется мне наилучшим»[84], – для Платона стали духовным и методологическим заветом.

Повиноваться лучшему – это опытность, подлинное искусство жизни. Платон говорит: «Ты опытен – и дни твои направляет искусство, неопытен – и дни твои катятся по прихоти случая»[85]. Лучшее же – это идеи. Философия Платона – абсолютный объективный идеализм и потому что признается полное верховенство идей в мире, и потому что утверждается пафос идеальности как определяющей формы человеческого существования. Причем, идеи – не только лучшее, что есть в мире. Они воплощают собой теоретическое действительное знание (эпистеме), принципиально отличающееся от мнения (докса).

Платон был учеником не только Сократа, но и софистов. От своего учителя Кратила он воспринял убеждение, что все вещи настолько изменчивы, что не могут быть предметом истинного знания, которого, следовательно, и нет. От своего главного учителя – Сократа – он воспринял убеждение, что знание есть, оно – высшая ценность, и выражается в понятии. Эти два противоположных по видимости убеждения приводят к единственному теоретическому выводу – знание, как высшая ценность, относится к особым нечувственным, сверхчувственным объектам. Это и есть идеи.

Идея – центральное понятие платоновской философии. В идее он находит то первоначало мира и космоса, которое отыскивали все греческие философы. При этом само понятие идеи Платон не создает «из ничего». Он использует введенное Демокритом понятие «эйдос», которое в свою очередь восходит к общегреческому мифологическому понятию «эйдолон». Это особый чудесный образ вещи, существующий независимо от нее. Эйдолон – это особая чудесная вещь, странным образом увеличивающая значение реальной чувственной вещи. Некоторое образно-смысловое «эхо» вещи.

Из трех понятий: «эйдолон», «эйдос», «идея», – Платон чаще всего пользуется вторым. В отличие от современной трактовки понятия «идея» эйдос (образец, вид) – это не абстрактно, а онтологически существующая идея, не формула или схема, а «живая» сущность. Эйдос не отвергает материальной вещи, а «сублимирует» ее, втягивает в идеальное и преображает. Эйдос – это оформленный и мысленно осязаемый вид. Это строй предмета, его световое излучение. Эйдос – это «единица» познания, понимаемого как художественно-рациональное творчество, или творчество идеального познания.

На протяжении всего творчества Платона понятие «эйдос» постепенно превращается в понятие идеи, которая предстает в различных своих значениях. 1. Идея – это принцип смысловой структуры добродетели и, шире, принцип структурности жизни. В этом случае она – «душевное тело», душа, калокагатос (прекрасно-хороший, великодушный человек). 2. Идея – это «безвидная вещь», бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность, нетленный вид реальной преходящей вещи. 3. Идея – это гипотеза, имеющая два аспекта: неподвижная сущность – усия, находящаяся в особом мире идей, и подвижная – ноэма, находящаяся в душе. 4. Идея – это порождающая модель мира и, одновременно, предел устремлений мира и всего в нем. А значит она и универсальная тождественность, умиряющая все нетождественное, разнообразное и разноликое. 5. И, наконец, она – воплощение справедливости мира в виде идеального государства.

В). Душа как идея. Идея как душа есть основа и результат катарсиса, преодоления «безрассудства тела». Первоначально душа понимается Платоном как «душевное тело», или совершенный образ жизни – калокагатия, (фактически канонизированный Сократ).

Постепенно душа приобретает черты субстрата подлинной жизни, фундаментального принципа ее организации. И в этом качестве уподобляется Платоном парной крылатой конной упряжке, особому бестелесному крылатому образованию, вселяющемуся в человека, и, в конце концов, рассматривает ее как «вместилище бессмертного, как особый орган связи человека с занебесной областью идей. В целом, душа – это эйдос жизни.

Наиболее же универсальным пониманием души является космическое. Душа космоса, космическая душа – центр мироздания, также как и душа человека – основа человеческой жизни. Космическая душа, как и индивидуальная – источник одухотворения.

Душе приписываются два важнейших атрибута: идеальность и бессмертие, которые взаимоопределяют друг друга. Душа бессмертна, потому что идеальна, и она идеальна, потому что бессмертна. Это взаимоопределение осуществляется через понятие движения. Всякое обычное тело движимо чем-то извне. Поэтому оно неодушевленно. Душой же может называться только то, что движимо само собою. Поэтому душа вечно движима особым идеальным движением. Значит она – «непорождаема» и «бессмертна».

Только такая душа может придать смысл индивидуальной жизни, включая ее в жизнь мира, связывая отдельную жизнь с объективной реальностью общеродовой идеи, т.е. со смыслом космоса, государства и, в целом, мироздания.

Тело и душа противостоят друг другу. Тело, в отличие от идеальной и бессмертной души – несовершенно и смертно. Характер сочлененности души и тела определяется расположенностью души в теле. По Платону «седалище» души: мозг, сердце и брюшина. Мыслительный, чувственный, вегетативный уровни. Душа способна выполнять эффективно свои функции при иерархическом подчинении низших уровней высшему интеллектуальному началу.

Тело – «темница» души. Совершенное бытие души бестелесно. Поэтому смерть граница, отделяющая неподлинную жизнь от подлинной, она есть выздоровление, освобождение души. Поэтому смерть не ничто, а нечто. Смерть, как и рождение, определяется через жизнь. Жизнь главнейший атрибут мира, потому что мир в своей подлинности есть мир идей. Т.е. любая единичность в своем существовании имеет смысл только благодаря закону и правилу, которое задает объективная реальность общеродовой идеи.

Г). Строение мира идей.  Общеродовая идея, собственно эйдос, есть сущность. Эти сущности заполняют особый мир, или особую часть мира, которую Платон именует царством идей, занебесной областью, хребтом неба, Гипреуранией, умным местом и т.п. Мир идей – это и особая земля, круглая и ярко разноцветная, как лоскутный мяч, и неподдающееся описанию, вычищенно-смысловое пространство, область бесцветной, без очертаний, неосязаемой, подлинно существующей сущности.

Вся она заполнена безвидными сущностями, нетленными видами всех реально существующих вещей. Эти эйдосы сущности одновременно являются и объектами и субъектами этого мира, а ее устройство подобно пирамиде. На вершине царит идея Блага. Несколько ниже располагаются благо-видные идеи: знания, истины, добра, красоты. Далее – души как эйдосы жизни. Еще ниже – математические предметы-идеи. В самом основании находятся многочисленные идеи всех отдельных предметов.

Это основание есть граница подлинного и неподлинного бытия. Благо – символ подлинности мира идей, в некотором смысле оно выше пределов мира идей, поскольку уже не является собственно идеей-сущностью. Благо – оправдание мироздания, его свет и Солнце. Оно предает всем предметам способность быть познаваемыми (достойными познания), да и саму способность существовать (быть в мире, а не в хаосе). Благо – безмерный образец мира.

За границами подлинного мира – мир неподлинного, мир небытия. Его заполняет небытийная хаотическая первомасса, из которой возникают в своей отдельности и телесности предметы чувственного мира. Это мир материи – особой основы мира, цель и смысл присутствия которой в мире невозможно понять, но от которой, к сожалению, нельзя освободиться.

Подлинное и неподлинное бытие противопоставлены друг другу, но не делят мир на естественный и сверхъестественный. Они составляют трудно уловимое и объяснимое единство Универсума. Главной философской проблемой понимания этого единства является проблема соотношения единого и многого – единства духовного начала и множественности телесного мира.

Идея есть «единица» духовного, без которой ничего не возможно сказать ни об одной вещи, ни о мире в целом. Мир строится по модели «образ – подобие». Если нет образа – нет и мира (а есть война и хаос). Главное правило жизни космоса: всякая вещь – инобытие идеи, всякая идея – образец вещи (и даже особая образцовая вещь).

Представление о непомерном величии Блага строится на убеждении в том, что в мире абсолютно доминирует модель иерархического единства над моделью плюралистической общности. И Благо в этом случае получает еще одно имя – «Единое». Пафос такого пирамидально устроенного мира можно описать фразой: «По вертикали – к зениту!»

Это в свою очередь выявляет некоторые «аксиомы», философемы (исходные философские допущения, утверждения). 1. Мир человека – вертикален. Стихия реальных поступков и устремлений людей сориентирована на Благо. Человеку прирождено стремление ввысь. 2. Мир-космос также вертикален. Мир – это мироустройство, мирострой, а не простое плоское, или даже шарообразное простирание жизненных сил природы. Он – сложное, многоуровневое, целесообразное, а значит благое образование. 3. В мире всегда сущность определяет существование, единое определяет многое.

Д). Природа познания. Человек, гармонически поддерживающий такое мироустройство, и есть калокагатос. Его целью является уподобление Богу. Главной его силой является познание, разум, который наполнен идеями и определяется идеей. Идея настолько универсальное первоначало, что обладает как онтологическим, так и гносеологическим статусом. Она не только покоится в вышних сферах занебесной области, но «светится» во всех вещах мира, что проявляется, прежде всего, в знании.

В теоретическом отношении гносеологические воззрения Платона представляют идею как форму субъективно-человеческого функционирования объективно-реальной идеи, как сущность, недоступную человеку как объект, но открывающуюся ему в процессе познавательного творчества. В познании происходит художественная прорисовка сущности мира: от вдохновения – через воображение и память – к произведению. Самое совершенное произведение – теоретически построенное описание сущности мира.

Познание – не простое отражение вещей сознанием, не форма сообразительности, интеллектуальной игры, а неизбежное «отправление» бессмертного органа человека – его души. Познавательная способность человека духовно укоренена и интеллектуально организована. Всякая действительно глубокая мысль – тектоническое преобразование всего человека.

Поэтому познание реализуется на нескольких уровнях: 1. Эрос – особое состояние мистического энтузиазма. 2. Анамнезис – припоминание идей, виденных душой до вселения в тело. 3. Мнение (докса) и наука (эпистеме) как различные техники познания.

Эрос и анамнесис – неосознанное познание, но не бессознательное. Познание – это прорыв, вознесение, природа которого скрыта от самого человека. Это до конца не объяснимое стремление вверх, над которым человек не властен. Познание – интеллектуальная интуиция, завершающаяся теоретическим творчеством. Когда человек следует этому неосознанному стремлению, то вырабатывает определенную технику познания, которой он должен быть хозяином. Это и есть докса и эпистеме.

Структуру мнения и науки схематично можно представить следующим образом[86]:

Философия . Крылова Е. Э

Мнение и наука уступают по своей энергетике и мощи эросу и анамнесису, и не существуют без них. Но именно мнение и наука делают познание завершенным, а значит, делают его искусством. Завершенность познания – знание. Оно добывается математикой и обрабатывается, отшлифовывается диалектикой. Диалектика – это оперирование понятиями, их анализ и синтез, выявление сущностных, родовидовых отношений между ними.

Испытанное диалектикой знание – завершение познавательного творчества, и оно делится на два основных типа:

Философия . Крылова Е. Э

Многоаспектность знания есть следствие того, что знание – обязательный атрибут истины, но не вся истина. Абсолютная истина как самостоятельная ценность пребывает в мире идей. И она-то подлинно существует. Именно этим обеспечивается возможность истинного знания в человеческой мысли, а значит и приоритет знания над мнением.

Идея недоступна человеку как объект, но открывается ему в процессе познавательного творчества. В гносеологическом отношении она выступает как гипотеза («ипотеса»), включающая в себя «усию» - неподвижную сущность, пребывающую в мире идей, и «ноэму» – сущность подвижную, находящуюся в душе человека.

Познавательное творчество – единственный путь, которым при жизни человека ему может открыться идея. Поэтому «познающий человек» – это не временное состояние, а судьба. Эту судьбу описывает миф о пещере (или символ пещеры). И судьба эта оказывается очень драматичной и противоречивой. Поэтому в другом месте Платон дает следующее определение человеку: «Человек есть существо бескрылое, с двумя ногами и плоскими ногтями, способное обладать общественным знанием».

Е). Учение о мироздании и космосе. Рассматривая природу такого первоначала, как идея, Платон почти систематически закрепляет отделенность мира идей, сущностей, первоначал от чувственного мира природы и человеческой жизни. Но целостность космоса была для любого древнего грека аксиомой. Платон убежден, что в мире есть что-то, что обеспечивает эту космическую целостность. Это сила любви.

а). Он называет эту силу «средней» – средней между богами и смертными, поскольку любовь не есть Бог, но есть влечение к божественному. Размышления об этой силе составляют особую часть философии Платона – эротику. А эротика, в свою очередь, является фундаментом космологии.

Эротика Платона – это описание особого пути к Абсолюту. Это особая форма неинтеллектуального устремления к Благу. Это устремление рождают в людях два божества Эрот и Афродита, которые приходят в мир в двух ликах. Есть демонический и героический Эрот и божественно-прекрасная Афродита, а есть вульгарные и низменные Эрот и Афродита. Первые влекут людей к хорошему, совершенному и прекрасному самому по себе, а вторые – к приятному, красивому, присутствующим в вещах и телах.

В целом любовь есть устремление к пределу, энергетически мощное устремление от обыденного к идеальному, преодоление «безрассудства тела» в пользу бестелесного прекрасного. (Именно такой смысл понимания любви образовал известное словосочетание «платоническая любовь»). В этом устремлении любовь возрастает по нескольким уровням: любовь к вещам и телам, любовь к душам и идеям, любовь к идее Красота и к Благу. Высшее проявление любви – философия.

Многоликая Любовь в соединении с космическим Умом образует единую жизненную силу мира. Этот силой творится мир, и она обеспечивает его единство и целостность. Эта универсальная Любовь проявляется в действиях Демиурга (Мастера) – устроителя мира, фактически Бога. Причиной творения мира является воля Демиурга, который пожелал, чтобы был мир, и чтобы «все вещи стали как можно более подобны ему самому»[87]. И это творение не из ничего, а творение «произведения» из материала мира. Этим произведением является универсальная космическая дружественность. Демиург – универсальный гармонизатор мира.

Мир в этом случае оказывается видимым Богом и простирается между двумя полюсами: безмерностью любви и математически промеренной организованностью. Мир восходит от живых природных форм, «неразумно льнущих друг к другу»[88], к чистейшей гармонии небесных тел и светил.


   
 
  • Опубликовано: 9 октября 2013 /
  • Просмотров: 43086
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Педагогическая антропология
  • Автореферат. Концептуализация понятий «язык» и «родной язык» в языковой картине мира
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Диссертация. Концепты Mind, Heart, Soul в современном английском языке
  • Автореферат. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте
  • Диссертация. Функционально-языковые возможности англо-русской морфологической модели (Часть 2 из 2)
  • Автореферат. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины х1х в
  • Автореферат. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б. Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»)
  • Диссертация. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.