Философия. Крылова Е. Э

II. Особенности философского сознания.

1. Мыслительная природа философии.

Все выше сказанное дает возможность говорить не только о двойственности философии, но и о ее «тройственности». Природа этого особого ненаучно систематизированного знания определяется тремя явлениями: мир, человек и мысль, их соединяющая. Не случайно, если хотят сказать что-то позитивное о философии, то говорят, что она учит мыслить.

А). Философия и нефилософия. Но она не просто учит мыслить, она – сама мысль, смысл, осознанность. Платон говорил, что философствующий отличается от нефилософствующего тем же, чем бодрствующий – от спящего. Вопрос этот бездонный и безразмерный, фактически только о нем и говорит весь курс по философии. Размышления в рамках этого вопроса раскрывают подлинную суть и природу философии, а мыслительная природа философии зафиксирована уже в самом слове философия, в корне «мудрость».

Вопрос «Что такое мудрость?» еще труднее, чем вопрос «Что такое философия?» Встретить мудрость в мире легче всего, встретив мудрого человека. Но кто видел действительно мудрого человека? Мудрость же природы и мудрость Бога часто «за семью печатями». В этом случае остается только возможность отрицательного определения (при невозможности положительного). Философия – антипод псевдо-философии, нефилософии. Не-философия – бегство от мудрости безмыслие, неосмысленность и т.п. Философия, как и мудрость неотделимы от мыслительного усилия, действия осмысливания, которое переживается как максимально позитивное состояние.

Б). Метафорически-художественное представления мыслительной природы философии. В качестве предварительного направляющего ориентира определения философии через мысль можно предложить развернутую цитату из романа Фазиля Искандера «Человек и его окрестности».

В одной из частей этого романа главным действующим лицом является двойник Ленина, проживающий в небольшом городке предкавказских районов России. Пытаясь через современного «Ленина» понять Ленина реального, Искандер пишет: «С яростью и необыкновенным темпераментом постоянно обрушиваясь на старую мораль и мечтая о создании нового социалистического человека, неужели он не понимал, что если вообще и можно создать новую мораль, боле совершенную, чем старая, то это дело тысячелетий? И как можно начинать новую жизнь с разрушения старой, тоже тысячелетней морали? Это все равно, что посадить росток хлебного дерева и тут же сжечь колосящуюся, пусть не в полную силу, пшеницу.

В сочинениях Ленина нет никакой мудрости. Он всегда торопится, всегда пристрастен. По-видимому, чтобы быть мудрым, надо думать много, но лениво... Только тот, кто забывает, что он думает, может до чего-нибудь додуматься. Чтобы думать, надо выпадать из жизни. Дар философа – дар выпадения из жизни при сохранении памяти о ней.

Осмелюсь оспорить афоризм Маркса: «Философы до сих пор объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его». Как только философ начинает изменять жизнь, он теряет возможность справедливого суждения о ней, потому что становится частью потока этой жизни. И чем сильней философ меняет течение жизни, войдя в ее поток, тем ошибочней его суждения о том, что в ней делается, и теперь шанс на справедливое суждение о жизни, которую изменяет и в которой барахтается наш философ, имеет другой философ, который сидя на берегу, наблюдает за тем, что происходит в потоке.

Но если он, видя своего собрата, барахтающегося в потоке, сам бултыхнется в поток, с тем, чтобы объяснить ему его ошибки, все равно информация, которую он ему передаст, будет уже неверна, потому что он сам, окунувшись в поток, еще раз изменил его свойства.

Так бедный Мартов, то окунался в поток, где барахтался Ленин, то выплывал из него и кричал ему с берега о его ошибках, но они уже были обречены не понимать друг друга. А Ленин в это время целенаправленно греб внутри водоворота, принимая каждый свой круг в бурлящей воронке за очередную диалектическую спираль, пока, скрюченный судорогой, не задохнулся».[2]

Два «определения» философии четко обозначаются в этом, безусловно, метафорическом описании: а). Философия – выпадение из жизни, при сохранении памяти о ней. б). Философия в принципе не может иметь прикладного значения, а значит и прямых практических следствий. (Такими же характеристиками может обладать только мысль.)

2. Специфика философского обращения к мысли.

Мысль не является принадлежностью только философии. Философия определяется особой способностью мыслить. Если сравнить высказывания: «Вот стол», «Вот окно», «Вот небо»… и «Вот мысль», или: «Этот стол деревянный», «Я думаю, что этот стол деревянный» и «Вот моя мысль об этом деревянном столе», то станет ясно, что уже сам язык особым образом выделяет мысль из всех феноменов мира.

В любой другой области знаний и деятельности человека мысль имеет вторичное инструментальное значение. Она всегда мысль о чем-то. В философии, наоборот. Философия обращается к мысли и сознанию самим по себе. Философское сознание – это утверждающее себя и постоянно проверяющее себя в этом утверждении сознание. К первейшим лозунгам философии относятся слова французского философа Р.Декарта: «Мыслю, следовательно существую!» (Можно раскрыть: «Я мыслю… я правильно мыслю… и в этом я прав… и, стало быть, я существую».)

Философия – это «бытие-в-мысли». Философское состояние – это обращенность к мысли, готовность к ней, включенное мыслительное напряжение, желание, как сказал классик, идти на подвиг познания.

Философское же знание – это мысль превратившаяся в понятие и выговоренная в слове. «Философские понятия и слова есть как бы расшифровки свидетельств сознания о своей собственной деятельности»[3]. Наше сознание не просто воспринимает внешний мир и реагирует на него, но и понимает его. Причем, двигаясь к пониманию мира, сознание одновременно проясняет и себя самое. Поэтому философия есть «мысль о мысли».

Если же признать, что это совершенно особый род занятий, которым занимаются особые люди, то можно сказать, что философия – это то, чем занимаются философы.

3. Сущностные характеристики философии.

При таком понимании у философии можно выделить ряд важнейших смысловых характеристик: а) Философия по природе своей теоретична. Практическим применением философии может быть только сама философская теория; б) Конечным, внешним предметом философии, если таковой все же искать, является бытие, т.е. мир, представленный в целостном смысле; в) Философия осуществляется через особый философский язык; г) В философии существует собственная дисциплинарная организация и структура.

А). Теоретическая природа философии. Философия – это мысль о мысли. Но мысль может быть предметом исследования различных наук. В философии мысль – не предмет, а сущность. Значит: во-первых, практика философии – практика мысли как таковой; во-вторых, мысль – не один из обычных «предметов» мира. В таком качестве она может быть только самым странным и несуществующим в привычном смысле слова «предметом».

а). В основе философии лежит убеждение, что о мысли следует мыслить с не меньшим достоинством, чем о других предметах. Поскольку о других предметах мы можем думать и при прямом контакте с ними (на уровне ощущения и восприятия), и после обращения к ним (представление и понятие), то философия пытается сделать это и по отношению к самому состоянию мысли. Она пытается сделать мысль и мысль об этой мысли одновременными.

Это состояние называют по-разному. «Обостренное чувство сознания». «Интеллектуальное созерцание». «Апперцепция» (сверхчувственное восприятие). Но самым полным названием этого является – трансценденция. Философия – это трансцендирование.

Термин происходит от латинского «трансценденс», что означает преступающий, выходящий за пределы, перешагивающий, сквозной. Трансцендированием можно назвать устремление человека к чему-то поверх и помимо той ситуации, в которой он конкретно находится и которая на него конкретно воздействует.

б). Выход из конкретики в границах этого света может быть разнообразным. Философия есть попытка позитивного решения этой задачи. Такое решение связано с миром идей. Окружающий нас мир может быть разделен на два пласта: « реальный план» и «идеальный план». Это не разные «предметы»: вещи и мысли, – а разные, как было сказано, пласты, выявляемые во всех явлениях действительности, осязаемое и неосязаемое бытие, («видимые» и «безвидные» вещи, как говорил Платон).

Трансцендирование есть переход из «реального плана» действительности в «идеальный план». Он называется так потому, что всякая конкретная ситуация представлена здесь «в идее», в «очищенном» виде, в «идеале», доведена до собственной сущности. Исходное философское действие состоит в том, чтобы «блокировать в себе нашу манию мыслить картинками и начать оперировать смыслами»[4]. (Подобным образом понимал суть философии И. Кант, когда в XVIII веке ввел в широкий философский обиход понятие трансцендирования. При этом Кант различал трансцендентальное – внеопытное и трансцендетное – сверхопытное знание).

в). Именно такая природа философии рождает ее второе имя: метафизика. Прямое значение этого древнегреческого слова – сверхприродное, то, что выше физики. Метафизикой назвали в III веке до н.э. центральную часть философии Аристотеля его последователи, поскольку понимали ее наукой о сверхприродном. С этого времени слова философия и метафизика начинают употребляться как синонимы.

Наконец, можно сказать, что именно это делает философию собственно теорией и только теорией. Предметом философского сознания является само философское сознание. Философия единственная подлинно теоретическая дисциплина. И это выразительно подтверждается исходным значением слова «теория» (образ Олимпийских игр, рассказ о них, который привозил с собой «теорос» – человек-наблюдатель, направляемый на игры из городов-полисов, удаленных от мест их проведения).

Б). Философия как теория бытия. На основе трансцендирования создается философская теория, и она может быть только теорией бытия.

а). Почему? Предметом философского сознания является само философское сознание. Его суть мыслить «в идее» действительность. Мыслить «в идее» – значит освобожденным от характеристик случайности, множественности, хаотичности и представленным в существенных характеристиках, к которым в первую очередь относятся осмысленность и целостность. Мир, понимаемый таким образом, и называется в философии бытием.

Бытие – это мир в той предельной форме, в которой мы можем о нем думать. (Горизонт видимого.) Бытие чаще всего понимается как существование. Но это разные понятия. Существуют отдельные феномены мира, и существует мир как целое: имеется факт наличия мира. Именно этот факт и называется бытием. Бытие всего мира и постигается особыми образованиями – идеями. Вещи – существуют. Идеи и мир в целом – бытийствуют.

б). Основной философской процедурой рассуждения о бытии, идеях и их бытийствовании является рефлексия. Это основной организационный акт философского сознания. Поэтому можно сказать, что философия есть культура трансцендирования и рефлексии.

Термин происходит от латинского «рефлексио» – отражение, обращение назад. В самом общем виде рефлексия понимается как размышление, наполненное внутренним самоанализом. Энциклопедическое определение рефлексии: «Рефлексия – это принцип человеческого мышления, направляющий его (мышление) на осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания; критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека». Различают элементарную, научную и философскую рефлексию. Первая – самосознание. Вторая – критический анализ теоретического научного знания. Третья – осмысление предельных оснований бытия, мышления и культуры в целом. Философская рефлексия, в отличие от остальных, всегда направлена к целевым вопросам: «Зачем?», частично «Как?» и «Почему?», а не к информационным: «Что?», «Где?», «Когда?».

В). Специфика философского языка. Стремясь достигнуть бытия-в-мысли, философ трансцендирует. Трансцендирование совершается актами рефлексии. Рефлексия делает возможным формирование понятия. Понятие облекается в слово. Язык, слово являются единственным осязаемым материалом, с которым работает философ.

а). Философию можно показать, продемонстрировав философский язык. Образцом философского языка может быть, например, фрагмент из работы И. Канта «Критика способности суждения».

«…синтез рассудка, рассматриваемый сам по себе, есть не что иное, как единство действия, создаваемое рассудком, как таковое, также и без чувственности, но способное внутренне определять чувственность в отношении многообразного, которое может быть дано ему сообразно форме созерцания. Следовательно, рассудок, под названием трансцендентального синтеза воображения, производит на пассивный субъект, способностью которого он является, такое действие, о котором мы имеем полное основание утверждать, что оно влияет на внутреннее чувство. Апперцепция и ее синтетическое единство не тождественны с внутренним чувством…»[5]

б). Философский язык складывается из двух компонентов: собственно философского языка (ее термины, категориальный аппарат) и внефилософского языка, заимствованного из других областей знаний и обыденного языка и особым образом переработанного философией. Основная характеристика первого – принципиальная сложность, второго – интерпретация (толкование), разъяснение, разгадывание.

в). Мир философии – мир особого языка, построенного особым образом. Сложность является важнейшей характеристикой этого языка потому, что он не только выражает, так сказать, «рабочее» течение мысли – познание предмета, но и момент ее рождения в сознании и само это сознание как ее исток (ландшафт), а так же попытку достигнуть понимания и взаимопонимания, что является одной из важнейших целей познания.

Эти особенности философского языка дали возможность немецкому философу ХХ века Г.Гадамеру определить философию через ее язык следующим образом: «Вот что представляется мне поистине великой, захватывающей драмой философии: философия – это постоянное усилие отыскание языка, или, скажем с еще большим пафосом, постоянная мука нехватки языка. Языковая нужда…»[6].

Г). Дисциплинарная структура философии. Языковая форма философии дает ей возможность структурироваться, постепенно приобретать черты системы знаний. В эту систему знаний входят различные типы, направления, концепции, школы, дисциплины философии.

а). Самым фундаментальным основанием для деления философии на рода и виды является выделение различных типов или культур философствования: индийской, китайской, греческой (европейской).*

б). Философия приобретает и осознает свою дисциплинарную организацию постепенно и по-разному в различных типах философствования. Наиболее значительными вехами этого осознания в европейской традиции являются следующие: а) классификация стоиков (IV в. до н.э.) – философия состоит из физики, логики и этики, подобная же классификация предлагается Эпикуром; б) классификация Канта (XVIII в.) – философия структурируется в соответствии со способностями души (познавательной, практической и эстетической, поэтому философия есть единство учения об истине добре и красоте; в) и классификация Гегеля (XIX в.) – философия включает в себя логику, философию природы и философию духа. Эти классификации выбирают критерием деления теоретические особенности философии. В восточной же культуре философия разделяется преимущественно по школам, каждая из которых, как правило, связывается с вполне определенным именем известного мудреца.

в). К XIX веку философия достигает значительной теоретической наполненности, формируются разнообразные направления и дисциплины философского знания и возникает его разветвленная дисциплинарная структура.

Направление и концепции философии чрезвычайно многообразны. В зависимости от исторического периода они возникают, исчезают, вновь возвращаются, дополняют друг друга, противостоят друг другу, сливаются и подразделяются. В этом процессе сложного взаимодействия направлений и школ осуществляется историческое развитие философии. Причем основные из известных ныне направлений возникают достаточно поздно, как было сказано, в XIX веке. Самыми первыми обозначаются направления материализма, идеализма и агностицизма, хотя термины являются более поздними и не составляют самосознания древних философов. В Новое время появляются эмпиризм и рационализм, а затем (со второй половины XIX века) философия жизни, экзистенциализм, аналитическая философия, позитивизм (неопозитивизм, постпозитивизм),феноменология, герменевтика и многие другие.

г). Среди дисциплин, составляющих философскую теорию, можно выделить метафизику (в нее входят: онтология – учение о бытии, натурфилософия, философская антропология, частично теология и теософия и др.), гносеологию (теория познания) или эпистемологию (теория научного знания), логику, этику, эстетику, философию права, философию истории и культуры, философию политики, социальную и экономическую, философию, Философию истории и культуры, философию искусства и историю философии.

д). Европейская философия имеет большую интенсивность теоретического развития, чем восточная, поэтому в ней выделяются и исторически сменяют друг друга несколько важнейших типов философских мировоззренческих систем. К ним относятся:

1. Космоцентризм, характерный для древних философий, когда весь мир представляется огромным гармоничным космосом, своей гармонией обеспечивающий гармонию нравственного и общественного мира человека. ( Совпадение макрокосма и микрокосма.)

2. Теоцентризм (от Теос – Бог), характерный для средних веков, в котором происходит, слияние философии и религии и подчинение философии задачам и целям религии. («Философия – служанка богословия».)

3. Антропоцентризм (гуманизм), связанный с эпохой Возрождения, для которого характерна сосредоточенность на уникальности человека и величии его творческих возможностей. («Сквозь тернии – к звездам!»)

4. Гносеоцентризм (от гносис – знание), характерный для философии Нового времени, сосредоточенный на понимании разумной познавательной способности человека, которая рассматривается как самая существенная составляющая человеческой природы и, в целом, как объективная основа мира. Гносеоцентризм может перерастать с рациоцентризм и логоцентризм. (Все должно предстать перед судом разума!)

5. В качестве реакции на последние в ХХ веке в рамках постмодернизма возникает мировоззрение децентризма, декокструктивизма, детеррриториализации. (Приставка «де» означает: отсутствие, движение вниз.) Это мировоззрение игры, иронии, пуерилизма (мальчишества, ребячливости) и т.п., мировоззрение отрицающие все абсолютное, универсальное, целостно организованное и т.п. («Anything go!» – «Все подходит!»)

4. Социальный статус философии.

А). Два смысловых потока философии. Начиная с XIX века, многие мыслители приходят к убеждению, что есть две философии: «реальная философия» и «философия учений», взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга. Первая есть особое эмоционально-интеллектуальное состояние, в котором пребывает философствующий человек. Второе – система знаний, создаваемая на основе первого.

Пропорция их соотношения определяет связь человека с философией. В профессиональном философе оба компонента развиты максимально и объединены. Именно это обеспечивает способность к трансцендированию, благодаря чему философ достигает предельных возможностей человеческой познавательной способности. Он мыслит мир на пределе, в идее и в философском знании запечатлевает эту работу.

Б). Природа философии и природа человека. Это, в свою очередь ставит очень острый вопрос о социальном статусе философии. В конечном счете, это вопрос смысла, смысла жизни, прежде всего. Если смысл отрицается, то философия – всего лишь «дадаизм» (детский лепет, лепет великовозрастных детей). Если же смысл признается как основа мира и человеческой жизни, хотя бы так, что человек понимается как существо, призванное жить с мыслью о мире и себе, а не пребывать в беспамятстве, то философия – то, чем занимаются философы. Она обозначает «ватерлинию» мыслительных возможностей культуры, а любой человек в определенные моменты времени, хотя бы в самом затаенном уголке своего существа оказывается философом. Философ аккумулирует эти вспыхивающие время от времени философские состояния и выводит их для работы в идеальный план.

Видимо людей такой участи не может и не должно быть много, но они должны быть. Через них критически осмысливаются новые состояния и формы жизни и культуры. Они стремятся найти баланс между крайностями антропошовинизма и титанизма – с одной стороны, и смыслоутраты и самоутраты человека – с другой. С помощью философии человек пытается найти себя: не больше, чем он есть, и не меньше.

Вывод. Завершая разговор об особенностях философского сознания, можно сказать, что предметом философии является философски организованная мысль о бытии и месте человека в нем. Сама философия всегда оказывается теоретическим осмыслением фундаментальных интуиций, эмоций, идей определенной культуры («квинтэссенция эпохи», «теория духовной жизни»). Важнейшей функцией философии является функция осмысления. Все остальные ее функции определяются этой: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, прогностическая, практически-нравственная и др.


   
 
  • Опубликовано: 9 октября 2013 /
  • Просмотров: 43064
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Педагогическая антропология
  • Автореферат. Концептуализация понятий «язык» и «родной язык» в языковой картине мира
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Диссертация. Концепты Mind, Heart, Soul в современном английском языке
  • Автореферат. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте
  • Диссертация. Функционально-языковые возможности англо-русской морфологической модели (Часть 2 из 2)
  • Автореферат. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины х1х в
  • Автореферат. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б. Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»)
  • Диссертация. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.