Государственное регулирование экономики

Глава 2. ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1. Государство и его функции

Любая экономическая система характеризуется взаимодействием домашних хозяйств, корпоративных и государственных структур. Поскольку государственные структуры в процессе своего функционирования реализуют право ограниченного контроля над частным сектором, то поведение домашних хозяйств и корпораций в рыночной экономике является реакцией на экономическую и законотворческую деятельность государства. Государство представляет собой сложное явление. В наиболее общем понимании под государством понимается союз, объединение, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение. Принуждение - это прежде всего ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным приносить выгоды тем или иным индивидам. Использование принуждения оправдано, только когда отказ от одних возможностей открывает доступ к другим, более значимым с точки зрения индивидуального или общественного благосостояния.

На протяжении существования человеческого общества мыслители, ученые, политические деятели обращали внимание на феномен государства, искали подходы к определению его сущности и наиболее значимых признаков. Анализ государства с разных позиций - философских, исторических, социологических, экономических, правовых - позволяет выделить наиболее значимые признаки государства:

1. Наличие публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. Публичная власть - один их ведущих признаков государства. Выступая в роли арбитра между различными слоями и группами населения, государственная власть приобретает политический характер. Но она не представляет власти всего общества, а стоит над обществом. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий - на отдельных личностей или на какой-либо орган, они действуют от имени государства в качестве его органов, представителей, на которых возложено выполнение публичных функций.

2. Территориальная организация населения. Характеризуется наличием государственных границ. Они очерчивают пределы осуществления публичной власти и одновременно означают территориальную неприкосновенность страны.

3. Государственный суверенитет. Означает верховенство государственной власти внутри страны, ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, ее полноправие в определении жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Однако следует отметить, что суверенитет современных государств ограничен необходимостью соблюдения естественных и неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами по международным договорам.

4. Всеобъемлющий, общеобязательный характер актов, издаваемых государством. Определяется исключительными полномочиями государства издавать, изменять или отменять юридические нормы, распространяющие свои действия на все население государства, кроме лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности.

5. Налогообложение и взимание налогов. Составляет важнейший признак государства, так как у государства нет других источников доходов, кроме налогов, природных богатств, земли. Последние из источников доходов не воспроизводимы, налоги же, в отличие от этого, существуют всегда. За счет налогов и других обязательных платежей государство содержит свой аппарат, развивает экономику, регулирует жизнедеятельность общества.

Итак, государство выступает как форма политической самоорганизации и совместного проживания людей. Это единый организм, имеющий сложную собственную структуру, включающую государственно-административное управление, экономику, правовую систему, публичную власть, право и органы правопорядка, обычаи и духовно-нравственные ценности и т.д., а также качественные параметры и закономерности функционирования.

Взаимодействие государственной власти и экономики является актуальнейшей проблемой хозяйственного развития любой национальной экономики. В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономические процессы, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство. Эти различия обусловлены многими факторами, но независимо от специфики экономического, культурного, национально-исторического развития разных стран, от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

1. Разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики. Создание законодательной базы предполагает установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своей деятельности все экономические субъекты (производители, потребители, само государство). К числу этих правил относятся законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие характер контрактов, основные формы предпринимательской деятельности и материальной ответственности, условия функционирования фирм, их взаимоотношения между собой и с государством, сохранение и стабилизацию имущественных отношений. Правовые нормы охватывают регулирование качественных параметров продукции, конкуренции между фирмами, безопасности труда, вопросов взаимоотношений профсоюзов и др. В спорной ситуации государство посредством судебных органов способствует разрешению конфликтов, т.е. выступает в роли арбитра.

2. Поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма. Практика функционирования рынка показала, что монополизм - неизбежный продукт рынка. Без вмешательства государства он наносит огромный ущерб рыночным структурам, подрывая основы их существования. Недостаточная конкуренция способствует повышению цен выше альтернативной стоимости, препятствует эффективному распределению ресурсов общества, порождает социальные проблемы. В развитых странах государство ограничивает монополистические тенденции в экономике, разрабатывая антимонопольное законодательство, реализуя его на практике вмешательством в деятельность монополий, формируя рынок с достаточно разветвленной инфраструктурой. Эта политика в настоящее время приобрела такие масштабы, что вполне резонно рассматривать демонополизацию в качестве непременной функции государства, одного из основных направлений его деятельности.

3. Перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу объективных обстоятельств, неподвластных человеку. Для обеспечения всем членам общества достойной жизни, а тем самым для поддержания в обществе атмосферы спокойствия и равновесия и недопущения социальных конфликтов и потрясений общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Выплаты по социальным программам носят название трансфертных платежей и направлены на социальное страхование, медицинскую помощь, пособия по безработице и т.д. Государство формирует программы развития системы образования, здравоохранения, гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, вводит различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

4. Стабилизация экономики в условиях колебаний экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста. Стабилизационная функция государства предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Это реализуется путем осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией, безработицей, так как рыночный механизм не содержит в себе иммунитета против этих болезней, резко снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации. В связи с этим перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических, кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний посредством использования бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, внешнеэкономической политики, путем осуществления антикризисных и антиинфляционных программ.

5. Производство, реализация и закупка товаров и услуг. Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, частично отличающимися от принципов частных фирм, обусловлено необходимостью производства тех товаров и услуг, которые либо являются стратегически важными для национальной экономики, либо в их производстве не заинтересован частный сектор. Отдельные товары , не являющиеся общественными благами, могут производиться государственными компаниями наряду с частными. Чаще всего такие предприятия восполняют недостаток в товарах, производимых в частном секторе. Государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения чистого национального продукта.

Представленный перечень экономических функций государства свидетельствует, что его роль не сводится только к руководству государственным сектором экономики, а предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы.

2.2. Исторические предпосылки возникновения системы государственного регулирования экономики и этапы ее развития

Рыночная экономика обладает рядом существенных преимуществ, важнейшими из которых являются эффективное распределение ресурсов, гибкая приспособляемость к изменениям, свобода экономического выбора, более полное удовлетворение разнообразных потребностей, стремление к научным исследованиям и внедрению их достижений и т.д. Однако рыночный механизм не реагирует на некоторые экономические явления, допускает сбои в функционировании рыночного хозяйства. Дж. Кейнс сделал вывод, что экономика может долгосрочно находиться в равновесии при неполной занятости и без вмешательства государства несет огромные потери. Хозяйственный рост неразрывно связан с изменениями в отраслевой структуре, и рыночный механизм способствует этому. Но осуществление прогрессивных отраслевых изменений может затянуться и надолго нарушить равновесие, вызвать серьезные проблемы с занятостью. Одно из слабых мест рыночной экономики - обеспечение рациональных территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода, занятости. Концентрация производства, услуг, капитала и населения в хозяйственных агломерациях выгодна с частнохозяйственной точки зрения, но для народного хозяйства в целом не всегда целесообразна. Количественный рост во многих сферах промышленности и строительства связан с безвозвратным расходованием невоспроизводимых ресурсов и растущей нагрузкой на окружающую среду.

«Провалы» рынка в регулировании экономических отношений состоят также в том, что он не приспособлен для решения социальных проблем. Распределение, справедливое с точки зрения рыночных законов, обуславливает неравенство доходов и социальную незащищенность отдельных слоев населения.

Рыночный механизм не срабатывает там, где формируются ниши с неблагоприятными для рынка условиями, не обеспечивается эффективное функционирование отраслей, в которых рыночное ценообразование не является оптимальным. Поскольку система рыночной саморегуляции не может действовать в полной мере, государственное регулирование должно играть ведущую роль в поддержании нормального жизнеобеспечения населения общественными благами (национальная оборона, образование, здравоохранение, транспортная система, освещение городских улиц и т.д.). Рыночный механизм либо совсем не обеспечивает производство общественных благ, либо обеспечивает их в ограниченном количестве. Встречаются в экономике и неполные рынки, которые не могут обеспечить потребителей товарами и услугами даже при превышении рыночной цены над издержками. Таков, например, рынок страхования: страховые программы государства более надежны, охватывают более широкий спектр страховых случаев и рисков.

К числу проблем, которые не могут быть решены с помощью конкурентного рыночного механизма, относятся внешние эффекты или экстерналии. Внешние эффекты могут приводить и к положительным и к отрицательным результатам для общества. В обоих случаях имеет место неэффективное распределение ресурсов в экономике, что и обуславливает объективную необходимость государственного вмешательства. Отрицательные экстерналии чаще всего возникают в связи с экологией, нагрузкой на природную среду.

Неполнота (или искаженность) информации способствует нарушению рыночного конкурентного механизма. Информация в условиях современного общества выступает как специфическое общественное благо, так как потребление информации одним лицом не уменьшает количества информации, оставшегося на долю других лиц. Рынки информации должны функционировать на условиях безвозмездности самой информации и платности ее носителей. Поэтому рынки, для которых характерна информационная недостаточность, требуют вмешательства государства.

Одной из причин, обусловливающих необходимость государственного регулирования экономики, является неспособность рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития экономики и ее составляющих: инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей промышленности, обеспечения народного хозяйства дешевыми электроэнергией и сырьем, финансирования и организации в общегосударственных масштабах научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ. Решение этих задач вынужден взять на себя государственный сектор экономики.

Итак, основными предпосылками государственного регулирования экономики являются:

1) неэффективное использование общественных ресурсов;

2) необходимость производства общественных товаров;

3) наличие внешних эффектов;

4) существование неполных рынков;

5) несовершенство информации;

6) неравномерное распределение ресурсов;

7) несостоятельность конкуренции;

8) наличие отраслевых и территориальных диспропорций;

9) проведение фундаментальных научных исследований;

10) сбои в механизме функционирования рыночного хозяйства (безработица, инфляция, периодические кризисы).

Эти предпосылки обуславливают необходимость государственного вмешательства в регулирование макроэкономических процессов. Государство через соответствующие институты компенсирует недостатки рыночного механизма и решает проблемы внешних эффектов, производства общественных благ, несовершенства конкуренции, неполных рынков, асимметричности рыночной информации и других проявлений фиаско рынка. «Видимая рука» государства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции.

К такому выводу пришли видные экономические деятели во главе с Дж. Кейнсом в 30-х годах ХХ века. Именно с этим периодом связывают возникновение системы государственного регулирования экономики. Государственное макроэкономическое регулирование не остается неизменным, происходит его эволюция, что объясняется развитием экономики и общества, изменениями в конкретной экономической ситуации. Можно выделить три этапа в развитии системы госрегулирования экономики:

1-й этап. Макроэкономическое регулирование по кейнсианским рецептам, превратившее «дикий» капитализм в социализированный и управляемый. Социализация капитализма по Кейнсу, обеспечивающая благосостояние для большей части населения, высокие темпы роста и высокую занятость, произошла в середине ХХ века. После второй мировой войны выяснилось, что возврат к экономике свободного рынка невозможен. Происходящая в мире научно-техническая революция, а также изменения в социальной структуре населения, и отношениях между трудом и капиталом вызвали к жизни систему смешанной экономики как систему управляемого капитализма. Главными целями правительства были решение социальных вопросов и антициклическое регулирование. В соответствии с этими целями были задействованы мощные трансфертные механизмы перераспределения и выравнивания доходов. Для регулирования экономической конъюнктуры были разработаны антициклические методы фискального и денежно-кредитного порядка, чтобы стимулировать или ограничивать спрос в момент спада или «перегрева». Смешанная экономика, утвердившись в послевоенный период в различных ее вариантах в странах западного мира, обеспечила этим странам в 50-60-х годах хорошие темпы развития, высокий уровень занятости и благосостояния для большинства населения.

2-й этап. Сокращение государственного вмешательства в экономику в соответствии с монетаристской концепцией. В семидесятые годы экономики западных стран оказалась в стагфляционном состоянии. Экономический кризис 1974-1975 гг., сопровождавшийся высокими темпами инфляции, означал и кризис кейнсианской экономической концепции государственного регулирования и социального партнерства. Критики кейнсианства указывали на то, что государство всеобщего благосостояния присвоило себе слишком много социальных и экономических функций. Предлагалось сделать ставку на способность рыночных механизмов решать экономические и социальные вопросы без вмешательства государственных органов. Главными инструментами преобразования кейнсианской модели стали:

- налоговые реформы (уменьшение налогов с предпринимателей, увеличение косвенных налогов);

- приватизация государственного сектора;

- бюджетное оздоровление, сокращение бюджетного дефицита.

Итак, утвердившаяся в 70-80-е годы модель смешанной экономики с сильно усеченной ролью государства на практике включает приватизацию госсектора и сбрасывание с бюджета неэффективных предприятий, уменьшение налогового бремени с предпринимателей и среднего класса, «открытие» экономики во внешнеэкономической области путем отказа от протекционистской политики. Однако неолиберальные правительства не смогли сломать широкую систему социальной защиты, невозможно и представить, чтобы цивилизованные страны вернулись в обстановку «дикого» капитализма.

3-й этап. Разумное сочетание мер социального и антициклического регулирования с монетарными методами. 90-е годы показали, что радикальный монетаризм и жесткие законы рыночного регулирования не являются универсальным для всех стран, что лидерам монетаризма не удалось превратить свои рекомендации в широкую системную программу, которая проявила бы себя в полном объеме. Безусловно, опыт проведения реформ 80-х годов обогатил арсенал принесших эффект экономических мер, которые могли бы применяться государством при определенных экономических ситуациях. К ним относятся: приватизация государственных предприятий, сокращение бюрократического аппарата, контроль за массой наличных и безналичных денег, предпочтение безынфляционных методов покрытия бюджетного дефицита, отказ от грубых форм государственного вмешательства, например повышения обязательных норм банковского резерва, отказа от субсидирования неэффективных предприятий и т.д.

Механизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально опасных масштабов безработицы.

2.3. Цели и инструменты государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В перечень конкретных задач государственного регулирования экономики входит набор целевых установок, стоящих перед органами власти. К их числу относятся:

- экономический рост и экономическое развитие;

- полная и эффективная занятость;

- ориентация на достижение экономической эффективности;

- стабильный уровень цен;

- экономическая свобода;

- справедливое распределение доходов;

- сбалансированность внешнеторгового баланса страны;

-создание системы социальной защищенности граждан и др.

Выработка и обоснование взаимосвязанной совокупности целевых установок на каждом этапе социально-экономического развития и составляет искусство руководства страной. Генеральной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего социально-экономического строя в стране, адаптация экономики к изменяющимся условиям. От этой цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Цели первого уровня составляют так называемый «магический» четырехугольник взаимосвязанных целей развития страны за реализацию которых государство несет ответственность, а именно:

- экономический рост;

- высокий уровень занятости;

- стабильность цен;

- внешнеэкономическое равновесие.

Целями второго уровня являются более детальные показатели, характеризующие условия выравнивания экономического цикла, совершенствования структуры национальной экономики, например создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировых рынках, формирование нормальных условий труда, предотвращение чрезмерных различий в доходах и т.д. Перечисленные цели часто перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной государственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели.

Разработка целей государственного регулирования экономики осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1. Научная обоснованность. Оправданы постановка и осуществление любой цели, которая улучшает положение экономики в целом или в отдельном ее секторе, не нанося ущерба другим. Если достижение данной цели ведет все же к нанесению другим объектам ущерба, то он должен быть полностью возмещен.

2. Взаимосвязь целей. Любая цель государственного регулирования может быть поставлена и достигнута только во взаимодействии со всеми остальными в соответствии с ее местом в системе приоритетов целей.

3. Реальность целевых установок. Поставленные цели должны находиться в рамках возможного, то есть в пределах не только существующих юридических норм, но и реальных границ.

4. Приемлемость целей членами сообщества. Поставленные цели должны быть ясны, понятны и желательны широким массам избирателей, союзам по экономическим интересам.

Переходный период определенным образом влияет на формирование «дерева целей» государственного регулирования экономики. Государство в этих условиях выполняет ряд функций, которые не характерны для условий рыночной экономики. Оно остается самым крупным субъектом рынка и, регулируя деятельность других субъектов, сохраняя некоторые распределительные функции, активно содействует развитию самого человека как главного фактора прогресса, культуры в широком смысле слова. В современных условиях важнейшей целью государственного регулирования в стране является обеспечение экономической безопасности, которой наиболее реально угрожают: деформированность структуры производства (топливно-сырьевая направленность), возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, расслоение общества, криминализация хозяйственной деятельности. Кроме того, в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в своих экономических и политических целях. При чрезмерной либерализации, без должного государственного регулирования экономики развивающаяся страна легко может попасть под их диктат, получить однобокое развитие. Поэтому важно сохранить государственный контроль за стратегическими ресурсами, количественными и качественными параметрами состояния экономики. На современном этапе развития экономики России приоритетной целью является достижение наиболее возможных в конкретных исторических условиях темпов экономического роста.

Государственное регулирование опирается на использование прямых и косвенных методов, регуляторов экономики и осуществляется с помощью функций управления. Основными рычагами воздействия на экономику являются инвестиции, финансы, денежное обращение, кредит. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную и банковскую системы, государственные заказы, таможню. В процессе регулирования активно используются прогнозирование, планирование, контроль и другие функции управления. Методы государственного воздействия на экономику принято подразделять на две группы: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление носит условный характер (а иногда его просто бывает трудно провести), в целом при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Специфика их состоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Существуют такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение необходимо. Это контроль над монополистическими рынками; обеспечение экологической безопасности общества и сохранения невоспроизводимых природных ресурсов; разработка ряда важных общенациональных стандартов, направленных на сохранение здоровья, безопасных условий жизни и труда, и контроль за их соблюдением; определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (гарантированный минимум заработной платы, социальные выплаты и пособия); защита национальных интересов страны в системе мирохозяйственных связей. Чем сложнее и острее экономическая ситуация в стране, тем выше значение административных методов. Они позволяют в короткие сроки сосредоточить ресурсы на развитии базовых отраслей, составляющих фундамент народного хозяйства, повышать мобильность факторов производства, предупреждать диспропорции, стимулировать совокупный спрос.

Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной. Если прямые методы ограничивают свободу экономического выбора, то косвенные - оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов. В этом их неоспоримое преимущество. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы.

Хозяйственный опыт современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с командно-административной экономикой, где господствуют административные методы воздействия. Поэтому перевод экономики этих стран на рыночные основы означает перемещение акцентов в методах государственного регулирования с прямых на косвенные. Для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную, внешнеэкономическую, промышленную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

2.4. Объекты государственного регулирования экономики

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем крайне необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты государственного регулирования экономики - это экономический цикл; секторная, отраслевая, региональная структуры хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение и др.

Суть государственной антициклической политики, или политики регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и снижение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики - притормозить рост совокупного спроса, капиталовложений, производства и таким образом уменьшить степень и продолжительность возможного спада производства, инвестиций, занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим целям. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту бюджетных выплат и опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курса национальной валюты, а также изменения торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов, накопленных знаний и опыта. К числу важнейших объектов регулирования также следует отнести:

- цены;

- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

- условия конкуренции;

- социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

- подготовка и переподготовка кадров;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические связи и т.д.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни:

1) наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы);

2) глобальный (социальные отношения, экология);

3) общехозяйственные процессы (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены и т.д.);

4) крупные сектора экономики (промышленность, услуги, АПК, ВПК);

5) отрасли и корпорации;

6) комплексное развитие регионов страны.

Очевидно, что названные объекты носят совершенно различный характер. Какие-то из них охватывают макроэкономические процессы, другие - отдельные отрасли, а некоторые - отношения между субъектами; такое многообразие подводит объективную основу под государственное вмешательство в регулирование различных сфер экономики, призванное смягчить недостатки рыночного хозяйствования, сгладить отрицательные последствия рынка.


   
 
  • Опубликовано: 27 апреля 2015 /
  • Просмотров: 21620
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Финансовое право. Учебное пособие
  • Комп’ютеризована система обліку та контролю фінансів на прикладі Управління пенсійного фонду України Красно донського району Луганської області
  • Разработка системы рационального управления бюджетными средствами для решения социальных проблем
  • РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА, ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
  • Автореферат. Разработка и внедрение системы антикризисного управления на промышленных корпорациях на основе формирования инвестиционных программ
  • Методичка по предмету “Хозяйственное право”
  • Автореферат. Совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий в условиях макроэкономической нестабильности
  • Особенности формирования доходов физических лиц на малом предприятии
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.