Философия. Крылова Е. Э

К). Политические идеи Аристотеля. Этические воззрения Аристотеля неразрывно связаны с политическими. «Политическое искусство» является высшим, прежде всего нравственным, искусством. Но целью политики является не благо как таковое, а благо государственное, благо общения. Суть такого общения – этическая, его моделью является дружба: важнейшая этическая ценность.

а). В соответствии с пониманием государства как определенного типа общения Аристотель в «Политике» говорит о целях государства и о тех реальных формах, в которых оно существует. Общая устремленность к благу определяет то, что осязаемыми целями государства является добродетельность и благополучие граждан.

Добродетели – условия счастья, без них человек не может быть счастлив. Но счастье человека, включенного в общественно-политическую систему – в добродетели общего блага или справедливости. Достижению господства этой добродетели в жизни и должна служить политика государства. А это значит, что главной функцией государства является – воспитательная. Присутствие или отсутствие добродетели справедливости определяет правила совместной жизни людей, и в свою очередь зависит от них.

б). В общественной жизни разум – это закон. И, наоборот, закон есть уравновешивающий разум. Поэтому политик не должен напрямую ставить народ собой целей нравственного воспитания. Он должен воспитывать людей как граждан и направлять свои усилия прежде всего на гражданскую добродетель – умение повиноваться властям – законопослушание.

Именно законы и правильная организация власти должны служить предметом неустанного попечения политика, с тем, чтобы они провоцировали людей вести себя так, чтобы они достигали максимально возможных добродетельности и счастья. Поэтому политика как наука не столько философия политики, сколько тщательное изучение различных аспектов того, что из себя представляют феномены государства и права. Эта наука рассуждает не о совершенном (идеальном) полисе, а о полисе вообще, т.е. о правильном понятии государства, обобщающем реальные черты реально существующего государственного устройства, а не об идеальной, внереальной модели желательного государства.

в). Среди важнейших идей, обозначенных Аристотелем в этой области, можно выделить следующие. 1. Политическое устройстве общественной жизни людей имеет три равноправные части: законодательную, исполнительную и судебную. 2. Ни одна из них не может быть приоритетней, поскольку приоритетом в государстве является гражданин. Государство служит гражданам, а не наоборот, как было у Платона.3. Простейшей моделью государства является семья, где в первоначальной форме реализуются две важнейшие характеристики государства – приоритет индивидуальности и сочетание разделения функций. 4. Главнейшими ценностями государства, как соединения семей, являются собственные интересы и частная собственность (не исключающая, тем не менее, рабства). 5. Государство, как и семья, естественно в своем происхождении. Оно возникает потому, что «человек – политическое животное». 6. Формы государственного устройства также имеют во многом естественное происхождение. Различным народам, живущим в различных климатических условиях и имеющим различные национальные характеры, подходят различные формы правления, каковых выделяется шесть видов. Три правильных – царство, аристократия, полития. Три неправильных – тирания, олигархия, демократия.

г). Форма правления не является абсолютной данностью. Одна форма при определенных обстоятельствах может сменять другую. Но при этом не меняется сама суть государственности, поскольку не меняется в своей политической сути человек, являющийся всегда скорее агентом естественного права, чем калокагатосом, поскольку в общественной жизни по преимуществу должно руководствоваться тремя правилами: держаться середины, возможного и пристойного.

В этом смысле наилучшим и «образцовым» строем, с точки зрения Аристотеля, является полития (республика). Этот строй сохраняет идеально правильные установки, но не претендует на утопическое воплощение идеальности. Это «среднее» государство. Основой его являются граждане среднего достатка, а также средних, обычных духовных возможностей. Это строй, не требующий наличия у граждан добродетели, превышающей возможности обычных людей. Он не рассчитан на воспитание, соответствующее самым блестящим природным данным и благоприятнейшим внешним обстоятельствам. Он обеспечивает гражданам счастливую (по возможности) жизнь, поскольку не создает препятствий для осуществления добродетелей и создает приемлемые препятствия для недопустимых пороков. Это строй не идеальный, но осуществимый и приемлемый.

д). Причем жизнь такого государства определяется не столько политическими, сколько математическими и музыкальными закономерностями. Так, Аристотель говорит, что в таком государстве средних граждан количественно должно быть больше, чем богатых и бедных вместе взятых, и что воспитание граждан определяется четырьмя искусствами: грамматикой, гимнастикой, рисованием, музыкой, – последнее выделяя особо.

Корни политики – не только в экономических реалиях, но, прежде всего в настроениях. Их то и символизирует собой музыка, в которой каждому общественному настроению соответствует тот или иной «лад» – римский, фригийский, лидийский и др. В конечном счете, как и у всего в мире, успешность или несостоятельность политики определяется гармонией или ее отсутствием в общественной жизни.

Эти представления об «эстетической» сути государства являются естественным переходом к завершающей части аристотелевской философии – «Поэтике». Государственное общение людей уходит корнями в традиции совместных песнопений. Корни государства – в гимнах и мифах, которые являются и корнями поэзии.

Л). Подражательная природа искусства. Связанная с политикой природа искусства фундаментальна и субстанциональна. Но эта фундаментальность особого рода. Сутью искусства является подражание – мимесис (комедия – подражание худшему, эпопея – подражание важному и т.п). Поэзия как первое искусство есть искусство слова как такового и создает сказания, но не традиционные, исторически-документальные, эпизодические, а представлявшее события в связи с тем, что могло бы быть, а значит и должно бы быть.

Предельность, метафизичность поэтических характеристик – основа трагического катарсиса, граничащего со своей противоположностью – комедией. И возникает сложная дилемма трагическое – комическое, разрешение которой остается загадкой, так что эта «загадка» создает совершенно необычную авторскую интерпретации всей метафизики, как бы раскрывающейся через дилемму: мудрость – глупость. И это предвосхищает характер последующей философии.

Вывод. Философия Аристотеля универсальна и теоретична. Она обладает особым аналитическим пафосом и стилем, так что возникает даже особый термин «аристотелизм», не совпадающий с понятием «перипатетическая школа».

Этим термином в Новое время стали обозначать деятельность христианских мыслителей и богословов по сбору, переводу и комментированию трудов Аристотеля, по выявлению связи аристотелевской и христианской мысли. Но у термина было не только теологическое и текстологическое содержание. Не случайно еще в I веке до н.э. Стробон употребил другой необычный термин: «аристотелезировать», т.е. реализовывать заявленный впервые Аристотелем необычный способ, стиль философствования. Аналитическая прозрачность и ясность, почти необъяснимый вкус к детальной, скрупулезно выверенной аргументации и иногда легкая ирония, возникающая, видимо, от утомления собственной ясностью – вот то, что отличает этот стиль.

Мир, в описании Аристотеля, предстает в своей сущности столь совершенным, что может иногда позволить себе и несовершенство, которое ничуть не уменьшает, а, наоборот, сильней подчеркивает теоретическое совершенство мира.

Трезвомыслие, взвешенность, аналитизм являются основными чертами Аристотелевской философии, восторженность, возвышенность, пылкость были чужды ему . Он снижает пафосность платоновской, да и всей предшествующей философии, и извлекает из этого новый творческий потенциал. Если о Платоне А. .Боннар сказал, что «он главный виновник утраты людьми здравого смысла и потому божественный», то, аристотелевскую философию часто оценивают как выражение здоровой человечности, призванной обуздать и вылечить эпидемию божественного безумия Платона.


   
 
  • Опубликовано: 9 октября 2013 /
  • Просмотров: 43056
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Педагогическая антропология
  • Автореферат. Концептуализация понятий «язык» и «родной язык» в языковой картине мира
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Диссертация. Концепты Mind, Heart, Soul в современном английском языке
  • Автореферат. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте
  • Диссертация. Функционально-языковые возможности англо-русской морфологической модели (Часть 2 из 2)
  • Автореферат. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины х1х в
  • Автореферат. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б. Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»)
  • Диссертация. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.