Философия. Крылова Е. Э

4. Схоластика как основа мыслительной культуры средневековья.

Вера является фундаментом, содержанием и предметом средневековой схоластики. В самом широком значении термин схоластика употребляется как синоним средневековой философии в целом, или богословия, пользующегося методом схоластики. В узком, прямом значении слова, схоластика – это «школьная философия», способ и результат обучения богословским и иным знаниям в монастырских школах и церковных университетах.

Задачей философии как схоластики было не размышление о действительности (любой: материальной, экзистенциальной, духовной), а поиск рациональных путей доказательства истинности того, что провозглашала вера. Философия должна была обеспечить развитие способности воспринимать и передавать знания, возникшие на основе откровения у отцов церкви. Философия – логико-технический, диалектический инструментарий теологии. Схоластически организованное богословие и есть собственно теология – учение о Боге, совокупность религиозных доктрин о сущности и действиях Бога. Схоластика – фундаментальный метод теологии.

В процессе исторического развития средневековой мысли предмет схоластических штудий и споров становился все более отвлеченным как от реальной действительности, так и от живой связи человека с предметом веры. Беспредметность такого богословия становилась очевидным фактом – фактом вымороченной мысли о вымученно созданных понятиях и субстанциях. Это определило то обстоятельство, что за словом схоластика со временем закрепилось еще одно значение: беспредметное словопрение – внешнее, формально очень искусное, но бессмысленное по содержанию.

В рамках схоластики мысль полностью зависела от богословского наполнения, как идеологически, так и теоретически. У средневековой философии нет иного проблемного поля, помимо богословской тематики. Так, философская онтология разрабатывается в рамках «тринитарных споров». Гносеология связана с учением об откровении. Антропология и психология представлены христологическими спорами. Представления о человеческой личности – рассуждениями о связи Души и Бога, о первенстве души над телом и ее бессмертии. Учение о смыслах, образах и символах – в иконоборческих спорах, и т.п.

Главным звеном, соединяющим философию и вероучение, был Символ веры, утвержденный на Никейском и Константинопольском соборах. Символ веры – это аккумуляция важнейших догматов веры, получающих предписательный и социально значимый характер.

Никейский Собор (325 г.) провозгласил Символ веры основой и истоком узаконенного христианства. Им предписывалась бескомпромиссная вера в сотворение мира и человека Богом. Бог – творец как невидимого (ангелы, архангелы и т.д.), так и видимого (природа и люди) миров. И вера в Троицу, в то, что Бог един и троичен, выступает как единый в трех ипостасях: отца, сына и святого духа.

Константинопольский Собор (381 г.) закрепляет эти догматы и добавляет к ним: обязательную веру в грехопадение людей как источник зла; в воплощение Бога в лице Христа; в воскресение Христа после его мучительной смерти; в вознесение Христа на небо; во второе пришествие Христа; в грядущий страшный суд, завершающийся вечной наградой рая для праведников и вечной мукой ада для грешников.

Следует добавить, что философско-богословская мысль, руководимая такими догматами, имела очень необычный способ существования. Она была направлена не на доказательное размышление, а на утверждение религиозной истины, как высшей истины жизни, на постижение изначально данных религиозных смыслов, представленных в образах-символах, в иконах. Такие истины были предметом обсуждения на Соборах, и в результате либо принимались, либо подвергались проклятию, анафеме, вместе с людьми, их отстаивающими, судьба которых после этого была крайне трагичной.

Столь необычный характер существования и функционирования богословско-философской мысли в культуре усиливался и еще двумя обстоятельствами. Во-первых, внутриконфессиональная дифференциация (богословская и социокультурная одновременно). Во-вторых, особенностями процессов социализации новой религии.

5. Западное и восточное богословие.

Основное деление христианства – это разделение на восточную и западную церкви. Между восточным и западным богословием нет абсолютно непроходимой грани, но существенные различия выявились уже в деятельности отцов церкви, которых достаточно быстро разделили на две группы совсем не только по географическому признаку.

Это деление связано с пониманием сути и «конструкции» веры, ее рационального и мистически-духовного наполнения. И во многом это различие теологии и теософии. Если теология – учение о Боге, то теософия (божественная мудрость) – высшее мистическое знание о Боге и божественных таинствах, достигаемое непосредственным созерцанием. Различие экзистенциальных пафосов этих двух типов богословия зафиксировано в двух известных «девизах»: теологии – «Бери, читай!», теософии – «Приходи, живи!».

Богословское содержание двух направлений различается толкованием Символа веры (прежде всего введением католицизмом в догмат Троицы «принципа филиокве» – исхождения святого духа не только от отца, но и от сына). Философское различие связано с пониманием соотношения веры и разума.

Теология стремится к рационализации веры, к достижению гармонического отношения веры и разума. Содержание веры есть Слово Божие, обращенное к человеку. Но человек должен суметь понять это Слово. Вера, данная в откровении и опирающаяся на догмат, должна быть усвоена. Обретение веры, движение к Богу – это путь долгих исканий и падений, которые могут быть залогом того, что на человека снизойдет благодать веры. И это обретение веры вновь означает обязанность человека на самостоятельное разумное ее усвоение и толкование.

В теософии мотив веры как особого мистического состояния души становится абсолютно доминирующим. Теософия опирается на традиции таинственного и апофатического богословия. Первое есть славословие неопределимости и неописуемости Бога. Второе есть отрицательное описание Бога, указывающее на его принципиальную непохожесть на все земное, проистекающее из него. Апофатическое богословие – антипод катафатического (утверждающего) богословия, которое описывает Бога посредством позитивных атрибутов и обозначений.

Наиболее выразительной формой теологического рационализма является философия Ф. Аквинского – томизм, ставший фактически официальной доктриной Ватикана. Среди теософских воззрений – это исихазм (паломизм), выступивший с проповедью «очищения сердца» молчанием, слезами, отрешенностью и аскетизмом.

Теологи стремятся воссоздать и прописать Слово Божие. Теософы претендуют на роль ретрансляторов непостижимой божественной мудрости. Теология – учение о Боге, опирающееся на откровение и догматы. Теософия – учение о божественном, постижимом субъективным мистическим опытом, стремящееся изложить этот опыт в виде связной проповеднической системы.

6. Новая богословская мысль и процессы христианизации.

Еще одним важным моментом, определяющим специфику средневековой мысли, является ее зависимость от процессов социализации нового вероучения, процессов христианизации общества и создания новой богословской системы образования.

Основной задачей церкви было не только выражение нового миросозерцания, но и обращение как можно большего числа людей в истинную веру. Большинство же населения составляла крестьянская масса, которая жила естественными природными циклами и воспринимала мир в структурах мифологического языческого мировоззрения. Необходимо было извергнуть человека из мифа, космоса, полиса и поместить его в состояние одного универсального отношения – личного отношения к Богу, при этом опосредованное догматом и церковным учением.

Обычный человек оставлял мало надежд для сообразования его по Христу и согласно догмату, поэтому возникала потребность медленного и упорного пересозидания человека и его образа жизни. Важнейшим инструментом этого стало духовное и церковное назидание. Возникли разнообразнейшие рекомендательные тексты, восполняющих отсутствие самостоятельных этик. Например, агиография (жития святых), сборники примеров (exempla), описывающие правильные и неправильные с точки зрения религии и морали поступки, пенетенциалии (покаянные книги) и т.п.

Но и богословски образованные люди сталкивались со сложнейшей проблемой интерпретации библейских текстов и откровения отцов церкви. Для облегчения их обучения стали создаваться своеобразные «учебники», которые назывались «глоссами» и «Суммами изречений». На них основывались и наиболее значительные теоретические разработки богословия, такие, как «Сумма теологии» Ф. Аквинского.

Все это делало мысль средневековья пророчески-миссионерской, назидательной и спасительной, организующейся как мозаика сентенций и цитат. Слово Бога незаметно оборачивалось всего лишь словом цитаты. Возникло странное единство бытийственной задачи духовного спасения человека и мелко-навязчивого, почти жеманного в своих действиях, обучения догмату. Достаточно банальная задача – достичь удобства усвоения – оказалась естественным, но выхолощенным финалом осуществления исходной фундаментальнейшей задачи религиозного миросозерцания – задачи спасения души через веру.

Вывод. Средневековая философия была очень необычным явлением. Ее характер определялся особенностями мыслительной культуры средневековья[149], к которым относятся:

ретроспективность и традиционализм. Т.е. обращенность в прошлое, основанная на принципе: чем древнее, тем подлиннее.

экзегетизм. Экзегетика – искусство расшифровки, толкования, разъяснения священного писания. Философ – экзегет, постигающий в меру человеческих возможностей Слово Божие.

иконографичность. Воплощенность мысли в завершенный живой образ. При этом сам образ понимается как наглядно-поучительно данная объективность. Философ, следуя за верой, должен достичь ekstasia, в котором личность отчуждается в пользу авторитета, либо персонального представленного (собственно «лик»), либо аутентичности Писания как такового. Жизнь, а не только мысль, все время соотносится с образом Божиим, представленным иконой и текстом.

абстрактный концептуализм. Создание и использование сложной конструкции из зачастую искусственных и надуманных понятий (концептов), которые помимо исходного богословского содержания наполнялись и содержанием абстрактно-теоретическим. Эти понятия призваны были создать науку, не противоречащую иконе. Средневековые схоласты предприняли вторую после Аристотеля попытку создания универсального категориального аппарата

мозаичность. Слово Бога постепенно превращалось в удобные цитаты (или как их тогда называли «сентенции» и даже просто «цветки»). Мысль была равнодушна к собственной теоретичности, системности, монолитности.

– особый самоуглубленный психологизм, неизвестный античности. Строгое заинтересованное внимание к собственной духовной жизни, значимой как путь к Богу, как востребование веры. Не случайно возникновение в это время жанра автобиографий-исповедей («Исповедь» Августина, «История моих бедствий» П. Абеляра) и создание многочисленных трактатов «О душе» как богословско-этических (а не только психологических) текстов.


   
 
  • Опубликовано: 9 октября 2013 /
  • Просмотров: 43072
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Педагогическая антропология
  • Автореферат. Концептуализация понятий «язык» и «родной язык» в языковой картине мира
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Диссертация. Концепты Mind, Heart, Soul в современном английском языке
  • Автореферат. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте
  • Диссертация. Функционально-языковые возможности англо-русской морфологической модели (Часть 2 из 2)
  • Автореферат. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины х1х в
  • Автореферат. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б. Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»)
  • Диссертация. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.