Философия. Крылова Е. Э

II. Основные проблемы средневековой схоластики.

Самой общей и предельной характеристикой идей средневековой философии является, безусловно, теоцентризм. А самыми монументальными теоцентрическими идеями являются идеи монотеизма, креационизма и откровения. И можно считать, что первые две являются фундаментом средневековой онтологии, а последняя – гносеологии.

1. Новое понимание бытия, идеи монотеизма и креационизма.

Теоцентризм создает совершенно новое учение о бытии. Для нового миросозерцания даже умопостигаемое бытие и в целом разумный Космос не являются подлинным бытием. Таковым является только Бог. Он – реальность, определяющая все сущее.

А). Бытие как Бог. Бог как бытие. В Ветхом Завете рассказывается, что Моисей на горе Синай задал Богу вопрос о его сущности, спросил у Бога: «Кто ты?» И Бог ответил: «Я есть сущий» и «Я есть существование». Поскольку Бог есть уникальное совпадение сущности и существования, он есть подлинное бытие и всеблагость. Это, в свою очередь, обуславливает исходную «формулу» средневекового теоцентризма: «бытие и благо обратимы».

Все, что сотворено Богом, в той мере, в какой оно несет на себе печать бытия, хорошо и совершенно. Небытие понимается как антитеза Бога, как дьявол. «Дьявол – это небытие, прикидывающееся бытием». Это абсолютная испорченность, абсолютная гордыня отхода от Бога, Бытия и Блага.

В христианском мировоззрении нет дуализма добра и зла. Они не равносильны. Бог в христианстве понимается как всемогущий (т.е. могущий все). Добро абсолютно, зло относительно. Зло само по себе есть отсутствия бытия, отсутствие должного быть добра. Зло живет благом и за счет блага. В конечном счете, добро правит миром, а зло хоть и умаляет, но не в состоянии уничтожить благо.

Радикальное отвержение какого бы то ни было нравственного, духовного дуализма является основой монотеизма. Самым кратким образом монотеизм может быть определен как идея единого личного Бога. Единый Бог, значит не столько один, в отличие от языческого многобожия, сколько как было сказано, единый, всеохватный и трансцендентный, данный человеческой душе в личной вере.

Библейская традиция понимает Бога как единого и уникального. С таким пониманием уникального Бога рождается, во-первых, новое понятие: «трансцендентное». Под божественным трансцендентным не может подразумеваться ничто другое, кроме божественного. (Платон и Аристотель называли «божественными» звезды, Платон называл космос «видимым Богом»). Библейская традиция считает трансцендентность уникального Бога абсолютной, тотально отличной от всего прочего.

Во-вторых, особый тип связи человека с Богом. Самой осязаемой и значимой для человека реальностью является именно эта связь. Бог – творец и спаситель – есть «убежище души». (Языческих богов нельзя было соотнести с человеческой душой, несмотря на все старания Сократа и Платона, люди чаше всего были для них игрушками.) Бог есть сила, делающая, творящая человека человеком, а мир – миром и определяющая их взаимоотношение. «Бог не есть Бог неустройства, но мира».

Б). Представления о сотворении мира. Эти представления закрепляются идеей креационизма, или творения. Согласно христианскому догмату, Бог coтворил мир из ничего единым вневременно-временным актом своей воли. Завершающим актом творения является человек, и как сотворенное и как творящее, но не равновесное Богу в своем творчестве. Причем Бог не просто творец, но абсолютный творец. Творцом можно понимать и платоновского Демиурга. Но Демиург творит мир из вечной материи по образцу вечных же объективных идей, но сам не является творцом материи и идей. Христианский «Бог не нуждается ни в мире, ни в чем-либо другом для того, чтобы творить».

Кроме того, Демиург – мастер, ремесленник, но не господин. Христианский Бог – господин («Господь Бог»). Это обуславливает и обуславливается его творческой мощью. Бог – начало, не имеющее конца, то, что в этом мире единственно является несотворенным. Мир же – это то, что существует не благодаря себе, а благодаря воле и разуму Бога, т.е. благодаря трансцендентному. При этом мир как творение и Бог как творец противоположны и едины. Бог и творение – различные степени бытия. Бог – собственно бытие. Творение – участник этого бытия, получающий свое бытие от Бога.

Эти важнейшие идеи средневековой философии получают свою разработку (богословскую и философскую) в рассмотрении следующих важнейших проблем: формулировки доказательств бытия Бога; интерпретация божественной сути в соотношении божественной воли и божественного разума; построения теодицеи (оправдания Бога) и выработки принципов эссенциализма и индивидуации. Они и составляют философский корпус средневековой схоластики. Их основной богословский смысл – быть инструментом толкования содержания догмата Троицы.

2. Доказательства бытия Бога.

Творение может пониматься двояко: как создание тварей и как чистое божественное творчество. В первом случае речь идет об известном семидневном (шестидневном) создании, во втором – о вечном процессе творения. Бог понимается не только как архаический создатель, но и как универсальная субстанция всех конечных вещей, некоторая порождающая сила и энергия.

В первом случае понимание Бога допускает образ, «лик», во втором случае – это принципиально невозможно. Значит Бог-творец непознаваем: ни людьми, ни ангелами, ни самим Богом (как, например, считает Эриугена – IX в.). Но Он может быть обнаружен. Бытие Бога может быть обнаружено из бытия вещей, его мудрость – из их порядка, его жизнь – из их движения. Он един в трех ипостасях. Его бытие – есть отец, его мудрость – сын, а его жизнь – дух святой.

Именно потому, что Бог – Троица, творение не является вещью, отличной от Бога, оно существует в Боге. Но Бог являет себя в творении невыразимым образом, силой божественной любви. «Святая Троица любит себя в нас и в себе». А это значит, что Троица – первое «доказательство» бытия Бога (его мистическая представленность, а не логическая демонстративность).

А). Онтологическое доказательство бытия Бога. Постепенно из этой богословской конструкции рождается философско-теоретическое доказывание бытия Бога. И первое из таких доказательств можно найти у Ансельма Кентерберийского. Его доказательство принято называть онтологическим. Оно в значительной степени определило модель построения всех последующих доказательств бытия Бога.

В доказательстве Ансельма выделяется две части: апостериорная (опытная) и априорная (внеопытная). В первой утверждается, чтo всякая вещь и мир в целом может как быть, так и не быть. Поскольку мы наблюдаем наличие вещей и мира, и осознаем это не как иллюзии, то должно быть нечто, что делает мир бытийным. Вторая часть строится от противоположного утверждения. Если представить себе такого «безумца», которым бы отрицал бытие Бога, то к нему можно было бы обратить вопрос, как он может отрицать то, чего, по его словам, нет. Ведь чтобы отрицать, нужно знать то, что отрицаешь как существующее.[150]

На таком основании Ансельм выстраивает более сложное теоретическое обоснование. Под Богом мы понимаем наибольший, какой только возможен, объект мысли. Но если объект мысли не существует, то он меньше точно такого же действительно существующего объекта (меньше на эту самую характеристику существования). Поэтому наибольший из всех объектов должен существовать, ибо иначе возможен и обязателен другой действительно наибольший объект. Бог – это то, выше чего нельзя помыслить. «Вне всякого сомнения, существует как в интеллекте, так и в реальности такой объект, выше которого нельзя помыслить»[151]. Такой объект и есть Бог. И он есть совокупность всех совершенств: он вечен, бесконечен, вездесущ, всеведущ, всемогущ, всеблаг и т.п.

Поскольку главным признаком, фигурирующим в этом доказательстве, является признак существования, то доказательство и названо онтологическим. Его суть заключается в том, что из наличия идеи высшей сущности выводится ее объективное существование.

Б). Развитие традиции доказательств бытия Бога. В зрелой схоластике наиболее известными доказательствами бытия бога являются доказательства Фомы Аквинского. Он считает несостоятельным онтологическое доказательство, которое обращается либо к существованию, либо к сущности Бога. Существование Бога предстает в его творениях, но они являются предметом обычного рационального познания, ограниченного в своих возможностях. Сущность Бога – наибольший мыслимый объект – нам недоступна и может быть только предметом веры. В первом случае есть материал для доказательства, но оно само невозможно. Во втором – доказательство возможно по форме, но является пустым и необязательным.

Поэтому подлинное доказательство должно быть связано не с онтологическими понятиями сущности и существования, а с понятием первопричин. Обязательность Бога как первопричины имеет пять доказательств: доказательство неподвижного двигателя, доказательство первой причины, доказательство источника всякой необходимости, доказательство источника и образца всякого совершенства, доказательство целеполагания. Но модель построения этих доказательств та же, что и у Ансельма.

Эта проблематика долго сохраняются в философской традиции. Даже немецкая философия в лице Лейбница и Канта и в XVII – XVIII веках рассматривала эту проблему как составную часть философии. Кант подвел своеобразный критический итог таких доказательств, классифицировав их следующим образом: онтологические, психологические, космологические, телеологические, моральные, волюнтаристские.

Доказываемый, но не доказуемый Бог понимается как чистая активность, в нем нет никакой сложности. Он не является никаким телом, или объектом. Он собственная сущность и абсолютный разум. И это напрямую связано с проблемами понимания божественной сути: воля или разум; а также с новым пониманием сущности и существования.


   
 
  • Опубликовано: 9 октября 2013 /
  • Просмотров: 43053
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Педагогическая антропология
  • Автореферат. Концептуализация понятий «язык» и «родной язык» в языковой картине мира
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Диссертация. Концепты Mind, Heart, Soul в современном английском языке
  • Автореферат. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте
  • Диссертация. Функционально-языковые возможности англо-русской морфологической модели (Часть 2 из 2)
  • Автореферат. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины х1х в
  • Автореферат. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б. Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»)
  • Диссертация. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.