Философия. Крылова Е. Э

IV. Философия и мировоззрение.

Столь разнообразные и объемные характеристики философии рождают стремление определить ее как нечто всеохватное, как мировоззрение. Традиция такого понимания философии восходит к эпохе Возрождения и Новому времени. Антропоцентризм Возрождения начинает рассматривать философию, и, прежде всего ее историю, как закодированную запись странствий души человека и человечества, как «Одиссею духа».

Эта традиция открывается «Божественной комедией» Данте. Развивается Просвещением. Присутствует в немецкой классической философии XVIII-XIX веков, где Г. Фихте провозглашает: «Каков человек – такова и его философия!» И утверждается в марксистской философии, отождествляющей мировоззрение и идеологию, научное мировоззрение и философию диалектического материализма.

Насколько приемлемо определение философии как мировоззрения?

А). Свойства и структура мировоззрения. Что такое мировоззрение? Мировоззрение – это совокупность принципов, взглядов, убеждений и оценок, определяющих направление деятельности и систему ценностей отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Мировоззрение является атрибутивной характеристикой человеческой жизни, поскольку в здравом состоянии она есть движение через нескончаемую цепь проблем и вопросно-ответных ситуаций.

Мировоззрение – целостный, структурный феномен. Объединяющими началами мировоззрения являются картина мира и методология (своеобразные «что?» и «как?» мировоззрения). Картина мира – это целостный образ мира, основанный на сумме накопленных здравым смыслом, наукой, производством, художественной деятельностью и др. знаний и обобщений исторического опыта поколений. Картина мира задает ракурс мировоззрения. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей, а также учение об этих способах. Методология определяет некоторые общие установки и правила деятельности, предписания, запреты и ограничения, имеющие место в рамках мировоззрения.

Мировоззрение можно различать по носителю: эпоха, этнос, социальная группа, отдельный человек; по формам духовности: научное, религиозное, мифологическое и др.; по уровням: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Мировосприятие – это результат опыта формирования познавательных образов с использованием наглядных представлений. Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Первое проявляется в негативно или позитивно окрашенном переживании индивидом своего социально-психологического статуса и в массовых настроениях. Второе – в общеупотребительных знаниях, полученных в процесс обучения и социализации (например, знании о форме Земли). Третье – в теоретических разработках идеологии, религии, науки, систем этики, юриспруденции и т.п.

Каждый уровень мировоззрения обладает определенной степенью познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности и имеет свои позитивные и негативные стороны. Так, например, мироощущение нельзя сочинить, оно складывается стихийно, обеспечивая надежность, внятность, укорененность мировоззрения в человеке, а человека в непосредственном социальном окружении. Но именно поэтому оно несет в себе значительный груз некритичности, предрассудков, шаблонов и др.

Миропонимание, напротив, делает мировоззрение и самосознание человека обоснованным, внятным, критически осмысленным, но может превращаться в политическую идеологию, терять внутреннюю личную значимость, превращаться в лозунг и догму.

Б). Несводимость философии к мировоззрению. Все эти особенности говорят о том, что мировоззрение и философия не тождественны. Мировоззрение не обладает той высокой степенью сконцентрированности теоретического сознания, которой обладает философия. Оно обширно, многослойно и равномерно включает в себя весь спектр отражения мира в сознании человека от фантазий до идеологий.

Различие философии и мировоззрения можно наблюдать, например, в ситуациях политических выступлений, где есть второе, но, как правило, нет первого. Это связано, прежде всего, с принципиальной идеологизированностью мировоззрения, с тем, что, по словам В. Бибихина, «мировоззрение – это всеобщее мобилизационное предписание»[9]. В то время как философия – свободная критическая мысль.

Вывод. «Философия не есть мировоззренческая проповедь»[10]. (М. Хайдеггер) Можно говорить о философском мировоззрении, но нельзя говорить, что философия это мировоззрение.

V. Основной вопрос философии.

Необычность и сложность философии обуславливает то, что на протяжении своей истории она ищет какие-то теоретические «единицы», которые способствовали бы ее более удобному и понятному существованию в культуре. Одной из таких «единиц» является основной вопрос философии (ОВФ).

Представление о том, что такой вопрос существует, возникает вследствие уверенности в наличии смыслового ядра философии, собирающего в себе ее вечные темы и размышления. Основной вопрос философии понимается как своеобразный «общий знаменатель» для раздумий философии.

А). Формулировка проблемы ОВФ Фридрихом Энгельсом. Сама формула «основной вопрос философии» возникает в XIX веке и предложена Ф. Энгельсом. Он считал, что история философии свидетельствует о том, что существенным стержнем всех философских систем был и является вопрос о соотношении бытия и мышления, духовного и материального. Именно этот вопрос и его решение, часто неосознаваемое, определяют суть той или иной философской концепции, принадлежность мыслителя к тому или направлению философии.

По этому основанию происходит самое фундаментальное разделение философии на материализм и идеализм. Идеализм есть такой тип философствования, который активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к саморазвитию, и его считая первоосновой мира.

Материализм – это такой способ философствования, который исходит из убежденности в производности духовного начала и нашего познающего сознания от природной и социальной реальности, которая рассматривается как самодостаточная, несотворенная. Вечно существующая основа мира.

При этом нужно заметить, что достаточно трудно найти в истории философии абсолютный идеализм и абсолютный материализм. Точнее говорить о той или иной философской ориентации. Поэтому в философии возникают также направления: дуализма – признания двух равноправных первоначал, материального и духовного; и плюрализма – признания множественности первоначал.

Так поставленный основной вопрос философии является вопросом о сути бытия. Если эта суть связывается с такими феноменами как космос, природный универсум, материя и т.п., то образуется материалистически сориентированная философия. Если же с таким как абсолют, душа, Бог, идея и т.п., то – идеалистически сориентированная.

Материализм и идеализм не являются однородными, в них выделятся различные формы. Идеализм может быть объективным и субъективным, в зависимости от того, как понимается духовное начало мира. Объективный идеализм утверждает приоритет надиндивидуального духового начала: абсолют, Бог и т.п. Субъективный идеализм – индивидуально-личностное: душа, сознание, ощущение и т.п.

Формы материализма различаются не только пониманием материального первоначала, но и историческими модификациями. Первая форма – это материализм древних философий, наивный, стихийный, диалектический, космоцентричный. Материя здесь понимается как природно-стихийное начало, как первовещество, то, из чего все произошло. Вторая форма – это метафизический и механистический материализм Нового времени. Здесь материя понимается как совокупная масса вещей, как то, что складывается из всего и обладает механическими свойствами. Третья форма материализма – диалектический исторический материализм. Здесь понятие материи расширяется до понятия «вся объективная реальность» и связывается с идеями развития, истории и практики людей.

Вопрос о сути бытия это одна сторона основного вопроса философии. Другая – вопрос о познаваемости мира. Вопрос о том, как и насколько соотносятся и совпадают мышление и бытие. Философы в той или иной степени отказывающие в кредите доверия мышлению, получили название агностиков, а их философия название агностицизма (прямое значение слова – незнание). Обычно система подобных воззрений рождается из смешения субъективного идеализма и метафизического материализма. Противоположная позиция в последнее время получила название «эпистемологического оптимизма».

Б). Иные трактовки ОВФ. Энгельсовская интерпретация основного вопроса философии имеет непростую историческую судьбу. От этого вопроса в массовом сознании осталась одна сакраментальная и нелепая формула: «Что первично, что вторично?» И философам всех времен предписывалось отвечать либо материя, либо дух.

На самом деле уже Энгельс говори о том, этот вопрос выявляется при специальном анализе и имеет массу исторических модификаций, например, в Средние века это был вопрос о том, сотворен ли мир Богом, а современный экзистенциализм считает, что таким вопросом является вопрос о том, стоит ли жить. И в целом Энгельс не считал основной вопрос философии единственным мерилом сути философии.

Но вульгаризация Энгельса не случайна. Его понимание предполагает, что философия – это по преимуществу теория мира. Философствующий человек пропадал из такого видения философии.

Иные варианты основного вопроса философии строились как раз наоборот, от человека. Прежде всего, это относится к философии И. Канта и В. Дильтея, представителя философской герменевтики XIX-XX веков. И. Кант полагал, что существуют три основных философских вопроса: «Что я могу знать?» «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?»[11].

В. Дильтей считал, что философия структурируется в соответствии с типами философских мировоззрений, практикуемых человеком. К ним относятся натурализм, идеализм свободы и объективный идеализм. Главный вопрос натурализма – вопрос о природе как исходной реальности мира. Главный вопрос идеализма свободы – особенности и возможности человеческой свободы и творчества. Главный вопрос объективного идеализма – сущность и всевластие мировой духовной субстанции.

Вывод. То или иное понимание основного вопроса философии дает возможность первичного теоретического оформления философской мысли и организует ее, облегчая процесс социализации философии, но и создавая опасности ее необоснованного упрощения.

Общий вывод. Философия – не просто одна из систем знания. Она – древнейшая культура осмысления мира. Она сама целый мир особым образом организованного сознания, стремящегося проникнуть за фактическую видимость в сущность явлений, в «глубины» и «вершины» бытия.

Она не предназначена для решения тех или иных насущных задач, но и не является произвольным капризом философствующей личности. Она – выражение особой потребности человека в целостном и осмысленном постижении мира, потребности, являющейся одним из фундаментального условия его жизни.

Философия – это культура полагания идеала, т.е. способность иметь идеалы и не превращать их в идолы (идеалы предметно воплощенные). Это искусство понимать особую природу идеала, умение следовать ему именно как идеалу, не помещая его в мир обычных вещей в качестве одного из используемых предметов. Требование воплощения идеалов превращает философию в софистику, нигилизм, в целом, в не-философию.

Философия, по словам Х. Ортеги-и-Гассета, и – своеобразная «охота за единым», неустранимая тяга к которому необъяснимо живет в природе человека и «устрояет» его душу.

Все это делает философию: а) средоточием методологической культуры отдельного человека и общества в целом; б) фундаментом гуманитарного знания.


   
 
  • Опубликовано: 9 октября 2013 /
  • Просмотров: 43068
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Педагогическая антропология
  • Автореферат. Концептуализация понятий «язык» и «родной язык» в языковой картине мира
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Диссертация. Концепты Mind, Heart, Soul в современном английском языке
  • Автореферат. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте
  • Диссертация. Функционально-языковые возможности англо-русской морфологической модели (Часть 2 из 2)
  • Автореферат. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины х1х в
  • Автореферат. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б. Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»)
  • Диссертация. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.