Государственное регулирование экономики

ГЛАВА 4. ВЫСШИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

4.1. Сущность и содержание социально-экономического прогнозирования

В переводе с греческого слово «прогноз» означает предвидение, предсказание о развитии чего-либо, основанное на определенных фактических данных. В общем виде под прогнозом следует понимать научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления.

Прогнозирование есть составление прогноза развития, становления, распространения чего-либо, например науки, отрасли производства, процесса, отношений и т.д., на основании изучения тщательно отобранных данных. В проблеме прогнозирования различают два аспекта: теоретико-познавательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего, и управленческий, предполагающий использование информации в будущем при принятии решений.

Социально-экономическое прогнозирование является одним из важнейших направлений общественного развития. Это процесс разработки прогнозов, основанный на научных методах познания социально-экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики (в перев. с греч. - методы составления, определения прогноза).

Цель прогнозирования состоит в создании научных предпосылок, включающих анализ тенденции развития экономики; вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управляющих решений.

По масштабу прогнозирования выделяют макроэкономические (народнохозяйственные), межрегиональные и межотраслевые прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, инфраструктурного, социального и др.), прогнозы отраслевые (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, образования, здравоохранения и других отраслей материального производства и непроизводственной сферы) и региональные (национально-государственных и административно-территориальных образований в составе Российской Федерации), первичных звеньев народнохозяйственной системы (предприятий и организаций), а также отдельных производств и продуктов.

По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативные (период упреждения до одного месяца), краткосрочные (от одного месяца до года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 15, 20 лет) и дальнесрочные (свыше 20 лет). Под периодом упреждения при прогнозировании понимается отрезок времени от момента, для которого имеются последние статистические данные об изучаемом объекте, до момента, к которому относится прогноз.

В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют следующие виды прогнозов: экономические, природных ресурсов, научно-технические, демографические и социального развития.

Экономические прогнозы исследуют перспективы развития отдельных элементов производственных сил и производственных отношений, включая производительность труда; использование и воспроизводство трудовых ресурсов и основных фондов; объем и состав инвестиций и их эффективность; темпы экономического роста; развитие отраслей и народнохозяйственных комплексов; динамику, объем, состав и качество выпускаемой продукции и др.

Прогнозы природных ресурсов характеризуют вовлечение последних в хозяйственный оборот и охватывают все виды общественного воспроизводства и природную среду: топливо и минеральные ресурсы, ресурсы Мирового океана, некоторые виды энергии, растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды.

Научно-технические прогнозы рассматривают движение научно-технического прогресса, оказывающего существенное влияние на размещение производства, природные факторы. Выделяют следующие их виды: прогнозы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности, прогнозы фундаментальных и прикладных исследований; прогнозы развития и использования достижений научно-технического прогресса в народном хозяйстве; определение последствий научно-технического прогресса.

Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав. Они включают показатели численности и естественного движения населения (рождаемость, смертность), соотношения по половому и возрастному составу и другие.

Прогнозы социального развития включают потребление населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей непроизводственной сферы: общее и профессиональное образование, культуру и искусство, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др.

Прогнозирование развития народного хозяйства охватывает все аспекты и уровни его функционирования и основывается на совокупности всех перечисленных выше прогнозов, т. е. носит комплексный характер. Разработка какого-либо прогноза есть поиск возможного реалистического, экономически верного решения. Любой прогноз обнаруживает вероятность различных вариантов развития, анализирует и обосновывает их. Он содержит материалы, необходимые для разработки плановых и хозяйственных документов, принятия обоснованных управленческих решений.

Основными функциями прогнозирования являются:

- научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций;

- исследование объективных связей социально-экономических явлений развития народного хозяйства в конкретных условиях в определенном периоде;

- оценка объекта прогнозирования;

- выявление объективных альтернатив экономического и социального развития;

- накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.

Отказ от директивного централизованного государственного планирования, осуществляемого в рамках административно-командной системы управления экономикой, не означает, что государство должно полностью устраниться от руководства социально-экономическим развитием страны. Именно понимание этого привело к тому, что с началом осуществления экономических реформ в России возобновилась разработка прогнозов и программ как на государственном, так и на региональном уровнях. В целях регулирования этих процессов был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономи-ческого развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 155 - ФЗ.

Начиная с 1992 г. в течение ряда лет прогнозы социально-экономического развития РФ разрабатывались на очередной календарный год и носили характер текущих прогнозов. Было принято постановление Правительства РФ «О разработке прогноза и программы социально-экономического развития Российской Федерации на 1996 - 2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 1996 - 2005 годы» от 27 ноября 1995 г. № 1170. Таким образом, прогнозы социально-экономического развития страны приобрели среднесрочный (на пять лет) и долгосрочный (на десять лет) характер.

В целях организации разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации Министерство экономики РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ разрабатывает и представляет в Правительство РФ сценарные условия функционирования экономики страны в течение прогнозного периода, содержащие основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, приоритеты социально-экономической политики.

Кроме того, после рассмотрения Правительством РФ сценарных условий Министерство экономики РФ представляет в Министерство финансов РФ объемы и динамику валового внутреннего продукта на прогнозный период; прогноз инфляции; объемы производства и реализации товаров, работ и услуг; объемы инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования (в том числе за счет средств федерального бюджета); расчеты фонда оплаты труда; объемы прибыли (доходов); показатели экспорта и импорта; прогноз валютного курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ; проектировки основных характеристик сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.

Кроме сценарных условий, Министерство экономики РФ доводит до разработчиков прогноза (министерств, ведомств, регионов) соответствующие формы и показатели, а также методические рекомендации по формированию отдельных показателей и разделов прогноза социально-экономического развития на определенный период.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и на период до 2005 года и основных характеристиках проекта федерального бюджета на 2003 год и на период до 2005 года», одобренных на заседании Правительства 13.06.2002 г., возможные сценарии развития экономики России в среднесрочной перспективе определяются внешними и внутренними условиями и факторами.

Внутренние факторы определяют основную тенденцию экономической динамики и важнейших параметров развития. При этом определяющим условием является безусловное выполнение Среднесрочной Программы и Плана действий Правительства.

Влияние внешних условий порождает фактор неопределенности и соответственно обуславливает вариантность прогноза, то есть то относительное ускорение или замедление экономической динамики, которые формируются под воздействием мировых цен на энергоресурсы, состоянием мировой экономики и основных торговых партнеров России, состоянием торгового и платежного баланса России и рядом других факторов. После замедления темпов роста мировой экономики в 2001 году в текущем году наметилось оживление. В первую очередь на выход из рецессии указывает рост экономики США в I квартале 2002 года. Таким образом, при сохранении в целом негативных последствий замедления темпов роста мировой экономики можно рассчитывать, что их влияние будет уменьшаться.

С учетом этого разработка основных параметров экономики проводится по нескольким вариантам, основными из которых являются два:

- первый вариант исходит из принципа реалистически-консервативного прогноза, включающего в себя вероятную, но относительно менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий;

- второй вариант исходит из сценария возможности восстановления благоприятных внешних и внутренних условий развития в ближайшие годы.

Оба варианта базируются на обязательном выполнении намеченных Правительством России мер в социальной и хозяйственной сферах. Дополнительные варианты могут учитывать возможность более значительного ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых, энергетических ресурсов.

Соотношение внутренних и внешних факторов изменяется с течением времени. Так, рост экономики 2000 года был обеспечен преимущественно за счет благоприятной внешнеэкономической ситуации, высоких цен на нефть в сочетании с эффектом девальвации. Рост 2001-начала 2002 года - преимущественно за счет реализации через внутренние источники внешнего импульса - доходов экспортно-ориентированных секторов, трансформировавшихся во внутренний спрос и ускоренный рост доходов населения. Рост 2003-2005 годов будет обеспечен при условии кардинальных изменений в структуре инвестиций в пользу отраслей экономики, ориентированных на внутренний рынок, и роста производительности труда.

К тому же для перехода к действию новой группы факторов потребуется некоторый трансформационный период, характеризующийся более умеренными темпами экономического роста, особенно в условиях относительно неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. При этом в период смены факторов роста экономика оказывается наиболее чувствительна к воздействию оперативных мер экономической политики.

К наиболее действенным внутренним факторам развития в среднесрочной перспективе относится неуклонная и достаточно быстрая реализация структурных преобразований. Они призваны обеспечить: улучшение инвестиционной привлекательности российской экономики для отечественных и иностранных инвесторов; совершенствование конкурентной среды, повышение темпов реформирования банковской системы, ее способности существенно увеличить объем долгосрочных кредитов предприятиям.

Экономический рост будет обеспечен за счет сокращения государственного вмешательства в экономику и либерализации ведения бизнеса. Рост экономики будет основан на повышении производительности труда, на увеличении доходов населения и соответственно на росте инвестиционного и потребительского спроса. Будут продолжены совершенствование налоговой системы, реформа естественных монополий, развитие конкуренции в сельском хозяйстве. Получит развитие принцип адресного дотирования потребителей услуг, что позволит сократить расходы бюджета, реализовать существенные резервы и активизировать реформы ЖКХ, преодолев затратный принцип формирования тарифов.

Кроме того, принят ряд важнейших законов, влияющих на инвестиционный климат в целом. Это и пакет по дебюрократизации экономики, и новый закон о банкротстве, и ряд других нормативных актов, направленных на укрепление защиты прав собственников. Способствовать росту экономической динамики будет благоприятный налоговый климат, в т.ч. самый низкий в европейских странах налог на доходы физических лиц. В результате снижения налога на прибыль организаций и банков уровень ставок этих налогов также станет одним из самых низких в Европе. Предусматривается изменение системы налогообложения недропользования и дальнейшее ее совершенствование с учетом влияния факторов, определяющих условия добычи полезных ископаемых. Будет введен в действие законопроект, направленный на снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового учета для малого бизнеса.

Будут приняты важные решения с целью развития рыночных отношений в сельском хозяйстве. Принят и вступил в действие Земельный кодекс, давший начало формированию полноценного рынка земель, используемых для несельскохозяйственных нужд. В 2003-2005 гг. планируется создать полноценный рынок сельхозугодий принятием закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время Правительством разрабатываются стратегия развития отраслей промышленности на период до 2010 года с учетом ее инновационной направленности, а также концепции и стратегии развития отдельных отраслей промышленности (Концепция развития автомобильной промышленности России, Стратегия развития лесопромышленного комплекса на долгосрочную перспективу).

Наиболее существенное воздействие этих направлений реформ проявится в среднесрочной перспективе - 2004-2005-е годы и последующий период. В эти годы при успешной реализации намеченных решений в сочетании с благоприятными внешнеэкономическими условиями темпы роста российской экономики могут составить 105,5-105,9 % ежегодно.

К основным макроэкономическим условиям создания благоприятного инвестиционного климата и повышения благосостояния населения относится снижение инфляции.. Сценарными условиями на 2003-2005 гг. предусмотрено постепенное снижение инфляции: с 12-14% в 2002 году до 10-12% в 2003 году, а в 2004-2005 годах уровень инфляции предполагается ежегодно снижать на 2 пункта (до 6-8%). Достижение целевого уровня инфляции будет обеспечиваться всем комплексом согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, налоговой, валютной, структурной и социальной политики Правительства и Центрального банка России.

При условии опережающего роста численности населения трудоспособного возраста по сравнению с потребностью экономики в рабочей силе, в рассматриваемом периоде прогнозируется увеличение численности безработных, рассчитанной по методологии МОТ. В 2003 году она может составить 6,8 млн чел, в 2004 году 7 млн чел., в 2005 году - 6,9 млн человек, уровень безработицы - 9,4%, 9,6% и 9,5% соответственно.

С учетом мер во внешнеэкономической деятельности, в частности с принятием нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле", направленным на торможение процессов, связанных с бегством капитала из страны, и создание благоприятных условий для эффективного применения капитальных ресурсов в России, а также принятием других мер по повышению финансовой прозрачности деятельности крупных корпораций и созданию условий для мобильности финансового капитала в прогнозе по обоим вариантам предполагается последовательное снижение (несанкционированное) вывоза капитала за рубеж: к 2005 году - сокращение примерно на 40 процентов.

Динамика обменного курса рубля будет определяться как внешними условиями, так и политикой Центрального банка России, направленной на то, чтобы в благоприятные для платежного баланса годы темпы роста реального курса рубля не превышали роста производительности, а в случае временного ослабления платежного баланса не было допущено значительной девальвации рубля. Исходя из внешних и внутренних условий, на реальный обменный курс будут воздействовать ухудшение текущего счета платежного баланса и замедление роста внутренних цен, что значительно замедлит его укрепление по сравнению с 2000-2001 годами. С другой стороны, предложение иностранной валюты будет в большей степени формироваться за счет того, что оздоровление инвестиционной среды будет способствовать росту кредитоспособности предприятий и банковской системы, что увеличит уровень иностранных инвестиций, ссуд и займов в этом секторе. Улучшение внутреннего инвестиционного климата и большая привлекательность рублевых активов также скажутся на снижении оттока капитала из негосударственного сектора, что отразится на сокращении спроса на иностранную валюту, при этом и Центральный банк будет ограничен в уровне предъявляемого спроса и накопления своих резервов целями по снижению инфляции. Эти факторы будут в целом определять тенденцию укрепления рубля, однако степень его укрепления будет непостоянной в различные годы рассматриваемого периода вследствие колебания в уровне обслуживания официального внешнего долга. Так, в благоприятные годы и при благоприятных условиях темпы роста реального курса рубля могут достигать 4-5 процентов, а значительные выплаты по государственному внешнему долгу, приходящиеся на 2003 год, могут временно приостановить рост укрепления рубля, и в условиях вариантов, учитывающих менее благоприятную конъюнктуру для российского экспорта, возможно, потребуется использовать валютные резервы для предотвращения реальной девальвации рубля. Однако 2004 год будет характеризоваться сокращением официальных платежей по долгу, что в сочетании с возрастанием притока иностранных инвестиций и ростом доступа российских агентов на международные рынки капитала возобновит тенденцию укрепления реального курса рубля.

В прогнозируемый период важны согласованные решения в области налоговой, тарифной, таможенной, бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики. Конкретное сочетание мер экономической политики определяется условиями реализации того или иного сценария, и прежде всего, состоянием платежного баланса России.

4.2. Государственное экономическое планирование

Планирование - это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Сущность планирования заключается в том, чтобы на основе сознательного использования системы объективных экономических законов, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики обеспечить научно обоснованное руководство развитием народного хозяйства посредством использования системы плановых документов.

Планирование осуществляется на различных уровнях, иерархиях управления. На уровне народного хозяйства страны, или макроэкономики, существует макроэкономическое планирование; на уровне региона как субъекта Российской Федерации - региональное (территориальное) планирование; на уровне предприятия или фирмы как первичного звена экономики - микроэкономическое планирование.

Макроэкономическое планирование есть научное предвидение развития и результатов функционирования общественного воспроизводства, основанное на установлении его закономерностей, тенденции социального и научно-технического прогресса, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве. Научной основой макроэкономического планирования является теория планирования.

В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:

- определение общественных потребностей;

- выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов в соответствии с текущими и перспективными потребностями;

- обеспечение сбалансированности развития между отдельными сферами народного хозяйства (материальное производство и непроизводственная сфера), отраслями и видами производства, между экономическими районами страны;

- повышение эффективности использования всех видов ресурсов для максимального достижения возможных социальных результатов экономической деятельности.

В период перехода экономики к рыночным отношениям развиваются научные основы планирования, совершенствуются его формы и методы, изменяются состав и содержание плановых документов. По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим.

Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.

Во второй половине 80-х гг. в бывшем СССР и ряде социалистических стран Восточной Европы директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства для достижения определенных целей и заданных общих направлений развития. Планы носили директивный, адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были трудновыполнимыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Вместе с тем отдельные элементы директивного планирования входят в состав конституирующих элементов рыночной системы, которые в определенных условиях могут использоваться не только государством, но и бизнесменами. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны строго оговариваться и ограничиваться.

Индикативное планирование - это средство реализации социально-экономической политики государства и основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами (без мер государственного воздействия) затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг; движение цен; занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т. д.

Индикативное планирование является наиболее приемлемой для условий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер.

Стратегическое планирование (как искусство руководства; как общий план ведения работы, исходя из сложившегося положения на данном этапе развития), как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития государства. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить социальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться, что находит отражение в концепциях общегосударственного развития.

Основная цель стратегического планирования - обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики.

Таким образом, в переходный период суть макроэкономического планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств и возможностей для их реального достижения. Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующих плановых документах (планах).

По периоду действия выделяют долгосрочные планы (разрабатываемые на десять и более лет), среднесрочные (продолжительностью, как правило, от трех до пяти лет) и текущие (годовые) планы. В практической деятельности используются различные виды плановых документов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения стратегических целей и тактических задач, разноудаленных по времени.

4.3. Государственное экономическое программирование

Наиболее развитой формой государственного планирования в национальном масштабе является осуществление крупных государственных социально-экономических программ. Уровень развития программирования в разных странах неодинаков. На базе составления обычных целевых и чрезвычайных программ ряд стран перешли к общенациональному среднесрочному программированию. Особенно сильное развитие оно получило в Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Турции, ряде стран Латинской Америки. В США общенационального программирования нет, но широко применяются целевые программы. Различия в степени развития программирования в отдельных странах зависят от характера и масштабов задач, которые экономическая и социальная ситуации ставят перед государством.

Государственное экономическое программирование (программно-целевой метод планирования) - это способ формирования системы плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Его сущность - в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства. Он предполагает разработку плановых документов с предварительной оценкой конечных общественных потребностей, исходя из народнохозяйственных целей при дальнейшем определении эффективных путей, средств и организационных мероприятий по их достижению и ресурсному обеспечению.

Связующим звеном между целью и средствами ее достижения выступают комплексные программы. Они составляются на весь период, необходимый для реализации поставленных целей, с выделением плановых периодов и основных этапов осуществления. Комплексными они называются потому, что в них предусматриваются все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера для достижения конечных целей.

Целевая комплексная программа (ЦПК) - документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Принято считать, что первой советской государственной социально-экономической программой был принятый в 1922 году план ГОЭЛРО (государственный план электрификации России). Систематическая разработка государственных комплексных программ в нашей стране относится к периоду 60-70 гг. ХХ века. В это время начинают разрабатываться и осуществляться такие крупнейшие долгосрочные комплексные программы, как продовольственная, энергетическая, подъема сельского хозяйства Нечерноземной зоны, освоения нефтяных богатств Западной Сибири, строительства Байкало-Амурской магистрали и другие. В настоящее время известны такие программы, как «Культура России», «Дети России», «Электронная Россия», «Старшее поколение», «Государственные жилищные сертификаты» и др.

Разработка и осуществление федеральных и региональных целевых программ в условиях рыночной экономики, унаследовав некоторые черты программно-целевого планирования советского периода, получили принципиально новые черты. Программы обретают значительную самостоятельность, приближаются к крупным социально-экономическим проектам. Если в советский период приходилось прежде всего думать о прямом обеспечении программ материальными и трудовыми ресурсами, то в условиях рынка на первый план выходят объемы и источники финансирования целевых комплексных программ. Отпадает необходимость в жесткой привязке мероприятий программы к их исполнителям в форме директивных заданий со стороны центральных органов. Обладатель финансовых ресурсов в условиях свободного рынка без труда найдет исполнителей программы, причем приказной, порученческий подход применим в исключительных случаях и только в отношении государственной организации.

Целевые комплексные программы по содержанию подразделяются на ряд типов (видов): социально-экономические, территориальные, экологические и организационно-хозяйственные.

Социально-экономические программы направлены на решение проблем социальной защищенности населения, стабилизацию материального и культурного уровня жизни населения, преобразование характера труда, совершенствование образа жизни и др.

Научно-технические программы предусматривают решение научных и технических проблем, применение достижений науки и техники в народном хозяйстве.

Производственно-экономические программы направлены на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, повышение его эффективности, качественных характеристик, развитие новых видов производства, продукции (услуг) и технологических процессов.

Территориальные программы предусматривают комплексное хозяйственное освоение новых или преобразование уже сложившихся регионов страны, в том числе формирование и развитие территориально-производственных комплексов.

Экологические программы включают комплекс мероприятий природоохранного и природопреобразующего характера.

Организационнно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления хозяйственными системами.

По временной продолжительности ЦКП могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными - продолжительностью до пяти лет. ЦКП, как правило, содержат подпрограммы разного уровня, каждая из них представляет собой относительно самостоятельную часть и включает задания и мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких задач.

Практическая реализация программно-целевого подхода обеспечивается путем включения ЦКП в прогнозные и плановые документы, а также посредством разработки и утверждения федеральных и региональных программ социально-экономического развития. Задания и мероприятия ЦКП обеспечиваются всеми видами ресурсов в первоочередном порядке.

Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности:

1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется конкретная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2. Уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы, и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Основная цель программы, как правило, разрастается по ее составляющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внутреннюю структуру решаемой проблемы.

3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4. Рассчитываются основные показатели и ресурсное обеспечение программы. Производится оценка полных затрат ресурсов (материальных, трудовых и финансовых) на реализацию программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект.

5. Осуществляется оформление программных документов, согласование и утверждение программы.

Программы указываются во времени, по ресурсам и исполнителям. Обычно охватывается ряд отраслей, регионов, которые должны обеспечивать решение наиболее важных задач. Задания по выполнению программы, рекомендации доводятся до соответствующих министерств и ведомств. К разработке и реализации программ широко привлекаются представители Центрального банка, союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов, создаются различные комиссии, советы экспертов.

В рыночной экономике программирование носит рекомендательно-стимулирующий характер. Это достигается использованием всех средств государственного регулирования экономики. В рамках экономических программ широкое применение находят государственное финансовое стимулирование, государственные заказы, закупки. Это оказывает не всегда равномерное влияние на конкурентоспособность отдельных компаний, на положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывает сопротивление тех, чьи интересы оказались ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается давление со стороны отдельных групп, общественных сил, политических партий. И все же государственное экономическое программирование является достаточно эффективным методом решения ряда хозяйственных и социальных задач.


   
 
  • Опубликовано: 27 апреля 2015 /
  • Просмотров: 21621
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Финансовое право. Учебное пособие
  • Комп’ютеризована система обліку та контролю фінансів на прикладі Управління пенсійного фонду України Красно донського району Луганської області
  • Разработка системы рационального управления бюджетными средствами для решения социальных проблем
  • РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА, ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
  • Автореферат. Разработка и внедрение системы антикризисного управления на промышленных корпорациях на основе формирования инвестиционных программ
  • Методичка по предмету “Хозяйственное право”
  • Автореферат. Совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий в условиях макроэкономической нестабильности
  • Особенности формирования доходов физических лиц на малом предприятии
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.