Философия. Крылова Е. Э

Библиографический список

Основной

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2003.

2. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1999.

3. Зотов А.Ф. История западной философии: Учебник. М., 2004

4. История философии: Учебник. Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д., 1999.

5. История философии в кратком изложении. М., 1991.

6. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник. М., 1997.

7. Кохановский В.П. Философия: Учебник. Ростов н/Д, 1993.

8. Клопстон Ф.И. История средневековой философии. М., 1997.

9. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. Т.1. СПб., 1994.

11. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1998.

12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 1998.

13. Философия: Учебник. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2005.

14. Философия: Учебник. Под ред. В.Г. Кузнецова. М., 2004.

15. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1997.

16. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999.

Дополнительный

1. Абаньяно Н. Мудрость философии и проблема вашей жизни. СПб., 1998.

2. Августин А. Исповедь. М., 1991.

3. Августин А. О граде Божием. Минск, 2001.

4. Автономова Н.С. Миф: хаос и логос. // В кн.: Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

5. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. СПб., 1998.

6. Антология античной философии. М., 2001.

7. Антология даосской философии. М., 1994.

8. Антология кинизма. М., 1996.

9. Антология конфуцианства. М., 1994.

10. Антология философии Средних веков и Возрождения. М., 2001.

11. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М., 1984.

12. Асмус В.Д. Демокрит. М., 1998.

13. Асмус В.Ф. Платон. М., 1997.

14. Баткин М.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1997.

15. Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995.

16. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1995.

17. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1996.

18. Боэций С. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.

19. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949.

20. Васильева Т.А. Путь к Платону. М., 1999.

21. Виндельбанд В. История древней философии. СПб., 1999.

22. Вольнов В. Приглашение в философию. Античность: Учебное пособие. СПб., 2001.

23. Вольф Р.П. О философии. М., 1996.

24. Гарин И.И. Что такое философия? Что такое истина? М., 2001.

25. Гиндилис Н.Л. Человек в европейском средневековом знании. // Философские науки. 2003. № 2, 4, 5.

26. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1996.

27. Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

28. Демокрит. Фрагменты. М., 1935.

29. Дильтей В. Сущность философии. М., 2001.

30. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

31. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное.СПб., 2000.

32. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М., 1995.

33. Досократики. Доэлеатовский и элеатовский периоды. Минск., 1999.

34. Древнекитайская философия: В 2-х т. М., 1994.

35. Жильсон Э. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. // В кн.: Жильсон Э. Избранное. Т.1. СПб., 1999.

36. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1997.

37. История китайской философии. М., 1989.

38. Кассирер Э. Проблема взаимоотношения субъекта и объекта в философии Возрождения. // Культурология. Дайджест. Выпуск 1(16). М., 2001.

39. Классическое конфуцианство. М., 2001.

40. Конфуцианство в Китае. М., 1982.

41. Краткая философская энциклопедия М., 1993.

42. Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб., 1993.

43. Кузанский Н. Соч. в 2-х т. М., 1979.

44. Лапин А.Е. Даосская йога. М., 1993.

45. Левин Г.Д. К вопросу об основном вопросе философии. // Вопросы философии.2002. №10.

46. Лендван Ф.Л. Чему учили мудрецы Возрождения и Нового времени. // Философские науки. 1999. №1, 2.

47. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

48. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1986.

49. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1998.

50. Лосев А.Ф. История античной эстетики: В 6-ти т. М., 1967-1992.

51. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1997.

52. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1997.

53. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М., 1992.

54. Лысенко В.Г. и др. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1995.

55. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1985.

56. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1997.

57. Мамардашвили М.К. Философские чтения. СПб., 2002.

58. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

59. Миголатьев А.А. Философия. Ее предмет и метод. // Социально-гуманитарные знания. 2000. №6.

60. Мир философии: Хрестоматия. Т.1. М., 2000.

61. Монтень М. Опыты. М., 1991.

62. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1997.

63. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1998.

64. Нахов И.М. Философия киников. М., 1982.

65. Неретина С.С. Верующий разум. Архангельск, 1995.

66. Неретина С.С. Концептуализм Абеляра: Слово и текст в средневековой культуре. М., 1996.

67. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1985.

68. Никифоров А.Л. Природа философии. М., 2001.

69. Овчинников Н.Ф. Парменид – чудо античной мысли, и непреходящая идея инвариантов. // Вопросы философии. 2003. №5.

70. Ортега-и-Гассет Х. Идеи и верования. // В кн.: Ортега-и- Гассет Х. Избранные произведения. М., 1997.

71. Ортега-и-Гассет Х. Человек в XV веке. // Человек. 1992. №3.

72. Ортега-и-Гассет.Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья. // Человек. 1992. №2.

73. Платон. Сочинения: в 3-х т. М., 1992.

74. Платон: pro et contra: Платоническая традиция в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2001.

75. Плотин. Космогония. М., 1995.

76. Прокл. Первоосновы теологии М., 1993.

77. Путь в философию. Антология. М., 2001.

78. Путь в философию: Антология. М.; СПб, . 2001.

79. Рерих Е.И. Основы буддизма. М., 1992.

80. Роттердамский Э. Похвала глупости. М., 1985.

81. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998.

82. Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х т. М., 1976.

83. Ситников А.В. Философия Платона и традиции христианской патристики. СПб., 2001.

84. Скрибек Г., Гилье Н. История философии. М., 2001.

85. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. // Философия искусства и литературная критика. М., 1997.

86. Степанов А.С. Философия Древней стои. СПб., 1995.

87. Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. М., 1994.

88. Тит Лукреций. О природе вещей. М., 1983.

89. Торчилов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиозного описания. СПб, .1998.

90. Упанишады: В 3-х кн. М., 1991.

91. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

92. Флоренский П. Введение в историю античной философии. // Философские науки. 2003. №7.

93. Фомин В. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона. М., 1994.

94. Фрагменты ранней греческой философии. М., 1989.

95. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

96. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

97. Хрестоматия по философии. Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2002.

98. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

99. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1996.

100. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1997.

101. Чаттерджи С. Индийская философия. М., 1998.

102. Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996.

103. Шохин В.К. Брахманистская философия. М., 1996.

104. Ямвлих. Жизнь Пифагора. М., 1998.

Примерная тематика рефератов.

1. Философия – «сознание вслух».

2. Философия, философы в системе культуры.

3. Гуманистические функции философии.

4. Философия и наука в современном обществе.

5. Философия и искусство. Философия как искусство.

6. Новый синтез философии, религии, науки и искусства.

7. Философское и мифологическое сознание.

8. Философия брахманизма.

9. Буддизм – философия страдания и очищения.

10. Философско-этический аскетизм джайнизма

11. Философия индуизма.

12. Философия в древнеклассических книгах китайской образованности.

13. Нравственно-политические воззрения древнекитайской философии.

14. Философия даосизма.

15. Конфуцианство – лидирующая доктрина китайской философии.

16. Проблема человека в древневосточных философиях.

17. Античная философия как исток европейской культуры.

18. Философия милетской школы: первоначало и неизбывность бытия.

19. «Темный» и «плачущий» философ Гераклит Эфесский.

20. Философия пифагорейства.

21. Идеи атомизма в античности.

22. Формирование проблемы бытия в античной философии.

23. Элейская школа: метафизика отрицания небытия.

24. Анаксагор и начало афинской философии.

25. Софисты: новый образ человека и создание профессионально-философской учености.

26. Сократ – кульминация античной философии.

27. «Царство идей» в философии Платона: реальность и символ.

28. Социальная утопия Платона.

29. Универсализм философии Аристотеля.

30. Аристотель как предтеча средневековой схоластики.

31. Этико-политические воззрения Аристотеля.

32. Поздние школы античной философии.

33. Понятие идеи в античной философии.

34. Понятие космоса в античной философии.

35. Проблема истины в античной философии.

36. Проблема человека в античной философии.

37. Античная диалектика.

38. Христианская вера и философский идеализм.

39. Особенности мыслительной культуры средневековья.

40. Патристика – первый этап средневековой философии.

41. Страстный теоцентризм философии Аврелия Августина.

42. Философия византийского христианства.

43. «Второй» философский ум теологии – Северин Боэций.

44. Эриугена – «Карл Великий» схоластической философии.

45. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластической мысли.

46. Средневековый спор об универсалиях.

47. Теология и теософия.

48. Вера и разум в представлении средневековья.

49. Проблема человека в средневековой мысли.

50. Идеи гуманизма в философии Возрождения.

51. Тема странствий человеческой души в гуманизме Возрождения.

52. Идеи титанизма в культуре Возрождения.

53. Пантеистические идеи философии Возрождения.

54. Социальные теории в философской культуре Возрождения.

55. Проблема свободы воли и индивидуальность: возрожденческая трактовка.

56. Гуманист и философ Лоренцо Валла.

57. Леонардо да Винчи: художник, поэт, ученый, философ.

58. Гуманизм и просветительство Эразма Роттердамского.

59. «Опыты» Мишеля Монтеня о философии как науке добра.

60. Философия Николая Кузанского.

61. «Философия рассвета» Джордано Бруно.

62. Гуманизм Возрождения и идеи реформации.

Глоссарий

Абстракция – форма, способ мышления, состоящий в отвлечении от несущественных свойств и отношений предметов и выделении существенных.

Агностицизм – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос о состоятельности познания.

Аксиология –философское учение о ценностях.

Акциденция – несущественное, изменчивое, случайное состояние или свойство, являющееся результатом частичного обнаружения некоторого универсального начала (субстанции, Бога, Абсолюта и др.)

Анимизм – вера в существование душ и духов, которые одушевляют все в природе, но не одухотворяют мира.

Антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам.

Антропоцентризм – (или гуманизм), тип философского мировоззрения, полагающий субстанциональным началом мира человека и его творческую деятельность.

Антропошовинизм – термин, употребляемый в аналитической традиции философии XX века для обозначения мировоззрения, рассматривающего мир как вторичное по отношению к человеку явление, как нечто существующее только для целей человеческого рода.

Апейрон – беспредельное. Понятие философии Анаксимандра, обозначающее неопределенное, не представленное никакой природной стихией первоначало мира.

Архе – наидревнейшее, являющееся самым древним первоначало.

Аскетизм – бескомпромиссное стремление к добродетельной жизни, и достижение ее, прежде всего, средствами подавления чувственной природы человека, часто доходящего до самоистязания.

Атеизм – безбожие, мировоззрение отрицающее сотворение мира Богом и зависимость человека от божественной субстанции, светское свободомыслие.

Гилозоизм – учение, согласно которому жизнь и чувствительность присущи всем явлениям мира.

Гносеоцентризм – тип философского мировоззрения, утверждающий субстанциональное значение разума, идеи, духа, рассматривающий мир как принципиально рациональную систему.

Гомеомерия – «подобочастная». Термин, приписываемый философии Анаксагора, и обозначающий качественно однородные мельчайшие частицы («семена») всевозможных веществ.

Даршана – обозначение систем умозрения древнеиндийских мудрецов, философская школа.

Децентризм – термин, обозначающий в постмодернизме отказ от поисков какого бы то ни было универсального абсолютного начала мира и утверждение его принципиальной плюралистичности.

Диалектика – философская теория и метод, рассматривающие мир в формах его подвижности и противоречивости.

Дихотомия – расчленение да две части.

Догмат – в религиозном сознании – обязательное мнение, возникающее на основе откровения, переданное для распространения и применения и принимаемое на основе веры.

Доксография – описание мнений. Историко-философская традиция, описывающая взгляды, представления философов, а также свидетельства об их деятельности (в отличие от биографии – «жизнеописания»).

Досократики – утвердившийся с конца XIX века термин для обозначения ранних греческих философов VI-V вв. до н.э., не затронутых «сократической» традицией.

Дуализм – философское учение, которое утверждает наличие двух равноправных первоначал мира: материального и духовного.

Имманентный – пребывающий внутри, в самом себе, не переходящий в нечто иное, чуждое, противоположный трансцендентному, выходящему за пределы.

Императив – безусловное требование, предписание, приказ, закон.

Инь и Ян – к китайской мифологии и философии два взаимодополняющие начала мира, выражающие соответственно несовершенное, женское, отрицающее начало и совершенное, мужское, утверждающее.

Концепт – понятие, умственный образ, общая мысль, формулировка.

Космогония – донаучное, мифически-религиозное описание развития мира, его божественного самопорождения.

Космоцентризм – философское мировоззрение, рассматривающее мир как Космос, как нечто живое, упорядоченное и в принципе совершенное.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.

Кумулятивизм – способ исторического развития научного знания, заключающийся в накоплении и приращении нового знания и преодолении и изживании старого, признанного несостоятельным.

Логос – слово, глагол, закон, мысль, разум, в целом, универсальное начало мира, его главная закономерность.

Майевтика – метод философствования Сократа, искусство рождения мысли.

Медитация – размышление, сосредоточение на внутреннем мире, концентрация сознание на себе самом, максимальная отстраненность от внешнего мира. Важнейший метод древнеиндийской философии.

Метафизика – знание о сверхчувственном.

Монада – философский термин, означающий единицу бытия.

Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало.

Монотеизм – единобожие, религиозное воззрение, основанное на особой связи человеческой души с Единым Богом.

Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Нирвана – угасание, в древнеиндийской философии состояние растворения индивидуального сознания в данности мира, что обеспечивает освобождение из круговорота жизней.

Нус – в античной философии ум, дух.

Онтология – учение о бытии.

Пантеизм – учение о единстве Бога и природы.

Плюрализм – концепция, согласно которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, не сводимых к единому началу.

Политеизм – многобожие.

Провиденциализм – божественный замысел, учение о смысле истории, вложенном в нее Богом.

Постмодернизм – (бук.: то, что после «модерна») Интердисциплинарный термин, не имеющий однозначного толкования, используемый для обозначения комплекса идей, характерных для новейшей культуры.

Релятивизм – мировоззрение относительности, утверждающее, что в мире нет ничего абсолютного, все относительно.

Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок.

Секуляризация – освобождение светской культуры, а также материальных ценностей и территорий от церковной зависимости.

Силлогизм – умозаключение.

Синкретизм – нерасчлененность, сращенность, неразвившееся состояние какого-либо явления.

Субстанция – предельное основание, позволяющее сводить многообразие мира к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Сутры – наиболее распространенный способ изложения в классической древнеиндийской философии в виде афористических высказываний и изречений.

Табу – система запретов на совершение определенных действий, имеющая не юридический, а этический характер, передаваемая с помощью традиции.

Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной по отношению к миру.

Телеология – философское учение о целесообразности, целенаправленности всех явлений природы и мира в целом.

Теогония – религиозно-мифологическое описание происхождения богов.

Теодицея – богооправдание.

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, полагающий Бога началом и центром мироустройства.

Титанизм – метафорическое определение мировоззренческой традиции Возрождения, рассматривающей человека творческим титаном, пересоздающим мир согласно своим целям.

Тотальность – целостность.

Трансцендирование – выход за пределы, в философии переход из «реального плана» действительности в «идеальный план».

Феномен – явление, то, что дано в опыте, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего сущность феномена.

Фидеизм – утверждение абсолютного приоритета веры над разумом.

Цзя – в древнекитайской философии составная часть наименования философских школ, обозначающая систему взглядов мудреца, выделяющего в качестве центрального тот или иной феномен мира.

Шраманы – совершающие усилия, перовые древнеиндийские философствующие мудрецы.

Эвдемонизм – античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.

Экспликация – выявление внутреннего скрытого содержания, истолкование, объяснение.

Эллины – самоназвание греков, обозначающее людей особой культуры и цивилизации, которое первоначально употреблялось как противоположность варварам.

Энтелехия – осуществленность, завершенность, у Аристотеля активное начало, превращающее возможность в действительность.

Эпистемология - теория знания, понимаемого, прежде всего, как научное.

Эссенциализм – учение о сущностях, утверждающее их абсолютное превосходство над существованием.

Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека.


[1] Кант И. Соч. в 6-ти т. Т 2. М.,1964. С.206.

[2] Искандер Ф. Человек и его окрестности. // Знамя, 1992, №2. С.6-7.

[3] Мамардашвили М.К. Как я понимаю философи. М..1992. С.57.

[4] Там же. С.60.

[5] Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.5. М.,1966. С274.

[6] Гадамер Г.-Г. История понятий как философия. // В кн.: Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М..1991. С.34.

* Как особый тип философской культуры могут рассматриваться арабская и русская философская мысль.

[7] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т.1. М.,1970. С.87.

[8] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. II. М.,1994 С.376.

[9] Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995. С.141.

[10] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. М..1993. С.335.

[11] Кант И. Критика чистого разума. // Соч. в 6-ти т. Т.3 М.,1964 С.661.

* В русском языке достаточно трудно найти не только перевод, но и аналог этим образно-смысловым единицам. Таким словом должна была бы быть «дума». Но у этого слова сейчас такая политиканская нагрузка (даже не политическая), что его не совсем удобно употреблять в философском контексте. Однако в соответствии с языком былин и сказок, дума – это то, что думают. Обычно пригорюнившись и притомившись, вздыхая о житье-бытье, или размышляя как найти «то, не знаю, что», выбирая одну из трех дорог у бел-горюча камня.

[12] Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3-х кн., Кн.1, Спб.,1993. С.161

* Время от времени с завидным упорством возобновляющиеся попытки «приживить» в западной культуре традиции Востока часто демонстрируют либо нелепость (кришнаиты на Арбате), либо опасность (трансформация смысла свастики). И это же рождает все сложности и весь драматизм диалога культа и философий, диалога неизбежного и необходимого, хотя бы потому, что любая философия есть мысль, в которой самоопределяется человек в отношении к миру, и различные типы философствования – зеркала друг для друга в этом процессе.

[13] Цит. по: Шуцкий Ю.К. Китайская книга перемен. М.,1960. С.27.

[14] Цзо чжуань. // В кн.: Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.II, М.,1994. С.12

[15] Лунь юй. // Древнекитайская философия. В 2-х т. Т I, М.,1994. С.148

2 Там же. С.147

[17] Там же. С.167.

[18] Там же. С.162.

[19] Там же. С.170.

[20] Мэн-цзы. // В кн. Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I, М,.1994. С.239

[21] Там же. С.243

[22] Там же.

[23] Мо-цзы. // В кн.: Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I. С.193

[24] Дао дэ цзин. // В кн.: Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I, М.,1972. С.122

[25] Там же. С.118

[26] Дао дэ цзин. // В кн.: Древнекитайская философия. В2-х т. Т.I, М.,1972. С.115

[27] Там же. С.203.

[28] Там же. С.125

[29] Антология даосской философии. М.,1994. С. 56.

[30] Там же. С. 393.

* Не случайно даосская философия является мировоззренческой основой боевых искусств ушу.

[31] Там же. С. 89

[32] Дао дэ дзин. // В кн.: Древнекитайская философия. В2-х т. Т.I, М.,1972. С.127

[33] Антология даосской философии. М.,1994. С.88.

[34] Дао дэ дзин. // В кн: Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I. С.119

[35] Антология даосской философии. М.,1994. С.88

[36] Там же. С.87.

[37] Дао дэ зцин. // В кн.: Древнекитайская философия. В 2-х т. т.I. М.,1972. С.120.

[38] Го юй. // В кн.: Древнекитайская философия. В2-х т. Т.I. М.,1994. С. 296.

[39] Майтри упанишада. // Упанишады. Книга 2. М.,1991. С.149

[40] Чхандошья упанишада. // Упанишады. Книга3. М.,1991. С.129

* Само название «Упанишады» означает собственно – должное знание, которое получает ученик, сидя у ног учителя.

* Одним из важнейших доведийских мифологических представлений является «лила» – игра бога, посредством которой он создает мир. Развлекаясь, Брахман дает жизнь мировой гармонии. Мир творится как спектакль, поэма, но более всего как танец. ( Бог Шива имеет даже особую ипостась – Натараджа, т.е. царь танца, танцующий.) Играя, бог проявляет свою любовь к миру, играя, устанавливает его правила.

[41] Гегель Г..В.Ф. Лекция по истории философии. Кн.1. Спб.,1993. С.187.

[42] Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1998. С.47.

[43] Платон. Протагор. // Сочинения в 3-х т. Т.1. М., 1968. С. 230.

[44] Рассел Б. История западной философии в ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В3-х кн. Кн.1. Спб,.2000. с. 56.

[45] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989. С.117

[46] Там же.

[47] Гераклит Эфесский. Фрагменты сочинения, известного позже под названием «Музы» или «О природе». // В кн.: Лукреций Т.К. О природе вещей. М.,1983. С.250.

[48] Там же. 251.

[49] Там же. С.252.

[50] Там же. С.251.

[51] Там же. С.238.

[52] Там же. С.239.

[53] Там же. С.253.

[54] Там же. С.240.

[55] Там же. С.254.

[56] Там же.

[57] Там же. С.262.

[58] Там же. С.242.

[59] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989. С.217.

[60] Лосев А.Ф. История античной эстетики. (Ранняя классика). М.,1963. С. 266

[61] Там же.

[62] Подробнее см.: Там же. С.263.

[63] Там же. С. 270

[64] Платон. Тимей. // Соч. Т.3(1). М.,1971. С.469.

[65] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989. С.172.

[66] Там же. С.173

[67] Там же. С.172.

[68] Там же.

[69] Парменид. Из поэмы «О природе». // В кн.: Лукреций Т.К. О природе вещей. М.,1983. С.270.

[70] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989. С. 162.

[71] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989.С.318.

[72] Парменид. Из поэмы «О природе». // В кн.: Лукреций Т.К.О природе вещей. М.,1983. С.272.

[73] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С.375.

[74] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С.375.

[75] Там же. С.376.

[76] Платон. Софист. // Соч. в 3-х т. Т.2. М.,1970. С.399.

[77] Цит. по: История философии в кратком изложении. М.,1991. С.126.

[78] Там же.

[79] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С.112

[80] Платон. Федр. //Соч. в 3-х т. Т.2.М.,1970. С.163.

[81] Цит. по: Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.,1993. С.375.

[82] Платон. Апология Сократа. // Соч. в 4-х т. Т.1. М.,1990. С.72.

[83] Гачев Г. Жизнь с мыслью. Книга счастливого человека (пока…). М.,1995. С. 43.

[84] Платон. Критон. // Соч. в 3-х т. Т.1. М.,1968. С.119

[85] Платон. Евтидем. // Соч. в 4-х т. Т.1. М.,1990. С.183.

[86] Эту и последующую схемы по философии Платона предложил А.Ф. Лосев в комментариях к диалогам Платона. // Платон. Соч. в 3-х т. Т. 2. М.,1970.

[87] Платон. Тимей. // Соч. в 3-х т. Т.3(1). М.,1971. С. 470.

[88] Там же. С.473.

[89] Платон. Послезаконие. // Соч. в 3-х т. Т.3(2). М.,1972. С.492.

[90] Платон. Тимей. // Соч. в 3-х т. Т.3(1). М.,1971. С.471.

[91] Там же.

[92] Лосев А.Ф. Критические замечания к диалогу «Пир». // В кн.: Платон. Соч. в 3-х т. Т.». М., 1970. С.511.

[93] Платон. Государство. // Соч. в 3-х т. Т.3(1). М.,1971. С.357.

[94] Боннар А. Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии. М.,1992. С.120.

[95] Платон. Послезаконие. Соч. в 3-х т. Т.3(2). М., 1972. С.481, 503.

[96]Боннар А. Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии. М.,1992. С.155.

[97] Аристотель. Никомахова этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.182.

[98] Цит. по: Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. М.,1993. С.310.

[99] Там же.

[100] Там же.

[101] От греч. «гиле» – материя и «морфе» – форма.

[102] Аристотель. Метафизика. // Соч. в 4-х т. Т.1 М.,1975. С.125.

[103] Там же.

[104] Там же. С.310.

[105] Там же. С.69.

[106] Аристотель. Большая этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.310.

[107] Аристотель. Никомахова этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.63.

[108] Там же. С. 303.

[109] Аристотель. Большая этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С. 351.

[110] Там же. С. 303.

[111] Там же. С.357.

[112] Аристотель. Никомахова этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.288.

[113] Там же. С.173.

[114] Там же. С.183.

[115] Там же.

[116] Аристотель. Большая этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.316.

[117] Рассел Б. История западной философии. М.,1959. С.204.

[118] Аристотель. Никомахова этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С. 129.

[119] Аристотель. Большая этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С. 336.

[120] Там же. С. 360.

[121] Там же.

[122] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.,1979. С.43.

[123] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М..1979. С.234.

[124] Там же. С.115.

[125] Там же. С. 237.

[126] Там же. С. 253.

[127] Там же. С.124.

[128] О теории лектона подробнее см.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.,1979. С.107-120.

[129] Б.Рассел История западной философии М.,1959. С. 286.

[130] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С.398.

[131] Рассел Б. История западной философии. М.,1959. С.246.

[132] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С. 381.

[133] Рассел Б. История западной философии. М.,1959. С. 254.

[134] Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991. С.148.

[135] Там же. С. 149.

[136] См.: Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х т. Т.2. М.,1976. С.260.

[137] Прокл. Первоосновы теологии. М.,1993. С.39.

[138] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Т.2. М,.1994. С.79.

[139] См.: Ортега-и-Гассет Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья. // «Человек».1992, №2.

[140] Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991. С.363.

[141] Платонополя не случилось, Римская империя – была.

[142] Апостол Павел. Первое послание к коринфянам. Гл.3 (19). // Новый завет и псалтирь. Хельсинки,1986. С.206.

[143] Там же. С.205.

[144] Апостол Павел. Послание к колоссянам. Гл.2 (8). // Новый завет и псалтирь. Хельсинки,1986. С.244.

[145] Тертуллиан К.С.Ф. О прескрипции [против] еретиков. // Избр. Соч. М.,1994. С.120.

[146] Там же. С.109.

[147] Тертуллина К.С.Ф. О плоти Христа. // Там же. С.166.

[148] Там же. С.165.

[149] Подробнее см.: Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1979.

[150] Это построение предвосхищает известное сейчас афористическое рассуждение о бытии Бога: «Покажите, где есть Бог... А вы покажите, где его нет».

[151] Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991. С.495.

[152] См.: Апостол Павел. Первое послание к коринфянам. Гл.14. Новый завет и псалтирь. Хельсинки,1986. С.215-216.

[153] Ортега-и-Гассет. Х.Человек в XV веке. // «Человек»,1992, №3. С.29.

[154] Апостол Павел. Там же. Гл.2. С.205.

[155] См.: Августин А. Исповедь. М.,1991. Гл.5.

[156] Там же. С. 414.

[157] Ортега-и-Гассет Х. Человек в XV веке. // «Человек»,1992, №3. 34.

[158] Кузанский Н. О предложениях. // Соч. в 2-х т. Т.1. М.,1979. С.197.


 
Предыдущая страница | Страница 40 из 40
 
 
  • Опубликовано: 9 октября 2013 /
  • Просмотров: 43060
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Педагогическая антропология
  • Автореферат. Концептуализация понятий «язык» и «родной язык» в языковой картине мира
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Диссертация. Концепты Mind, Heart, Soul в современном английском языке
  • Автореферат. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте
  • Диссертация. Функционально-языковые возможности англо-русской морфологической модели (Часть 2 из 2)
  • Автореферат. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины х1х в
  • Автореферат. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б. Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»)
  • Диссертация. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.