Философия. Крылова Е. Э

Предмет и особенности истории философии. Начало философского мышления в древних восточных философиях.

I. История философии как раздел философского знания. Предфилософская культура и философия.

1. История философии как раздел философского знания.

2. Предфилософская культура и философия.

II. Философские системы древнего Китая:

1. Условия возникновения и особенности древнекитайской философии.

2. Философия конфуцианства о человеке, его жизни и предназначении.

3. Моизм – философия мастерства и солидарности.

4. Школа легистов: государство и человек.

5. Даосизм – школа пути и силы.

6. Натурфилософская школа: идеи единства природного и социального.

III. Философские системы Древней Индии:

1. Условия возникновения и особенности древнеиндийской философии; Веды, Веданги и Упанишады.

2. Радикальное учение джайнизма: идеи свободы воли.

3. Философия и религия буддизма: страдание и очищение.

4. Материалистические системы древнеиндийской философии.

5. Философские системы индуизма: универсализм многообразия и эволюционизм.

I. История философии как раздел философского знания. Предфилософская культура и философия.

Различая «реальную философию» и «философию учений», мы понимаем, что постижение первой всегда неполно и связано с разнообразными «окольными путями», ведущими к ней от «философии учений». И самым эффективным путем оказывается знакомство с историей философии.

1. История философии как раздел философского знания.

История философии на первый взгляд является наиболее ясным и очевидным по своему предмету разделом философского знания: это перечисление, описание и комментирование философских концепций, воззрений, имен на основе дошедших до нас источников.

А). Истоки истории философии как философской дисциплины. Именно так понимали задачи истории философии первые ее историки (IV – III в. до н. э), которыми по праву можно считать Аристотеля и его ученика Теофраста (Феофраста). При этом задача исторического исследования у Аристотеля была подчинена задачам и целям его собственных произведений, и оно имело вид предварительного описания мнений предшественников по интересующему его вопросу. У Теофраста же мы находим уже специальное описание имен и этапов предшествующей философии.

Позже, в начале нашей эры, в поздней античности возникает феномен доксографии («описания мнения»), который соединял в себе жизнеописания философов и изложение их теоретических взглядов. От него целиком дошла до нас книга Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

В средние века предшествующая история философии ставится в зависимость от приближения или, наоборот, несоответствия философии истокам священного писания. Если кто и может позволить себе быть философом, то это Бог, человеку же надлежит веровать, и все доступные ему силы рационального знания должны быть подчинены этому. Предшествующие философские взгляды имеют значение лишь постольку, поскольку, приближали человека к подлинной вере. Поэтому история философия теряет свое самостоятельное значение и является всего лишь вспомогательным инструментом селекции языческой философии и выявление в ней необходимого для нового религиозного мировоззрения.

Наиболее свободна в это время арабоязычная историко-философская мысль. Наиболее значительной здесь является работа аш-Шахрастани «Религиозные секты и философские школы», написанная в II веке. Во многом благодаря арабским источникам много позже, в XIVXV веках, в Европе возрождается традиция в значительной степени независимого от теологии и достаточно полного изложения истории философии, например, у Уолтера Берли, в его «Книге о жизни и учениях древних философов и поэтов».

Освобождающая и направленная к человеку мысль эпохи Возрождения формирует благоприятные условия для развития философии и ее истории, и в XVII – XVIII веках создается значительное количество, хотя и не очень крупных, работ в этой области.

Поворотным же пунктом явилось посмертное издание в 1833 – 1836 гг., «Лекции по истории философии» Гегеля. Здесь впервые был четко поставлен вопрос о сути историко-философской проблематики: является ли история философии перечнем мнений, или же она – символическое описание развития единого самосознания философии как важнейшей составляющей развития культуры в целом. Гегель был убежден во втором. Он считал, что задача истории философии – постижение логики исторического восхождения человеческой мысли и духовности по степеням (ступеням) осознания свободы до состояния совершенной индивидуальности.

Б). Специфика истории философии. Такое понимание сути истории философии говорит о многоплановости ее содержания. В самом общем виде это содержание можно представить как соединение объективной и субъективной истории философии. В первом случае – это элемент более широкого контекста истории культуры в целом. Во втором – внутреннее философское самосознание.

Объективная история философии – это описание историко-временной последовательности попыток человеческой мысли построить ту или иную непротиворечивую и истинную картину системно-рационального мировоззрения. Объективная история философии фиксирует реальный процесс выработки и распространения в обществе философских взглядов и представлена собственно философскими текстами.

Субъективная история философии – это описание истории философии как исторического самосознания философии, которое выявляется, прежде всего, через постижение внутренней логической связи и преемственности состояний «реальной философии». Субъективная история философии раскрывается во многом через исторический контекст и подтекст философских текстов.

Исходя из этого, можно сказать, что в истории философии всегда переплетаются два мотива: универсализации и индивидуализации. В истории философии содержатся, с одной стороны, момент перечисления и характеристики персонифицированных событий истории философии, а с другой – момент выявления универсального единства, логики развертывания общей духовности человечества.

При таком самом широком понимании истории философии часто используются метафорически-образные определения ее сути. Например, Г.-Г. Гадамер, говорил, что история философии есть описание развития способности людей к понятийности, а М. Хайдеггер считал ее предметом истину в предельном понимании, история философии – это описание «судьбы истины сущего».

В). Важнейшие проблемы истории философии. Развиваясь как самостоятельная дисциплина, история философии выделяет ряд не столь фундаментальных, как отмеченная Гегелем, проблем, образующих ее содержание. Это: 1. Проблема генезиса философии, ее отношение к своим истокам: предфилософской мифологической культуре. 2. Различение и взаимосвязь типов философских культур, возникающих в различных цивилизационных центрах (Индия, Китай, Греция). 3. Неизбежность переоценки и переинтерпретации тех или иных философских воззрений более ранних этапов на этапах более позднего развития философии. 4. Проблема источников, на базе которых строится историко-философское знание, и которые сохранились тем хуже, чем они древней.

Безусловно, первая из этих проблем является самой фундаментальной. Ее многоплановость проявляется даже на терминологическом уровне. Для обозначения предшествующего философии состояния культуры и сознания используют три близких по значению термина: предфилософия, протофилософия (протос – первичный, зародышевый, эмбриональный) и парафилософия (пара – находящийся возле, вне, проходящий рядом, но мимо). Первым термином обозначают всю предшествующую философии мыслительную культуру, как ей противоположную. Вторым – те элементы этой культуры, которые входят в философию из предшествующего состояния в незначительно измененном виде. А третьим – те элементы, которые в предшествующей культуре служат базой возникновения философии, но входят в нее в существенно измененном виде.

Вывод. История философии является одной из важнейших дисциплин философского знания. Ее истоки практически совпадают с истоками самой философии. Ее задача – описание «судьбы» человеческого духа, его «приключений», его «Одиссеи», как говорил Й. Шеллинг.


   
 
  • Опубликовано: 9 октября 2013 /
  • Просмотров: 43059
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Педагогическая антропология
  • Автореферат. Концептуализация понятий «язык» и «родной язык» в языковой картине мира
  • Политология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей
  • Диссертация. Концепты Mind, Heart, Soul в современном английском языке
  • Автореферат. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте
  • Диссертация. Функционально-языковые возможности англо-русской морфологической модели (Часть 2 из 2)
  • Автореферат. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины х1х в
  • Автореферат. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б. Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»)
  • Диссертация. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.