Государственное регулирование экономики

Глава 5. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

5.1. Бюджетное регулирование экономики страны

Под бюджетной политикой понимается изменение государственных доходов и расходов в целях поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики. Государственные финансы, состоящие из государственного бюджета и внебюджетных средств, являются главным инструментом перераспределения ВВП. Через государственные финансы в странах с развитой рыночной экономикой перераспределяется значительная часть произведенной продукции: в Швеции - около 2/3, в Нидерландах, Франции, Норвегии - около половины, в Японии - 1/3. В нынешней России эта величина составляет примерно 1/2 ВВП. Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет.

Государственный бюджет, по определению Бюджетного кодекса РФ, - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет - важнейшее средство государственных органов по проведению активной экономической политики в стране. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона, муниципальным собранием. Огромное значение для поддержания стабильности хозяйства, предотвращения кризисных ситуаций, обеспечения пропорциональности и сбалансированности функционирования и развития разных секторов и сфер экономики имеет контроль за финансовыми потоками, своевременная корректировка доходных и расходных статей бюджета. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.

По своей сути государственный бюджет - это договорной документ, результат соглашения между различными экономическими силами в стране, это компромисс между общегосударственными и частными интересам граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами - по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов и дотаций. Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале ХХ века.

1. Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и поступления.

3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.

4. Принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

В современных условиях в практике развитых стран наблюдается некоторое несоблюдение этих принципов. Так, отход от принципов полноты и единства выразился в появлении помимо государственного бюджета большого числа различных внебюджетных фондов. Эти фонды имеют целевое назначение и создаются в основном в социальных целях, финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. Подобные фонды расширяют возможности государственного вмешательства в экономику, минуя бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся составной частью государственного бюджета, налоги от которых не идут в «общий котел» бюджета, а расходуются строго по назначению. Средства целевых бюджетных фондов хранятся в банках и приносят прибыль для бюджета.

В бюджетной системе России можно выделить три уровня: бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты), бюджеты органов местного самоуправления (местные бюджеты). Совокупность бюджетов всех трех уровней представляет собой консолидированный бюджет страны.

Важнейшими функциями государственного бюджета являются:

- распределительная, то есть аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределении и перераспределения между отраслями, регионами, слоями населения;

- социальная функция предполагает использование государственного бюджета для защиты беднейших слоев населения, пенсионеров, подрастающего поколения; для смягчения различий в уровне доходов и уровне жизни различных доходных групп; поддержки отраслей, оказывающих социальные услуги;

- экономическая функция заключается в стимулировании экономического роста по важнейшим для страны направлениям, в формировании конкурентной среды, в структурной перестройке экономики путем поддержки отдельных отраслей и производств, в содействии выходу отечественных производителей на внешний рынок, в выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долгов.

Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного регулирования.

Концепции использования бюджета

Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция нейтрального бюджета, отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка естественного порядка. Эта концепция привязывала всю бюджетную политику государства к обеспечению сбалансированности бюджета и предусматривала нейтральное отношение к ходу воспроизводственного процесса, то есть бюджет решал чисто финансовые задачи - изъятие и перераспределение бюджетных средств.

Кейнсианское направление полагает, что сбалансированный бюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом представители данной теории исходили из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спроса. Они полагали, что в период спада экономической активности нужно дать государству возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов и увеличения налоговых ставок. И та и другая политика сознательно направлены на несбалансированность бюджета как расплату за сбалансированность экономики.

Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах современной рыночной экономики, оно вынуждено расходовать все большие средства на социальную сферу, науку, культуру. Это вызвано самим характером современного общества. Государство, отказываясь от активной роли в поддержке материального производства, одновременно увеличивает расходы на поддержку таких отраслей социальной сферы, как образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, здравоохранение и физическая культура, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, социальное обеспечение и индустрия отдыха, быстрый рост которых не может быть обеспечен исключительно рынком.

Структура государственного бюджета

Для развитых стран с рыночной экономикой характерно внимание не столько к величине бюджета, сколько к их сбалансированности и структуре. В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и т.д.

Представление о государственном бюджете России может быть получено при рассмотрении федерального бюджета за 2003 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Доходы и расходы государственного бюджета в 2003 г. (млрд руб.)

Статьи бюджета

Сумма

Доходы

Налоговые доходы

из них:

- налог на добавленную стоимость

- налог на прибыль предприятий

- акцизы

-налог на совокупные доходы

- плата за пользование природными ресурсами

- прочие налоги, пошлины, сборы

Неналоговые доходы

Доходы целевых бюджетных фондов

Единый социальный налог

2417,8

1892,4

946,2

179,6

227,7

8,5

183,1

352,7

145,7

14,1

365,6

Расходы

из них:

- государственное управление и местное самоуправление

- судебная власть

- международная деятельность

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

- национальная оборона

- фундаментальные исследования и содействие НТП

- промышленность, энергетика, строительство

- сельское хозяйство и рыболовство

- охрана окружающей среды

- транспорт, связь, информатика

- образование

- культура

- средства массовой информации

- здравоохранение

- социальная политика

- обслуживание

государственного долга

- прочие расходы

2345,6

66,5

25,5

44,4

244,8

344,5

40,2

63,4

31,2

10,8

6,1

97,7

14,1

12,0

39,3

150,7

277,5

876,9

Профицит

72,2

Источниками доходной части государственного бюджета в развитых странах являются:

1. Прямые и косвенные налоги. В доходах они составляют 70-80%. Самые доходные налоги - подоходный налог с физических лиц (в развитых государствах его доля составляет в среднем 40% налоговых поступлений в бюджет), социальные взносы (30%), налог на прибыль корпораций (10%), НДС (10%), таможенные пошлины (5%). Для налоговых поступлений бюджета России характерна другая ситуация: самым пополняющим государственный бюджет налогом является НДС - более 40% налоговых поступлений, на втором месте таможенные пошлины - 18%, на третьем - акцизы - 13%, на четвертом - налог на прибыль (доход) организаций - 12 %.

2. Государственные займы. Осуществляются с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Их доля в доходной части бюджета некоторых стран достигает 10-20 %. Государственные займы менее опасны по сравнению с эмиссией денег, но и они оказывают негативное влияние на экономику, так как, прибегая к принудительному размещению ценных бумаг, государство нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов, и, кроме того, размещение государственных ценных бумаг мобилизует свободные средства на рынке ссудного капитала, что сужает возможности получения кредитов частными фирмами.

3. Неналоговые доходы. Это доходы от государственной собственности, от внешней торговли, от приватизации и т.п. Их доля в доходах государственного бюджета значительно колеблется в разных страна и составляет в среднем 5-10%.

Расходная часть государственного бюджета представлена следующими статьями:

1. Социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука. В этом проявляется главное направление бюджетной политики - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, облегчить доступ представителей менее обеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью. Это не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства - квалифицированной и здоровой рабочей силой и, значит, увеличивает национальное богатство страны. В структуре федерального бюджета США социальные расходы составляют 28%, в большинстве стран эта цифра колеблется от 30% до 40%, а в некоторых странах со смешанной экономикой социальная сфера поглощает свыше 50% бюджетных расходов.

2. Затраты на производственно-хозяйственные нужды. Это капиталовложения в промышленность, инфраструктуру, субсидии государственным предприятиям, дотации сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ, ориентированных на развитие ключевых отраслей экономики, на решение назревших социально-экономических проблем, на совершенствование производственной и социально-бытовой инфрастуктуры. По данной статье в разных странах имеются существенные различия, связанные с масштабом государственного сектора, но в среднем их доля в бюджетных расходах составляет 10-20%.

3. Расходы на национальную оборону. Включают затраты на закупку вооружения и военной техники, на текущее содержание вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ в данной области и на военное строительство. Доля этих расходов - 10-20%.

4. Административно-управленческие расходы - расходы на содержание правительственных и судебных органов, органов безопасности и внутренних дел. Составляют 5-8% расходной части государственного бюджета.

5. Платежи по государственному долгу, их доля - 7-10%.

6. Трансферты другим уровням управления. Данные расходы занимают 10-15% в общей сумме расходов государственного бюджета.

7. Расходы бюджетных фондов, пополнение государственных резервов и прочее.

Бюджетные расходы выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность, административно-управленческие расходы воздействуют на структуру и величину совокупного спроса. Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном периоде улучшают платежный баланс, открывают для экономики новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по обслуживанию государственного долга, размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели растут, во время «перегрева» конъюнктуры - сокращаются.

Изменяя структуру расходов бюджета, государственные органы оказывают регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, на отраслевую и региональную структуру экономики, на конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке и могут добиваться практической реализации той или иной экономической политики. Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит от относительных размеров расходуемых сумм, от структуры этих расходов, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Основные задачи бюджетной политики

Основные задачи бюджетной политики освещены в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2003 год». Президент РФ В.В. Путин отметил, что бюджетная политика должна способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности. Должно повыситься качество среднесрочного бюджетного планирования. Следует предусмотреть возможность утверждения Правительством Российской Федерации структуры бюджетных расходов на три предстоящих года. Перспективный финансовый план должен стать основой для формирования ежегодных бюджетных проектировок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений.

В Бюджетный кодекс Российской Федерации должны быть внесены изменения, обеспечивающие переход к формированию бюджетов всех уровней в соответствии с принципом безусловности учета в них всех принятых государственных (муниципальных) обязательств. При этом возможность принятия новых обязательств должна определяться исключительно наличием бюджетных ресурсов для их реализации в течение всего времени действия новых обязательств. В Бюджетный кодекс Российской Федерации необходимо внести также поправки, определяющие правовой статус финансового резерва, механизмы образования и использования его средств.

В 2003 году следует в основном завершить налоговую реформу, призванную создать налоговый режим, полностью обеспечивающий финансирование бюджетных обязательств, минимально обременительный с точки зрения администрирования и максимально благоприятный для экономической деятельности.

Формирование и исполнение профицитного бюджета создает финансовую основу для дальнейшего снижения государственного долга. В целях эффективного решения долговой проблемы в среднесрочной перспективе необходимо сформировать единую систему управления государственным долгом, для чего в кратчайшие сроки следует подготовить необходимые организационные решения.

5.2. Налоговое регулирование экономики

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие инструменты государственного регулирования экономики. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, Правительству РФ не удастся осуществить полноценные преобразования экономики России.

Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, пользование природными ресурсами, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг, операции с ценными бумагами и другие объекты, установленные законодательством. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Основными элементами налоговой системы являются виды налогов, налоговые ставки, налоговая база, налоговые льготы. Налоговая ставка - это определенная доля дохода, подлежащая перечислению в виде налога. Они устанавливаются обычно в виде процента к сумме дохода. Налоговые ставки определяются законом и закрепляются для каждой категории плательщиков на длительное время. Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правительством в случае, если размеры налоговых изъятий не соответствуют целям и задачам экономической политики государства. В целом государство заинтересовано в установлении таких ставок налогообложения, которые обеспечивают и развитие экономики, и максимальное поступление средств в бюджет.

Налоговая база - это сумма, с которой взимаются налоги (в случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом). Величина налоговой базы может меняться в зависимости от тех вычетов, которые разрешается законодательно производить из дохода, подлежащего налогообложению (например, в соответствии с предоставляемыми льготами).

Налоговые льготы - основной инструмент оперативного использования налоговой системы в целях государственного регулирования экономики. Как правило, они устанавливаются законодательно. В России имеют место следующие виды налоговых льгот:

- необлагаемый минимум объекта налогообложения;

- изъятие из объекта налогообложения определенного элемента (средства, направляемые на финансирование капиталовложений);

- понижение налоговых ставок (НДС на товары первой необходимости - 10%, а на остальные - 20%);

- освобождение от уплаты налогов определенных категорий плательщиков;

- вычет налоговой базы (налоговый вычет);

- налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину);

- целевые налоговые льготы (например, учреждениям и организациям, находящимся на бюджетном финансировании, или предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность).

Мировой практикой выработаны следующие принципы налогообложения:

- всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

- обязательность - принудительность налога, неизбежность его выплаты;

- стабильность - устойчивость налогов и налоговых ставок во времени;

- простота исчисления и взимания;

- равнонапряженность - взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, в доле от дохода и прибыли, с тем чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равной для субъектов с разными уровнями доходов;

- социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех субъектов в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

В рационально построенной системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным, однако на практике построить систему, отвечающую всем перечисленным принципам, крайне сложно. Поскольку в настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенностей экономической ситуации. Большинству государственных систем свойственна также динамичность налогов. Это обусловлено тем, что налоги представляют ядро налоговой политики государства, которая, в свою очередь, является частью экономической политики и социально-политического курса в целом. Так что колебания политического, экономического, социального курсов способны порождать изменения в системе налогообложения.

Виды и функции налогов

Многообразные виды налогов можно классифицировать по разным признакам:

- по характеру налогового изъятия (прямые, косвенные);

- уровням управления (федеральные, региональные, местные);

- субъектам обложения (налоги с юридических и физических лиц);

- объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость, на имущество и т.д.);

- целевому назначению налога (общие, специальные);

- в зависимости от налоговой ставки (прогрессивные, регрессивные, пропорциональные).

Прямые налоги взимаются непосредственно с конкретного физического или юридического лица по ставке, а также в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, социальный налог, земельный налог, имущественные налоги и ряд других.

Подоходный налог с физических лиц взимается со всех граждан и носит массовый характер. Уплата подоходного налога может осуществляться безналичным путем и посредством декларации, в которой сам налогоплательщик указывает величину дохода и исчисляет сумму налогов. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика, что способствует реализации одной из целей государственной социальной политики - сглаживания дифференциации доходов. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. В России пропорциональная ставка данного налога - 13% независимо от величины дохода. Это связано с попыткой правительства вывести доходы из «тени», то есть способствовать их легализации.

Налог на прибыль начисляется на доходы юридических лиц. Он составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Объектом обложения является прибыль предприятия, т.е. полученный доход - сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, уменьшенный на величину произведенных расходов. В разных странах налогообложение осуществляется, как правило, по пропорциональным ставкам от 15 до 55%. В 80-е годы произошло повсеместное снижение ставок налога на прибыль корпораций в ведущих экономически развитых странах: в США - с 46% до 34%, в Германии - с 56% до 50%, в Японии - с 52% до 42%, во Франции - с 45% до 42%, в Великобритании - с 50% до 35%. В России одна из самых низких ставок налога на прибыль предприятий в мире - 24%.

Основное различие в налоговых системах состоит, прежде всего, в способах налогообложения прибыли корпораций, а точнее, в определении размера налога на распределяемую часть прибыли (дивиденды) и ту часть, которая остается в распоряжении корпорации. Здесь могут быть предусмотрены два варианта: по первому - налогообложение полной прибыли осуществляется до ее распределения и по второму – существует отдельное налогообложение дивидендов акционеров, то есть имеет место двойное налогообложение дивидендов. Такая система характерна для США, России, Бельгии, Швеции, Швейцарии. Система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога или же освобождение акционеров от обложения получаемых ими доходов по акциям характерны для Греции, Норвегии, Австралии, Италии, Финляндии. Система снижения налогообложения на уровне компании , при которой распределяемая прибыль облагается налогом по более низкой ставке корпоративного налога или же частично освобождается от обложения, характерна для Австрии, Германии, Португалии, Японии, Испании.

Социальные налоги охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение, а также налоги на заработную плату и рабочую силу. Они направляются в различные внебюджетные фонды и выплачиваются, как правило, работодателями. В России ставка единого социального налога составляет 35,6% и имеет регрессивный характер, то есть снижается при увеличении налогооблагаемой базы.

Косвенные налоги представляют собой наценку на товары и услуги. Они прямо включаются в цену товара или услуги, уплачиваются покупателем и поступают в государственный бюджет. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налоги на продажу, налог на добавленную стоимость, налог на наследство и др.

Основным косвенным налогом в настоящее время является налог на добавленную стоимость (НДС). Объектом обложения при исчислении НДС является добавленная стоимость, которая образуется путем исключения из объема продукции стоимости потребленных сырья, материалов, полуфабрикатов. Добавленная стоимость включает заработную плату, прибыль, проценты за кредит, расходы на рекламу, транспорт и т.п. Сумма НДС, вносимая в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, уплаченными поставщиками за издержки производства и обращения. Следовательно, непосредственными плательщиками НДС являются конечные потребители, хотя перечисляют его в бюджет производители. Среднеевропейский уровень ставки НДС составляет 14-20%. В России ставка НДС равна 10% по ряду продовольственных товаров и товаров детского ассортимента, на полиграфическую продукцию, для остальных товаров - 20%.

Налоги выполняют следующие важнейшие функции: фискальные, социальные, регулирующие, стимулирующие.

Фискальная функция - обеспечение доходов государственного бюджета в целях финансирования государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги выполняли в первую очередь фискальную функцию, являлись инструментом финансирования общественных расходов, так как государство для содержания органов государственного управления, правоохранительной деятельности, для обеспечения национальной обороны, для охраны окружающей среды, поддержки транспорта, дорог, связи должно иметь в своем распоряжении финансовые ресурсы.

Социальная функция - поддержание социальной справедливости и социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Одним из главных способов осуществления этого является введение прогрессивного налогообложения. Социальную функцию также несет освобождение от уплаты ряда налогов некоторых категорий плательщиков (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многодетных, студентов), или необложение налогами некоторых социально значимых товаров и услуг, или же повышенное налогообложение предметов роскоши.

Регулирующая функция - государственное регулирование экономики, прежде всего циклических колебаний, структурных изменений, цен, капиталовложений, НИОКР, экологии, внешнеэкономических связей. Для этого вводятся новые, отменяются старые налоги, меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы.

Особенности налогового регулирования

Формирование и проведение налоговой политики всегда было одним из способов регулирования государством социально-экономической сферы. В различные периоды менялись цели и задачи налогового регулирования, а следовательно, направленность и результат налоговой политики, но функции налоговой системы и ее значение остаются неизменными. Чтобы наилучшим образом использовать возможности, заложенные в методах налогового регулирования, необходимо с помощью налогового инструментария рационально сочетать решение фискальных задач с выполнением задач косвенного регулирования экономической деятельности.

Опыт построения и функционирования налоговых систем в развитых странах с рыночной экономикой позволяет выделить два различных подхода, определяющих место и роль налоговой системы в арсенале методов государственного регулирования: первый подход, основанный на концепции государственного регулирования Дж. Кейнса, и второй подход, основанный на постулатах неоклассической теории. Первый исторически предшествует второму.

В соответствии с концепцией Кейнса государственное регулирование экономики посредством налоговых мер должно быть направлено на обеспечение более полного использования всех факторов производства и стимулов к росту, а также устранения возникающих диспропорций между объемом производства и платежеспособным спросом. Государственное регулирование заключается в воздействии на величину совокупного спроса, главный инструмент такого воздействия - государственный бюджет.

В условиях экономического подъема, по Кейнсу, необходимо увеличивать налоги, а в кризисной ситуации - сокращать. Сокращение налогов производится, прежде всего, за счет расширения налоговых льгот монополиям и предпринимателям тех отраслей экономики, которые составляют базовую основу для нового подъема. Подоходному налогу отводится роль автоматического стабилизатора. Действие автоматического налогового стабилизатора дополняется налоговыми мероприятиями государства, такими как изменение ставок действующих налогов, расширение или сокращение перечня налоговых льгот.

В рамках кейнсианской концепции системы налогообложения строились по прогрессивному принципу с относительно большим числом шагов налоговой шкалы и высокими предельными ставками, но также и со значительным числом налоговых льгот, стимулирующим инвестиционную активность.

В 80-е годы ХХ века наблюдается отход от кейнсианских принципов государственного регулирования. Это выразилось в переориентации с антициклического регулирования спроса на стимулирование долгосрочного роста инвестиционной активности, ликвидацию диспропорций, структурную перестройку экономики. Произошел отказ от политики полной занятости, акцент сместился в сторону борьбы с инфляцией. Теоретической базой налоговой политики, осуществляемой в настоящее время правительствами экономически развитых стран, является неоконсерватизм, основной постулат которого заключен в словах: «Все решает рынок, а не государство». В рамках неоконсерватизма наиболее крупными течениями являются монетаризм и теория предложения.

В соответствии с теорией предложения необходимо непосредственно осуществлять воздействие на производство путем целенаправленного и широкомасштабного снижения налогов. Налоговое регулирование должно обеспечить стимулы к сбережению и инвестированию. В 90-е годы того же столетия отмечается тенденция снижения фактического налогового бремени на доходы корпораций и физических лиц. На фоне снижения уровня налогообложения прибыли и доходов населения в ряде ведущих стран одновременно идет расширение базы налогообложения, уменьшение налоговых льгот.

При проведении налоговой реформы государство вынуждено искать возможность восполнить текущие бюджетные потери и добиться увеличения доходной части бюджета. В экономической теории графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «кривой Лаффера» по имени американского экономиста Артура Лаффера (рис. 2).

Смысл данной зависимости заключается в том, что один и тот же по величине доход (Д) в государственный бюджет может приносить и высокая и низкая ставка налогообложения (НС). Это объясняется тем, что низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения и налогооблагаемую базу. Следовательно, можно предположить существование оптимальной налоговой ставки, при которой поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Теоретически установить ее значение не удается, но практика показала, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, превышающие 35-40% его величины, нецелесообразны. В России в начале девяностых годов налоговые платежи вместе со всеми другими видами отчислений составляли примерно половину валового дохода предприятия, что было обусловлено бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ. В настоящее время налоговые платежи предприятий, по оценкам отечественных специалистов, составляют примерно 39% их дохода.

Государственное регулирование экономики

Рис. 2. Кривая Лаффера

В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется: прогрессивным налогообложением (при этом число шкал значительно сокращено и снижены ставки налогов); частыми изменениями ставок налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране; наличием разнообразных налоговых льгот и скидок; определением начальных сумм, не облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференцированному использованию.

5.3. Особенности современной налоговой системы России

Структура налогов в России по сравнению со структурой налогов в развитых странах характеризуется более низкой долей подоходного налога с физических лиц и высокой долей налога на прибыль предприятий. Снижение ставки налога на прибыль с 35% до 24% при одновременной отмене налоговых льгот по данному налогу не способствовало расширению производства и развитию предпринимательской активности. Более того, данное решение правительства привело к тому, что снизились поступления в государственный бюджет от этого налога на 13 млрд. рублей, а недоимка в консолидированный бюджет в 2002 г. возросла на 3,6%. Отмена инвестиционной льготы предприятий привела к снижению инвестиций в первом квартале 2002 года в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В принципе, ошибка уже осознана, и в августе 2002 года вышло письмо Министерства по налогам и сборам РФ «О льготе по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений».

Специалисты отмечают, что особенностью отечественной налоговой системы все еще остается ее фискальная направленность. Это проявляется, в частности, в достаточно высоких ставках НДС - 20%, наличии налога с продаж. По заявлениям правительства планируется снижение в 2005 году ставки НДС до 17,5 %, а налог с продаж будет отменен с 1.01.2004 года. Проявлением фискальной направленности существующей налоговой системы является также высокий уровень штрафных санкций, что ведет к укрывательству налогов многими налогоплательщиками.

В целях реформирования налоговой системы предстоит отменить ряд нерыночных налогов и налогов с целевым назначением. Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу. В результате количество налогов может значительно сократиться. В настоящее же время в России более 30 видов налогов, а в США, например, всего 14.

Основным источником доходов для местных бюджетов должны стать имущественные налоги. Сегодня налог на имущество дает государственной казне 130 млн рублей, но при этом 60% базы из-под налогообложения выводятся благодаря существующим льготам. Встает вопрос о целесообразности этих льгот.

Ведущие экономисты поднимают вопрос о повышении налоговых ставок и платежей за пользование природными ресурсами. Это обусловлено тем, что в настоящее время объем средств, изымаемых в области природопользования в доходы бюджетов, существенно ниже, чем в большинстве ресурсодобывающих зарубежных стран. Так, в России относительный вклад в доходы бюджетов от нефтегазовых отраслей ниже, чем в Мексике, в 25 раз, в Венесуэле - в 12 раз, в Индонезии - в 9 раз и составляет 183,7 млрд руб. или 8,6% доходов государственного бюджета. Поэтому предложено увеличить налог на нефтедобычу до 20-25%.

Слабо проявляется социально справедливое перераспределение доходов юридических и особенно физических лиц. Переход от прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц к пропорциональной подчеркивает это. Но, с другой стороны, установление единой тринадцатипроцентной ставки подоходного налога принесло в государственный бюджет 60% дополнительных поступлений, что подтверждает правильность данной меры.

До сих пор остра проблема собираемости налогов. Сегодня в российской экономической практике существует специальный показатель «собираемость налогов», которого нет ни в одной цивилизованной стране. В настоящее время он составляет около 74%. А это значит, что налогоплательщики вносят в государственную казну на четверть меньше налогов, чем они обязаны внести. Более сложное, но эффективное направление пополнения государственного бюджета - получить в полном объеме налоги с тех налогоплательщиков, кто не хочет платить, нарушая действующие законы. Для этого необходимо выводить на свет так называемую теневую экономику. По оценкам некоторых специалистов, 30% экономики сегодня все еще в тени.

По мере продвижения российской экономики к развитым формам рыночных отношений все возрастающую роль станут играть местные налоги, служащие основой формирования доходов местных бюджетов, именно местные бюджеты должны принять на себя основную тяжесть расходов, содержать многочисленные муниципальные службы.

Экономическое содержание налоговой реформы должно состоять в том, чтобы распределить налоговое бремя равномерно, чтобы в налоговом законодательстве России начал действовать принцип справедливости налогообложения. Реформа налоговой системы должна быть комплексной, то есть все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиальных политических решения: существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку и вместе с тем обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.

В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ определены следующие основные направления дальнейшего развития налоговой реформы:

- внесение изменений в налоговое законодательство не позднее первого квартала года, предшествующего году вступления таких изменений в силу;

- совершенствование налогового учета для достижения максимально удобной формы как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов;

- стимулирование легализации заработной платы. В этих целях необходимо продолжить совершенствование механизма регрессии при уплате ЕСН. Кстати, по словам Министра финансов РФ А. Кудрина, Правительство рассматривает возможность постепенного снижения в 2004-2005 годах ставки ЕСН на 2-3% в год. Следовательно, к 2006 году ставка налога может быть сокращена примерно до 30%, что позволит, по его мнению, ликвидировать так называемую "конвертную" систему выплаты заработной платы. Кроме того, рассматривается вариант изменения диапазона, в котором применяется ставка ЕСН, что даст возможность предпринимателям достаточно быстро преодолеть максимальную планку налога и выйти на регрессию;

- принятие и введение в действие с 1 января 2003 года глав Налогового кодекса, регулирующих порядок уплаты государственной пошлины, пошлин и сборов, налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов;

- отмена с 1 января 2003 года налога на покупку иностранных денежных знаков;

- принятие глав Налогового кодекса, регулирующих порядок применения специальных режимов налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, а также в отношении субъектов малого предпринимательства;

- завершение разработки глав Налогового кодекса, посвященных имущественному налогообложению, включая налог на недвижимость;

- внесение в часть первую Налогового кодекса поправок, направленных на повышение эффективности налогового администрирования.

Целью совершенствования налоговой системы должно быть построение стабильной налоговой системы в границах России, развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Налоговая система должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов. Она должна содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.

5.4. Фискальная политика государства

Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны. Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использованию в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.

Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения фискальной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Фискальная политика подразделяется на два вида: дискреционную и политику автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматические (встроенные) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах.

Например, при уменьшении доходов автоматически снижается величина налога, взимаемого с дохода. Если люди теряют работу и заработок, им без указаний на то правительства выплачивают пособие по безработице. При наступлении определенного возраста автоматически наступает право на получение пенсии. Автоматически действующие стабилизаторы предотвращают возникновение экономических катаклизмов при возникновении новых обстоятельств, отклонений от ранее существовавших условий.

Однако встроенные в экономическую систему внутренние стабилизаторы, уменьшающие возможные колебания в экономике, не обеспечивают требуемого уровня стабилизации. На помощь приходит оперативное регулирование, текущая реакция правительственных органов на возникающие отклонения в виде инструментов дискреционной политики.

Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или изменение постоянно действующих правил, норм хозяйственной жизни. К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления дискреционной политики относят изменение налоговых ставок, налоговых льгот, общественные работы, программы материальной помощи, изменение государственных расходов на покупку товаров и услуг и пр. Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической напряженности, но, введенные однажды послабления, льготы, дополнительную помощь затем очень сложно отменить.

Дискреционная политика в зависимости от общей экономической ситуации в стране, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика, может иметь ограничительный (сдерживающий) или стимулирующий (расширительный) характер. В периоды экономического спада, кризиса государство стремится стимулировать расширение производства и других видов экономической деятельности, а также способствовать увеличению совокупного спроса. Это достигается путем сокращения налогового бремени за счет снижения налоговых ставок и увеличения налоговых льгот, повышения государственных расходов, то есть растут государственные закупки товаров и услуг, государственные заказы, расширяется государственный сектор, увеличиваются социальные платежи. На фазе экономического подъема правительство сдерживает экономику от «перегрева», используя все указанные инструменты в противоположном направлении.

Между этими двумя курсами, соответствующими и противоположными фазами экономического цикла, пролегает третий курс действий, именуемый стабилизационной фискальной политикой. Политика стабилизации - это действия правительства, направленные на регулирование финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем валового внутреннего продукта страны к потенциальному уровню и удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Политика стабилизации - наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая более или менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, с другой - улучшить сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.

Таким образом, фискальная политика является самым мощным направлением государственной экономической политики.


   
 
  • Опубликовано: 27 апреля 2015 /
  • Просмотров: 21616
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Финансовое право. Учебное пособие
  • Комп’ютеризована система обліку та контролю фінансів на прикладі Управління пенсійного фонду України Красно донського району Луганської області
  • Разработка системы рационального управления бюджетными средствами для решения социальных проблем
  • РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА, ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
  • Автореферат. Разработка и внедрение системы антикризисного управления на промышленных корпорациях на основе формирования инвестиционных программ
  • Методичка по предмету “Хозяйственное право”
  • Автореферат. Совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий в условиях макроэкономической нестабильности
  • Особенности формирования доходов физических лиц на малом предприятии
  • Выбор работ
    Реклама
    Откуда дует ветер 10 тенденций в дизайне упаковки miganpack.ru. . Купить летний конверт на выписку pelenka-shop.ru.
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.