Боевая подготовка

Основным методом обучения на тактических занятиях является практическая работа обучаемых по выполнению своих должностных обязанностей в условиях, приближенных к боевой действительности.

Боевые стрельбы являются высшей формой обучения на которых

тактические действия связаны с огнем.Они проводятся на завершающем этапе их слаживания. Сущность боевых стрельб заключается в том, что командиры и подразделения обучаются ведению боя с практическим выполнением боевых задач боевым патроном (снарядом) штатными средствами и приданными подразделениями. При их проведении основное внимание уделяется правильным тактическим действиям, умелому и эффективному применению вооружения и военной техники для выполнения огневых задач и управлению подразделениями и их огнем в ходе боя, а также строгому соблюдению требований безопасности.

Боевые стрельбы проводятся по одной из тем тактической подготовки, предусматривающей действия подразделения в наступлении, в обороне, походном охранении днем и ночью.

Основным методом обучения на боевых стрельбах является практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих функциональных обязанностей, в том числе и в решении огневых задач. 

Тактические учения являются основной формой полевой выучки под-

разделений и частей, наиболее эффективным средством и важнейшим элементом повышения боевой готовности войск, позволяющим качественно готовить их к ведению современного боя.

Командиры, штабы, подразделения и части в ходе учений практически выполняют задачу в общей, непрерывно наращивающейся тактической обстановке, по единому замыслу, в различных видах боя, на разнообразной местности, на большую глубину, непрерывно днем и ночью.

В ходе учений командиры подразделений учатся сами и одновременно обучают подчиненных, проводить мероприятия по подготовке вооружения, военной техники и личного состава к бою в различных условиях обстановки и применяемых средств поражения, сами организуют бой на местности и управляют подразделениями в бою. Подразделения в ходе учений в зависимости от темы выполняют весь комплекс работ, необходимых в современном бою: инженерное оборудование позиций, окопов и других фортификационных сооружений, маскировку, устройство заграждений, проделывание проходов минно-взрывных заграждениях противника, мероприятия по боевому, тыловому и техническому обеспечению.

На каждом учении подразделения должны реально вести разведку, совместно с авиацией Сухопутных войск отрабатывать вопросы взаимного опознавания, взаимодействия, наведения и целеуказания.

По целевому назначению тактические учения могут быть обычными (плановыми), показными, контрольными (проверочными), опытными и исследовательскими; по масштабу —ротными, батальонными, полковыми Бригадными и дивизионными, по способу выполнения боевых задач —без боевой стрельбы и с боевой стрельбой. По составу обучающихся сторон могут быть односторонние (с обозначенным противником) и двухсторонние. На двухсторонних учениях участвуют, как правило, равные по составу или боевым возможностям подразделения, способные активно противодействовать друг другу. Так, например, наступающему батальону равной по боевым возможностям будет обороняющаяся рота. Если же обучающей стороне противодействуют незначительные силы и только на отдельных этапах учения, то такое учение будет односторонним с обозначенным противником.

На односторонних учениях действия противника обозначаются применительно к организации и тактики действий армий иностранных государств. Для этого используются полигоны, тактичные учебные поля, комплекты мишенного оборудования или специально выделенные подразделения. Они сравнительно просты по организации, для их обеспечения не требуется больших затрат сил и средств.

Двухсторонние учения более поучительны.На них реально действуют и обучаются подразделения обеих сторон и боевые действия разыгрываются по решениям их командиров, что в значительной степени приближает обстановку на учениях к реальным боевым условиям. Обе стороны отрабатывают самостоятельные, но взаимосвязанные темы и действуют в соответствии с организацией и тактикой действий Российской Армии.

На тактические учения подразделения выводятся в полном составе со штатным вооружением, установленными нормами войсковых запасов и необходимым количеством военной техники, обеспечивающим качественную отработку учебных вопросов, и обязательно со средствами усиления. Большая часть времени должна отводиться динамике боя, в том числе не менее 30% ночью.

Ротные тактические учения проводятся по одной из тем основных видов общевойскового боя (оборона или наступление). Однако в содержании темы целесообразно включить вопросы ведения разведки,встречного боя,передвижения, расположения на месте, отхода и выхода из боя, боя в окружении и т.д. Темы ротных тактических учений и выделяемые средства усиления определяются командиром части, батальонных —командиром соединения. Их содержание должно отвечать боевому предназначению части, требованиям руководящих документов и обеспечивать повышение полевой выучки подразделений и их боевой готовности.

Руководителями учений являются: командир батальона —при проведении одностороннего и двухстороннего ротных тактических учений с привлечением рот своего батальона; командир полка —при проведении двухсторонних ротных тактических учений с привлечением рот разных батальонов, а также одностороннего и двухстороннего батальонных тактических учений с привлечением батальонов своего полка.

Основным методом обучения на тактических учениях является практическая работа обучаемых по выполнению своих функциональных

обязанностей в тактической обстановке по учению. Таковы формы и методы обучения личного состава и подразделений тактической подготовке.

2. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ.

Для достижения высокой обученности и слаженности подразделений, поддержания их в постоянной готовности к ведению боя требуется наличие соответствующего материально-технического обеспечения занятий по тактической подготовке, что позволит в наибольшей степени приблизить проводимые занятия к реальной боевой обстановке, а также помогает сберечь вооружение и технику.

Комплекс учебно-материальной базы в Сухопутных войсках по тактической подготовке включает: в соединении (части) —тактическое учебное поле для подготовки мелких подразделений; в армии и военном округе армейский и окружной полигоны, на которых оборудуются тактические учебные поля для проведения ротных и батальонных тактических учений.

Кроме того, в зависимости от решаемых задач дополнительно могут создаваться: в окружных учебных центрах по подготовке младших специалистов —контрольная полоса тактического учебного поля, а дивизиях, предназначенных для ведения боевых действий на горных направлениях —горное тактическое учебное поле.

Тактическое учебное поле предназначено для подготовки отделе-

ния, взвода и роты в ходе тактико-строевых и тактических занятий (со взводом и отделениями) и проверки их обученности и слаженности. Оно должно позволять создавать обстановку, приближенную к боевой действительности при решении разнообразных задач при расположении на месте, в наступлении и обороне, при форсировании водных преград и ведения боя в городе, преодолении различных заграждений и очагов пожаров, обучать личный состав вести борьбу с танками противника. Для этого оно должно быть оборудовано следующими элементами (участками): исходным районом на роту; опорным пунктом мотострелковой (танковой) роты, опорным пунктом мотопехотной роты армий иностранных государств; долговременным огневым сооружением; строением населенного пункта городского типа, участками —инженерных загражденй и средств ядерного, химического нападения и элементов РОК (РУК); участком для отработки действий в составе тактического воздушного десанта; участком для борьбы с танками, очагов пожара, форсирования водных преград, а также позициея резервов.

Исходный район должен обеспечивать обучение умелому расположе-

нию военной техники и маскировки ее от воздушного и наземного противника; скрытному размещению личного состава, охране и обороне подразделений, способам действий подразделений при отражении нападения наземного противника; защите от современных средств нападения и восстановлению боеспособности подразделений, а также техническому обслуживанию, заправке и загрузке боеприпасов.

Опорный пункт мотострелковой (танковой) роты должен быть обо-

рудован в соответствии с требованиями боевого устава для обучения личного состава и подразделений умелому использованию местности для скрытного размещения боевого порядка и его маскировки, организации наблюдения и ведения огня, приемам и способам действий личного состава по сигналам оповещения, при нанесении противником ядерного удара, огневой подготовки и перехода противника в атаку, отражению атаки противника перед передним краем, на флангах опорного пункта и уничтожению танков и пехоты, ворвавшихся на передний край и ведению боя в траншее, при выходе из боя и отходе, расположению подразделений перед атакой и переходе в наступление из непосредственного соприкосновения, действиям в сторожевом охранении и ведению боя на передовой позиции.

Опорный пункт мотопехотной роты должен быть оборудован с уче-

том организации и тактики ее действий и обеспечивать обучению ведению разведки опорных пунктов и огневых средств противника, приемам и способам выдвижения к переднему краю его обороны, преодалению минно-взрывных и невзрывных заграждений противника, способам атаки опорного пункта и уничтожения огневых средств днем и ночью, борьбе с вертолетами противника, приемам ведения боя в траншее и в глубине обороны.

Долговременное огневое сооружение предназначено для обучения

подразделений преодалению заграждений, блокированию и уничтожению ДОС штурмовой группой.

Строение населенного пункта городского типа должно быть обору-

довано так, чтобы позволяло обучать подразделения в различных видах боя таким вопросам как: в наступленни —приемам и способам уничтожения противника на подступах к городу, действиям подразделений в составе штурмовых групп по уничтожению противника в домах, кварталах, блокированию отдельных зданий и т.д.; в обороне —способам подготовки зданий к обороне, ведению оборонительного боя в городе с использованием зданий и подземных коммуникаций.

Участок инженерных заграждений и средств ядерного химического

нападения и элементов РУК (РОК) предназначен для обучения приемам и способам ведения разведки и уничтожения средств ядерного (химического) нападения и элементов РУК (РОК), преодолению инженерных заграждений в ходе наступления и прокладке колонных путей.

Участок для отработки действий в составе тактического воздушного десанта должен обеспечивать обучение подразделений приемам и способам посадки личного состава в вертолеты и его размещение, высадки личного состава различными способами и захвате указанного рубежа.

Участок для борьбы с танками предназначен для обучения личного

состава приемам и способам борьбы с танками.

Участок очагов пожара должен обеспечивать обучение личного

состава и подразделений приемам и способам действий при применении противником зажигательного оружия, оказания само —и взаимопомощи, извлечения раненных из танков, БТР, сооружений и т.д.

Позиция резервов предназначена для обучения приемам и способам

борьбы с противотанковыми средствами в ходе наступления, отражения контратак противника и его преследования, преодоления участков местности, зараженных радиоактивными веществами, а также восстановления боеспособности подразделений.

Участок форсирования водной преграды должен обеспечивать обу-

чение личного состава и подразделений приемам и способам разведки водной преграды и путем подхода, погрузки (посадки) личного состава и техники на переправочные средства и переправы через водную преграду (по дну, вброд), выгрузки (высадки) личного состава и техники и ведения боя на противоположном берегу.

Размеры тактического учебного поля в зависимости от участка местности должны обеспечивать размещение всех объектов и проведение занятий одновременно с несколькими подразделениями. Исходя из этого ширина поля по фронту должна быть до 2 км, а глубина —2— км.

Контрольная полоса может составлять часть тактического учебно-

го поля или оборудоваться как самостоятельный учебный объект вблизи пункта постоянной дислокации. Она предназначена для отработки приемов и способов действий личного состава и подразделений по основным специфическим вопросам тактической подготовки, таких как: расположение в исходном районе для наступления, выдвижению к рубежу перехода в атаку, переход в атаку с ходу и из непосредственного соприкосновения с противником, атака переднего края обороны противника, ведение боя в глубине его обороны, ведения боя в населенном пункте, закрепление захваченных рубежей и отражение атак (контратак) противника, борьбе с танками и другими бронированными машинами противника, преодалению минно-взрывных и не взрывных заграждений, завалов, районов разрушений и пожаров, участков местности, зараженной радиоактивными и отравляющими веществами.

Тактическое поле для проведения ротных (батальонных) учений, в

том числе учений с боевой стрельбой должно иметь следующие размеры: по фронту 5— км, в глубину —8— км. Такие размеры позволяют создавать необходимые объекты и использовать комплекты мишенного оборудования и имитационные средства для создания различной обстановки как в наступлении, так и в обороне. В пределах данного участка местности должны быть оборудованы район обороны батальона в полном объеме, опорные пункты мотопехотных рот, районы огневых позиций и районы позиций противника, обозначенные мишенями и макетами боевой техники.

Исходный район для наступления, маршруты выдвижения, если не позволяют размеры территории учебного центра могут оборудоваться вне его пределов.

Для проведения ротного тактического учения с как боевой стрельбой, так и без нее, мишенная обстановка создается с помощью ротного тактического комплекта (РТК) на участке местности до 1км по фронту и до 8 км в глубину.Он позволяет оборудовать четыре района целей, каждый из которых может обозначать взводный опорный пункт. Конструктивные возможности РТК позволяют создавать различные варианты мишенной обстановки с учетом тактики обозначаемого противника и условий местности.

Имеющийся в войсках ротный тактический комплект (РТК‑И) имеет большее колличество мишенных установок и распределительных устройств. Он позволяет создавать до пяти районов целей и обеспечивает получение по радиоконалу информацию о поражении до 100 пулеметных и 40 пушечных целей.

Для создания мишенной обстановки на батальонном тактическом учении с боевой стрельбой могут использоваться несколько ротных тактических комплектов.

Таким образом существующая учебно-материальная база тактической подготовки в комплексе с техническими средствами обучения обеспечивает максимальное приближение процесса обучения к условиям боевой обстановки, а также повышение психологической устойчивости личного состава.

3. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ТАКТИКО-СТРОЕВЫХ И ТАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Подготовка занятий. Поучительность и эффективность такти-

ко-строевых и тактических занятий в значительной степени зависит от качества их подготовки. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых командиром отделения (танка), взвода, роты накануне занятий и включает: личную подготовку руководителя к занятию, определение (уточнение) исходных данных, выбор района (участка местности) для проведения занятия, разработку плана проведения занятия, подготовку обучаемых к занятию, района занятия и средств материально-технического обеспечения.

В каждом конкретном случае объем и содержание проводимых мероприятий будет определяться опытом руководителя и его методическим мастерством.

Подготовка руководителя к проведению занятий осуществляется на

показных, инструкторско-методических занятиях, сборах и инструктажах. Основным методом подготовки является самостоятельная работа. Начинать самостоятельную работу необходимо с изучения руководящих документов. Таких документов во взводе, роте и батальоне нет, но их всегда можно найти в штабе части. Ознакомление с этими документами поможет руководителю занятия определить главы и статьи боевого устава, наставлений и руководств, которые необходимо дополнительно изучить или повторить.

Готовясь к занятиям, командир подразделения оценивает уровень подготовки личного состава и подразделения в целом и с учетом этого определяет учебные цели.

Исходными данными для тактико-строевого (тактического) занятия

является тема, содержание учебных вопросов, учебные цели, место проведения и состав обучаемых, время (днем,ночью), продолжительность, количество вооружения, военной техники и имитационных средств. Все эти данные руководитель занятия берет из Плана и Программы боевой подготовки, расписания занятий и указаний непосредственного командира. Кроме того, эти данные могут уточняться во время проведения показных, инструкторско-метадических занятий, инструктажей и при подведении командиром подразделения итогов боевой подготовки за прошедшую неделю и постановке задач на следующую.

Работу над исходными данными целесообразно начать с уяснения темы занятия. Это связано с тем, что каждая тема тактической подготовки, как правило, включает несколько тактико-строевых и тактических занятий. Поэтому уяснение общей темы необходимо руководителю для того, чтобы понять на фоне какой тактической обстановки будет проходить занятие.

В Программе боевой подготовки, а следовательно, и в расписании занятий раскрывается содержание каждого тактико-строевого (тактического) занятия в виде учебных вопросов. Это облегчает работу руководителя занятия. В зависимости от уровня подготовки обучаемых и выделяемых средств материально-технического обеспечения он может уточнить, продолжительность отработки учебных вопросов и на этой основе правильно определить как и где начать занятие, где и чем его закончить, а также, исходя из темы занятия правильно, определить и учебные цели.

Уяснив тему и содержание занятия руководитель определяет его цели. При этом необходимо тщательно проанализировать уровень подготовки личного состава и подразделения в целом. Это позволит командиру правильно определить учебные цели занятия, окажет непосредственное влияние на содержание плана и на распределение времени на тот или иной учебной вопрос. Кроме того, важное значение будет иметь и правильная формулировка учебных целей, которая должна отвечать на вопрос, для чего проводится данное занятие и каких результатов нужно достичь после его проведения. Причем цели занятия должны быть конкретными и направленными на повышение качества подготовки подразделения по данной теме. Необходимо помнить, что учебные цели на тактическом занятии определяются для каждой категории обучаемых и отделения (танка), взвода в целом.

Время проведения занятия (днем, ночью) определяется на основе

Программы боевой подготовки и расписания занятия.

Достижение поставленных целей занятия способствует правильное определение его продолжительности и произведенный расчет времени на отработку учебных вопросов. Каждая минута учебного времени должна быть строго расчитана и использована для обучения личного состава.

При решении этой задачи необходимо исходить из степени важности каждого учебного вопроса и уровня методического мастерства руководителя. Кроме того надо учитывать то обстоятельство, что для отработки наиболее важных и сложных вопросов необходимо выделять большую часть учебного времени.

Общая продолжительность занятия должна обеспечивать не только отработку всех учебных вопросов, но и включать передвижение подразделения к месту занятия и возвращение в расположение.

При передвижении к месту занятий и обратно могут отрабатываться отдельные вопросы по топографии (например, движение по азимуту), повторяться отработанные ранее тактические приемы, нормативы, проводиться попутные физические тренировки и т.д. При этом всегда нужно помнить, что отведенное на занятия время расчитано главным образом для обучения выполнению новых приемов и способов действий.

Важное значение для поучительной отработки учебных вопросов имеет умелый выбор района занятия,учет его размеров и характера местности. Он, как правило, выбирается на тактическом учебном поле или вблизи пункта постоянной дислокации, чтобы меньше тратить времени на движение в район занятий и обратно. Причем необходимо руководствоваться следующим положением: тактические занятия должны проводиться на тактическом учебном поле, а тактико-строевые и на любом другом участке местности. Его размеры и характер местности должны обеспечивать качественную отработку намеченных учебных вопросов и наибольшую поучительность занятия. Так, например, для отработки вопросов наступательного боя район занятия должен обеспечивать возможность скрытного выдвижения подразделения на рубеж перехода в атаку, развертывание его в предбоевой и боевой порядок, стремительность атаки, овладение объектом атаки (выполнение боевой задачи), осуществления маневра в глубине обороны противника и т.д.

На стороне «противника»местность должна быть оборудована в инженерном отношении с учетом тактики его действий, иметь необходимое количество мишеней и макетов вооружения и военной техники.

При проведении занятий по оборонительной тематике местность должна способствовать правильному выбору позиций и опорных пунктов, скрытному расположению подразделений и проведению маскировочных мероприятий, защите от современных средств поражения, организации системы огня и хорошему наблюдению за действиями своих подразделений и противником.

Для отработки вопросов разведки, действий на марше и в походном охранении местность выбирается с таким расчетом, чтобы на маршруте движения и в стороне от него имелись местные предметы и различные препятствия, вызывающие необходимость их осмотра и преодоления (лес, открытые участки, овраги, высоты, рощи, населенные пункты, разрушенные и заболоченные участки дорог, водные преграды, мосты и т.д.).

Район занятия должен включать: место, откуда предполагается начать занятие, полосу местности, на которой будет проходить действия сторон при отработке вопросов темы, место (район) окончания занятия.

Рекогносцировка района занятия не зависимо от того. где оно

проводится (на тактическом учебном поле или на незнакомом участке местности) должна проводиться в обязательном порядке. Не следует ею пренебрегать, полагаясь на знание местности, даже если занятие будет проходить на тактическом учебном поле (некоторые его объекты могут оказаться в неисправном состоянии).Одна и та же местность по разному может быть оценена при отработке на ней вопросов марша и встречного боя, обороны, разведки и наступления.

Проводя рекогносцировку района занятия руководитель должен уточнить: место, откуда необходимо начать занятия, какую тактическую обстановку создать и какие вопросы отработать при выдвижении в район занятия, на каком участке, какой вопрос целесообразно отработать и какую тактическую обстановку создать, порядок использования оборудования тактического учебного поля и какие работы нужно провести по подготовке местности (тактического учебного поля) и что для этого потребуется, порядок обозначения действий противника, требования безопасности при проведении занятия.

На основе уяснения(уточнения) исходных данных и проведенной рекогносцировки руководитель приступает к разработке плана проведения тактико-строевого (тактического) занятия.

Он является рабочим документом и может быть составлен в рабочей тетради или на отдельных листах, а тактического занятия —и на топографической карте. В плане должны найти отражение следующие вопросы (схема 1): тема, учебные цели, время, место проведения занятия, материальное обеспечение, руководства и пособия, ход занятия.

План состоит из текстуальной и графической част. В текстуальной части тактико-строевого занятия излагаются учебные вопросы и время на их отработку, действия командира, схема тактических действий, действий обучаемых.

Учебные вопросы излагаются в порядке их отработки с указанием времени, отводимого на их изучение. В разделе «Действия командира»излагается порядок работы руководителя при отработке учебных вопросов; по каким элементам и какие приемы или действия будут отрабатываться раздельно, а затем слитно, с указанием времени на отработку того или другого элемента, в том числе и нормативов, разбор занятия. Необходимо помнить, что место окончания отработки одного элемента (учебного вопроса) является исходным пунктом для отработки следующего.

Отличие текстуальной части плана тактического занятия состоит в том, что в ней имеется три графы: учебные вопросы и время, схема действий руководителя занятия (схема 2).

В графической части тактико-строевого занятия цветными карандашами для каждого вопроса отображаются исходная тактическая обстановка и возможный (наиболее приемлемый) характер действий обучаемых при его отработке, а также положение обучаемого подразделения и противника к началу его отработки и т.д.

В графической части тактического занятия отображается тактическая обстановка (исходное положение сторон, задача отделения, взвода, роты и соседей, необходимые данные о противнике) с необходимыми пояснениями.

Кроме того, в плане намечаются вопросы, которые будут отрабатываться при следовании подразделения, в исходное положение для занятия и при возвращении в пункт дислокации или при перемещении к новому месту занятия.

План проведения тактико-строевого (тактического) занятия утверждают: командир батальона —за три-четыре дня, командир рты (взвода) —за два-три дня. При этом утверждение плана должно стать дополнительной формой подготовки руководителя занятия, так как старший командир, изучая представленный план и беседуя с руководителем, определяет степень его подготовленности и, если необходимо, дает ему методические советы и рекомендации по проведению и материально-техническому обеспечению занятия.

После утверждения плана руководитель занятия дает подчиненным командирам указания о подготовки вооружения и военной техники, материально-технического обеспечения, средств связи и т.д., организует подготовку личного состава к предстоящему занятию.

Подготовка личного состава подразделения к тактико-строевому

(тактическому) занятию осуществляется под руководством командиров отделений (танков) или взводов в часы самостоятельной подготовки, которые планируются в расписании занятий роты.

Эта подготовка обычно включает: изучение или повторение отдельных статей Боевого Устава, наставлений, сигналов управления, повторение обязанностей должностных лиц в различных видах боя, изучение условий и временных показателей нормативов по тактической подготовке и другим предметам обучения, подлежащих отработке и тренировке в их выполнении, подготовку вооружения, военной техники и средств защиты.

При подготовке к тактическому занятию личный состав, кроме того, должен изучить (повторить) организацию, вооружение и тактику действий подразделений иностранных армий в зависимости от вида боя.

Накануне тактического занятия целесообразно организовать просмотр учебного кинофильма по теме занятия.

Таковы порядок и содержание работы руководителя на этапе подготовки к проведению занятий по тактической подготовке.

Проведение тактико-строевых занятий. Перед выходом на занятие

командир подразделения строит его, проверяет наличие и экипировку личного состава, вооружение, средства материально-технического обеспечения, а также знание обучаемыми требований безопасности.

Тактико-строевое занятие, как известно, может начинаться непосредственно в расположении части или в исходном районе. В первом случае выдвижение в исходный район и возвращение в расположение части осуществляется на фоне тактической обстановки и используется для закрепления ранее изученных или для отработки отдельных тактических приемов и способов действий по теме данного занятия. Устанавливает необходимые требования безопасности при проведении занятия.

По прибытии в район занятия руководитель строит подразделение в две шеренги, объявляет тему, учебные цели занятия, порядок его проведения и первый учебный вопрос. Не исключена проверка знания личным составом теоретических положений по теме занятия.

Затем напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, вводит обучаемых в тактическую обстановку, указывает подчиненным командирам места для занятий, приказывает вывести подразделения на указанные места и по команде руководителя приступают к отработке первого учебного вопроса и его первого элемента.

Командир отделения (танка), прибыв с личным составом на указанное командиром взвода место, объявляет обучаемым порядок отработки вопроса по элементам, показывает лично (или привлекая наиболее подготовленных солдат) выполнение элемента с краткими пояснениями и приступает к его отработке. Место командира должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы обеспечивалось наблюдение за действиями обучаемых во время отработки каждого приема.

Отработка каждого элемента начинается в замедленном темпе, при этом основное внимание обращается на правильность его выполнения, в последующем темп постепенно увеличивается до времени, установленного соответствующим нормативом. Ошибки, допущенные обучаемыми, должны исправляться своевременно и умело.

Обнаружив общие ошибки в действиях личного состава, командир отделения (танка) останавливает действие обучаемых, вызывает их к себе, указывает на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, как выполнить те или иные действия, и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.

Если же ошибки допускают отдельные обучаемые, то останавливать всех не следует. В этом случае на выявленные недостатки нужно обратить внимание только тех обучаемых, которые допустили ошибки, и добиться их устранения в процессе отработки последующих действий .

Тренировку можно проводить, применяя различные методические приемы: учить каждого солдата, потоком, учить одного, а тренировать всех.

Закончив обучение солдат по одному элементу, командир отделения (танка) в такой же последовательности отрабатывает последующие элементы.

После отработки учебного вопроса по элементам командир отделения приступает к тренировке обучаемых действиям по всему учебному вопросу в целом. Для этого он изменяет направление действий обучаемых, добиваясь от солдат правильного и четкого выполнения действий в установленное нормативом время.

После отработки учебного вопроса командир строит подчиненных отделение, проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и порядок его отработки по элементам, доводит тактическую обстановку и приступает к отработке первого элемента в той же последовательности, что и при отработке предыдущего учебного вопроса.

Закончив, таким образом, отработку всех учебных вопросов, командир отделения (танка) проводит разбор. Проведение разбора аналогично проведению разбора командира взвода (см. ниже). В установленное время или по команде командира взвода отделение (экипаж) прибывает в указанное место, где командиры отделения (танка) и докладывает командиру взвода об окончании занятия, о степени усвоения каждым солдатом учебных вопросов и об имевших место недостатках, изъятии неизрасходованных имитационных средств и в дальнейшем действует по указанию командира взвода.

Командир взвода в ходе тактико-строевого занятия, проводимого командирами отделений(танков), поочередно лично обучает наиболее сложным учебным вопросам каждое отделение (экипаж) и одновременно контролирует проведение занятия командирами других отделений (танков). При необходимости он оказывает им помощь в устранении допущенных ошибок при отработке того или иного элемента, а также управляет мишенной обстановкой.

Если же командир взвода проводит тактико-строевое занятие лично в составе взвода, то порядок его проведения такой же. Командир взвода находится в таком месте, откуда бы обеспечивалось наблюдение за действиями всех отделений во время отработки каждого приема, элемента и учебного вопроса в комплексном (слитном) выполнении.

Обнаружив ошибки в действиях отделений, командир взвода установленным сигналом останавливает взвод, вызывает к себе всех обучаемых или только командиров отделений, указывает им на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает,привлекая для этого одно из отделений, как надо правильно действовать и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены, а прием выполнен четко и слажено.

Если ошибки допускают отдельные солдаты, останавливать весь взвод не следует. В этом случае лучше на выявленный недостаток обратить внимание командира отделения и потребовать устранить его в процессе отработке последующих действий путем подачи дополнительных команд (сигналов), не останавливая занятия.

Закончив отработку всех учебных вопросов, командир взвода строит взвод, проверяет наличие личного состава, вооружения и военной техники, изымает неизрасходованные холостые боеприпасы и средства имитации и проводит разбор, который является заключительной частью тактико-строевого занятия.

При разборе командир напоминает тему, цели занятия и как они достигнуты, анализирует действия личного состава при отработке каждого учебного вопроса, подкрепляя свой выводы требованиями уставов, наставлений и приказов старших командиров, отмечает наиболее поучительные действия солдат, отделений и взвода в целом, а также недостатки в действиях обучаемых.

В заключении разбора командир взвода подводит итоги выполнения поставленных задач и определяет результаты действий обучаемых, дает указания по устранению выявленных недостатков. Разбор должен быть объективным, принципиальным и поучительным.

Командир роты тактико-строевое занятие с подразделением проводит в такой последовательности: в расположении части заслушивает доклады командиров взводов о их готовности к занятию. После устранения выявленных недостатков рота выдвигается в район занятия. По прибытии к месту занятия руководитель, поставив роту повзводно в две шеренги, объявляет тему, учебные цели, первый учебный вопрос и приступает к занятию, которое протекает в порядке, изложенном выше.

Обнаружение ошибки в действиях личного состава, командир роты по радио (мегафону) или установленным сигналам останавливает подразделение, вызывает к себе всех обучаемых или только командиров взводов, указывает на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, как правильно выполнить тот или иной элемент, и продолжает тренировку.

Занятие заканчивается разбором, содержание которого рассмотрено выше, с той лишь разницей, что в заключении объявляются оценки: командиром отделения —каждому солдату, командиром взвода —сержантам и каждому отделению, командиром роты —офицерам и каждому взводу и даются указания по устранению выявленных недостатков.

Проведение тактических занятий. Начало и выход в район занятия

осуществляется аналогично тактико-строевому занятию.

С выходом в район занятия руководитель вызывает к себе подчиненного командира (командиров), вводит в тактическую обстановку и на ее фоне отдает обучаемому командиру боевой приказ и организует взаимодействие.

Форма, порядок и место постановки задачи зависят от темы занятия и конкретной обстановки. Задача по исходной обстановке ставиться обычно в форме устного боевого приказа на местности, по карте или на макете местности, а в динамике боя —распоряжениями по радио и подачей команд.

Отдав боевой приказ и указания по взаимодействию, руководитель предоставляет обучаемому командиру время для организации боя: уяснения задачи, оценки обстановки, принятия решения, проведения рекогносцировки, отдачи боевого приказа подчиненным, указаний по взаимодействию, боевому обеспечению, управлению и подготовки личного состава, вооружения и военной техники (если занятие проводится с таковой).

Руководитель занятия в этот период осуществляет контроль за работой обучаемого командира, заслушивает его доклады и дает необходимые указания.

В ходе организации боя на местности контролирует проведение им рекогносцировки, учит последовательности, краткости и полноты отдачи боевого приказа, указаний по взаимодействию, боевому обеспечению и управлению.

В этот период руководитель занятия с помощью оператора тактического учебного поля осуществляет имитацию действий противника в объеме, который бы позволял обучаемому командиру принимать обоснованное решение, не раскрывал состава и его намерений, способствовал бы поддержанию необходимого боевого напряжения.

Если обучаемый командир при организации боя допустил неточности или ошибки, руководитель занятия путем наращивания обстановки, а также краткими замечаниями дает ему возможность еще раз обдумать свои действия и исправить допущенные ошибки. Подсказывание, навязывание своего решения обучаемому командиру недопустимо, так как затрудняют выработку у него самостоятельности, инициативы, приучают действовать по шаблону. Руководитель занятия должен помочь обучаемому командиру самостоятельно разобраться в допущенных ошибках и действовать в соответствии со сложившейся обстановкой.

Пока руководитель занятия не добьется от обучаемого командира отработки всех вопросов по организации боя, правильного понимания им полученной боевой задачи и порядка действий в ходе ее выполнения, переходить к динамике боя не следует. Но и злоупотреблять временем в интересах организации боя за счет динамики не следует.

В зависимости от темы занятия и созданной тактической обстановки в период работы обучаемого командира по организации боя на местности личный состав под руководством временно исполняющих обязанности командиров отделений (заместителя командира взвода) занимается подготовкой вооружения и военной техники к предстоящим действиям, устройством укрытий для техники, личного состава и т.д.

Завершив работу по организации боя на местности, руководитель занятия в установленное время заслушивает доклад обучаемого командира о готовности к выполнению боевой задачи. Убедившись в готовности обучаемого командира и личного состава к действиям руководитель занятия переходит к отработке вопросов динамики боя в соответствии с тактической обстановкой и решением обучаемого командира.

В ходе динамики боя руководитель занятия своевременно уточняет и, если необходимо, наращивает обстановку, обозначая действия противника мишенями, макетами огневых средств и военной техники, средствами имитации, с помощью специально подготовленного личного состава, голосом или по радио в зависимости от ситуации, сложившейся на поле боя. При необходимости уточняет или ставит новые задачи обучаемому командиру, добивается от него своевременного реагирования на все изменения обстановки, принятия решения и своевременного уточнения задач подчиненным, следит за действиями обучаемого командира. Практические действия отрабатываются последовательно, непрерывно и в полном объеме.

Если обучаемый командир в ходе боя принял решение, недостаточно глубоко оценив обстановку, руководитель занятия должен добиться уточнения решения путем дополнительной имитации и обозначения действий противника, информацией о положении и характере действий соседей, вывода из строя отдельных солдат и огневых средств в отделении (взводе), и только в исключительном случае он может не утвердить решение обучаемого командира.

Действия обучаемого командира считаются правильными, если они направленны на использование слабых сторон противника и выгодных условий местности, если он применяет военную хитрость, непрерывно ведет разведку противника, принимает смелые и неожиданные решения, уверенно управляет огнем и движением, принимает искусный маневр для успешного выполнения боевой задачи, непрерывно поддерживает взаимодействие с приданными и поддерживающими подразделениями.

Обозначение действий противника, имитация огня артиллерии и других огневых средств осуществляется в соответствии с организацией и тактикой подразделений иностранных армий, решением обучаемого командира и реальными действиями личного состава отделения (взвода) и должно побуждать обучаемого командира и личный состав действовать в ходе занятия инициативно и решительно, с учетом сложившейся обстановки и полученной боевой задачи.

Если в ходе занятия допущены грубые нарушения требований безопасности, то руководитель может приостановить занятие, принять меры исключающие их нарушение, и затем, продолжить занятие.

Тактическое занятие заканчивается разбором, который проводится со всем личным составом и отдельно с командирами отделений и командиром взвода. Содержание разбора может быть следующим: объявляется тема, учебные цели занятия и учебные вопросы, напоминается тактическая обстановка, созданная к началу занятий и в динамике боя, и на ее фоне на основе личного наблюдения подробно разбирает действия обучаемых по каждому учебному вопросу, выбирая наиболее поучительные и смелые действия обучаемых командиров и личного состава отделения (взвода), указывает на допущенные ошибки в действиях, их причины,к каким последствиям они могли бы привести в боевой обстановке и разъясняет,как нужно было бы действовать в этих условиях. Анализ и выводы подкрепляются уставными положениями, боевыми примерами из опыта Великой Отечественной войны и локальных войн.

В завершении разбора определяется степень выполнения поставленных учебных целей, объявляются оценки отделениям (взводу)и даются указания по устранению выявленных недостатков.

В разборе с командирами основное внимание уделяется умению принимать решение, организовать бой на местности и уверенно управлять отделением (взводом) и огнем в ходе боя.

О результатах занятия с отделениями командир взвода докладывает командиру роты, а командир роты о проведенных занятиях со взводами —командиру батальона.

При докладе указывается как выполнены учебные цели, какие выявлены недостатки, какие оценки получены обучаемыми.

Таков порядок и содержание работы руководителя при проведении тактического занятия с отделением и взводом.

4. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ БОЕВЫХ СТРЕЛЬБ

Подготовка боевых стрельб. Боевая стрельба в составе отделения

и взвода —высшая форма их тактической выучки. Она проводится на завершающем этапе слаживания отделения и взвода на войсковом стрельбище или на тактическом учебном поле, где должна быть обеспечена безопасность стрельбы из вооружения всех видов обучаемого подразделения.

Боевая стрельба отделения организуется и проводится под руководством командира взвода, а взвода —под руководством командира роты.

Подготовка боевой стрельбы осуществляется в такой же последовательности, что и обычного тактического занятия, но с некоторыми особенностями, обусловленными спецификой выполнения поставленной отделению (взводу) боевой задачи.

Определяя исходные данные, руководитель должен уточнить, какое количество ракет и боеприпасов, имитационных средств, моторессурсов отпускается на боевую стрельбу, а также возможности войскового стрельбища или тактического поля по созданию мишенной обстановки.

Район боевой стрельбы должен обеспечивать безопасность ведения из всех видов оружия, а такие размещения мишенной обстановки на глубину: для отделения —1— км, для взвода —2— км.

В ходе рекогносцировки данного района, командир взвода (роты) дополнительно определяет (уточняет): тактическую обстановку, особенно состав, положение и характер действий противника, обозначаемого мишенями, исходный район (пункт) для своих подразделений и глубину выполнения боевой задачи с ведениями боевой стрельбы; места расположения целей (мишеней) обозначенного противника, способы и порядок их показа (движения) и имитации огня, а также рубежи (места), по достижении которых боевыми машинами пехоты, бронетранспортерами, танками и мотострелками начинается и заканчивается показ целей; основное направление стрельбы: вид оружия для поражения каждой цели и способ ведения огня по ней (необходимо для определения потребности боеприпасов); места пунктов управления руководителя и операторов; порядок организации связи;требования безопасности и организация оцепления; место проведения разбора; характер и объем работ по подготовке участка (района) стрельбы, мишенной обстановки, силы и средства, потребные для этой цели. К работе на этом этапе обычно привлекается начальник войскового стрельбища (директрисы, тактического учебного поля).

Тактическая обстановка на занятие разрабатывается руководите-

лем, исходя из ее темы, которую определяет для отделения командир роты, а взвода —командир батальона.

Уточняя тактическую обстановку, руководитель должен пометить, учитывая возможность участка для стрельбы, где будет проходить передний край обороны противника, его опорные пункты на переднем крае и в ближайшей глубине, расположение огневых средств, на каком рубеже возможна его контратака, в обороне —возможные рубежи развертывания и перехода в атаку; боевые задачи взвода (роты), соседних подразделений, их рубежи развертывания во взводные колонны, перехода в атаку (исходное положение), а в обороне —позиции (опорные пункты), места проходов в заграждениях и переходов через препятствия.

Уточняя на рекогносцировке места расположения целей (мишеней) обозначенного противника, руководителю целесообразно иметь с собой заранее разработанный вариант схемы мишенной обстановки, которую он привязывает к местности.

Особое внимание на рекогносцировке следует уделять обеспечению безопасности стрельбы, для чего определяются порядок выдачи и загрузки боеприпасов, рубежи открытия и порядок изъятия боеприпасов на рубеже прекращения огня. Размещение мишеней, обозначающих противника, должно исключать возможность ведения огня в направлениях, выходящих за границы района боевой стрельбы.

Если боевая стрельба проводится ночью, следует прежде всего определить цели, по которым будет вестись огонь по вспышкам выстрелов, с ночными прицелами и при освещении местности этого количество осветительными средствами.

После рекогносцировки руководитель боевой стрельбы приступает к составлению плана боевой стрельбы. Он разрабатывается в виде схемы, где указывается: тема, учебные цели, время и место проведения; руководства и пособия; материальное обеспечение; учебные вопросы и время на их отработку; схема тактической обстановки и расположения целей; действия руководителя боевой стрельбы; порядок и время показа целей; рубежи открытия и прекращения огня, порядок их обозначения днем и ночью.

Если стрельба проводится ночью, то в плане, кроме того, указываются способы и продолжительность освещения целей ночью.

Тактическая обстановка создается на всю глубину района боевой стрельбы (1— или 2— км), в пределах которой противник обозначается мишенной обстановкой. Исходя из этого она должна соответствовать замыслу командира на боевую стрельбу, максимально отображать боевой порядок и характер действий подразделений противника и обеспечивать выработку у обучаемых командиров практические навыки в организации и ведении наблюдения, оценке целей, выбора вида оружия и способа ведения огня для их поражения, целеуказаний, подаче команд на открытие огня, в наблюдении за результатами и корректировании огня.

Мишенная обстановка, создаваемая для обозначения противника на боевых стрельбах, должна соответствовать организации и тактике действий его подразделений с учетом возможных потерь. Цели (мишени) выставляются на всю глубину боевого порядка обозначаемого противника. Линейное расположение их недопустимо.

Исходя из этого, а также количества привлекаемых в отделении (взводе) огневых средств, руководитель боевой стрельбы определяет колличество, расположение и порядок показа целей. При этом он должен выбрать участки для стрельбы по воздушным целям, рубежи метания ручных гранат, ведения огня из орудий БМП (крупноколиберного пулемета,установленного на БТР), а также ведения огня ночью с использованием ночных прицелов. Дополнительно к установленному для отделения (взвода) количеству мишеней предусматривается выставление резервных групп целей, а также целей для подразделений усилений.

Для того, чтобы обозначить противника руководителю необходимо в первую очередь определить ширину фрона и глубину мишенной обстановки.

Фронт мишенной обстановки зависит прежде всего от ширины боевого порядка стреляющего подразделения и определяется по формуле

ШФ = Ф + 0,5(П1 + П2), где

ШФ —ширина фронта мишенной обстановки,м;

Ф —фронт наступления (обороны) подразделений своих войск, м;

П1; П2 —ширина промежутков с соседями. Так, например, если мотострелковый взвод наступает на фронте 250 м с промежутками между соседними подразделениями 100 м, то ширина фронта мишенной обстановки будет в пределах 350 м.

Глубина мишенной обстановки зависит от глубины боевой задачи подразделения и характера его последующих действий. Так, взводу в наступлении указывается объект атаки на глубину обороняющегося взвода противника (300 м) и направление продолжения наступления, которое должно обеспечивать совместное с соседями уничтожение обороняющего противника в глубине его ротного опорного пункта и овладении рубежом ближайшей задачи роты. В последующем взвод должен быть готовым в составе роты уничтожить противника на позиции резервов батальона, которые, как правило, располагаются на удалении до 3 км от переднего края обороны. С учетом этого и глубина мишенного поля, подготовленного для боевой стрельбы взвода может составлять 2— км.

Аналогично можно определить и глубину мишенной обстановки для боевой стрельбы отделения.

Количество целей (мишеней) на боевую стрельбу отделения (10—шт) и мотострелкового взвода (25— шт) определено Курсом стрельб. Причем для подразделений полного состава берется количество мишений близкое к большему пределу, для подразделений неполного состав —оно уменьшается не менее меньшего предела указанного количества мишеней. Отсюда возникает необходимость руководителю боевой стрельбы определять количество и характер мишеней.

Для этого, во-первых,руководитель занятия определяет возможные потери противника. Известно, что постоянный некомплект подразделений противника в среднем может составлять 5— %. Кроме того, в ходе огневой подготовки атаки противник может понести определенные потери (20—%). В результате общий некомплект может быть в пределах 25—35%

Например, мотопехотное отделение обозначаемого противника в своем составе имеет 10 человек, из них механик-водитель БМП -11, наводчик-оператор‑1, оператор ПТРК —1, стрелок-гранатометчик -1, остальные 6 человек вооружены автоматическими винтовками и ручными пулеметами. С учетом некомплекта (10%) и возможных потерь (20%) укомплектованность отделения составит 70% штатной численности, т.е. 7 человек.

Во-вторых, необходимо определить места на которых планируется установить цели (мишени). Они определяются исходя из замысла руководителя на боевую стрельбу и созданной для боевой стрельбы тактической обстановки.

Так, отделение, наступая на фронте до 50м, может встретить на переднем крае обороны с учетом потерь 2— стрелка, один из которых —пулеметчик (оператор ПТРК «Дракон»). За позицией отделения на огневой позиции будет находиться БМП, на удалении до 200 м, уничтожение которой должен предусмотреть командир мотострелкового отделения.

С овладением передним краем обороны противник будет стремиться оставшийся личный состав отвести в глубину обороны. Следовательно, атакующее отделение перед фронтом своего наступления может встретить до 1— отходящих солдат противника и 1— солдат, обеспечивающих отход огнем выгодного рубежа (с позиции секции управления взвода или отделения, расположенного в глубине).

С овладением наступающими опорным пунктом взвода первого эшелона и продвижением в глубину им может противостоять противник, обороняющийся во втором эшелоне мотопехотной роты. В этом случае перед фронтом отделения может обороняться до 1— солдат противника, которых отделению предстоит уничтожить.

При бое за взводный опорный пункт второго эшелона роты противник может предпринять контратаку. В этом случае отделению придется совместно с соседями с выгодного рубежа уничтожать его танки и пехоту (1— танка и до 2 солдат).

После успешного отражения контратаки противника и с началом его отхода отделение производит посадку в БМП (БТР) и осуществляет его преследование совместно с соседями. Встретив отдельные отходящие группы противника (1— солдата), оно на ходу уничтожает их.

Таким образом, нетрудно подсчитать, что в ходе выполнения своей задачи отделению может противостоять 10— целей( 8— пехотинца противника, 1— танк и 1 БМП), которые будут располагаться на 4— рубежах.

При расчете количества рубежей и целей на боевую стрельбу взвода обоснование осуществляется таким же порядком, но с учетом возросшей ширины фронта наступления и глубины боевой задачи.

Таким образом, основываясь на вероятных действиях подразделений противника и с учетом его возможных потерь, на боевую стрельбу отделения (взвода) предусматривается для стрельбы из стрелкового оружия и БМП (БТР) 10— (25—) целей (мишеней), которые располагаются на 4— и 5— рубежах соответственно.

Все выставляемые мишени должны быть появляющимися, а 10—% из них движущимися. В горной, на сильнопересеченной и лесисто-болотистой местности количество движущихся мишеней может быть уменьшено до 10%. а часть мишеней выставляться неподвижными.

С учетом этих требований из общего количества мишеней, выставляемых на боевую стрельбу отделения (взвода) должно быть: для стрельбы из орудий БМП —1— (3—), для стрельбы из стрелкового оружия движущихся мишеней —1— (3—), появляющихся —8— (19—).

Для обозначения противника мишенями применяются:живой силы во взводных опорных пунктах на переднем крае —головные и грудные фигуры; наблюдателей —головные фигуры; живой силы в глубине —поясные фигуры; пулеметов, танков, БМП(БТР),ПТУРК, вертолетов —соответствующие им мишени; атакующих, контратакующих, отходящих групп —ростовые фигуры.

При проведении боевой стрельбы в обороне количество выставленных мишеней увеличивается, так как наступающий противник, как правило, предусматривает создание 3—‑кратного превосходства над обороняющимся.

Дополнительно к указанному количеству мишеней выставляются резервные группы мишеней, которые применяются для решения внезапно возникающих задач в ходе боя и взамен непоказавшихся целей (мишеней). Дополнительный расход боеприпасов на поражение резервных групп мишеней не предусматривается.

После определения количества мишеней и их наименования руководитель боевой стрельбы определяет вид оружия для поражения каждой цели,способ ведения огня (с ходу, с остановки), положение для стрельбы (лежа, с колена, стоя) и дальности стрельбы (среднеарифметические дальности открытия и прекращения огня).

Дальность открытия огня по целям определяется руководителем с учетом боевых возможностей оружия, характера целей, времени необходимого для обнаружения и поражения целей, положения для стрельбы (способа стрельбы) и отпускаемого количества боеприпасов.

Порядок и продолжительность показа целей, направление и скорость их движения, порядок имитации огня целей определяется руководителем боевой стрельбы в зависимости от тактики действий обозначаемого противника, характера целей, дальности стрельбы и времени суток.

Необходимо предусмотреть возможные изменения порядка показа целей в ходе боевой стрельбы в зависимости от принимаемых решений обучаемыми командирами и реальных действий подразделений.

Общее время показа целей определяется временем, необходимым для прохождения стреляющими расстояния от рубежа начала до рубежа окончания показа целей.

Цели следует показывать несколько раз с интервалами в 10— с. Затем руководитель боевой стрельбы рассчитывает потребное количество боеприпасов для выполнения боевой задачи. Исходными данными для расчета являются: количество мишеней по наименованию для каждого вида оружия; положение для стрельбы (способ стрельбы), из которого в соответствии с созданной тактической обстановкой наиболее целесообразно выполнять огневые задачи, средние дальности стрельбы; средние нормы количества боеприпасов, необходимых для поражения одной цели на средних дальностях стрельбы.

Расчет количества боеприпасов для поражения целей из каждого вида оружия руководитель боевой стрельбы, руководствуясь таблицей 1 Курса стрельб, производит , исходя из уже определенного положения для стрельбы (способа стрельбы) и средней дальности стрельбы.

Например, на боевую стрельбу взвода выставлено 5 мишеней № 10а (пулеметный расчет).

Они будут поражаться в ходе боя (днем) из ручного пулемета (5,45 РПК); при чем две из них из положения лежа, а три —с колена. Рубежи открытия огня 450 м. Средняя дальность стрельбы составляет 300 м(450+150):2).

Для поражения одной цели с положения лежа требуется по Таблице1 4 патрона. Значит для поражения двух мишеней потребуется 8 патронов.

Для поражения одной цели с колена потребуется 10 патронов, то для поражения трех мишеней необходимо 30 патронов. Тогда для поражения всех целей потребуется 38 патронов.

Аналогично производится расчет боеприпасов для поражения всех оставшихся мишеней.

Однако необходимо помнить, что если предусматривается решение огневых задач сосредоточением огня трех и более БМП или гранатометов по одной цели, то количество боеприпасов для ее поражения увеличивается в 1,5 раза. Количество боеприпасов может также увеличено, но не более чем в 1,5 раза, при проведении боевой стрельбы в сложных метеорологических условиях (боковой или косой ветер, дождь, туман), при стрельбе ночью, а также при усложненных условиях стрельбы (стрельба с ходу через бойницы и поверх борта БМП,БТР).

Патроны с троссирующими пулями должны составлять не более 25% от их общего количества.

Завершив разработку плана руководитель занятия утверждает его у командира роты (батальона) не менее чем за три дня до проведения занятия.

Проведение боевой стрельбы. Выдвижение в район начала занятия,

организация наступления (обороны, походного охранения) по теме боевой стрельбы осуществляется применительно к обычному тактическому занятию, но имеет некоторые особенности.

Так, при постановке задачи обучаемому командиру и в ходе организации им боя на местности руководитель боевой стрельбы проводит имитацию боевых действий обозначенного противника путем показа до 25% целей подготовленной мишенной обстановки в таком объеме, который, не раскрывая состава и намерений противника, позволил бы обучаемому командиру принимать обоснованные решения.

Заслушав и оценив решение обучаемого командира отделения (взвода), руководитель боевой стрельбы, при необходимости, уточняет порядок розыгрыша боевых действий, определяет к какому времени отделение (взвод) должен выйти на тот или иной рубеж, какие изменения необходимо внести в мишенную обстановку и порядок показа целей.

Перед началом боевой стрельбы руководитель принимает доклады: от обучаемого командира —о готовности подразделения к выполнению боевой задачи и ознакомления личного состава с требованиями безопасности; от начальника тактического учебного поля и оператора —о готовности участка боевой стрельбы и мишенного поля; от начальника оцепления —о готовности оцепления.

Убедившись в готовности к проведению боевой стрельбы, руководитель объявляет время «Ч» и дает разрешение начальнику пункта боепитания на выдачу боеприпасов, которые во взводе распределяются равномерно между отделениями и солдатами одной специальности.

Выдача боеприпасов осуществляется в тактической обстановке через развернутый пункт боепитания: при наступлении с ходу и в предвидении вступления в бой с ходу —в исходном районе; при наступлении из положения непосредственного соприкосновения с противником и в обороне —в занимаемом районе после получения боевой задачи.

Полученные боеприпасы для БМП размещаются в боеукладке, боеприпасы для автоматов, пулеметов (в том числе и танковых) и гранатометов снаряжаются в магазины, ленты, коробки с ручными гранатами, уложенными в сумки, выдаются личному составу.

Затем руководитель боевой стрельбы приказывает поднять красные флаги (открыть красные круги ВСУ) на вышке тактического учебного поля (войскового стрельбища) и заслушивает доклад командира о готовности к стрельбе. Убедившись в готовности обучаемых к выполнению боевой задачи дает распоряжение на подачу сигнала «Огонь»и имитирует начало огневой подготовки, после чего в зависимости от темы занятия дает сигнал на переход в атаку (на движение к рубежу перехода в атаку). По мере движения наступающих в соответствии со своим планом осуществляет показ целей и, находясь рядом с обучаемым командиром ( при действии в пешем порядке) контролирует его работу по управлению подразделением и огнем, своевременно наращивает обстановку , следит за тем, чтобы в стремлении командира и личного состава поразить цели не допускалось упрощения в тактических действиях, осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности, при грубом их нарушении немедленно подает сигнал на прекращение огня.

При действиях подразделений на БМП (БТР) руководитель боевой стрельбы отделения и взвода находится в одной машине с обучаемым командиром.

В наступлении, когда значительная часть целей не поражена, руководитель может задержать продвижение подразделения и потребовать от командира отделения (взвода) правильных действий по уничтожению противника (поражению целей),а в обороне непораженные цели он может показать одновременно с целями на других рубежах.

Если в ходе боевой стрельбы обучаемый командир принял решение не своевременно или подразделение действует неумело, руководитель боевой стрельбы, используя резервные группы мишеней, создает такую обстановку, которая побуждает обучаемого командира уточнить свое решение и устранить выявленные недостатки.

При розыгрыше боевых действий в обороне руководитель боевой стрельбы показ действий противника начинает с дальних рубежей с последовательным продвижением его к переднему краю обороняющегося подразделения.

Боевая стрельба обычно заканчивается после выполнения поставленной отделению (взводу) задачи и с выходом на рубеж прекращения огня.

С выходом подразделения на рубеж прекращения огня руководитель боевой стрельбы установленным сигналом объявляет частный отбой. По этому сигналу все огневые средства прекращают ведение огня, личный состав и БМП (БТР) останавливаются , пушкам и пулеметам БМП (БТР) придается максимальный угол возвышения, выключаются электроспуски.

Экипажи машин и личный состав разряжают оружие, неизрасходованные боеприпасы изымаются и сдаются на пункт боепитания.

Командир обучаемого подразделения лично проверяет разряжение оружия и докладывает об этом руководителю боевой стрельбы. Руководитель боевой стрельбы вызывает к себе начальника пункта боепитания и приказывает собрать неизрасходованные боеприпасы и стрелянные гильзы.

После изъятия боеприпасов, проверки разряженности оружия, наличия личного состава, вооружения и техники, руководитель боевой стрельбы ставит (уточняет) обучаемому командиру задачу на дальнейшие действия, при необходимости дает команду на получение имитационных средств для продолжения проведения тактического занятия.

Мишени осматривает лично руководитель боевой стрельбы. После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит разбор.

Порядок и содержание разбора боевой стрельбы аналогичны порядку и содержанию разбора на обычных тактических занятиях.

Особенностью в определении оценки боевой стрельбы отделения (взвода) является то, что руководитель, давая общую оценку, должен исходить из оценки за тактические действия отделения (взвода) на протяжении всего занятия с учетом поражения целей (мишеней) в соответствии с требованиями Курса стрельб и Сборника нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск.


   
 
 
  • Опубликовано: 9 января 2014 /
  • Просмотров: 11598
  •  (голосов: 0)
Выбор работ
Реклама
О нашем учебном сайте

Для всех студентов и даже нерадивых,

Для умных аспирантов и девушек красивых,

Для тех, кто изучает языки,

Для всех, кому нужны курсовики

(дипломы, авторефераты, диссертации),

Для будущих философов, психологов, юристов,

Для правоведов, сварщиков, экономистов,

Для всех, кто к знаниям стремится,

Учебный добрый сайт ну очень пригодится.