Государственное регулирование экономики

Глава 6. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Денежно-кредитная политика в настоящее время - одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. В отличие от бюджетной и налоговой денежно-кредитная политика является инструментом «тонкой настройки» экономической конъюнктуры. Как система согласованных мероприятий в области денежного обращения и кредита эта политика направлена на регулирование важнейших макроэкономических показателей. Основополагающая цель кредитно-денежной политики - помощь экономической системе в достижении такого уровня производства, который характеризуется состоянием полной занятости и отсутствием инфляции. Конечные цели данной политики - обеспечение стабильности цен, поддержание положительного платежного баланса страны, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира. Достижение этих целей - глобальная задача. Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные цели, регулирующие значение ключевых переменных в денежной системе на достаточно продолжительных интервалах. К ним относятся денежная масса, процентная ставка, обменный курс. Осуществляя политику, направленную на обеспечение экономической стабильности в государстве, правительства и центральные банки разрабатывают основные направления денежно-кредитной политики на определенный срок, формулируют промежуточные цели, корректируют и конкретизируют выполнение тактических целей.

6.1. Научные подходы к проведению денежно-кредитной политики

В современной экономической теории регулирования рыночной экономики существует ряд подходов к проведению государством денежно-кредитной политики. Особо выделяются два направления - кейнсианская доктрина и современный монетаризм.

В кейнсианской теории решающее значение отводилось проблеме стимулирования совокупного спроса и главной его составляющей - инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях, вследствие действия эффекта мультипликатора, вызовут большие изменения в производстве и занятости. Важнейшим фактором, определяющим уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс считал процентную ставку, поскольку она представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Поэтому анализ денежно-кредитного рынка, где в результате взаимодействия спроса и предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной составной частью кейнсианской теории. Однако Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике, так как , во-первых, возможно попадание экономики в такое состояние, когда увеличение предложения денег не вызывает изменений национального дохода («ловушка ликвидности»); во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она непредсказуема и изменчива, и поэтому деньги нельзя рассматривать как важнейший определяющий динамику производства фактор; в-третьих, Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражал в неизменных величинах заработной платы. Кейнс выступал за дефицит государственного бюджета и расширение денежной эмиссии Центрального банка, то есть он, по сути, игнорировал проблему обеспечения стабилизации покупательной силы денег.

Кейнсианская концепция дефицитного финансирования стала господствующим направлением в теории и практике государственного регулирования экономики стран Запада после второй мировой войны. Крах Бреттон-Вудской валютной системы, структурные кризисы, стагфляция в середине 70-х годов ХХ века вызвали отход от кейнсианской доктрины. С этого времени господствующим направлением экономической мысли в области регулирования рыночной экономики становится монетаристская концепция американского экономиста М. Фридмена, которая является теоретической основой денежно-кредитного регулирования экономики.

Монетаристы считают, что деньги занимают ключевое место в системе народно-хозяйственных связей, а поэтому монетарные мероприятия Центрального банка - наиболее эффективный инструмент экономического регулирования вообще и проведения антиинфляционной политики в частности. Монетаристы выступают за приоритет жесткой денежно-кредитной политики, не зависящей от конъюнктуры и направленной на ограничение инфляции. Главная функция этой политики - контроль за выпуском денег в обращение в соответствии с определенным правилом, то есть уровнем, соответствующим долговременному темпу роста экономики.

Серьезную опасность монетаристы видят в бесконтрольном манипулировании денежной массой. Они считают, что центральные банки должны проводить равномерное увеличение денежной массы в меру роста объема производства. По мнению М. Фридмена, ориентация не на кратковременные, а на долговременные тенденции в динамике денежного обращения наилучшим образом содействуют поддержанию оптимальных темпов роста экономики.

В качестве основы денежно-кредитной политики монетаристы предлагают правило, согласно которому денежное предложение должно увеличиваться в соответствии с ростом реального чистого национального продукта в долгосрочном периоде. Таким образом, центральным моментом регулирования экономики монетаристы считают управление предложением денег. При этом процентной ставке отводится вспомогательная роль, а основное внимание уделяется монетарному правилу.

Различают жесткую и гибкую монетарную политику. Поддержание на определенном уровне денежной массы, что соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы, представляет собой жесткую монератную политику. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег и направлена на поддержание определенной ставки процента. Выбор варианта денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной активностью.

В 70-е - начале 80-х гг. практическое применение монетаристских рецептов позволило выработать довольно эффективные меры борьбы с инфляцией. В то же время стабилизация инфляционных процессов, изменение финансовых институтов и переход к новому качеству экономического роста в 80-е годы значительно снизили актуальность монетаристских рецептов денежной политики, разработанных в инфляционный период предыдущего десятилетия. Современная теория денежно-кредитного регулирования приобретает синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической «теории предложения» и др.

6.2. Механизм регулирования денежно-кредитных отношений

Исходный момент денежно-кредитной политики - изменение величины реального предложения денег в результате проведения Центральным банком соответствующей политики. Механизм воздействия Центрального банка на объем денежной массы в экономике обусловлен природой функционирования современной кредитно-банковской системы, способностью коммерческих банков увеличивать или уменьшать денежную массу путем кредитной эмиссии. Корректировку величины денежной массы Центральный банк осуществляет, используя инструменты прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование предложения денег в экономике предполагает установление лимитов кредитования, процентных ставок, объема выдаваемых кредитов. Используется оно, как правило, в условиях неразвитости банковской системы и денежного рынка в целом, в периоды усиления инфляции или финансовых кризисов.

В современных условиях в странах с развитой экономикой преимущественно используют три основных инструмента, с помощью которых Центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы: операции на открытом рынке, учетная ставка и норма обязательных резервов.

Учетная (дисконтная) политика Центрального банка РФ как инструмент денежно-кредитной политики основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерческими банками. При этом Центральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учетный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране. Устанавливая единую учетную ставку, Центральный банк тем самым определяет ее низшую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков, как правило, на 0,5 - 2 % превышает ставку Центрального банка. Официальные учетные ставки Центральных банков ведущих промышленно развитых стран установлены на разных уровнях, %:

- Великобритания - 5 1/8;

- Франция – 5;

- США - 3 ½;

- Япония - 1 ¾.

Помимо регулирующего влияния данного инструмента на денежно-кредитный рынок, его можно использовать и как метод валютного регулирования. Различный уровень официальных процентных ставок стимулирует перемещение «горячих денег», то есть капиталов, ищущих прибыльного применения, из стран с низкими ставками в страны с высокими ставками, что оказывает значительное влияние на состояние баланса движения капиталов и платежный баланс различных стран.

Дополнением учетной политики служит ломбардная, или залоговая, политика, основанная на предоставлении Центральным банком России кредитным учреждениям ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств.

Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных институтов влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Повышение учетной ставки (ставки рефинансирования) означает удорожание ресурсов, которые банки могут получить путем заимствования у Центрального банка, что приводит к сокращению их объемов и, следовательно, к уменьшению ссудных операций коммерческих банков. В то же время, приобретая более дорогие ресурсы, банки повышают свои ставки по кредитам. Условия кредитования ухудшаются, кредиты становятся менее доступными, происходят кредитное сжатие и удорожание денег. Предложение денег в экономике снижается. Уменьшение учетной ставки косвенно способствует росту денежной массы в обращении.

В России ставка рефинансирования в 2002 году составляла в начале года 23%, в конце года - 21%, с 17 февраля 2003 года в соответствии с телеграммой Центрального банка РФ от 14.02.2003 г. №1250-У ставка рефинансирования составляет 18%.

Операции на открытом рынке заключаются в покупке или продаже Центральным банком государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств, как правило, на вторичном рынке ( подобная деятельность на первичном рынке Центральным банком во многих странах запрещена, так как носит инфляционный характер). Особенность операций на открытом рынке состоит в том, что они проводятся не по рыночным ценам, а по заранее установленному курсу. Процентные ставки устанавливаются Центральным банком дифференцированно в зависимости от срочности государственных ценных бумаг.

Воздействие Центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для повышения своей ликвидности. Покупая ценные бумаги, Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков, находящиеся на корреспондентских счетах, соответственно растет денежная база. Получив дополнительные ресурсы, коммерческие банки увеличивают объемы выдаваемых кредитов, включается механизм кредитной эмиссии и сопровождающего ее мультипликативного расширения денежной массы. Если Центральный банк продает ценные бумаги, то процесс протекает в обратном направлении и происходит уменьшение денежной массы. Эти операции по сравнению с учетной политикой более приспособлены к кратковременным конъюнктурным колебаниям.

Таким образом, операции на открытом рынке - наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения государственного долга. Эти операции, представляющие одну из форм финансирования государства, используются особенно активно Центральным банком в период роста дефицита государственного бюджета.

Политика обязательных резервов. Сущность этой политики заключается в установлении Центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов. При этом обязательные минимальные резервы хранятся на беспроцентном счете в Центральном банке страны и не могут быть использованы для осуществления активных операций. Обязательные резервы выполняют две функции. Во-первых, они должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности коммерческих банков для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возвращению депозитов вкладчиков и проведения расчетов с другими банками. Во-вторых, они являются инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы. Изменение нормы обязательных резервов непосредственно влияет на величину кредитно-финансового потенциала коммерческих банков. Чем выше норма обязательных резервов, тем меньше сумма ресурсов для выдачи кредитов и кредитная эмиссия.

В разных странах мира наблюдаются существенные различия в величине и механизме расчета резервных ставок. Так, ставки по обязательным резервам кредитных институтов в ведущих промышленно развитых странах были установлены в следующих пределах, %:

- Великобритания - 0,45;

- США - 12 по вкладам до востребования,

3 по прочим вкладам;

- Франция - 5,5 по вкладам до востребования,

3 по прочим вкладам;

- Швейцария - 2,5;

- Япония - от 2,5 до 0,125.

В России норматив обязательных резервов по привлеченным средствам (юридических лиц - в валюте РФ и юридических и физических лиц - в иностранной валюте) в 2000 году составлял 10%, по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте РФ, - 7%.

Инструмент обязательных резервов используется также Центральным банком для повышения конкурентоспособности коммерческих банков страны. Как метод денежно-кредитного регулирования политика обязательных резервов является административным и наиболее действенным инструментом влияния Центрального банка на налично-денежный объем ресурсов банков и их кредитные возможности по сравнению с такими рыночными методами регулирования, как учетная политика и политика на открытом рынке.

В современных условиях в различных странах основные инструменты денежно-кредитной политики используются с разной степенью активности. В развитых странах наблюдается тенденция к отходу от активного использования резервных требований Центрального банка в качестве регулирующего инструмента. Это связано с тем, что изменение нормы обязательных резервов может вызвать резкие изменения в объеме работающих активов банков и повлиять на их финансовое состояние. Да и банками увеличение резервов воспринимается негативно («резервные» деньги не работают), и банки оказывают серьезное противодействие правительству. С помощью учетной ставки как инструмента денежно-кредитного регулирования оказывается воздействие только на денежную массу, которую коммерческий банк заимствует у Центрального банка, а это всего 2 - 3% их кредитных возможностей. Наиболее активным инструментом оперативного регулирования предложения денег в экономике являются операции на открытом рынке.

К селективным методам денежно-кредитной политики относятся следующие:

1. Контроль по отдельным видам кредита. Он часто практикуется в отношении потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудного капитала, когда государство стремится перераспределить его в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

2. Регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке. С целью ограничения скупки акций коммерческими банками Центральный банк ограничивает использование первыми заемных средств для расчетов по этим операциям. Как правило, 50% покупной цены могут быть оплачены заемными средствами, а 50% - наличными, иначе Центральный банк увеличивает требования к размерам резервного фонда по этому виду операций.

3. Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском операций увеличился в последние два - три десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка. Поэтому во многих странах при кредитовании банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту, не должен превышать определенный процент от суммы собственных средств банка. Так же определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных средств.

4. Изменение нижней границы уставного капитала. Так государство изменяет количество субъектов экономики, которые могут заниматься кредитованием.

5. Денежная реформа. Применяется, когда темпы инфляции слишком высокие и покупательная способность денег становится практически нулевой. «Старые» деньги изымаются, а новых выпускается столько, сколько необходимо для обращения товаров без инфляционного развития. Это крайняя мера, применяется в исключительных случаях, когда традиционные способы воздействия на кредитно-денежную систему не дают результатов.

6. Рекомендации коммерческим банкам. Предлагается сократить кредитование компаний для борьбы с инфляцией. Такие рекомендации не обязательны для исполнения, но коммерческие банки развитых стран стараются их выполнять.

7. Амортизационная политика. Регулируя норму амортизации, государство косвенно увеличивает или сужает денежную массу.

В целом же методы и инструменты денежно-кредитной политики в той или иной стране определяются сложившимися традициями или законами и зависят от степени развития кредитно-банковской системы, а также финансовых рынков.

6.3. Проблемы денежно-кредитного регулирования

Опыт проведения денежно-кредитной политики в различных странах в течение нескольких десятилетий позволяет выявить ее слабые и сильные стороны, определить факторы, оказывающие влияние на ее эффективность.

Во всех странах с развитой рыночной структурой Центральные банки обладают известной независимостью от правительства и могут оперативно принимать решения по корректировке денежно-кредитной политики в зависимости от меняющейся экономической ситуации. Проведение Центральными банками текущих мероприятий в денежно-кредитной сфере не связано с продолжительными процедурами согласований и принятием специальных распоряжений органами государственной власти. Самостоятельность Центральных банков в проведении денежно-кредитной политики позволяет успешно противостоять давлению политиков, когда краткосрочные политические цели правительства вступают в противоречие с основной стратегической линией макроэкономического регулирования. Все это делает денежно-кредитную политику чрезвычайно привлекательным инструментом государственного регулирования экономики.

Но в проведении денежно-кредитной политики возникают серьезные ограничения, которые таят в себе опасность ухудшения экономической ситуации. Это обусловлено общими особенностями использования косвенных методов регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут привести к отрицательным последствиям на других. Например, политика «дорогих денег» снижает темпы инфляции, обеспечивая стабилизацию на финансовых рынках. В то же время она способна понизить объем кредитов, ухудшить условия инвестирования, вызвать падение темпов экономического роста.

Усложняющим фактором денежно-кредитного регулирования является наличие достаточно сложного передаточного механизма. Передаточный механизм - это процесс, посредством которого денежно-кредитная политика влияет на уровень плановых затрат всех субъектов рыночной экономики. В общем виде (см. рис. 3) его можно представить следующим образом:

Государственное регулирование экономики

Рис. 3. Передаточный механизм денежно-кредитного регулирования

В современных условиях в передаточном механизме учитывается влияние изменения предложения денег не только на инвестиции, но и на все компоненты плановых затрат, включая потребление домашних хозяйств, государственные закупки, причем воздействие осуществляется не только через процентную ставку, но и через цены на акции и облигации и изменение уровня богатства общества в целом. Нарушения в любом звене передаточного механизма может привести к снижению или отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Во-первых, это зависит от чувствительности совокупного спроса к изменениям процентной ставки. При относительно неэластичном спросе реакция денежного рынка на динамику предложения денег будет более сильной. Во-вторых, изменение процентной ставки не всегда приводит к адекватному изменению совокупного спроса и, следовательно, разрывает связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения особо проявляются в странах с переходной экономикой, когда инвестиционная активность связана не столько с процентной ставкой, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

При проведении денежно-кредитной политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные самим механизмом изменения объема денежной массы в экономике. Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку в этом процессе участвуют коммерческие банки и небанковский сектор. Резервы банков состоят не только из обязательных, но и избыточных запасов, величину которых банки определяют самостоятельно. Центральный банк не может точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выдавать коммерческие банки.

Кроме того, усложняющими факторами являются значительный временной лаг, непредсказуемость изменения скорости обращения денег, характера кривой спроса на инвестиции. В целом эффективность денежно-кредитной политики зависит от того, насколько точны знания экономистов о кратко- и долгосрочных экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос и предложение денег, о сложностях взаимной связи между изменением денежной массы и состоянием основных макроэкономических параметров, таких как номинальный ВНП, уровень цен, объем производства, уровень занятости, обменный курс и др. Использование известных методов и инструментов еще более усложняется в странах с переходной экономикой, где закономерности рыночного хозяйства проявляются не в полной мере и существует целый ряд специфических обстоятельств, модифицирующих механизм денежно-кредитного регулирования.

Проблемы денежно-кредитного регулирования, охарактеризованные выше, присущи экономикам и высокоразвитых стран, в странах же, осуществляющих переход от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, они проявляются гораздо ярче. Это связано и с несформированностью передаточного механизма денежно-кредитного регулирования, неразвитостью инструментов финансового рынка, отсталой структурой денежной массы и с тем, что переходные процессы сопровождаются спадом производства, безработицей, разрывом хозяйственных связей. Для эффективного осуществления денежно-кредитной политики необходимо наличие развитой банковской системы, так как это канал, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования. Анализ функционирования банковского сектора в России показывает, что с первых дней существования коммерческие банки не ориентировались на обслуживание реального товарного производства, а создавались как инструменты быстрого обогащения за счет получения сверхприбылей от спекулятивных операций на финансовых рынках. Получая дешевые ресурсы, такие как бюджетные средства, кредиты Центрального банка России, а затем и международные кредиты, российские коммерческие банки направляли их в лучшем случае на финансирование внешнеэкономической деятельности, торговли, предприятий, ориентированных на экспорт сырья, в худшем - на кредитование заведомо неэффективных проектов и поддержку убыточных производств в интересах своих ведущих акционеров, рискуя капиталом клиентов. Российская кредитно-банковская система работала как антипод нормальной банковской системы, создавая для себя новые высокодоходные и надежные финансовые инструменты, все более замыкая движение денежных потоков внутри себя, обескровливая реальный сектор, что не могло не кончиться кризисом банковской системы.

Не менее важной и сложной проблемой в переходной экономике является определение целей денежно-кредитной политики и правильный выбор инструментов денежно-кредитного регулирования. Практически для всех стран с таким типом экономики характерна антиинфляционная направленность денежно-кредитной политики. Выдвигая борьбу с высокой инфляцией в качестве первостепенной цели, правительства и Центральные банки рассматривают ее как самую важную предпосылку для скорейшего выхода из экономического кризиса. Правительственные круги России, по сути, выдвинули тезис о самодостаточности подавления инфляции для перехода к экономическому росту и преподнесли его как главную цель макроэкономической политики. Однако в переходной экономике сама по себе финансовая стабилизация, выраженная в замедлении темпа роста цен, не обеспечивает автоматического начала экономического роста. Она должна подкрепляться реальными реформами налоговой и кредитно-денежной систем, созданием институтов рыночной экономики, налаживанием механизмов работы современной смешанной экономики.

Политика Центрального банка России была ориентирована на принципы монетарной политики, в основе которой лежит метод монетарного таргетирования. Однако непредсказуемость спроса на деньги (а это лежит в основе всей концепции монетарного таргетирования), неизвестность функции спроса на деньги, использование монетарного планирования для краткосрочных целей финансовой стабилизации, трудность контроля над денежной массой, вследствие подрыва доверия к национальной валюте и долларизации экономики, делают применение системы монетарного таргетирования проблематичным.

Слабость денежно-кредитной политики в России в 90-е годы проявилась в выборе методов и инструментов денежного регулирования, когда в начале этого периода в России в качестве прямого инструмента использовалось в основном целевое кредитование. Центральный банк определил круг специальных банков, которые кредитовали ряд приоритетных отраслей народного хозяйства по процентным ставкам значительно ниже рыночных, а в целях компенсации предоставлял им определенные льготы. При отсутствии должного контроля подобные кредиты использовались, как уже говорилось, на поддержку убыточных предприятий. Так нарушались рыночные принципы кредитования, дешевые централизованные и целевые кредиты через механизм банковской мультипликации раскручивали инфляционную спираль.

Отказ от прямого кредитования приоритетных отраслей и переход к использованию широкой денежной базы в качестве операционной цели позволили Центральному банку России с 1996 года перейти к косвенным методам денежно-кредитного регулирования при использовании рыночных инструментов. Однако возможности эффективного регулирования денежно-кредитной сферы с помощью этих инструментов в трансформирующихся экономиках ограничены. На первых порах основным инструментом выступает норма обязательных резервов. Но если в развитых странах к ее изменению, как было отмечено ранее, Центральные банки прибегают крайне редко, то в России это оперативный инструмент. Частая корректировка резервных норм делает политику Центрального банка малопредсказуемой, а подчас и непоследовательной.

Особенность использования учетной ставки Центрального банка в России связана с тем, что она никогда не отражала взаимосвязи реального и денежного секторов экономики. Осуществлять рефинансирование коммерческих банков через учет и переучет векселей промышленных компаний Центральный банк России считал нецелесообразным из-за низкого качества этих бумаг. В переходной экономике чаще всего прослеживается слабая зависимость между уровнем учетной ставки Центрального банка и рыночными ставками коммерческих банков. В России с помощью этого инструмента Центральный банк ограничивал нарастание спекулятивных операций.

Операции на открытом рынке, проводимые Центральным банком России, осуществлялись в основном для привлечения средств на финансирование дефицита государственного бюджета. Поэтому государственные ценные бумаги имели высокую доходность и носили краткосрочный характер. Таким образом, банки обрели инструмент, позволявший им получать гарантированные высокие доходы, и не спешили наращивать кредиты предприятиям.

Узость и неразвитость финансовых инструментов, деформированность банковской системы, непомерное бремя расходов по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, непродуманная политика денежно-кредитного регулирования вызвали глубокий финансово-экономический кризис в России в августе 1998 года. Он обнажил все накопившиеся в экономике диспропорции, заставил всерьез заняться качественной реструктуризацией банковской системы, подтвердил тот факт, что регулирование денежного сектора должно осуществляться с учетом реальных экономических условий и глубокого понимания их взаимосвязей, основываться на поиске и разработке адекватных методов и инструментов денежно-кредитной политики.

После дефолта 1998 года Центральный банк РФ сделал достаточно для того, чтобы прояснить свою стратегию денежно-кредитной политики посредством ее практической реализации и публикации соответствующих официальных документов. К ним относятся представленный в Государственную думу в 2001 году комплексный документ Центрального банка РФ, рассматривающий эффективность и стратегию денежно-кредитной политики, и совместный политический меморандум Правительства и Центрального банка РФ, принятый в апреле 2001 года. В этих документах повторно определяются фундаментальные цели денежно-кредитной политики, а именно ограничение инфляции и предотвращение чрезмерных колебаний валютного курса.

Угроза нарастания инфляции при сохранении текущей денежно-кредитной политики - предмет беспокойства для Центрального банка РФ и Правительства РФ. Объем операций Центрального банка РФ на открытом рынке был достаточно небольшим, что отражает чрезвычайно малое предложение ценных бумаг и скромный объем торгов на этом рынке. Ставка рефинансирования в последние годы также играла весьма ограниченную роль из-за того, что объемы рефинансирования банков были низки, а их характер - выборочным. Большинство рыночных процентных ставок упало ниже ставки рефинансирования, которая долгое время оставалась на уровне 25%. В период после кризиса в 1999 году постепенное ужесточение резервных требований к коммерческим банкам помогло поглотить некоторую избыточную ликвидность.

Количество денег в обращении после дефолта увеличилось более чем вдвое, денежная масса в стране выросла до 21-22 % ВВП, соотношение квазиденег (включая бартер) и нормальных денег в обслуживании экономического оборота приближается сегодня к соотношению 20: 80, то есть обратному накануне дефолта. Но, несмотря на расширение денежной массы, Правительство РФ сумело удержать инфляцию в значительной степени под контролем. Два фактора ослабили потенциальное инфляционное давление, связанное с ростом денежного предложения. Во-первых, стабилизация ожиданий и экономический рост, начавшийся в 1999 году, повысили спрос на деньги и позволили экономике поглотить дополнительную рублевую массу. Во-вторых, Министерство финансов РФ обеспечило один важнейший способ стерилизации, держа на депозите в Центральном банке РФ денежные средства, образовавшиеся в связи с профицитом федерального бюджета. Депозиты Правительства РФ в Центральном банке РФ достигли к декабрю 2000 года 278 млрд рублей, что эквивалентно 27% денежной массы М2, а к августу 2001 года превысили 400 млрд рублей, и темпы инфляции замедлились.

Самостоятельный вопрос - восстановление и развитие банковской системы в стране. В настоящее время все виды банковского кредита в России составляют не более 10-12% ВВП, в то время как в западноевропейских странах этот показатель равен 80-120% ВВП. Многие экономисты придерживаются мнения, что российское руководство, в 1998 году бросив частные банки на произвол судьбы, до сих пор занимает позицию стороннего наблюдателя в отношении банковской системы. Дело ограничивается лишь дискуссией о возможной приватизации ведущих госбанков и о масштабах сокращения числа банков, а подлинной структурной перестройки денежно-кредитной и банковской системы в действительности нет. Наиболее важными в этой области задачами являются повышение роли Центрального банка как эмиссионного центра и кредитора «последней инстанции»; принятие соответствующих мер, побуждающих население сберегать деньги на банковских счетах; форсированное развитие чекового и вексельного обращения как эффективного средства расширения денежного оборота и соответственно отечественного рынка; создание по примеру многих индустриальных стран системы льготного, а то и вообще беспроцентного государственного кредита малому и среднему бизнесу.


   
 
  • Опубликовано: 27 апреля 2015 /
  • Просмотров: 21622
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Финансовое право. Учебное пособие
  • Комп’ютеризована система обліку та контролю фінансів на прикладі Управління пенсійного фонду України Красно донського району Луганської області
  • Разработка системы рационального управления бюджетными средствами для решения социальных проблем
  • РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА, ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
  • Автореферат. Разработка и внедрение системы антикризисного управления на промышленных корпорациях на основе формирования инвестиционных программ
  • Методичка по предмету “Хозяйственное право”
  • Автореферат. Совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий в условиях макроэкономической нестабильности
  • Особенности формирования доходов физических лиц на малом предприятии
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.