Государственное регулирование экономики

Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

7.1. Государственный сектор в экономике

Государственная собственность существовала во многих странах еще задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. Государственный сектор экономки представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным органам власти. Известны следующие способы создания государственного сектора в экономике:

1. Безвозмездная конфискация государством объектов, находящихся в частной собственности, то есть национализация отраслей и предприятий. Такой способ характерен для России, Франции, Италии, Великобритании, Австрии.

2. Добровольный или принудительный выкуп государством собственности у частного капитала. Чаще всего это были объекты инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых необходимо для экономики, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала, а также разорившиеся хозяйственные объекты.

3. Создание новых предприятий и объектов за счет бюджетных средств государства.

Формирование государственного сектора посредством строительства и приобретения хозяйственных объектов характерно для таких стран, как США, Швеция, Япония, ФРГ. В этой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве ниже, чем в тех странах, где проводилась национализация.

Для характеристики государственного сектора используются такие показатели, как удельный вес предприятий государственной формы собственности, удельный вес работников, занятых на предприятиях государственной формы собственности, удельный вес ВВП, произведенного государственными предприятиями. Однако методика оценки государственного сектора различна. Это связано с тем, что существует большое количество смешанных государственно-частных структур. В статистике большинства развитых стран эти структуры учитываются в составе государственного сектора с пометкой «смешанная собственность». В странах с переходной экономикой, как правило, исключаются из рамок государственного сектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остается значительной, поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и долей в капитале смешанных предприятий достаточно большой.

Государственный сектор в российских условиях представлен предприятиями следующих организационно-правовых форм:

1. Государственное унитарное предприятие. В России унитарные предприятия также подразделяются на две группы: основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Обе формы унитарных предприятий обладают общими чертами, основная из которых состоит в том, что предприятия не могут распоряжаться имуществом, так как это право собственника, то есть государства. Главное отличие - широта полномочий собственника. Предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие) вправе распоряжаться только произведенной им продукцией, а его производственно-хозяйственная деятельность осуществляется, во-первых, в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия, утвержденным вышестоящим органом, а во-вторых, в пределах разрешенной этим же органом самостоятельной хозяйственной деятельности. Таким образом, деятельность казенного предприятия полностью контролируется государством. У предприятий же, основанных на праве хозяйственного ведения, рыночных свобод больше.

2. Акционерное общество со 100%-м закреплением акций за государством.

3. Акционерное общество с закреплением в собственности государства контрольного пакета акций.

4. Акционерные общества с пакетом государственных акций, позволяющим оказывать существенное влияние на управление (на уровне блокирующего меньшинства).

В странах развитого капитализма государственная собственность сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей. Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В некоторых отраслях наблюдается лишь «точечное» участие государства в виде пакетов акций ряда фирм. В среднем по развитым странам доля государственных предприятий в создании ВВП в 2001 году не превышала 7%. Тем не менее государственный сектор активно используется как средство государственного регулирования экономики.

Как свидетельствует хозяйственный опыт развитых стран, государственная собственность развивается, прежде всего, в тех отраслях и сферах, которые ей оставляет частный капитал, то есть где невозможно получение средней нормы прибыли. Этим частично объясняется более низкая эффективность предприятий государственной формы собственности по сравнению с предприятиями частной формы собственности в рыночной экономике. Прежде всего, это такие области, где отдача либо невелика, либо наступает через длительное время, - капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры: энергетика, связь, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды.

Государственные предприятия размещены в малопривлекательных для частного капитала секторах. Государством, как правило, финансируются следующие отрасли: новые, с перспективным будущим; характеризующиеся высоким органическим составом капитала и длительным периодом финансовой отдачи; представляющие собой повышенный риск для предпринимателя; требующие большого объема научных, проектно-изыскательских работ и регулярного авансирования значительных денежных средств.

В Западной Европе становление таких отраслей, как информатика, космическая связь, атомная энергетика, модернизация и реконструкция железнодорожного, воздушного транспорта, металлургической, добывающей промышленности, осуществлялось в значительной мере за счет бюджетного финансирования. Таким образом, государственный сектор играет значительную роль в НИОКР, способствует прогрессивным структурным преобразованиям экономики, завоеванию мировых рынков в области новых товаров и технологий и выведению экономики на передовые мировые рубежи.

К государственному сектору также относятся предприятия отраслей с преобладанием производств, находящихся в стадии упадка, ликвидация которых на текущий момент нежелательна для общества по тем или иным причинам, а их модернизация требует привлечения значительных ресурсов, что для частного капитала увеличивало бы степень риска. Осуществляя национализацию отраслей и производств с устаревшей технологической базой, правительство проводит их модернизацию и реконструкцию, участвуя тем самым в проведении активной структурной и технологической политики. Именно за счет государственного бюджета обычно форсируется структурная перестройка хозяйства, для чего создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные заводы, новые предприятия, использующие прогрессивные технологии.

Государственная собственность получила наибольшее распространение в отраслях так называемых естественных монополий (транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство). Эти отрасли обеспечивают общие условия функционирования и воспроизводства производительного капитала. Устанавливая относительно низкие цены на товары и услуги этих отраслей, государство добивается снижения издержек в частном секторе и повышения его конкурентоспособности на мировых рынках, создает условия для экономического роста. Это рассматривается и как одно из направлений антиинфляционной политики, то есть направлено на стабилизацию экономики.

Лидерские функции выполняет государственный сектор в социальной сфере. Государство через предприятия соответствующих отраслей проводит свою экономическую и социальную политику в области охраны окружающей среды, создания дополнительных рабочих мест в трудоизбыточных районах, организации подготовки и переподготовки кадров, рационального размещения производств с целью выравнивания экономического потенциала слаборазвитых регионов.

В условиях ухудшения рыночной конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор растут, то есть государственные органы стремятся противодействовать спаду производства, росту безработицы и, как следствие, падению доходов населения, сокращению совокупного спроса. Это аспект антициклической политики государства, направленной на стабилизацию экономического развития.

Во многих странах в государственной собственности остаются предприятия и отрасли, обеспечивающие политическую и экономическую безопасность страны, являющиеся основой национальной экономики. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж.

Итак, через систему государственных предприятий правительство может напрямую воздействовать на хозяйственную ситуацию: увеличивать или сокращать капиталовложения в экономику, создавать дополнительные рабочие места, реализовывать проекты с большой долей экономического риска, проводить антиинфляционную политику, развивать производство в депрессивных районах, участвовать в структурной перестройке и т.д. Функции, выполняемые государственной формой собственности, неразрывно связаны с ее целями. Чаще всего предприятия, основанные на этой форме собственности, ориентированы на социально-экономические цели, даже если это достигается ценой снижения прибыли.

7.2. Государственное регулирование внешних эффектов

Государство как субъект предпринимательства может производить в экономике как частные, так и общественные блага. Рассмотрение внешних эффектов и механизма их регулирования со стороны государства позволит выявить причины производства общественных благ за счет бюджетных средств. Кроме того, за государственным регулированием внешних эффектов кроется важнейшая функция государства - корректировка распределения ресурсов в экономике с целью изменения структуры национального продукта.

Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система либо производила «не те» количества определенных товаров и услуг, либо оказывалась не в состоянии выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан.

Одно из достоинств конкурентной рыночной системы заключается в том, что она обеспечивает эффективное распределение ресурсов. Этот вывод базируется на допущении, что все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения соответственно, то есть не существует побочных эффектов, связанных с производством и потреблением всякого товара или услуги. Побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара, «перемещаются» к третьим сторонам, не являющимся непосредственными покупателями или продавцами (производителями). Побочные эффекты также называются издержками (выгодами) перелива, внешними эффектами или экстерналиями. Различают отрицательные экстерналии и положительные.

Отрицательные экстерналии - это ситуация, когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые издержки у какой-то третьей стороны. Наиболее очевидным примером является загрязнение окружающей среды. Когда химическое предприятие спускают свои промышленные стоки в реку или море, то все мы, как купальщики, рыбаки, потребители чистой воды, несем определенные издержки, хотя при этом можем и не являться работниками данного предприятия или потребителями его продукции. Данные некомпенсируемые издержки не находят отражения в бухгалтерской отчетности фирмы, то есть издержки производства оказываются ниже, чем они могли бы быть с учетом издержек третьей стороны. Как же влияют побочные издержки на распределение ресурсов в экономике страны? Для этого обратимся к рисунку 4.

На графике показана кривая предложения фирмы S, отражающая лишь издержки самой фирмы на производство продукции. Данная кривая включает не все издержки, связанные с производством товара, так как остаются неучтенными побочные издержки. Отсюда следует, что кривая предложения производителя S занижает общий объем издержек производства, поэтому расположена вправо от кривой предложения St, включающей все издержки. Загрязняя окружающую среду, фирма производит объем продукции (Qe), больший, чем оптимально необходимо в экономике (Qопт). Иначе говоря, в производство этого товара ресурсы поступают в чрезмерном количестве. Следовательно, задача правительства - решить проблему непропорционального распределения ресурсов, а именно трансформировать побочные издержки во внутренние затраты фирмы. Если вернуться к примеру с загрязнением окружающей среды, то здесь самой действенной мерой является просто принятие законодательства, запрещающего или ограничивающего загрязнение. Подобное законодательство заставляет потенциальных загрязнителей нести расходы на более надежное уничтожение промышленных отходов, либо через особый налог, равный или близкий к издержкам перелива на единицу продукции, государство возлагает на фирму те побочные издержки, сумму от которых та в противном случае сэкономила бы. Оба способа трансформации издержек перелива в издержки фирмы дают один результат - затраты фирмы возрастают, что ведет к сокращению объемов производства и высвобождению ресурсов из данной сферы производства.

Государственное регулирование экономики

Рис. 4. Отрицательные экстерналии

Положительные экстерналии - это ситуация, когда производство или потребление определенных товаров и услуг может обусловить не требующие компенсаций выгоды перелива, или выгоды, созданные внешними факторами, третьим сторонам, а также обществу в целом. Например, рентгенограмма грудной клетки или прививки против гриппа приносят прямую пользу непосредственному потребителю, да и все общество выигрывает от ранней диагностики туберкулеза или предотвращения инфекционных заболеваний. Еще одним классическим примером выгод перелива служит образование. Оно приносит выгоды индивидуальным потребителям: люди с более высоким уровнем образования обычно получают более высокие доходы. Но образование выгодно и всему обществу: экономика выигрывает от наличия более производительной рабочей силы; сокращаются затраты общества на предотвращение преступности, надзор за соблюдением законов, благотворительные программы. Воздействие выгод перелива на распределение ресурсов показывает график изображенный на рис. 5.

Государственное регулирование экономики

Рис. 5. Положительные экстерналии

Существование выгод перелива означает, что рыночная кривая спроса D, отражающая лишь выгоды частных лиц и фирм, занижает общую величину выгод. А вот кривая Dt отражает и выгоды частных лиц, и выгоды общества. Таким образом, равновесная величина продукта Qe, созданная рыночным спросом D и предложением S, оказывается меньше оптимальной величины продукта Qопт, то есть рыночная система не обеспечивает достаточного образования, ресурсы поступают в эту сферу деятельности в недостаточном количестве. Перед государством опять возникает проблема перераспределения ресурсов, которую правительство решает следующими способами.

1. Увеличение спроса путем обеспечения потребителей покупательной способностью, которая может быть использована только на приобретение конкретного товара или услуги. Благодаря этому спрос возрастает до уровня, отражаемого кривой спроса Dt, и тем самым ослабляется или устраняется диспропорциональное распределение ресурсов.

2. Увеличение предложения. Это противоположный подход, основанный на предоставлении субсидий производителям. Правительство в некоторых случаях может считать данный способ более удобным и простым в административном плане. Субсидия рассматривается как «налог наоборот», она сокращает издержки на единицу продукции и смещает кривую предложении S вправо. В результате величина продукта возрастает до оптимального уровня, то есть дефицит ресурсов на производство данного продукта устраняется.

3. Финансирование отдельных производств или отраслей. Такой вариант решения проблемы нерационального распределения ресурсов возникает в условиях, когда выгоды перелива чрезвычайно велики. Если производство какого-либо товара или услуги дает большие выгоды перелива, то частный бизнес не будет производить их в достаточном количестве или не будет производить вовсе. Тогда правительство финансирует такие производства или отрасли, либо превращает их в собственность государства и непосредственно управляет ими. Это значит, что государство производит общественные блага.

7.3. Государственное производство общественных благ

Те блага, которые люди потребляют в одинаковых количествах независимо от того, оплачивают они их или нет, вряд ли будут продаваться на рынке в эффективных объемах. Такие блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, общественные водопровод и канализация, строительство маяков, установка знаков дорожного движения, освещение городских улиц и т.п., не могут продаваться поштучно, подобно тому, как продают хлеб. Полезность таких благ достается большому числу граждан, которые не могут быть исключены из числа потребителей, даже если отказываются платить. Например, если воздух очищают, чтобы принести пользу только одному человеку, невозможно воспрепятствовать другим людям также потреблять его.

Итак, чистое общественное благо - такое благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Продажа или производство чистых общественных благ означала бы, что покупатель или производитель этого блага сделал его доступным и полезным не только для себя, но также для любого другого человека. В этом смысле чистое общественное благо - это благо, которое приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для одного человека.

Чистые общественные блага имеют характерные особенности:

1. Свойство неделимости. Общественные блага состоят из таких крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям.

2. Свойство неизбирательности в потреблении. Это означает, потребление общественного блага одним человеком не снижает его доступности и полезности для других. Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один потребитель блага. Дополнительные потребители могут быть обеспечены этим благом без уменьшения выгод, полученных уже существующими потребителями.

3. Потребление чистых общественных благ не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. В некоторых случаях исключение из пользования может быть достижимым, но дорогостоящим.

Одним из наиболее важных общественных благ является государственное управление. Люди выигрывают от более эффективного, более отвечающего их нуждам государства. Действительно, государство содержит в себе все отмеченные свойства общественных товаров: и трудно, и нежелательно исключить кого-либо из использования благами, идущими от лучшего государства.

В теории общественного выбора различают следующие виды общественных благ:

- мировые (фундаментальные научные исследования);

- национальные (оборона государства);

- локальные (экологические мероприятия, охрана правопорядка и т.д.).

В отличие от товаров индивидуального потребления, покупаемых у частных предприятий на основе самостоятельных решений индивидов, общественные блага приобретаются через посредство правительства на основе групповых и коллективных решений. Точнее, виды и объемы производства различных общественных благ определяются в демократическом государстве политическими методами, то есть путем голосования. Объемы потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики. В экономике, где существует полная занятость, перед государством стоит задача высвобождения ресурсов, применяемых в производстве товаров индивидуального потребления, для направления их в производство общественных благ. Самый очевидный способ высвобождения - сокращение спроса на частные блага, что достигается обложением предприятий и домохозяйств налогами. Получая меньшие доходы, предприятия и домохозяйства сокращают инвестиционные и потребительские расходы. Таким образом, передавая частную покупательную способность частных экономических агентов государству, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы их применения и направляют в производство общественных благ и услуг. Правительство сознательно перераспределяет ресурсы с целью осуществить значительные изменения в структуре национального продукта страны.

На практике многие общественные товары являются смешанными, то есть имеют одно или другое свойство в разной степени. Такие блага называются квазиобщественными. Эти блага можно произвести и частным способом. Но в этом случае частная фирма назначит цену, а любая плата ограничивает пользование, и, следовательно, результатом будет недопотребление благ. Например, образование, здравоохранение могут быть и частными. Но если их доступность будет определяться исключительно финансовыми возможностями индивидов, общество будет обречено на социальную и физическую деградацию.

Если частный товар предоставляется бесплатно, то произойдет его перепотребление. Государство должно предпринимать действия по дозированию потребления таких благ. Примерами методов дозирования являются цены (установка счетчиков потребления воды, электроэнергии), поставка каждому одинакового количества товара (одинаковый уровень образования для всех членов общества). Иногда, вместо того, чтобы облагать индивидуумов платой за доступ к производимым государством товарам и услугам, оно требует, чтобы эта плата выражалась в ожидании (деньги - нежелательная основа для дозирования медицинских услуг, так как и богатый и бедный имеют одинаковое право на крепкое здоровье), и тогда очереди становятся методом дозирования.

Многие из товаров, поставляемых государством, могли бы быть обеспечены либо государством, либо частным образом. Часто используются оба способа. Соотношение между тем и другим способами обеспечения различается в зависимости от страны, связано с изменениями в технологии, различиями в уровне жизни и поэтому часто меняется во времени.

7.4. Государственное производство частных благ

Свойства товаров индивидуального потребления, которые производятся на основе рыночной системы, принципиально отличаются от свойств общественных товаров. Эти товары делимы, то есть они выступают в виде достаточно малых единиц, чтобы быть доступными индивидуальным покупателям. Кроме того, частные товары подвержены действию принципа исключения, согласно которому те, кто желает и в состоянии платить равновесную цену, получают продукт, а те, кто не в состоянии или не желает платить эту цену, исключаются из числа получателей выгод, обеспечиваемых данным продуктом.

Экономисты выделяют шесть основных областей (в большинстве этих областей государство сосуществует с частным бизнесом), в которых государство на федеральном уровне производит частные товары:

1. Почтовые услуги и электросвязь. Здесь государство сохраняет исключительную монополию.

2. Производство электроэнергии.

3. Железные дороги.

4. Страхование. Многие государственные программы по страхованию появились в результате неспособности частных фирм обеспечить адекватную страховую защиту от определенных рисков. Это программы страхования от наводнений, преступлений, страхование банковских вкладов, кредитов и т.п.

5. Банковское дело и кредит. Почти во всех индустриально развитых странах существует Центральный банк, являющийся банком банков и играющий активную роль в регулировании денежных отношений и контроле за банковской сферой. Этот Центральный банк является государственным предприятием. Причина, по которой в большинстве стран Центральный банк контролируется государством, состоит в том, что его ответственность за предложение денег, доступность кредита, уровень процентных ставок является первостепенно важной для функционирования экономики в целом, для уровня инфляции, безработицы, платежного баланса.

6. Управление землей и полезными ископаемыми. Государство является крупнейшим собственником земельных ресурсов. На федеральном уровне государство отвечает за использование этих ресурсов, но его участие в их использовании (создание заповедников, заказников, национальных парков, зон отдыха) невелико. Государство передает землю в аренду частным фирмам для добычи полезных ископаемых, выпаса скота, выращивания сельскохозяйственной продукции и т.п.

Ряд экономистов не только в нашей стране, но и за рубежом активно выступают за снижение доли государственной собственности. Это связано с вопросами низкой эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий государственного сектора: по показателям удельного веса затрат на единицу продукции или фондоотдачи, производительности труда государственные предприятия в большинстве случаев уступают частным. Но прежде чем оценивать степень эффективности государственных предприятий, необходимо вспомнить, что они выступают элементом макроэкономического регулирования и осуществляют: обеспечение бесперебойного функционирования отраслей инфраструктуры, проведение ценовой политики, защиту отдельных отраслей от проникновения иностранного капитала, облегчение доступа широких слоев населения к получению услуг в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержку убыточных производств, ликвидация которых нежелательна из-за угрозы безработицы и по другим причинам и т.д.

С другой стороны, выполняя основные функции и подчиняясь определенным требованиям, государственные предприятия не всегда максимально используют возможности рационального использования ресурсов. Подобное поведение объясняется тем, что государственные предприятия отличаются от частных по двум основным направлениям: им не надо беспокоиться о банкротстве и о конкуренции.

Возможность банкротства ограничивает допустимость потерь, вызванных неэффективным управлением, налагает на фирму бюджетные ограничения. На конкурентном рынке даже очень щедрый менеджер не может платить своим служащим намного больше, чем средняя заработная плата, без риска обанкротиться. Возможность же получения государственных субсидий заставляет управляющих государственными предприятиями быть менее стойкими к требованиям профсоюзов об оплате труда. Во многих странах заработная плата на государственных предприятиях значительно превосходит оплату труда таких же рабочих в частном секторе. В США заработная плата мужчин в государственном секторе на 15% выше, чем в частном, а заработная плата женщин - на 21%.

Конкуренция выполняет несколько важных функций. Во-первых, она дает потребителю возможность выбора. Это заставляет частные фирмы бороться за клиентов. В случае потери клиентов бюрократическая страховая компания, например, получит об этом сигнал, а государственная бюрократия - нет. Во-вторых, конкурирующие предприятия в своем желании привлечь клиентов стараются найти такое сочетание услуг, которое больше удовлетворяет потребности покупателя. В отсутствии же конкуренции государственное предприятие не имеет стимулов для быстрого и качественного обслуживания клиентов. Рынком также делается сравнение эффективности производства фирм, что отражается в прибыльности компаний. Конкуренция подразумевает, что те фирмы, которые эффективны и способны предоставить вид товаров и услуг, удовлетворяющий потребителей, будут расти и развиваться, а другие - деградировать. Эти поощрения и наказания рынок распределяет беспрепятственно. Управляющие это знают и имеют сильный стимул стремиться к росту эффективности производства. Государственным же учреждениям награды раздаются беспрепятственно без участия рынка.

Третье различие лежит в мотивационной структуре государственных служащих. Отсутствие связи между оплатой труда и конечными результатами деятельности предприятия являются антистимулом для производительного труда. Кроме того, не очень просто уволить работника с государственной службы, поэтому наличие гарантий оценивается потенциальным служащим как наиболее привлекательный момент при выборе места работы. Сочетание ограничений на вознаграждение за хорошую работу людей и отсутствия наказаний за плохую - провоцирует бюрократическое поведение работодателя.

Подтвержденные исследованиями выводы о низкой эффективности производства в государственном секторе - это лишь одна из причин сокращения масштабов государственного сектора. В странах Запада волна приватизации в 80-е - первой половине 90-х годов привела к сокращению доли государственной собственности в производстве ВВП с 9 до 7% в среднем. Потенциал для дальнейшей приватизации в этих странах в основном исчерпан. Доля государства в них, по меньшей мере, в среднесрочной перспективе будет оставаться примерно на нынешнем уровне, немного изменяясь в некоторых странах. В развивающихся странах данный показатель составляет 11%. Это обусловлено слабостью национального частного капитала, что вынуждает государство поддерживать сравнительно высокий уровень своего присутствия в экономике.

Бывшие социалистические страны встали на путь перехода от планового к рыночному хозяйству преимущественно на рубеже 80-х и 90-х годов. Рыночная трансформация в первую очередь потребовала вытеснения государственной собственности частной - путем приватизации первой и создания новых частных предприятий. Доля государственной собственности в странах с переходной экономикой, как правило, все еще составляет 20-23% и более, то есть заметно превышает соответствующий показатель для развитых и развивающихся стран.

7.5. Государственные предприятия в переходной экономике

Отношение к государственному сектору экономики и после более чем десяти лет рыночных реформ остается предметом споров. Начало рыночной трансформации в большинстве стран было связано с ультралиберальными настроениями в отношении к государству как к собственнику и в оценке возможности эффективного функционирования государственных предприятий. Большие надежды правительства постсоциалистических стран возлагали на приватизацию.

Приватизация является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия. Мировой опыт говорит о множестве задач, решаемых с помощью приватизации госсобственности. К ним можно отнести повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию внутренней и внешней задолженности, борьбу с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях. Для бывших социалистических стран немаловажным являются развитие многоукладности экономики, становление института частной собственности, создание социальной базы нового общественного строя - широкого среднего класса.

Способ приватизации характеризует механизм смены собственника, посредством которого происходит переход от государственной к акционерной и частной собственности. Доминирующим признаком способа приватизации служит мера платности за передачу приватизируемого объекта во владение новому собственнику. В ходе формирования приватизационной политики выделились три генеральных направления приватизации государственных и муниципальных российских предприятий:

1. Безвозмездная передача права собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем российским гражданам.

2. Безвозмездная передача собственности на имущество государственных предприятий их трудовым коллективам.

3. Продажа имущества тому, кто обладает средствами для выкупа.

Реальная российская практика приватизации пошла по пути комбинирования указанных способов, хотя на первом ее этапе доминирующим был первый способ.

Различают малую и большую приватизацию. Их отличие состоит в том, что в первом случае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы или небольшие хозяйственные товарищества и общества с ограниченной ответственностью, а во втором - акционерные общества, акции которых имеют хождение на фондовой бирже.

В российской приватизации выделяются два этапа. Первый из них пришелся на 1992 - первую половину 1994 гг. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994 года 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преимущественно в безвозмездной форме посредством приватизационных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% населения 144 млн ваучеров номиналом 10000 рублей. Из 19 тыс. предприятий этой группы, подлежащих акционированию, к 1 апреля 1994 года ими стали 15 тыс.

С 1 июля 1994 года начался второй этап приватизации, имеющий качественно новый характер. Он основан на переходе от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. В новой приватизационной модели заложены два ключевых принципа: во-первых, инвестиционная ориентация продаж; во-вторых, обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия. По оценке специалистов, данный этап протекает вяло. На 1 января 1997 года было полностью или частично приватизировано более 122 тыс. предприятий, в частном секторе работало 36%, в полугосударственном - 25%, в государственном - 39% от общего числа занятых в экономике.

Важным шагом в развитии приватизационных процессов в России стало принятие нового закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». В настоящее время удельный вес предприятий государственной и муниципальной собственности в общем числе хозяйствующих субъектов в российской экономике не превышает 11%. По состоянию на 1 января 2002 года государственный сектор промышленности включал около 4400 государственных унитарных предприятий и около 900 хозяйственных обществ с долей государственной собственности, превышающей 50%. Вклад предприятий государственного сектора в общий объем промышленного производства составил 10%. Наиболее существенную роль они играли в машиностроении и металлообработке (18%), в химической и нефтехимической промышленности (14%), в цветной металлургии (12%).

Итоги приватизации весьма противоречивы. С одной стороны, положительным является то, что произошло становление института частной собственности, около 55 млн российских граждан владеют акциями. С другой стороны, создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития, не удалось. Кроме того, резко усилилось социальное расслоение общества, поступления от приватизации в государственный бюджет оказались незначительными, возникли новые формы экономической преступности, не произошло и существенного повышения эффективности работы приватизированных предприятий по сравнению с неприватизированными.

Приватизация, ведущая к расширению частной и групповой собственности, не означает, что государственная - будет полностью отменена. В переходный период государственная собственность сохраняет свою значимость и функцию важнейшего звена всей хозяйственной цепи. В любой стране с переходной экономикой имеются отрасли и производства, которые традиционно являются объектом безусловной монополии государства. В России к таковым обычно относят водные ресурсы, воздушный бассейн, недра, леса и другие природные богатства, а также транспортные магистрали, единые энергетические системы, памятники культуры и искусства, государственные золотовалютные резервы, предприятия военно-промышленного комплекса, имеющие ключевое значение для обеспечения обороноспособности страны, и пр. Постановлением Правительства РФ от 12.07.96 г. определен список 480 предприятий ВПК, приватизация которых запрещена бессрочно.

В мировой практике выделяют следующие две группы государственных предприятий: функционирующие в рамках публичного права (то есть некоммерческие предприятия) и функционирующие на основе частного права (то есть коммерческие предприятия). Как уже говорилось, в России унитарные предприятия также подразделяются на две группы: основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Сближает обе формы унитарных предприятий то, что они не могут распоряжаться имуществом, так как это право собственника, то есть государства. Главное же отличие - широта полномочий собственника.

Экономические условия в России, существующий порядок погашения убытков госпредприятий льготными кредитами, бюджетными субсидиями стирают грань между предприятиями, функционирующими и в рамках публичного права, и на основе частного права, то есть между государственными некоммерческими и коммерческими предприятиями. Кроме этого отсутствуют и юридические рамки, позволяющие провести эту грань. Размежевание между ними позволяют провести лишь зафиксированные в уставе предприятия конкретные положения. Если устав не содержит административных ограничений экономической деятельности предприятия, то оно относится к первой группе в соответствии с мировой классификацией. В противном случае - это коммерческое предприятие. Градация государственных предприятий от некоммерческих к коммерческим важна, так как от этого зависит и ожидаемая прибыльность деятельности предприятия и различаются подходы к разработке мероприятий по повышению эффективности их функционирования. При этом для первой группы предприятий требования к эффективности используемых ресурсов минимальны и задаются административно, а для второй - вытекают из сложившихся ценовых пропорций конкретного рынка сбыта традиционно производимой данным предприятием продукции. И хотя предприятия государственного сектора не всегда руководствуются принципом максимизации прибыли, принцип максимизации эффективности их деятельности никто не отменял. Приведение российских предприятий в соответствие с критериями, позволяющими их классифицировать по данным группам, имеет принципиальное значение для реформирования отечественной экономики, так как оптимизирует структуру собственности.

Преобразование государственных предприятий в акционерные общества, в которых единственным акционером является государство, называется коммерциализацией. Такие общества выводятся из-под контроля министерств и попадают под действие законодательных актов общего действия. Существует несколько направлений коммерциализации:

- самостоятельность определения предприятиями своих производственных программ, а в некоторых случаях - и профиля своей деятельности;

- передача предприятиям права свободного ценообразования на свою продукцию;

- децентрализация инвестирования;

- изменение механизма управления государственными предприятиями в сторону предоставления им большей хозяйственной самостоятельности.

Самостоятельный выбор коммерциализированными госпредприятиями объема и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение новых технологий и принципов организации производства способствуют максимизации чистого дохода, и с точки зрения интересов производителя, и с точки зрения всего народного хозяйства - как способ повышения народнохозяйственной эффективности. Это позволяет рассматривать коммерциализацию как один из методов, позволяющих ускорить трансформацию экономики.

Во всех странах с переходной экономикой возобладало мнение, что крупные государственные пакеты акций (на уровне блокирующего меньшинства, контрольные, а иногда и 100%) необходимы в стратегически важных отраслях и производствах, где сильный государственный контроль рассматривается как решающий фактор экономической безопасности страны. Мингосимущество России относит к стратегически важным три группы акционерных обществ:

1) предприятия естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»);

2) предприятия, занимающие доминирующее положение на том или ином товарном рынке и требующие целенаправленной реструктуризации для создания конкурентной среды (значительная часть региональных предприятий обрабатывающей промышленности);

3) предприятия, акции которых используются для создания интегрированных образований, необходимых для реализации государственной структурной политики в некоторых отраслях экономики, например в оборонной промышленности, транспорте.

Опыт функционирования государственного сектора переходной экономики показал, что последовательной политики государства по отношению к оставшемуся в его собственности имуществу нет практически ни в одной стране и действия государства направлены на решение отдельных очевидных проблем. В России идет поиск методов эффективного управления теми предприятиями, в капитале которых в течение длительного времени сохраняется высокая доля государства. Таким методом может стать передача государственного пакета акций в доверительное управление либо сторонним для компании юридическим лицам (банковско-финансовым холдингам, финансово-промышленным группам, специализированным консалтинговым группам), либо менеджменту самой компании. Состав представителей государства в органах управления акционерных обществ с крупным государственным пакетом акций и порядок голосования этим пакетом устанавливается централизованно.

Кроме того, разворачивается так называемая доприватизация. Она заключается в выработке приватизационных стратегий для предприятий, ранее входивших в списки не подлежащих приватизации в тот или иной период. Доприватизации подлежат также оставшиеся в собственности государства мелкие пакеты акций, не дающие реальных возможностей контроля. И в восточноевропейских странах, и в России существуют сотни компаний с незначительными долями государственного участия, не обеспечивающими ни доходов, ни контроля. Государству выгоднее избавиться от этих долей, нежели номинально оставаться их собственниками.

К 2004 году в ходе приватизации планируется сократить государственный сектор экономики до 1,5-2,5 тыс. предприятий. Это должно привести к полной приватизации отраслей (за исключением объектов, обеспечивающих национальную безопасность), имеющих потенциал выживания и роста (пищевая промышленность, транспорт за исключением железнодорожного и трубопроводного, металлургия, нефтяная промышленность, подотрасли машиностроения, производящие продукцию для конечного потребления населением). Решение задач, связанных с совершенствованием управления государственным имуществом, акционированием унитарных предприятий, приватизацией, станет важным фактором изменения структуры собственности в экономике в ближайшие годы и расширения возможностей привлечения эффективных собственников.

В заключение следует отметить, что при огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовывать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность, то есть в современных условиях эффективность работы предприятия зависит, прежде всего, от качества и профессионализма управления.

Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА

8.1. Методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

Для выполнения своих функций государство использует как экономические, так и административные методы воздействия на предпринимательскую деятельность. В целях создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, а также стабилизации экономики государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, денежно-кредитную и другие виды политики, при реализации которых оно использует экономические и административные методы в комплексе, хотя иногда их трудно разграничить.

Правовое регулирование деятельности предприятий заключается в установлении государством правил «экономической игры» для всех субъектов рынка. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области отношений профсоюзов и работодателей и др.

Экономические методы в большей степени подходят для воздействия государства на частный сектор, так как отвечают сущности рыночных отношений, не подрывают экономических стимулов производственно-хозяйственной деятельности частных предприятий. Экономические рычаги, которые использует государство, достаточно разнообразны, и среди них можно выделить инструменты прямого и косвенного воздействия государства на предпринимательство. Прямое государственное экономическое регулирование включает:

- государственные субсидии;

- государственное предпринимательство;

- государственные заказы;

- государственные закупки товаров и услуг;

- ценовое регулирование и т.п.

Косвенное экономическое регулирование включает такие виды:

- налоговое;

- таможенное;

- амортизационное;

- кредитно-денежное;

- валютное;

- научно-техническое;

- инвестиционное и т.д.

Административные методы используются государством, если экономические - неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях: естественная государственная монополия, охрана окружающей среды и использование ресурсов, сертификация, стандартизация, метрология, внешнеэкономическая деятельность. Административное регулирование включает лицензирование деятельности (выдача на определенных условиях разрешений на осуществление тех или иных видов деятельности), квотирование (количественное ограничение экспорта/ импорта определенных видов товаров), контингентирование (регулирование внешней торговли в форме установления экспортных и импортных квот, законодательное ограничение эмиссии банкнот и др.). В настоящее время в большинстве стран сфера действия административных мер ограничивается охраной окружающей среды и социальной защитой населения.

8.2. Государственное регулирование цен

Вопреки распространенному мнению о том, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания со стороны государства. Цены - это одна из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают каждого, и поэтому вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках, смягчению социальной напряженности, целям структурной и конъюнктурной политики.

Конкретные акции в области цен проводятся для краткосрочных или даже экстренных целей, которые в данный момент могут и не совпадать в другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной задаче государственного регулирования экономики - оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

Классическая политэкономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа в неурожайные годы продовольствия из государственных запасов, таможенная политика, налогообложение - это далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен. Великая депрессия 30-х годов ХХ века стала переломным моментом в истории государственного регулирования цен. Политические и экономические потрясения в государстве вызвали осознание того, что в интересах лучшего функционирования хозяйства, более равномерного распределения доходов и избежания опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и поддержанию справедливых цен.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный, судебный характер. Принятые парламентом законы создают правовую основу отношений между хозяйствующими субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим экономическим вопросам, вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством, непосредственные мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов, торговли, Центральный банк. В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов фермеров, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов. Комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили. Однако принято выделять следующие формы государственного влияния на цены:

1. Фиксация цен или пределов их повышения в негосударственном секторе экономики. Применяется она редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективной в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

2. Установление цен на товары и услуги государственного сектора. Цены на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию, железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы искусственно занижены, для того чтобы способствовать снижению издержек производства в частном хозяйстве, повышению национальной конкурентоспособности.

3. Установление базовых цен отрасли. Имеет место в тех отраслях, где государство является крупнейшим покупателем или заказчиком определенных видов товаров и услуг у частных фирм. Цены устанавливаются по договоренности между государством и этими фирмами.

4. Введение или изменение налога на добавленную стоимость. Этот налог, дифференцированные изменения ставок которого непосредственно воздействуют на цену, производители включают в цену товара или услуги.

5. Предоставление государственных субсидий. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю.

6.  Санкционированное правительственными органами завышение норм амортизационных отчислений. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда «издержки подпирают цену», то есть расчетные издержки производства оказываются на предприятиях настолько высоки, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением.

7. Государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов, экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и льготных транспортных тарифов отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

Необходимо отметить, что государственное регулирование процесса ценообразования с учетом перечисленных форм воздействия на цены является очень сильным регулятором экономического развития. Используя ценовую политику, государство воздействует на спрос и предложение, перераспределение доходов и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желаемом для правительства направлении. Государство должно проводить политику ценообразования прежде всего в целях обеспечения стабильности цен, оживления инвестиций, развития производства и, в конечном итоге, подъема национальной экономики. Но использовать методы регулирования ценообразования необходимо с особой осторожностью, продуманностью, так как один неправильный шаг в этой области может свести на нет все другие усилия государства по регулированию экономики.

8.3. Субсидирование производства

В отраслях, где государство не является ни производителем, ни потребителем продукции, оно тем не менее имеет возможность оказывать всестороннее воздействие на решения частных производителей благодаря субсидиям и налогам. Субсидия в переводе с латинского означает «помощь, поддержка». Государство может предоставлять помощь частным производителям в двух видах: в виде дотаций и субсидий. Различие между ними заключается в том, что субсидия предоставляется на определенное мероприятие (имеет целевой характер), и если она используется не по назначению, то подлежит возвращению в бюджет. Субсидии бывают трех видов: прямые, косвенные (опосредованные), скрытые.

Наиболее важный набор прямых субсидий в большинстве стран предназначается сельскому хозяйству. В США затраты государства на субсидирование производителей кукурузы и риса достигли в 1996 году 57% от стоимости урожая. Субсидии предоставляются, как правило, жизненно важным в экономической структуре страны отраслям, где функционирование предприятий недостаточно рентабельно или убыточно. Такая ситуация возникает вследствие установления государством лимита цен на продукцию данной отрасли из-за ее социальной значимости либо в периоды ухудшения экономической конъюнктуры, когда предприятие может обанкротиться и прекратить поставки важной для государства продукции (оборонной техники, электроэнергии и др.). Государственные субсидии необходимы в период крупных структурных преобразований в народном хозяйстве. Как правило, на основе прямого субсидирования осуществляется поддержка некоторых научных учреждений системы образования, подготовки кадров и т.п. Однако этот метод не лишен недостатков, основным из которых является сложность эффективного централизованного контроля за использованием выделяемых субсидий.

Косвенные или опосредованные субсидии - это вид помощи, которую получает производитель благодаря налоговым льготам. Также этот вид субсидий называют налоговыми расходами государства, то есть правительство должно учитывать потери налоговых поступлений, связанные с предоставленными льготами. В большинстве стран мира такие льготы предоставляются для стимулирования конкретных видов деятельности (в США они в 54 раза больше прямых федеральных субсидий фирмам), на содержание жилья (субсидии живущим в собственных домах - исключаются из налогообложения проценты по закладным), на взносы предприни-мателей в область бесплатного медицинского обслуживания, а также образования (льготное налогообложение взносов в пользу организаций в сфере образования и освобождение от налогов стипендий равны прямым федеральным расходам на эти цели).

Скрытые субсидии реализуются через предоставление преимуществ отечественным производителям какого-либо товара посредством ограничения импорта этого товара или обложения его ввозной пошлиной. Этот вид субсидий не отражается в статистике как государственных, так и налоговых расходов. Например, когда государство ограничивает импорт какого-либо иностранного товара или облагает его пошлиной, то это приводит к росту цен на данный товар. В этой ситуации отечественные производители получают дополнительную прибыль либо за счет увеличения цены своего товара, либо за счет расширения производства при том же уровне цен на свой товар. Так происходит эффективное субсидирование отечественных производителей, оплачиваемое не государством, а непосредственно потребителями.

К дотационным группам отраслей в РФ относятся:

1) отрасли, которые являются жизнеобеспечивающими для населения: сельское хозяйство, транспорт, связь, энергетика;

2) отрасли, в которых по постановлению Правительства РФ проводится крупная техническая перестройка;

3) отрасли, нуждающиеся в валютных средствах для приобретения ресурсов: полиграфическая, пищевая, медицинская.

Имеют право претендовать на получение субсидий следующие предприятия:

1) предприятия, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет более 25%;

2) предприятия, активно содействующие выполнению важнейших показателей народнохозяйственного развития;

3) предприятия, ориентированные на выпуск продукции, необходимой населению страны или являющейся комплектующим изделием для других производств, заведомо убыточной;

4) предприятия, занимающиеся реализацией государственной социальной политики;

5) обеспечивающие экономическую безопасность страны предприятия, на которых назрела необходимость крупного технического перевооружения.


   
 
  • Опубликовано: 27 апреля 2015 /
  • Просмотров: 21619
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Финансовое право. Учебное пособие
  • Комп’ютеризована система обліку та контролю фінансів на прикладі Управління пенсійного фонду України Красно донського району Луганської області
  • Разработка системы рационального управления бюджетными средствами для решения социальных проблем
  • РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА, ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
  • Автореферат. Разработка и внедрение системы антикризисного управления на промышленных корпорациях на основе формирования инвестиционных программ
  • Методичка по предмету “Хозяйственное право”
  • Автореферат. Совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий в условиях макроэкономической нестабильности
  • Особенности формирования доходов физических лиц на малом предприятии
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.