Государственное регулирование экономики

8.4. Государственные закупки товаров и услуг.

Государственные заказы

Государственное регулирование предпринимательства в развитых странах осуществляется через систему государственных рынков, что выражается в широкомасштабном участии государства на особом рынке государственных закупок и заказов, которые являются важнейшим элементом и составной частью общенационального рынка.

Ежегодно государство покупает товаров и услуг на суммы в миллиарды рублей. Это делается в целях обеспечения национальной обороны, эксплуатации сети автодорог, обеспечения здравоохранения, образования, милицейской защиты, пожарной безопасности, содержания парков и т.д. В США эти закупки составляют пятую часть суммарного производства. Государственные закупки товаров и услуг выражаются суммами, идущими на товары и услуги, предоставляемые общественности бесплатно (общественные товары - национальная оборона, образование, здравоохранение, автомагистрали и др.), а также в виде программ, направляемых на содействие торговле, на строительство жилья и проекты развития городов, на сохранение природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Увеличение средств, затрачиваемых государством на приобретение товаров и услуг, произведенных частным сектором, через мультиплицирующий эффект приводит к росту ВВП, активизирует предпринимательство, способствует реализации основных направлений социальной политики, повышает качество жизни населения.

На рынке государственных заказов устанавливаются и реализуются экономические и договорные связи государства как заказчика продукции с его подрядчиками - государственными унитарными предприятиями и частным капиталом. Через систему предварительных заказов государство приобретает уникальную продукцию. Государственные заказы реализуются на различных уровнях государственного рынка: федеральном, региональном, муниципальном.

Формирование и реализация государственного заказа подчиняются следующим принципам:

- заказчиком продукции выступает государство, располагающее финансовыми и иными ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам;

- состав заказов связан с системой общегосударственных потребностей и функциями государства в различных отраслях общественно-политической жизни страны;

- объем государственных заказов ограничивается размерами государственного бюджета;

- заказы размещаются и выполняются на договорной основе.

Используя государственные заказы как важнейший инструмент воздействия на хозяйствующие субъекты, государство решает следующие социально-экономические задачи:

- стимулирует развитие тех или иных отраслей народного хозяйства;

- обеспечивает поддержку научных исследований, создания и внедрения новых технологий в области здравоохранения, экологической безопасности;

- ориентирует частный сектор на выполнение показателей индикативного плана развития государства;

- способствует повышению эффективности производства, так как основными условиями размещения заказа являются экономичность, эффективность предлагаемого проекта;

- увеличивает совокупный спрос.

Размещение государственных заказов осуществляется путем проведения открытых торгов (тендеров). На этих торгах в условиях открытости государство реализует свои заказы среди фирм - участниц торгов на принципах конкуренции. Эта конкурентная система, адекватная самой рыночной экономике, позволяет обеспечить предприятиям как наиболее выгодные экономические условия, так и решение поставленных задач при выполнении заказов.

8.5. Амортизационная политика

В условиях научно-технического прогресса, когда происходит быстрый моральный износ производственного оборудования, закономерной тенденцией становится повышение норм амортизации и сокращение амортизационных сроков, что позволяет ускорять темпы накопления капитала одновременно с уменьшением массы налога на прибыль. Естественно, что в таких условиях проводимая государством амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и дальнейшему ускорению НТП. При разработке амортизационной политики государство должно соблюдать следующие принципы:

- переоценка основных средств, особенно в условиях инфляции, должна осуществляться своевременно;

- нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных средств;

- амортизационные отчисления на предприятиях должны использоваться только исходя из их функционального назначения;

- нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных средств, а также с учетом срока их морального и физического износа;

- предприятия должны иметь возможность применять ускоренную амортизацию. Сущность политики ускоренной амортизации заключается в разрешении списывать амортизационные отчисления в масштабах, существенно превышающих реальный износ основного капитала, что выступает своего рода налоговой субсидией предприятиям, предназначенной для последующих капиталовложений.

Проводя правильную амортизационную политику, государство позволяет предприятиям минимизировать последствия морального износа, повышать качество выпускаемой продукции, снижать расходы предприятия на ремонт основных средств, производить продукцию в соответствии с мировыми стандартами.

8.6. Государственная поддержка малого бизнеса

Малое и среднее предпринимательство играет важную роль, формируя конкурентную среду, насыщая потребительский рынок, быстро реагируя на изменение конъюнктуры, предопределяя необходимые структурные сдвиги. Развитие сети малых предприятий позволяет совершенствовать подетальную и технологическую специализацию крупных производственно-хозяйственных комплексов, которым они поставляют комплектующие элементы готовой продукции. Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживания социальных конфликтов, создания новых рабочих мест. Деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, решение региональных проблем. Они становятся основой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования.

Согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г., под субъектами малого предпримательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, а средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

- в научно-технической сфере - 60 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

- в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

По данным Госкомстата России, на 1 января 2002 года в Российской Федерации зарегистрировано 843 тыс. малых предприятий. Число малых предприятий по сравнению с их количеством на 1 января 2001 года (879 тыс.) снизилось на 4,1%: в промышленности - на 6,8 % (со 134 тыс. в 2000 году до 125 тыс. в 2001 году); в строительстве - на 3,9 % (со 127 тыс. до 122 тыс.); в торговле и общественном питании - на 4,7 % (с 408 тыс. до 388 тыс.). Вместе с тем наблюдается ежегодный рост числа индивидуальных предпринимателей - в среднем на 10 процентов. Сейчас их количество превышает 4445 тыс. человек. Численность работников, занятых на малых предприятиях, с учетом индивидуальных предпринимателей составляет 11881 тыс. человек, что составляет около 19% от общей численности занятых в российской экономике.

Согласно прогнозу в 2002 и 2003 годах прирост числа малых предприятий увеличится и составит в 2002 году до 6,9 % и в 2003 году до 1,7 %. В результате этого на 1 января 2004 года число малых предприятий составит около 917 тыс. (при оптимистическом варианте), что на 8,7% выше, чем на 1 января 2002 года.

Наряду с уменьшением числа малых предприятий в промышленности, изменение отраслевой структуры малых предприятий сопровождается увеличением числа малых предприятий, работающих в области строительства и торговли и общественного питания. Так в 2002 году число малых предприятий торговли и общественного питания (по сравнению с 2001 годом) выросло на 21,1% и составило на 1 января 2003 года 470 тыс., а число малых строительных предприятий выросло на 3,3 %, составив 126 тысяч. При этом доля малых предприятий торговли в отраслевой структуре малых предприятий увеличилась с 46% в 2001 году до 51,3 % в 2002 году.

Общая среднесписочная численность работников малых предприятий в течение 2002-2003 гг. возрастала и на 1 января 2003 года составила 6938 тыс. человек.

Объем производства товаров и услуг малыми предприятиями в 2001 году по сравнению с 2000 годом вырос на 39,1% и составил 853,9 млрд рублей. По основному виду деятельности был осуществлен выпуск товаров и услуг на 762,4 млрд рублей (89,3% от общего объема производства).

В соответствии с прогнозом в течение 2003-2005 гг. в целом по малым предприятиям ежегодные темпы прироста выпуска товаров и услуг в сопоставимых ценах прогнозного периода составят от 39% до 49%, причем для предприятий промышленности - от 35% до 40%, для предприятий строительства – 40-50%, для предприятий торговли и общественного питания – 39-47%.

Под системой государственного регулирования малого предпринимательства понимается экономическое, правовое, организационное обеспечение среды для эффективного и устойчивого развития малого предпринимательства. В условиях перехода к рыночной экономике оно заслуживает особой поддержки, исходя из его роли в преобразовании общества - развитие сектора малого предпринимательства является основой социальной и производственной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рынку. В настоящее время существует стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования, используемый при поддержке малого бизнеса. В целом механизм поддержки малого предпринимательства включает законодательную и нормативно-правовую базу, устранение административных барьеров; кредитно-финансовую и инвестиционную поддержку малого бизнеса; информационное обеспечение и содействие в организации безопасности и защиты малых предприятий от противоправных посягательств.

В области законодательства следует выделить:

- упрощение процедур и установление льготного регистрационного сбора при государственной регистрации физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и субъектов малого предпринимательства;

- сокращение числа разрешительных и согласующих административных процедур и правил;

- введение норм ответственности государственной администрации за препятствование деятельности, связанной с выходом на рынок новых и развитием действующих малых предприятий;

- принятие нормативных документов, способствующих легализации так называемого «серого» («челночного») бизнеса.

Кроме этого в ближайшее время предстоит принять конкретные меры по поддержке малого предпринимательства, главными из которых являются:

- совершенствование системы налогообложения малого бизнеса;

- развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства с целью обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;

- совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества;

- оказание малым предприятиям необходимой информационной и консультационной поддержки за счет создания специализированных центров;

- укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;

- пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям.

Решение перечисленных и ряда других задач позволит создать наиболее благоприятные по сравнению с нынешними условия для свободного развития малого предпринимательства.

Основная политика по поддержке малого предпринимательства постепенно перемещается непосредственно в регионы. Соответственно необходимо создать социально-экономический и правовой механизм, сочетающий государственное регулирование и региональное самоуправление с учетом мнения деловой общественности. Подобный трехсторонний механизм предполагает совместное использование методов экономического регулирования в интересах содействия развитию малого предпринимательства, в том числе по формированию нормативно-правовой базы, распределению льгот и субвенций, участию в бюджетном процессе, предоставлению различных гарантий инвесторам, ограничению бюрократического произвола и т.п.

Осуществляя поддержку малого бизнеса, государство реализует цели антимонопольного регулирования экономики, содействует решению проблем занятости, созданию крепкого среднего класса, поддерживает инновации, способствует созданию инфраструктуры и механизмов внедрения научно-технических разработок, а также выведению экономики из кризиса, ускоряет темпы экономического роста.

8.7. Промышленная политика государства

Экономический потенциал России как индустриальной державы в основном определяется уровнем развития ее промышленного комплекса. Для решения сложных задач, стоящих перед российской промышленностью, необходимо целенаправленное воздействие государства. Это связано с тем, что деформированная и нерыночная по своей сути отраслевая и технико-технологическая структура отечественного индустриального комплекса не может быть успешно реформирована только лишь на основе механизмов саморегуляции.

Государственная промышленная политика - это целостная система мер, направленная на решение стратегических и тактических задач воссоздания и развития индустриального потенциала страны. Главной целью промышленной политики государства должно быть создание многоотраслевого высокотехнологичного и конкурентоспособного по мировым критериям промышленного комплекса, обеспечивающего укрепление экономической независимости и национальной безопасности России, достойный уровень жизни населения, оздоровление экологической обстановки и интеграцию российской экономики в систему мирохозяйственных связей на равноправных и взаимовыгодных условиях.

За годы реформ в России были разработаны различные концептуальные подходы к реализации государственной промышленной политики. На старте реформ концепция экономической политики базировалась на представлении, что общие экономические реформы институциональной среды, создание рыночных механизмов позволят решить проблемы отраслей и предприятий без вмешательства государства. Хотя в программных правительственных документах 1992 года был определен перечень приоритетных секторов экономики, из-за недостатка ресурсов государственная политика была сведена к поддержке отдельных предприятий.

Следующий этап в разработке концепций государственной промышленной политики (1993-1995 гг.) характеризуется активными попытками изучить и использовать опыт других стран. Основными «китами», на которых базировались разработки, являлись сначала стимулирование внутреннего спроса, обеспечение промышленных предприятий дешевым оборотным капиталом для увеличения загрузки имеющихся мощностей и поиск «отраслей-локомотивов», государственная поддержка которых через межотраслевые связи могла бы дать импульс росту промышленного производства. Затем, к 1995 году, основой концепции стали так называемые «точки роста», развитие импортозамещения за счет протекционистской внешнеэкономической политики, ускорение внутрипромышленной интеграции и построение производственных «цепочек» (ФПГ). Эти разработки не были доведены до стадии практического применения и не дали ожидаемого эффекта прежде всего из-за отсутствия у государства ресурсов для проведения активной государственной политики, а также вследствие того, что не удалось добиться консенсуса по вопросам отраслевых приоритетов и создать конкретные механизмы реализации промышленной политики.

Десятилетний опыт противоречивых попыток сформировать цельную долгосрочную программу развития российской промышленности воплотился в принятой в 2000 году Правительством РФ «Программе развития Российской Федерации на 2001-2010 гг.».

В настоящее время в основе государственной политики в области экономических преобразований в целом и реформировании промышленного комплекса в частности лежат следующие важнейшие принципы:

- примат рынка и рыночных отношений перед административными методами управления (минимизация вмешательства государства, равные условия конкуренции, открытый характер экономики и т.п.);

- констатация необходимости перехода к новому уровню сотрудничества между государством и бизнесом, в том числе в виде заключения отраслевых соглашений;

- признание необходимости реформирования государственного сектора за счет не только приватизации, но и повышения эффективности управления;

- ответственность государства за развитие отраслей инфраструктуры;

- приоритет отраслей «новой» экономики, под которыми понимаются сектор информационных технологий и отдельные отрасли в области услуг (туризм, перевозки, образование).

При формировании государственной промышленной политики России основное внимание целесообразно уделить четырем ключевым вопросам. Первым из них является восстановление управляемости экономики.

Система регулирования индустриального комплекса должна быть трансформирована с учетом того, что ее объектами в промышленности становятся предприятия трех типов: полностью огосударствленные, или казенные, находящиеся в прямом административном подчинении федеральных органов, коммерциализированные с государственным участием и полностью негосударственные. Реформа государственных предприятий должна позволить уполномоченным федеральным органам через назначенных ими директоров казенных предприятий и своих представителей в наблюдательных советах акционерных обществ осуществлять эффективное управление и распоряжение государственным имуществом, а также давать возможность отчуждать при необходимости часть прибыли на общефедеральные цели. По отношению к последней группе предприятий государству следует применять экономические методы.

По направлениям промышленной политики предприятия делятся на три группы:

1. Предприятия экспортно-ориентированных отраслей (нефть, газ, лес, алмазы). Они имеют все возможности и необходимые условия для развития на собственной финансовой базе и не нуждаются в прямой государственной поддержке.

2. Отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка (авиация, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, вооружение, частично машиностроение и электроника, биотехнология). Это сектор потенциальных и реальных высоких технологий. Он может рассчитывать на все формы государственной поддержки: госзаказ, инвестиции, субсидии, экспортные кредиты и др. При этом приоритет получают высокоэффективные проекты, в которых государство участвует на долевых началах с частными инвесторами и реализация которых окупит затраты в течение полутора - двух лет.

3. Отрасли с большим техническим отставанием (автомобильное, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая промышленность). По отношению к ним не намечается прямой государственной поддержки, кроме чрезвычайных случаев. Такие отрасли должны самостоятельно приспосабливаться к рынку. Однако предприятиям могут предоставляться кредиты на эффективные проекты под жестким контролем государства за их расходованием. Государство также защищает их дозированным протекционизмом с помощью снижающихся импортных тарифов (в пределах, допускаемых международными нормами), сертификации иностранной продукции, антидемпинговых процедур, нетарифного регулирования.

Таким образом, восстановление управляемости экономики достигается повышением эффективности управления государственными предприятиями и оказанием различных мер государственной помощи предприятиям частного сектора.

Вторым ключевым вопросом является проведение крупномасштабных организационно-хозяйственных преобразований, в первую очередь связанных с приватизацией, без чего немыслимо реформирование промышленного комплекса. При этом приватизацию уже следует рассматривать не как самоцель, а исключительно как средство повышения эффективности деятельности предприятий и пополнения государственного бюджета. Следовательно, она должна осуществляться на следующих принципах:

во-первых, государственная собственность может быть реализована всем потенциальным покупателям лишь на конкурсных началах и по рыночным ценам (при этом такая основа приобретения контрольных пакетов акций подразумевает предложение их по наивысшей цене и с учетом наиболее перспективного инвестиционного плана);

во-вторых, должно быть запрещено предоставление каких-либо льгот отдельным категориям граждан в зависимости от мест их жительства или работы;

в-третьих, отсутствие конкурсных заявок, обеспечивающих переход государственного имущества к эффективному собственнику, должно служить основанием для запрета на приватизацию данного предприятия (в таких случаях следует закреплять контрольный пакет акций за государством и передавать его в трастовое управление на конкурсной основе).

Направления организационно-хозяйственных преобразований связаны с дальнейшим формированием финансово-промышленных групп (ФПГ) и государственной поддержкой предпринимательства и малого бизнеса. При этом ФПГ могут рассматриваться как важнейший структурообразующий элемент промышленного комплекса, который должен обеспечить конкурентоспособность российских товаропроизводителей в условиях открытой рыночной экономики. ФПГ призваны стать одним из главных средств реализации государственной структурной политики, которые бы гарантировали осуществление воспроизводства, накопления, концентрации и обращения финансового, производственного, товарного капитала, их инвестирование в приоритетные сферы промышленности, а также средством повышения управляемости индустрии и нацеливания ее развития на достижение высоких конечных социально-экономических результатов.

Актуальным остается вопрос реформирования предприятий, целью которого является рост эффективности производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и повышение их приспособляемости к функционированию в условиях рынка. В соответствии с законодательными актами («Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций», «Типовая программа реформирования предприятий и методические рекомендации по разработке снабженческо-сбытовой, производственно-технологической и инновационной, ценовой и финансовой политики предприятия, а также кадровой политики и управлению персоналом» и др.) меры государственной поддержки процесса реформирования предприятий включают:

- создание единой системы регистрации прав собственности на имущество;

- разработку обязательных стандартов раскрытия информации о ценных бумагах;

- обеспечение возможности приобретения земельных участков, занимаемых предприятием;

- создание условий для рыночной оценки активов;

- организацию подготовки и переподготовки менеджеров;

- разработку общегосударственной программы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и т.д.

Третье направление - проведение специфичной структурной и инвестиционной политики в промышленности. Важной задачей структурной политики переходного периода является государственная поддержка товаров отечественного производства, конкурирующих с импортом. Эту поддержку необходимо осуществлять исключительно на селективных началах - под программы и проекты, признанные экономически эффективными, и предоставлять ее только на возвратной основе, за исключением проведения фундаментальных научных исследований, сохранения обороноспособности и безопасности страны и населения, строительства социальных объектов общефедерального значения. Одним из главных направлений структурной политики должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения, пенсионных, страховых и иных фондов и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом, в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодные инвестиции в самые эффективные объекты реального сектора.

Четвертым ключевым вопросом является оздоровление экономической среды, где осуществляют свою деятельность предприятия. Понятно, что эта проблема выходит за рамки собственно промышленной политики. Однако без ее решения невозможно нормальное функционирование товаропроизводителей. Поэтому государственная промышленная политика должна содержать аспекты, касающиеся бюджетной, налоговой, ценовой, кредитной, амортизационной, антимонопольной политики. Это поможет стабилизировать ситуацию в промышленности, сформировать эффективные «точки роста» и обеспечить в конечном итоге создание условий для успешного индустриального развития России.

Рост промышленного производства в 2002 году составил 4% по отношению к предыдущему году, на 2003-2005 гг. прогнозируется рост данного показателя по 1 варианту – 3,2-4,2%, по 2 варианту – 4,1-5,5%. Наиболее быстрыми темпами развиваются инвестиционные отрасли (машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов) и потребительские (легкая и пищевая промышленность). Индекс физического объема отраслей инвестиционного комплекса достиг в 2002 году 104,1%, а отраслей потребительского комплекса – 104,5%. В 2003-2005 гг. прогнозируется рост производства отраслей инвестиционного комплекса – 4,7-5,8%, а отраслей потребительского комплекса - 4,1-6,9%. Темп роста производства экспортноориентированных отраслей (топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) по оценке 2002 года составил 103,6%. Рост производства отраслей этого комплекса в 2003-2005 гг. достигнет 2,1-2,9%. Достижение прогнозных показателей возможно при росте конкурентоспособности производства отечественных товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках, при осуществлении структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, обеспечивающих территориально обусловленные потребности в занятости населения.

Система общеэкономических мер стимулирования развития промышленности строится, исходя из необходимости поддержания конкурентоспособности российской промышленности в рамках ВТО. Правительство уверено в целесообразности полномасштабного участия России в процессе глобализации и в позитивной роли установления декларируемых ВТО правил эффективной конкуренции для развития перспективной части российской промышленности. В рамках задач отраслевого регулирования предполагается на данном этапе участие государства в решении вопросов по ликвидации критических структурных диспропорций, связанных с сырьевым и оборонно-промышленным комплексами. На новом этапе модернизации экономики государственное регулирование будет направлено на стимулирование структурных изменений с целью увеличения доли отраслей, отвечающих определенным требованиям (высокий экспортный потенциал, низкая капитало- и энергоемкость, высокая «интеллектуалоемкость»; кроме того, отрасль не должна быть замкнутым «анклавом», что позволит получить не только прямые, но и косвенные эффекты от ее развития), а также на повышение инновационной активности и углубление международной интеграции в сфере высоких технологий и наукоемких производств в условиях глобализации.


   
 
  • Опубликовано: 27 апреля 2015 /
  • Просмотров: 21617
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Финансовое право. Учебное пособие
  • Комп’ютеризована система обліку та контролю фінансів на прикладі Управління пенсійного фонду України Красно донського району Луганської області
  • Разработка системы рационального управления бюджетными средствами для решения социальных проблем
  • РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА, ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
  • Автореферат. Разработка и внедрение системы антикризисного управления на промышленных корпорациях на основе формирования инвестиционных программ
  • Методичка по предмету “Хозяйственное право”
  • Автореферат. Совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий в условиях макроэкономической нестабильности
  • Особенности формирования доходов физических лиц на малом предприятии
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.