Государственное регулирование экономики

Глава 9. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

9.1. Конкуренция и монополизм в экономике России

Экономика СССР функционировала в условиях государственной монополии на факторы и результаты производства. Движущей его силой являлись в основном задания, определяемые в законодательном порядке в форме плана. Предприятия не конкурировали между собой за рынок и прибыли, а активно соперничали за получение фондов, лимитов, импортного оборудования, государственных капиталовложений, за снижение директивных заданий. Эта «административная» конкуренция принуждала предприятия к выполнению плановых заданий и позволяла эксплуатировать государственные ресурсы в своих интересах. Материальная основа такой конкуренции - высокая степень концентрации производства и слаборазвитость «второго этажа» экономики - мелкого бизнеса. В России 94,8% продукции отдельных отраслей машиностроения, 56,3% - металлургии, 74,3% - химико-лесного комплекса, 58,9% - строительной индустрии производилось лишь одним-тремя предприятиями соответствующих отраслей. На крупные предприятия (объем продаж более 10 млн рублей в год) в конце 80-х годов приходилось более половины валовой продукции промышленности, более трети занятых работников и почти 70% потребляемой электроэнергии.

В переходный период проводится политика демонополизации и развития конкуренции между предприятиями, которая призвана заменить план в качестве средства повышения их эффективности. Демонополизация является длительным процессом создания необходимых условий для развития конкуренции и носит многоплановый характер, включая снижение чрезмерной концентрации производства товаров, устранение экономических и административных барьеров для свободного их перемещения, выхода на рынок новых конкурирующих структур, контроль за ходом приватизации и т.п.

Что следует понимать под конкуренцией и монополией?

Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, самостоятельные действия которых эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия производства товаров и их обращения на соответствующем рынке. Конкуренция обусловлена суверенным правом каждого хозяйствующего субъекта на реализацию своего экономического потенциала. Это неизбежно приводит к столкновению между ними, ибо достижение поставленных целей представителями одного предприятия происходит за счет ущемления интересов других деловых людей. Конкуренция - это основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста. Жизнь показывает, что именно благодаря конкуренции и на ее основе для государств с рыночной экономикой характерно более интенсивное продвижение вперед.

Антипод конкуренции - монополия. В узком смысле монополия - это отрасль, состоящая из одной фирмы, производящей весь отраслевой объем предложения. Однако на практике чаще используется понятие монополии в более широком смысле: под монополией понимают такую рыночную ситуацию, когда одна или незначительное количество фирм отрасли производят и продают основную долю каких-либо товаров и услуг. Эти фирмы осуществляют монопольную власть на рынке, что означает осуществление ими контроля за ценой, объемом производства и направлениями продаж производимых товаров и услуг.

Добившись доминирующего положения на рынке, фирма стремится к его упрочению, применяя различные методы, например отрезая соперников от источников сырья, используя «разрушительный демпинг» и даже призывая на помощь государство. В прошлом доминировала борьба до полного уничтожения соперников. Сегодня под воздействием различных факторов стратегия монополизации осуществляется в основном через захваты предприятий соперников и подчинение их своим интересам с помощью скупки акций, выдачи кредитов, а также посредством договоров о слиянии.

Сравнительный опыт функционирования различных рыночных структур свидетельствует о том, что усиление в них монопольной власти отдельных фирм приводит к общественным экономическим потерям. Американские экономисты в 80-е годы ХХ века подсчитали чистые убытки господства монополий. Они составили 0,5-2% ВВП. Эти убытки проявились в неэффективном использовании и распределении ресурсов между различными отраслями, в невосприимчивости к НТП, в ухудшении условий производства и качества продукции, в высоких ценах и т.д. Кроме этих отрицательных последствий монополизма, в нашей стране с производственной монополией нередко связано сохранение отстающих предприятий: они не могут быть закрыты, так как являются единственными производителями профильной для них продукции, и становятся тяжким бременем для государственного бюджета. Как отмеченные, так и неназванные негативные моменты монополизма в экономике заставляют современные государства разрабатывать и проводить антимонопольную политику, направленную на развитие конкуренции.

В России начала 90-х годов разрушение командно-административной системы происходило быстрее демонополизации экономики. В результате отечественные монополии вплотную занялись реализацией своих рыночных преимуществ - поднимали цены, ограничивали производство и продажи, экономили на качестве. Следует отметить, что отечественные монополистические структуры и сегодня препятствуют открытой и честной конкуренции, оказывают противодействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний, негативно реагируют на попытки государства ограничить их монополистическое поведение, формируют свои механизмы давления на власть. Поэтому государство должно твердо встать на защиту конкуренции, противопоставить монополизму свой экономический потенциал, найти действенные средства антимонопольной профилактики.

Однако, кроме традиционного монопольного права предприятий перед потребителем, экономике России был присущ особый вид монополизма - ведомственный монополизм центральных и местных органов управления, федеральных и республиканских министерств и ведомств. Они, не являясь ни собственниками, ни товаропроизводителями, не неся никакой ответственности за результаты работы предприятия и обоснованность принимаемых решений, единовластно распоряжались средствами производства и результатами труда, управляли производством и распределением продукции в каждом звене народного хозяйства. Если с переходом на рыночные рельсы хозяйствующим субъектам удалось освободиться от мелочной опеки министерств и ведомств, то деятельность органов местного самоуправления иногда попадает под определение монополистической. Поэтому антимонопольное регулирование в России распространяется и на деятельность этих субъектов.

9.2. Содержание, виды и модели антимонопольной политики

Система государственного антимонопольного регулирования формируется во всех странах, где экономика строится на рыночных принципах. Кроме административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможности производителей монополизировать рынки, эта система включает и юридические меры.

Таким образом, антимонопольное регулирование экономики - это комплекс экономических, административных мер, законодательных актов, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, на обеспечение всем субъектам равных условий хозяйствования и недопущение недобросовестной конкуренции.

Более чем столетний мировой опыт антимонопольного регулирования позволяет выделить четыре основных его направления:

1. Ограничивается монополизация рынка. Под ней подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Законом запрещены формы монополистического поведения на рынке, приносящие вред другим участникам торговых сделок.

2. Запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние расценивается как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию.

3. Запрещается установление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен, «демпинговые» цены и другие виды сговора в отношении цен).

4. Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах. Необходимость такого рода правовых мер связана с недобросовестными методами соперничества, к которым относятся:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

- самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки, внешнего оформления товара других хозяйствующих субъектов;

- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Антимонопольное регулирование предполагает законодательное (административное) и корректирующее (нормативно-ориентирующее) регулирование. Законодательное антимонопольное регулирование основано на противодействии недобросовестной конкуренции, монополистической практике и монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением. Первый закон, запрещавший монопольные соглашения, был принят в Канаде в 1889 году, затем год спустя в США - закон Шермана. В соответствии с этим законом создание монополии - преступление, которое влечет за собой уголовное наказание: штраф до 5000 долларов и тюремное заключение на срок до одного года. Вскоре по этому образцу были приняты законы в Австралии и Новой Зеландии. Антимонопольные законы в странах Европы были приняты несколько позже: в Бельгии - 1935 г., в Нидерландах - 1935 г., в Дании - 1937 г. И хотя принято считать, что именно закон Шермана является отправной точкой развития законодательства о конкуренции во всем мире, на самом деле корни антимонопольного регулирования уходят вглубь веков. Первым антимонопольным законом общего характера, где впервые использовался термин «монополия», принято считать конституцию императора Зенона (483 г.). Попытки законодательного воздействия на конкурентный механизм с целью защиты потребителей и предпринимателей от недобросовестной рыночной практики можно обнаружить в Гражданском кодексе Наполеона, который запрещал обман и мошенничество в сфере коммерции.

В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику. В странах мира устанавливаются различные пороговые значения, по которым определяется положение монополиста. В Германии это 1/3 рынка для одного предприятия, более 50% - для двух, 2/3 - для трех предприятий; в Японии - более 50% для одного предприятия, более 75% - для двух предприятий; в Англии и Франции «планка» самая низкая - 25%.

В Англии и Франции и при слиянии не должна быть превышена 25%-я доля рынка, а также определенная величина активов; в Германии, кроме того, фиксируется нижняя граница годового объема продаж. В США, Японии, Канаде, Австралии договоры о слиянии недействительны без санкции государственной администрации.

Картели полностью запрещены в США, Германии, Франции, Испании, Канаде, Австралии, Португалии. При этом нарушением закона считается уже сам момент сговора. При доказанности факта сговора взимается штраф в тройном размере монопольной прибыли. В США участие в нелегальном картеле считается уголовно наказуемым преступлением, незаконным признается объединение снабженческой и сбытовой деятельности, даже если оно снижает издержки.

Корректирующее (нормативно-ориентирующее) регулирование направлено на ограничение монополистических проявлений в различных секторах рынка посредством стимулирования в них предпринимательской активности фирм. Антимонопольное законодательство не сможет полностью решить проблему монополизма в экономике. Необходим целый комплекс мероприятий, направленных на развитие конкуренции.Наиболее действенным фактором развития конкуренции является увеличение количества предприятий, государство способствует решению этой задачи применением комплекса мер, представленных в таблице 2.

Таблица 2

Методы развития конкуренции на товарных рынках

Методы

Условия применимости методов

1

2

Развитие предпринимательства в целях демонополизации рынков

Наличие платежеспособного спроса на продукцию

Селективная экономическая политика (налоговые льготы, дотации, льготное кредитование, поддержка малых предприятий)

Создание конкурирующих производств путем нового строительства

В случае экономической целесообразности нового строительства, наличия производственных ресурсов и инвесторов

Диверсификация и конверсия

Если предприятия не имеют сбыта продукции

Выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов из объединений предприятий, производящих взаимозаменяемую продукцию

Наличие возможности технологического, организационного и территориального обособления предприятий

При разграничении сфер деятельности предприятий в рамках товарной специализации

Наличие доступа к ресурсам, в том числе кредитным, и рынкам сбыта

Выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов, их объединений, предприятий, производящих невзаимозаменяемую продукцию,

При возможности технологического, организационного и территориального обособления предприятий, структурных подразделений, структурных единиц

Возможность разграничения сфер деятельности предприятий, структурных

Продолжение таблицы 2

1

2

выделение отдельных участков, цехов по инициативе трудового коллектива в процессе приватизации или путем принудительного разделения хозяйствующих субъектов

подразделений, структурных единиц в рамках товарной специализации

Наличие доступа к ресурсам, в том числе кредитным, и рынкам сбыта для обособляющихся хозяйствующих субъектов

Импорт товаров

При дефиците или высоком спросе и недостаточной конкуренции на внутреннем рынке

Наличие нормативно-правового, экономического, информационного обеспечения импорта

Снижение правовых, организационных, экономических барьеров, препятствующих вхождению хозяйствующих субъектов на рынок, в том числе мировой

Совершенствование законодательства, регионального управления, таможенного регулирования

Немаловажную роль в развитии конкуренции играет создание в обществе социально-политического и психологического климата, поощряющего предпринимательство, развитие инфраструктуры (ярмарки, аукционы, выставки и т.д.). В любом случае применение всех вышеназванных методов должно осуществляться после тщательного изучении конъюнктуры, с обеспечением дифференцированного подхода к монополизированным рынкам.

В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его модели, отличающиеся друг от друга жесткостью регулирования: американскую и европейскую.

Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий деятельности ее деятельности. Сторонники такого подхода, который получил название структуралистского, утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет, как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными с общественной точки зрения и должны попадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.

Европейская модель делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие, запретительные меры преимущественно административного характера.

В последние десятилетия различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не столько на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.

9.3. Специфика антимонопольного регулирования в России

Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов. Начало антимонопольному регулированию в России было положено принятием 22 марта 1991 года Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон, подвергшийся значительной переработке в 1995 году, стал ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом же антимонопольное законодательство в нашей стране представлено кроме данного закона также Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «Об акционерных обществах», «О финансово-промышленных группах», «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.

Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования экономики - само понятие монополиста как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В российском законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение», т.е. это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает определенную величину, устанавливаемую ежегодно Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В настоящее время это 65% и более. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Для осуществления контроля над предприятиями - монополистами в РФ введен Государственный реестр объединений и предприятий - монополистов, действующих на товарных рынках и занимающих на них доминирующее положение.

Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых странах проявилось при определении монополиста и его экономической власти в учете так называемых аффилированных лиц. Российское антимонопольное законодательство требует выявления и учета таких лиц. Федеральный закон «Об акционерных обществах» обязывает руководителей данных обществ вести учет аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и категорий принадлежащих им акций.

Аффилированные (взаимозависимые) лица - это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. К ним относятся следующие категории лиц:

- лицо, участвующее в имуществе другого, если доля такого участия составляет более 20%;

- физическое лицо, подчиняющееся другому физическому лицу по должностному положению;

- лица, состоящие в родственных отношениях (супруги, родители - дети, братья - сестры).

Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования - определение видов деятельности, представляющих собой злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. Особый характер монополизма в нашей стране обусловил и особенности определения видов монополистической деятельности, запрещенных антимонопольным законодательством. Закон «О конкуренции» в первую очередь направлен против монополизма в сфере управления народным хозяйством, что отличает его от подобного законодательства развитых стран, не ставящих эти цели. Виды монополистической деятельности, подлежащие государственному регулированию, отражены в таблице 3.

Как один из видов монополистической деятельности, подлежащей запрещению в России, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции в виде установления согласованных цен, разделов рынков, ограничения доступа на рынок других продавцов.

Концепция российского антимонопольного законодательства относительно российской концентрации базируется на том, что нельзя разрешать действия (сделки), влекущие за собой установление, расширение или облегчение применения рыночной власти определенного хозяйствующего субъекта, если соответствующие отрицательные антиконкурентные последствия не компенсируются положительным результатом концентрации в плане повышения конкурентоспособности данного субъекта на внутренних и международных товарных рынках. В этом смысле существует определенная гибкость законодательства: оно не носит сугубо запретительного характера, представляя заявителю возможность доказать, что позитивный социально-экономический эффект от создания данной корпоративной структуры перекроет связанный с ее появлением ущерб для конкурентной среды на товарных рынках.

Таблица 3

Запрещенные действия органов власти и хозяйствующих субъектов

Действия органов власти

Действия хозяйствующих субъектов

Необоснованный запрет на осуществление деятельности хозяйствующих субъектов

Изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита и повышения цен

Необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов

Включение в договор товаров, в которых потребители не заинтересованы

Запрет на продажу товаров из одного региона России в другой

Создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам

Указания о первоочередных поставках товаров определенному кругу потребителей

Навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора, принуждение к заключению «связанных контрактов»

Необоснованное препятствование созданию новых хозяйствующих субъектов

Нарушение порядка ценообразования, установление монопольно высоких (низких) цен

Необоснованное предоставление отдельным хозяйствующим субъектам налоговых и иных льгот

Необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства соответствующего товара

Обязательный элемент любой системы антимонопольного регулирования - совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный антимонопольный орган, который создает в регионах территориальные отделения - Министерство РФ по антимонопольной политики и поддержке предпринимательства (МАП). К его основным задачам относятся:

- содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства;

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Антимонопольный контроль предполагает предоставление в антимонопольные органы ходатайств и уведомлений при намерении осуществлять определенные виды деятельности. Ходатайства и уведомления предоставляются в МАП РФ или территориальное управление при осуществлении следующих видов деятельности:

- создание, слияние и присоединение коммерческих организаций;

- ликвидация и разделение (выделение) государственных и

- муниципальных унитарных предприятий;

- приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться чем 20% указанных акций (долей);

- приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;

- участие физического лица в исполнительных органах, советах директоров двух и более хозяйствующих субъектов.

По результатам рассмотрения ходатайств антимонопольные органы могут принять решения: а) об удовлетворении ходатайства; б) об удовлетворении ходатайства с выставлением особых требований. Так, например, при выдаче согласия на получение контроля над хозяйствующим субъектом антимонопольные органы выставляют конкретные требования к приобретателям контрольного пакета акций: они обязаны периодически информировать антимонопольные органы об изменении объемов производства и цен с обоснованием таких изменений; в предварительном порядке сообщать о намерениях и решениях, связанных с изменением снабженческой или сбытовой политики предприятия. Подобные требования выставлялись шведской фирме «Сандвиг АБ» при приобретении акций Московского комбината твердых сплавов; «ОНЭКСИМ» Банку - при согласовании осуществления прав голоса по акциям РАО «Норильский никель» и др.

МАП вправе давать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий, о расторжении противоречащих закону договоров, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства прибыли, о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, об отмене органами власти и управления принятых неправомерных актов.

Система антимонопольного регулирования экономики включает также и меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях предусматриваются и более строгие меры.

Одним из основных направлений антимонопольной политики на современном этапе является целенаправленное формирование не менее трех финансово-промышленных групп (ФПГ) на каждом федеральном (региональном) рынке. Это позволит избежать создания под эгидой ФПГ сугубо монопольных образований. В то же время этот контроль строится с учетом того, что интеграционный процесс создания ФПГ позитивен и прогрессивен, предоставляет возможность выхода на мировой рынок российских конкурентоспособных структур, соизмеримых по своему промышленному потенциалу и масштабам производства с крупными зарубежными фирмами. Сейчас по этому принципу развиваются лесопромышленные холдинги, коммуникационные компании и др.


   
 
  • Опубликовано: 27 апреля 2015 /
  • Просмотров: 21546
  •  (голосов: 1)
Обратите внимание на похожий учебный материал
  • Автореферат. Совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий в условиях макроэкономической нестабильности
  • Автореферат. Разработка и внедрение системы антикризисного управления на промышленных корпорациях на основе формирования инвестиционных программ
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Методичка по предмету “Хозяйственное право”
  • Особенности формирования доходов физических лиц на малом предприятии
  • Изучение сущности и основ формирования финансовых ресурсов предприятия
  • Безопасность предпринимательства в контексте безопасности жизнедеятельности
  • Комп’ютеризована система обліку та контролю фінансів на прикладі Управління пенсійного фонду України Красно донського району Луганської області
  • Автоматизовані сістеми управління планово-економічного відділу підприємства
  • Выбор работ
    Реклама
    О нашем учебном сайте

    Для всех студентов и даже нерадивых,

    Для умных аспирантов и девушек красивых,

    Для тех, кто изучает языки,

    Для всех, кому нужны курсовики

    (дипломы, авторефераты, диссертации),

    Для будущих философов, психологов, юристов,

    Для правоведов, сварщиков, экономистов,

    Для всех, кто к знаниям стремится,

    Учебный добрый сайт ну очень пригодится.